Формы уголовного преследования в современном уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 14:44, реферат

Краткое описание

Введение в научный оборот понятия "уголовное преследование" требует переосмысления некоторых важных уголовно-процессуальных понятий в новом идеологическом (состязательном) контексте. Мы полагаем, что в теоретическом плане уголовное преследование в досудебный период есть деятельность, направленная на подготовку, процессуальное обоснование материально-правовых притязаний обвинительной власти к лицу, предположительно совершившему преступление.
Уголовное преследование, таким образом, есть односторонняя обвинительная деятельность, нацеленная на обоснование уголовного иска.
Целью данной работы является рассмотрения уголовного преследования, как части уголовного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Понятие и сущность уголовного преследования 5
2. Порядок и формы реализации уголовного преследования 17
2.1. Публичное уголовное преследование 17
2.2. Частно - публичное уголовное преследование 20
2.3. Частное уголовное преследование 22
2.4. Прекращение уголовного преследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Прикрепленные файлы: 1 файл

Формы уголовного преследования.docx

— 57.64 Кб (Скачать документ)

По мнению Н.Н. Полянского, уголовный иск - это требование о защите объективного правопорядка, подразумевающее и защиту признанных этим правопорядком субъективных прав граждан. Через уголовный иск государство прибегает к уголовной репрессии.

Обвинение по юридической природе, по социальной сущности представляет собой иск, иск уголовный. Мы разделяем точку зрения, что публично-правовая природа судебной защиты права против его нарушения является родовой чертой любого иска. В этом заключается конструктивное значение искового понимания обвинения. Суть его состоит в том, что судебная проверка основательности правопритязания предшествует признанию и принудительному осуществлению последнего6.

Уголовный же иск всегда адресуется суду, т.е. обвинение происходит перед судом. Уже одним этим предопределяется состязательный строй судопроизводства. Иными словами, посредством исковой формы задается определенный алгоритм действий власти в отношении индивида в связи с предполагаемой реализацией в отношении него уголовной репрессии.

Н.Н. Полянский отмечал: "Суд по общему правилу разрешает иск. Всякий иск есть утверждение, что какому-либо физическому лицу, корпорации, учреждению, или даже самому государству - принадлежит какое-либо право, например, право наказывания. Это утверждение нуждается в проверке со стороны суда".

По мнению М.Л. Шифмана, государственное обвинение начинается с предъявления уголовного иска. Требование прокурора о судебном преследовании преступника находит свое выражение не только в составлении обвинительного заключения, но и предъявлении его суду. Именно применительно к данному процессуальному моменту и следует говорить об уголовном иске.

Обвинение - это уголовный иск, поскольку иск не только правовое средство защиты субъективного частного права, но и права публичного.

Таким образом, обвинение в состязательном уголовном процессе, в том числе и государственное обвинение - это уголовный иск. В уголовном процессе обвинение может осуществляться разными субъектами (обвинителями), в различных интересах.

Прокурор осуществляет публичное уголовное преследование в публичных интересах. Это не мешает рассматривать его как субъекта искового права. Напротив, только такой подход к трактовке процессуального положения прокурора, естественным образом вытекающий из его процессуального статуса стороны в деле, позволяет занять правильную позицию при истолковании его правомочий по распоряжению материальным правом на уголовный иск в форме отказа от поддержания государственного обвинения в суде, прекращения дела по некоторым основаниям, применения особого порядка принятия судом решения, регламентированного главой 40 УПК и т.п.

Исковая деятельность обвинителя - это главным образом судебная деятельность. Однако совершенно очевидно, что обвинительная деятельность в широком смысле этим не исчерпывается. Понятно, что предъявление и поддержание уголовного иска в суде является продолжением той обвинительной деятельности (уголовного преследования), что была начата в досудебный период.

Досудебная подготовка уголовного иска есть обвинительный розыск, деятельность по собиранию обвинительных доказательств, принятие мер процессуального принуждения и иных мер, реально ограничивающих права и свободы или (и) ставящих их под угрозу ограничения, с целью установления лица, совершившего преступление, изобличения этого лица, пресечения его преступных действий, обеспечения возмещения вреда, причиненного его преступными действиями, обоснование обвинения.7

В процессуальном смысле обвинение предстает как уголовное преследование. Уголовное преследование - это деятельность, осуществляемая прокурором и другими органами уголовного преследования (участниками стороны обвинения) по привлечению к уголовной ответственности подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.

Уголовное преследование в досудебный период есть деятельность, направленная на процессуальную подготовку, обоснование материально-правовых притязаний обвинительной власти. В суде уголовное преследование имеет форму поддержания обвинения обвинителем, как публичным, так и частным.

Представляется, что к понятию уголовного преследования следует отнести и "розыскные меры", принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п.38 ст.5 УПК РФ). Кроме того, из смысла термина "момент фактического задержания" (п. 15 ст.5 УПК РФ) вытекает, что законодатель связывает возможность начала уголовного преследования не только с началом процесса (возбуждением уголовного дела). Очевидно, что оперативно-розыскная деятельность органа дознания по выявлению признаков преступления (основания для возбуждения уголовного дела) также должна быть квалифицирована как уголовное преследование. На это косвенно указывает еще ряд норм. В частности, норма в ч-2 ст.6 УПК РФ, согласно которой уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных. Очевидно, что отказ в возбуждении уголовного дела может быть формой отказа от процессуального уголовного преследования, также как и отказ обвинителя от поддержания обвинения в суде.8

Получается, что уголовное преследование шире понятия предварительного расследования, последнее является процессуальной формой (одной из форм) уголовного преследования.

Законодатель в п.5б ст-5 УПК РФ разъясняет, что уголовное судопроизводство включает в себя досудебное и судебное производство по уголовному делу. Досудебное производство - это уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п.9 ст.5 УПК РФ). Следует связывать уголовное преследование со всем досу-дебным судопроизводством, включая в него до процессуальную проверку оснований для возбуждения уголовного дела, в том числе и деятельность, предшествовавшую составлению рапорта об обнаружении преступления.

В судебном производстве уголовное преследование реализуется в новых формах. Обвинение в суде - это также форма уголовного преследования (ч-1 ст-20 УПК РФ). Поддержание обвинения в суде есть судебное уголовное преследование.

Имеет смысл сделать замечание относительно того, что следует понимать под выражениями "функция обвинения", "обвинительная деятельность", поскольку они также соотносятся с уголовным преследованием.

Из смысла п.43 ст.5 УПК РФ вытекает, что законодатель фактически отождествляет функцию обвинения и уголовное преследование (на что мы обращали внимание выше). С этим нельзя согласиться. Функция обвинения является направлением деятельности ряда участников процесса, прежде всего прокурора. Понятие функции неразрывно связано и с характеристикой властных полномочий прокурора но уголовному преследованию. Одним словом речь идет о направлении деятельности прокурора (возможности таковой), но не самой деятельности в ее реальном воплощении.

Термин "'функция обвинения" имеет, таким образом, свой смысл, отличный от понятия "уголовное преследование". Последнее есть форма реализация функция обвинения. Уголовное преследование дает бытие функции обвинения прокурора. Прокурор имеет функцию обвинения, но осуществляет ее посредством уголовного преследования лиц, подозреваемых (том числе фактически, а не только в процессуальном порядке), обвиняемых в совершении преступления. Уголовное преследование распадается на досудебное и судебное - в форме поддержания государственного обвинения.

Очевидно, понимаемое в широком смысле "обвинение" может трактоваться как обвинительная деятельность. Под термином "обвинительная деятельность" мы будем иметь ввиду все смысловые вариации термина "обвинение" применительно к современному уголовному процессу: деятельность по предъявлению и поддержанию уголовного иска, осуществляемую гражданами в состязательном уголовном суде, а также и досудебную деятельность по подготовке данного уголовного иска - уголовный розыск и досудебную подготовку материалов уголовного дела9.

Таким образом, обвинительная деятельность, т.е. обвинение в широком смысле этого слова, совпадает с уголовным преследованием. Предъявление и поддержание уголовного иска в суде является продолжением того, что было начато в досудебный период. Поэтому, если в тесном смысле слово «обвинение» можно понимать, как уголовный иск, то в широком смысле обвинение охватывает деятельность обвинителя и до суда, и в суде. Для обозначения обвинительной деятельности, которая имела место до суда, причем как в процессуальной, так и в не процессуально и форме (оперативно-розыскная деятельность) следует использовать термин «досудебное уголовное преследование». Очевидно, можно сказать, что публичное досудебное уголовное преследование - это досудебная деятельность прокурора и иных органов уголовного преследования по подготовке уголовного иска.

Законодатель различает досудебное уголовное преследование и поддержание государственного обвинения в суде (ч.1, 2, 4 с'г.37 УПК РФ). В то же время из ч-1 и ч.5 ст.37 УПК РФ вытекает, что функция уголовного преследования является по существу единой для прокурора.

Следовательно, можно сказать, что обвинительная деятельность -это процессуальная и организационная деятельность обвинителя, направленная на привлечение к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досу-дебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования, и доказывание вины подсудимого в суде как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также на реализацию наказания в отношении осужденного по приговору суда.

Субъекты обвинительной деятельности и субъекты уголовного преследования - это, на наш взгляд, одни и те же государственные органы. Этого нельзя сказать о субъектах права на обвинение. Применительно к государственному обвинению очевидно различие в их правовом статусе. Прокурор в уголовном деле выступает как субъект материального права на уголовный иск. Он обладает диспозитивными полномочиями по распоряжению этим правом и другими своими процессуальными правами. Иные органы уголовного преследования выступают как помощники, процессуальные «слуги» прокурора- Это в полной мере относится и к должностным лицам органов дознания, наделяемых прокурором правом на поддержание государственного обвинения в суде. Прокурор обладает монополией на должностное официальное государственное обвинение. В то же время, полагаем не только допустимой, но и полезной конкуренцию прокурорского обвинения с частным обвинением (в виде дополнительного или субсиди-арного обвинения).

В состязательном уголовном суде публичное уголовное преследование преобразуется в деятельность по поддержанию государственного обвинения - требования, предъявляемого обвинителем к суду о привлечении к уголовной ответственности лица, совершившего преступление10.

 

2. ПОРЯДОК И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОГО

ПРЕСЛЕДОВАНИЯ

 

2.1. Публичное уголовное преследование

 

Из ч.2 ст.6 УПК РФ вытекает, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания является одной из целей уголовного судопроизводства. Эта цель достигается при реализации стороной обвинения уголовного преследования в различных формах и различными способами.

Прокуратура, как номинальный носитель обвинительной власти, осуществляет уголовное преследование в досудебный период подготовки материалов уголовного дела и в суде. Досудебное уголовное преследование может осуществляться органами прокуратуры непосредственно и в опосредованной форме - как надзор за соблюдением законов органами предварительного следствия, дознания и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность11.

Прокурор возбуждает или дает согласие на возбуждение всех дел публичного и частно-публичного обвинения (п.2 ч-2 ст.37, ст. 146 УПК РФ), он также вправе возбудить уголовное дело в случаях, предусмотренных ч.4 ст.20, ч.З ст.318 УПК РФ. Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт по делам публичного и частно-публичного обвинения, принимает решение о направлении их в суд. Он утверждает решения органов предварительного расследования о прекращении публичного и частно-публичного обвинения (п. 13 ч.2 ст.37 УПК РФ). Прокурор реализует также и другие полномочия по надзору за исполнением законов и процессуальному руководству органами уголовного преследования.

Уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения начинается с момента возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица или с момента предъявления обвинения, или с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, или с момента начала осуществления иных мер процессуального принуждения или иных процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, подозреваемого в совершении преступления (см.: ст-46, 49, п.б 4.4 ст.56 УПК РФ).

Публичное уголовное преследование прекращается или в связи с прекращением уголовного дела, или в связи с прекращением уголовного преследования (ч.З ст. 4 УПК РФ).

Отказ от осуществления уголовного преследования обвиняемого является отказом официального органа уголовного преследования от реализации функции обвинения. Отказ органа уголовного преследования от публичного обвинения является основанием для прекращения уголовного дела.

Формы публичного обвинения - это процессуальные и организационные формы реализации прокурором функции обвинения на различных стадиях уголовного процесса. Реализация функции обвинения всегда означает распоряжение прокурором своими процессуальными правами и выполнение им своих процессуальных обязанностей. Так что формы обвинения включают в себя и формы обвинительной деятельности прокурора, и способы реализации им своих полномочий: материального права на уголовный иск и процессуальных прав и обязанностей стороны в деле12.

Информация о работе Формы уголовного преследования в современном уголовном судопроизводстве