Создание судебной системы в Советской России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Одной из методологических предпосылок изучения любого социально значимого компонента современности является исследование его генезиса и эволюции в предшествующие периоды. Судебная сфера не является здесь исключением. Судебная система Российской Федерации представляет собой результат развития дореволюционных и советских институтов, а также заимствования зарубежного опыта. В этом контексте изучение опыта судебных преобразований в России в первые годы советской власти обладает актуальностью и высокой научной значимостью как в плане понимания историко-правовых процессов

Содержание

Введение 3
Создание судебной системы в Советской России 1917 – 1922 гг. 6
1. Упразднение старых судов и создание новых судебных органов 6
Декрет о суде № 1
2. Система народных судов в первые годы Советской власти. 10
3. Создание и деятельность Революционных трибуналов. 27
1917 – середина 1918 гг.
Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

развитие судебной системы - к.р..doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

Коллегия правозаступников была переименована  в Коллегию защитников, обвинителей  и представителей сторон в гражданском процессе. Считалось, что она создана «для содействия Суду в деле наиболее полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе»20. Члены Коллегии избирались исполкомами Советов рабочих и крестьянских депутатов, получали содержание в размере оклада, установленного для народных судей.

Обязательное участие защитника  требовалось по уголовным делам, рассматриваемым с участием шести народных заседателей. В делах, где было признано обязательное участие обвинителя, необходимым являлось и участие защитника. Для участия в уголовном процессе обвинители и защитники определялись судом из числа прикомандированных к суду членов Коллегии. Таким образом, один и тот же человек мог оказаться по одному делу защитником, а по другому – обвинителем.

Обвиняемые по уголовному делу и  стороны в гражданском процессе имели право на обоснованный отвод  народного судьи и заседателей  в начале судебного заседания. Отвод разрешался составом суда с участием запасного заседателя. Народный судья и народные заседатели были обязаны отстранить себя от участия в деле, если прямо или косвенно были заинтересованы в его исходе или состояли в особых отношениях со сторонами (например, родственных, дружеских, враждебных и т.д.).

Производство дел в Народном суде начиналось по заявлению граждан, по предложению исполнительных комитетов  Советов и должностных лиц, а  также по усмотрению суда в случаях, «когда Суд обнаружит нарушение декрета Рабоче-Крестьянского правительства или учинение преступления»21.

Положение о Народном суде 1918 г. сохраняло  за народным судьей право единоличного решения вопроса о личном задержании обвиняемого. Дела, по которым обвиняемый содержался под стражей, рассматривались  в первую очередь. По-прежнему, все заседания суда были открытыми, кроме тех случаев, когда это специально запрещалось постановлением суда.

Положение вносило некоторые дополнения в порядок производства дел. За неявку, а также привод вызываемого в суд, постановлением Народного суда определялось взыскание.

Перед допросом свидетелей и экспертов суд выяснял, в каких отношениях состоят последние со сторонами. При необходимости производился осмотр вещественных доказательств, затребованных судом до назначения заседания. После выяснения судом всех обстоятельств дела слово предоставлялось защитнику, а затем обвиняемому. Для вынесения решения или приговора суд удалялся в совещательную комнату, куда не допускались посторонние лица. Решение или приговор выносились большинством голосов. При несогласии члена суда с вынесенным приговором, он мог представить свое особое мнение, приложенное к протоколу.

Решения и приговоры  Народного суда приводились в  исполнение сразу по истечении срока на обжалование. Если стороны отказывались от подачи кассационной жалобы, приговоры и решения приводились в исполнении до истечения месячного срока. В случае подачи жалобы в течение установленного срока исполнение приговоров и решений приостанавливалось до рассмотрения жалобы Советом народных судей.

В обязанность Народного суда входило определение мер пресечения или обеспечения иска.

Статьей 81 Положения учреждались  судебные округа, в которые входили все Народные суды губернии или соответствующей территории РСФСР. В отдельные судебные округа выделялись города Москва и Петроград.

Для рассмотрения кассационных и частных  жалоб на действия, решения и приговоры  Народных судов, а также для контроля над ними в каждом судебном округе создавался Совет народных судей. В его состав входили: председатель и его заместитель, от двух до пяти постоянных членов, а также народные судьи округа, участвующие в заседании по очереди. Избирались они губернскими съездами народных судей округа, утверждались исполнительными комитетами губернских или городских Советов и образовывали Президиум Совета народных судей.

Для разбора кассационных и частных  жалоб Совет народных судей сформировал гражданские и уголовные отделения, которые находились под контролем членов Президиума Совета народных судей.

При рассмотрении частных жалоб  заседания Совета народных судей происходили в составе не менее трех членов с обязательным участием члена Президиума. Заседания для рассмотрения кассационных жалоб проходили в составе двух членов Президиума и трех народных судей.

Согласно ст. 90 Положения 1918 г. при рассмотрении дела Совет  народных судей не сковывался пределами  кассационной жалобы и поводами, в ней указанными.

Совет народных судей  имел право отмены приговора в  случаях установления существенных нарушений, неполноты следствия, неверного применения законодательства, а также тогда, когда обжалованные решения и приговоры суда оказывались явно несправедливыми.

Дальнейшая разработка судебного законодательства осуществлялась на специальных съездах работников юстиции, на которых осуществлялось обобщение новых правовых актов. Съезды, проходившие в 1918-1920 гг., внесли существенный вклад в формирование судебной системы.

17 сентября 1920 г. НКЮ  издал циркуляр об учреждении  Особых сессий и дежурных камер народных судов22, действующих во всех губернских городах при Советах народных судей, а также в уездах при уездных бюро юстиции. Особые сессии должны были рассматривать уголовные дела, требующие особого внимания со стороны органов власти. Чаще всего это были дела, передаваемые из Революционных трибуналов и Чрезвычайных комиссий, не принятых ими к производству. Президиум Совета народных судей или уездного бюро юстиции назначал председателя Особой сессии из членов этих органов. Народные заседатели выбирались по специальному списку.

Дежурные камеры рассматривали  несложные и не требующие предварительного расследования дела. Они действовали  на территории разных судебных районов и состояли из очередного судьи и двух заседателей, имевших полное доверие советской власти и профессиональный опыт. При достаточном материале в деле, суд приступал к его немедленному рассмотрению, в противном случае направлял дело в соответствующий Народный суд.

Декретом ВЦИК от 21 октября 1920 г. было утверждено новое «Положение о народном суде РСФСР»23. Общие начала производства в Положении оставались прежними. Народный суд в составе постоянных народных судей и очередных заседателей действовал в пределах РСФСР и единолично рассматривал дела в порядке бесспорного производства, проверял законность содержания лиц под стражей, следил за производством дознания органами милиции и решал вопрос о прекращении  дознания.

Положением о Народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. упразднялись Коллегии правозаступников и учреждался институт государственных обвинителей. Обвинители назначались Губернскими исполнительными комитетами по представлению отделов юстиции. Кандидаты на должность обвинителя должны были соответствовать ряду требований: иметь право избирать и быть избранными в Советы; иметь политический опыт работы в советских организациях, теоретическую или практическую подготовку. Также в качестве обвинителя могли выступать представители учреждений, возбудивших дело.

Защитники назначались  из особых списков, составленных исполкомами  по Инструкции НКЮ от 23 ноября 1920 г. «Об организации обвинения и защиты на суде».

С осени 1920 по май 1922 г. в  условиях гражданской войны не было принято нормативно-правовых актов, существенно повлиявших на судебную систему. Окончание гражданской  войны, изменение социально-экономических  условий, а также накопление определенного опыта функционирования советских судебных учреждений привели к необходимости новой судебной реформы, которая и была проведена в 1922 году.

Правоприменительная практика 1917-1921 гг. выявила ряд существенных недостатков в устройстве и функционировании советских судебных учреждений. К 1922 г. накопился как положительный, так и негативный опыт работы советских судов. Кроме того, с одной стороны, требовалась систематизация накопленного нормативного материала, с другой – в действующем законодательстве выявился ряд пробелов, требующих ликвидации.

Одной из важных задач после окончания гражданской  войны стало укрепление «революционной законности». Оно стало интенсивно проводиться с начала 1920-х годов  путем кодификации различных  отраслей права. В 1920-е гг. были приняты гражданский, уголовный, гражданский процессуальный, уголовно-процессуальный, лесной, земельный кодексы, Кодекс законов о труде РСФСР, Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР.

В соответствии с декретом ВЦИК от 6 февраля 1922 года24  была упразднена Всероссийская чрезвычайная комиссия. Взамен ВЧК было образовано в составе Народного комиссариата внутренних дел РСФСР Государственное политическое управление, лишенное судебных полномочий25.

Началом судебной реформы 1922 г. можно считать принятие 6 мая 1922 г. Положения об адвокатуре и 28 мая 1922 г. Положения о прокуратуре. Ключевым же нормативным актом судебной реформы 1922г. стало принятие ВЦИК 11 ноября 1922 года Положения «О судоустройстве РСФСР»26, вводившееся в действие на всей территории РСФСР с 1 января 1923 г.

В соответствии со ст. 1 Положения «О судоустройстве РСФСР» в стране создавалась единая система судебных учреждений. В нее входили Народный суд, Губернский суд и Верховный Суд РСФСР. Верховный трибунал и губернские Ревтрибуналы были ликвидированы. Для рассмотрения специальных категорий дел создавались военные и военно-транспортные трибуналы, земельные комиссии, особые сессии Народных судов (по трудовым делам), позднее – арбитражные комиссии.

В результате судебной реформы 1922 г. высшим звеном судебной системы стал Верховный Суд РСФСР. Его главной задачей являлось осуществление надзора за всеми без исключения судебными органами. Верховный Суд являлся судом первой инстанции по уголовным и гражданским делам его подсудности, а также кассационной инстанцией по делам, рассматриваемым Губернскими судами.

Положение о  судоустройстве РСФСР предусматривало создание специфических органов, которые соединяли в себе функции судебных и административных органов. Их можно назвать органами специальной юрисдикции. К ним относились трудовые сессии Народных судов, земельные комиссии и арбитражные комиссии.

В 20-е гг. ХХ в. существовали и другие судебные органы, не указанные в Положении о судоустройстве РСФСР 1922 г. Среди них можно назвать:

– дисциплинарные товарищеские суды, созданные в целях  поддержания трудовой дисциплины;

– примирительные камеры, разрешающие индивидуальные и групповые споры между администрацией и работающими по договорам или соглашениям лицам;

– комиссии по делам о несовершеннолетних (до 16 лет) при городских, уездных и губернских отделах народного образования;

– примирительно-конфликтные  комиссии по жилищным делам, рассматривающие  мелкие жилищные конфликты27.

Важным элементом судебной реформы 1922 года было возрождение упраздненных в октябре 1917 г. институтов прокуратуры и адвокатуры.

Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным, обособленным органом. Центральная прокуратура РСФСР входила в качестве IV отдела в состав Наркомюста РСФСР. Работой прокуратуры руководил заместитель народного комиссара, старший помощник прокурора Республики. Нарком юстиции одновременно являлся и прокурором Республики.

Одновременно  с органами прокуратуры учреждалась  и адвокатура.

Итогом судебной реформы 1922 г. стало построение судебной системы, ставшей органичным элементом советского административно-командного государственного аппарата. Однако компромиссный характер конкретно-исторического «нэповского» периода, когда шло формирование нового суда, повлекло за собой и компромиссный характер реформы в целом. На суд пытались одновременно возложить две практически несовместимые функции: поддержание законности в стране и карательно-репрессивную функцию в интересах социальных слоев, пришедших к власти. Вряд ли в этом контексте убедительным является утверждение В.Н. Кудрявцева и А.И. Трусова, что авторы судебной реформы пытались создать в советском государстве относительно независимую судебную власть28. Такой задачи перед авторами судебной реформы 1922 г. не стояло и не могло стоять в принципе.

В целом судебная реформа 1922 г. сыграла важную роль в развитии Советской России. Она закрепила основные принципы организации советской судебной системы: ее единство, построение с учетом государственного устройства, соответствие новому административно-территориальному делению.

 

Подводя итоги, отметим, что осенью 1917 г. советское правительство  не имело четкого плана судебных преобразований. Изначально предполагалось до основания разрушить дореволюционную  судебную систему, а потом на ее месте  создать принципиально новый, советский, суд. Однако на практике эти два процесса шли одновременно.

Следует отметить и высокую  интенсивность развития законодательства, регламентирующего судоустройство и судопроизводство: было принято  три декрета о суде, два положения о народном суде и еще масса других нормативно-правовых актов. Опыт судебных преобразований 1917-1921 гг. был учтен при проведении судебной реформы 1922 г., в ходе которой была окончательно сформирована советская судебная система, многие институты которой в несколько трансформированном виде успешно функционируют и в Российской Федерации. Это касается прокуратуры, адвокатуры, трехзвенной системы судов общей юрисдикции и некоторых других институтов.

Уже с Декрета о  суде № 1 советское правительство  пошло по пути привлечения народных представителей к отправлению правосудия. Это касалось и собственно судебных органов и Революционных трибуналов. К участию в их деятельности привлекались избираемые заседатели. Несмотря на внешнее сходство с дореволюционным судом присяжных советский суд представлял собой модель суда «шеффенов», просуществовавшую в России с некоторыми изменениями в уголовном процессе до принятия УПК РФ 2001 г., а в гражданском процессе – до принятия ГПК РФ 2002 г.

Информация о работе Создание судебной системы в Советской России