Создание судебной системы в Советской России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Одной из методологических предпосылок изучения любого социально значимого компонента современности является исследование его генезиса и эволюции в предшествующие периоды. Судебная сфера не является здесь исключением. Судебная система Российской Федерации представляет собой результат развития дореволюционных и советских институтов, а также заимствования зарубежного опыта. В этом контексте изучение опыта судебных преобразований в России в первые годы советской власти обладает актуальностью и высокой научной значимостью как в плане понимания историко-правовых процессов

Содержание

Введение 3
Создание судебной системы в Советской России 1917 – 1922 гг. 6
1. Упразднение старых судов и создание новых судебных органов 6
Декрет о суде № 1
2. Система народных судов в первые годы Советской власти. 10
3. Создание и деятельность Революционных трибуналов. 27
1917 – середина 1918 гг.
Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

развитие судебной системы - к.р..doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

3. Создание и деятельность Революционных трибуналов.

1917 – середина 1918 гг.

 

Особое место в зарождавшейся  советской судебной системе занимали трибуналы. Декрет Совнаркома о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. заложил основы деятельности Революционных трибуналов. Как верно отмечается в литературе, в первоначальном проекте Декрета о суде № 1 ничего не говорилось о Революционных трибуналах, идея их создания возникла лишь на завершающей стадии работы над декретом.

Ст. 8 Декрета о суде № 1 определяла цель создания трибуналов: «для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и пр. лиц»29.

Вскоре вслед за Декретом о суде № 1 последовало «Руководство для устройства Революционных трибуналов»30. В нем была сделана попытка определения подсудности трибуналов и мер наказаний, которые они вправе применять. Что касается первого вопроса, то фактически трибуналам оказались подсудны практически все категории дел. Среди мер наказания в Руководстве перечислялись денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы и лишение свободы. Следует обратить внимание, на тот факт, что вынесение смертных приговоров изначально не входило в компетенцию Революционных трибуналов.

Ревтрибуналы учреждались  Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и могли создавать отделения по характеру рассматриваемых дел: для борьбы с контрреволюционными силами и для борьбы со спекуляцией.

В Руководстве определялся  состав Революционных трибуналов –  один постоянный председатель и шесть  очередных заседателей по каждому  отделению, избираемых Советами. Советами также составлялись общие и очередные списки заседателей. Из общего списка заседателей, составленного на один месяц в количестве не менее сорока заседателей для каждого отделения, путем жеребьевки составлялся очередной список на одну неделю в количестве шести очередных и одного-двух запасных заседателей.

Сессии очередного состава  Революционного трибунала длились  одну неделю. Дела в Ревтрибуналы поступали  через следственные комиссии.

Все неопороченные граждане могли быть в Ревтрибуналах защитниками  и обвинителями. Следственные комиссии и Революционные трибуналы могли назначать от себя как обвинителей, так и защитников.

Ст. 13 Руководства для  устройства Революционных трибуналов предусматривала создание исполнительными комитетами Советов канцелярии трибуналов, состоящих из служащих упраздненных судебных и других учреждений.

Принципы деятельности трибуналов регламентировались Инструкцией  Наркомюста от 19 декабря 1917 г. «О Революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний»31.

В компетенцию Ревтрибуналов  входили дела о саботаже; злоупотреблении  властью; об организации антиправительственных  восстаний, активном противодействии  или неподчинении советской власти, а также призывах к этому; необоснованном прекращении производства предметов массового потребления, их скупке, сокрытии, порче в целях повышения цен.

Инструкция 1917 г., как  и предшествующие документы, не наделяла трибуналы правом применять высшую меру наказания – смертную казнь. Право применения расстрела трибуналы получили только 16 июня 1918 г.32

Ревтрибуналы имели  достаточно широкий выбор наказаний. Самыми тяжкими из них были лишение  свободы без ограничения срока, конфискация имущества и объявление виновного врагом народа. Свои приговоры  Ревтрибунал выносил, исходя из обстоятельств дела, большинством голосов членов коллегий, руководствуясь при этом не какими-либо нормативными актами, а революционной совестью. В п. 2 Инструкции прямо указывалось: «меру наказания Революционные трибуналы устанавливают, руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести».

Решения трибуналов являлись окончательными, однако в случае обнаружения нарушений судопроизводства или несправедливости приговора Наркомат юстиции мог обратиться во ВЦИК с предложением пересмотра дела33.

В соответствие с Инструкцией  об организации Революционных трибуналов в состав трибуналов дополнительно  стали включаться два заместителя  председателя и один постоянный секретарь. Все они избирались местными Советами на три месяца. Заседания Ревтрибуналов проходили публично с участием народных заседателей, избираемыми исполкомами на один месяц в количестве сорока человек из общего списка заседателей.

Сессии очередного состава  Ревтрибунала по-прежнему длились не более одной недели. Обязательным стало ведение на заседании стенографического протокола.

Поводами к возбуждению  дел в трибунале служили сообщения  судебных и административных органов, партийных и профсоюзных организаций, должностных и частных лиц.

При Революционном трибунале  работала следственная комиссия для производства предварительного расследования. Она состояла из шести членов, избираемых Советами. Следственная комиссия в течение сорока восьми часов должна была рассмотреть сообщение или жалобу и направить дело по подсудности, или назначить дело к слушанию в заседании Ревтрибунала, или постановить о прекращении дела, если не найдет состава преступления.

В составе коллегии из трех лиц следственная комиссия могла  вынести постановления об аресте, обыске, освобождении арестованных. В  экстренных случаях меры пресечения могли быть приняты единолично, но с условием, что в течение двенадцати часов эта мера будет утверждена следственной комиссией.

Следственная комиссия обладала достаточно широкими полномочиями. Она имела право:

«а) требовать от всех ведомств и должностных лиц, а также от всех местных самоуправлений, судебных установлений и властей, нотариальных учреждений, общественных и профессиональных организаций, торгово-промышленных предприятий, правительственных, общественных и частных кредитных установлений доставления необходимых сведений и документов, а также дел, не оконченных производством;

б) обозревать через своих  членов и особо уполномоченных лиц  дела всех упомянутых в предыдущем пункте установлений и властей для извлечения необходимых сведений»34.

Все распоряжения следственной комиссии приводились в исполнение милицией, красной гвардией и исполнительными органами.

Жалобы на решения  следственной комиссии подавались Революционному трибуналу через председателя и рассматривались в распорядительном заседании.

При Революционном трибунале  образовывалась, путем свободной записи лиц, желающих помочь правосудию и получивших одобрение Советов, Коллегия правозаступников. Члены Коллегии могли выступать как общественными обвинителями, так и общественными защитниками, если стороны сами не избрали таковых из числа граждан обоего пола, пользующихся политическими правами. Кроме них, в судебных прениях могли принять участие еще один обвинитель и один защитник из числа присутствующих на заседании.

Система Ревтрибуналов начала формироваться в начале 1918 г. Для борьбы с преступлениями против народа, совершаемыми «путем использования печати» 28 января 1918 г. Совет народных комиссаров учредил Революционные трибуналы печати35. В их составе работали следственные комиссии из трех лиц. Революционные трибуналы печати, по сравнению с обычными трибуналами, получили возможность применять дополнительные меры наказаний, применяемыми к печатным изданиям (приостановка издания, опровержение ложных сведений и т.д.).

Совершенствование системы трибуналов началось весной 1918 г., когда советское руководство решило сократить число трибуналов и сформировать вышестоящие трибуналы. Декрет «О революционных трибуналах» от 4 мая 1918 г.36 сохранял трибуналы только в крупных центрах, одновременно упраздняя все местные и армейские Ревтрибуналы. Надо отметить, что в данном случае декрет достиг своей цели. Количество трибуналов в России значительно сократилось. К январю 1919 г. на территории России функционировало всего 39 Революционных трибуналов, из которых только 8 распространяли свою деятельность на отдельные уезды37.

Также декрет изымал из ведения  Ревтрибуналов общеуголовные дела (при этом возложив на них дела по борьбе с погромами, хулиганством, взяточничеством, подлогами, шпионажем). Таким образом, как верно отмечает И.Л. Лезов, компетенция Революционного трибунала становится строго очерченной рамками закона38.

Одновременно было отменено деление Ревтрибуналов на трибуналы  по борьбе с контрреволюцией, трибуналы  по борьбе со спекуляцией и трибуналы по делам печати. 

При Революционном трибунале  наряду со следственной комиссией образовывалась Коллегия обвинителей, в составе не менее трех лиц, избираемых местными Советами. В обязанности Коллегии обвинителей входило участие в заседаниях следственной комиссии и судебных заседаниях Ревтрибунала; дача заключений следственной комиссии по вопросам произведенного следствия, предложений по возбуждению дела, формулировок обвинительных тезисов. Все вопросы следствия следственная комиссия решала на закрытых заседаниях. В Коллегию обвинителей направлялось заключение следственной комиссии по каждому делу. При отсутствии протеста со стороны обвинителей в течение трех дней решался вопрос о дальнейшем направлении дела.

Декрет ВЦИК от 16 мая 1918 г. учреждал Революционный трибунал при ВЦИК «для суждения по важнейшим делам, которые будут изъяты из подсудности местных Ревтрибуналов постановлениями ВЦИК, СНК или НКЮ»39.

Ревтрибунал при ВЦИК состоял из председателя, шести членов и трех кандидатов (на случай отсутствия председателя или членов Ревтрибунала), избираемых ВЦИК сроком на три месяца. Сессии Ревтрибунала созывались Президиумом ВЦИК непосредственно, или по предложению СНК или НКЮ. При Ревтрибунале для следственного производства учреждалась следственная комиссия из трех лиц, избираемых ВЦИК. Также из трех человек, избираемых ВЦИК, состояла Центральная коллегия обвинителей, на которую дополнительно к обязанностям, указанным в Декрете от 4 мая 1918 г. возлагались обязанности по объединению и руководству деятельностью Коллегии обвинителей местных Ревтрибуналов. В своей деятельности Революционные трибуналы при ВЦИК руководствовались общими инструкциями Ревтрибуналов, издаваемыми НКЮ.

Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры Ревтрибуналов (кроме приговоров Ревтрибунала при ВЦИК) 11 июня 1918 г. постановлением ВЦИК40 был создан Кассационный отдел при ВЦИК. В состав Кассационного отдела входили: председатель, назначаемый СНК и утверждаемый ВЦИК; два постоянных члена – один от НКЮ, другой от ВЦИК; на заседаниях также присутствовал представитель Коллегии обвинителей.

Ревтрибунал в течение  трех дней после поступления жалобы должен был направить ее со всем делом в Кассационный отдел. Последний, в свою очередь, был обязан рассмотреть жалобу в двухнедельный срок. Кассационный отдел мог отменить приговор и предать дело для нового разбирательства в тот же Ревтрибунал, откуда поступило дело, но уже с другим составом заседателей и председательствующим. Также дело можно было направить по подсудности в другой Ревтрибунал.

В случае явного несоответствия наказания с тяжестью преступления, Кассационный отдел мог входить с представлением об изменении наказания или прекращении дела в Президиум ВЦИК.

16 июня 1918 г. вышло Постановление  НКЮ РСФСР «Об отмене всех доныне изданных циркуляров о Революционных трибуналах»41.  Постановление отменяло все декреты о Ревтрибуналах, кроме декретов от 4 и 16 мая 1918 г.

В ст. 2 Постановления  говорилось, что Ревтрибуналы не ограничены в выборе мер борьбы с контрреволюцией и другими преступлениями, кроме случаев, «когда в законе определена мера в выражениях: «Не ниже» такого-то наказания»42. Принятием этого Постановления завершился начальный этап становления Революционных трибуналов в Советской России: были установлены их состав, процессуальные формы деятельности, приняты документы, которыми они могли руководствоваться.

В феврале 1919 г. Постановлением Революционного военного совета были созданы Революционные военные  трибуналы для борьбы с контрреволюцией  в рядах Красной Армии43.

Революционный военный  трибунал состоял из председателя и  двух членов, назначаемых соответствующими военсоветами фронтов, армий, дивизий и т.д. Следствие вели военные следователи, при этом какие-либо правила разбирательства дел не устанавливались. Реввоентрибуналам были подсудны все военно-политические дела. Их приговоры не подлежали обжалованию и приводились в исполнение в течение двадцати четырех часов.

В целях дальнейшего  совершенствования системы трибуналов 12 апреля 1919 г. ВЦИК утвердил новое Положение «О Революционных трибуналах»44 вместо всех прежних декретов, инструкций и положений о трибуналах. Положение регулировало деятельность местных и Верховного трибунала при ВЦИК, и не распространялось на Революционные военные трибуналы. Также Положение упраздняло все иные чрезвычайные учреждения судебного характера. Ревтрибуналам предоставлялось неограниченное право в определении меры репрессии без оспаривания подсудности, т.к. они рассматривали дела о контрреволюционных и иных деяниях, направленных против Советской власти.

20 ноября 1919 г. ВЦИК  утвердил новое Положение «О  революционных военных трибуналах»45. В нем определялись задачи, порядок организации и система Реввоентрибуналов, а также правила разбирательства дел. В соответствие с Положением, Реввоентрибуналы учреждались «для рассмотрения дел о таких, совершенных военных действий военнослужащими Красной Армии и военнопленными, преступных деяниях, каковые по своему характеру или положению лиц, их совершивших, создают опасность для советского социалистического строя республики, укрепления в ней завоеваний революции и для ее обороны, а также и о тех деяниях, развитие коих в районе военных действий влечет за собою дезорганизацию и понижение боеспособности Красной армии»46.

Информация о работе Создание судебной системы в Советской России