Допрос и очная ставка в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе подробнее остановимся на проблемных аспектах процессуального и тактического характера, присущих проведению допроса как в рамках предварительного следствия, так и судебного разбирательства, проанализируем их причины и попытаемся выработать системные рекомендации по их преодолению.

Содержание

Введение
1. Понятие и значение допроса в уголовном процессе.
2. Порядок вызова лиц на допрос и общие правила его проведения.
3. Порядок допроса потерпевшего и свидетеля. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля.
4. Понятие, основание и порядок проведения очной ставки.
5. Протокол допроса и очной ставки.
Заключение
Список использованных источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсач ДОПРОС и ОЧНАЯ СТАВКА.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

 

5. Протокол допроса и очной ставки.

 

Ход и результаты допроса и очной ставки отражаются в протоколе, составляемом с соблюдением требований статей 193 и 194 УПК. Показания записываются от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место при допросе. В протоколе должны найти отражение и те вопросы участвующих в допросе лиц, которые были отведены следователем, дознавателем или на которые отказался отвечать допрашиваемый, с указанием мотивов отвода или отказа.

Предъявление вещественных доказательств и документов, оглашение протоколов и воспроизведение звуко- и видеозаписи, киносъемки следственных действий, а также показаний допрашиваемого подлежат обязательному отражению в протоколе.

Допрашиваемым в ходе следственного действия могут быть изготовлены схемы, чертежи, рисунки, диаграммы, которые приобщаются к протоколу, о чем в нем делается отметка.

 После свободного рассказа  допрашиваемый вправе записать  свои показания собственноручно. После собственноручного изложения  показаний и их подписания  допрашиваемым следователь, дознаватель  могут задать вопросы, направленные на уточнение и дополнение показаний.

 По окончании допроса  протокол предъявляется для прочтения  допрашиваемому либо оглашается  по его просьбе. Требования допрашиваемого  внести в протокол дополнения  и уточнения подлежат обязательному исполнению. Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи удостоверяются допрашиваемым своей подписью в конце протокола. Допрашиваемым подписывается также каждая страница протокола.

 Если в допросе участвовал  переводчик, то он также подписывает каждую страницу и протокол в целом, а также перевод собственноручно записанных показаний допрашиваемого. В протоколе указываются все лица, участвовавшие в допросе. Каждый из них должен подписать протокол.

 По решению следователя, дознавателя при допросе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля может быть применена звуко- и видеозапись. Звуко- и видеозапись может быть применена также по просьбе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или свидетеля. Следователь, дознаватель принимают решение о применении звуко- и видеозаписи и уведомляют об этом допрашиваемого до начала допроса. Звуко- и видеозапись должна отражать сведения, указанные в статье 218 УПК, и весь ход допроса. Звуко- и видеозапись части допроса, а также повторение специально для записи показаний, данных в ходе того же допроса, не допускаются.

 По окончании допроса  звуко- и видеозапись полностью  воспроизводится допрашиваемому. По  окончании просмотра или прослушивания  у допрашиваемого выясняется, имеет  ли он дополнения или уточнения к сказанному им, удостоверяет ли правильность записи. Дополнения показаний к звуко- и видеозаписи, сделанные допрашиваемым, также заносятся на фонограмму и видеограмму. Звуко- и видеозапись заканчивается заявлением допрашиваемого, удостоверяющим ее правильность.

Протокол допроса должен также содержать отметку о применении звуко- и видеозаписи и уведомлении об этом допрашиваемого; сведения о технических средствах, условиях звуко- и видеозаписи и факте ее приостановления, причине и длительности остановки; заявления допрашиваемого по поводу применения звуко- и видеозаписи; удостоверение правильности протокола и звуко- и видеозаписи допрашиваемым и следователем, дознавателем. Фонограмма и видеограмма хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного расследования опечатываются.

Очная ставка заканчивается после того, как допрашиваемые заявят, что свои показания они дополнить ничем не могут и вопросов друг к другу не имеют. О проведении очной ставки составляется протокол, в котором последовательно фиксируются вопросы следователя и ответы на них остальных участников. На практике существует два способа записи показаний. Один из них заключается в том, что первоначально записывается вопрос с указанием, к кому он обращен, и ответ этого лица, затем вопрос к другому допрашиваемому и его ответ, т.е. вопросы и ответы на них пишутся подряд. Каждый из участников очной ставки подписывается под записью своего ответа. Второй способ состоит в том, что бланк протокола делится на две равные части по вертикали; показания одного участника очной ставки записываются на одной стороне, показания другого - на другой. После ознакомления с протокольной записью участники очной ставки подписывают свои показания и, кроме того, каждую страницу протокола.

Следователь, осуществляя допрос, не может постоянно отрываться на фиксацию каждого поставленного вопроса и получаемого ответа: страдает тактическая сторона следственного действия. Казалось, решение данной проблемы на поверхности и связано оно с использование видео и аудиозаписи. Однако мировая практика приходит к выводу дословной фиксации хода и результатов  следственных действий с помощью технических средств, основанных ни на аудио, ни на видеозаписи. В основе должна лежать стенограмма, осуществляемая с помощью специально созданного оборудования – стенографа, который применяется практически во всех странах. Он позволяет с абсолютной точностью зафиксировать каждое произнесенное предложение, не изменяя последовательности слов, а значит и смысла произнесенного. Только в таком случае можно убедиться, что задаваемы вопросы не были наводящими, они не содержали угроз и других спорных противозаконных моментов. Осуществление такой фиксации  означает, что зафиксированное процессуальное действие и полученные результаты полностью соответствуют действительности. [17, с.71]

 

Заключение

В данной курсовой работе мы исследовали допрос  и очную ставку как следственные действия, в ходе чего увидели, что  со всей казалось бы исчерпывающей полнотой регламентации данных следственных действий в законе, все равно в  процессе правоприменения, возникают вопросы, которые становятся поводом для обсуждения со стороны ученых-процессуалистов и практиков. Также мы убедились, в неразрывности положений уголовно-процессуального закона с тактическими особенностями проведения данных следственных действий, которые служат друг для друга в качестве формы и содержания. Успех проведенного допроса и очной ставки во многом зависят от искусного владения следователем, дознавателем всем набором тактических приемов, связанных с воздействием на психику человека. Для обеспечения высокой психической активности допрашиваемого необходимо создать наиболее благоприятную нравственную обстановку допроса, а ее создание во многом зависит непосредственно от мастерства самого следователя [6, с.270]. Не нужно забывать, что правовая регламентация допроса в каждом конкретном случае дополняется регламентацией нравственной и это позволяет творчески применять тактические приемы с учетом особенностей расследуемого дела, достигать наибольшей эффективности расследования. Именно знание процессуального порядка проведения допроса и применения тактических приемов, используемых при его проведение, делает данное следственное действие самым грозным оружие в арсенале следователя.

 

Список использованной литературы:

  1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г, с изм. от 24 ноября 1996 г. (в ред. Республиканского Референдума от 17.11.2004 г. №1) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 1999. № 1.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом  Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 8.11.2011 г., N 309-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр прав. информации Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  3. С.К. Питерцев, А.А. Степанов/Тактика допрос на предварительном следствии и в суде/ С.К. Питерцев, А.А. Степанов - СПб- 2001
  4. Мытник П.В. Следственыые действия: Лекция / – Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2010. – 135 с.
  5. Цомартов В.Н./Тактические приемы допроса и пределы их допустимости/ Цомартов В.Н. - канд. дисс. – М. -1977

  5.      Р. С. Белкин / Профессия – следователь. М., 1998.

  1. Порубов Н.И. Научные основы допроса на предварительном следствии. Минск, 1978.
  2. Агалец Н.А. Криминалистическое учение Ганса Гросса о допросе свидетелей и современность. Вестник Академии МВД Республики Беларусь. Научно – теоретический журнал №1(7), 2004. с. 194 –197.
  3. Борико С.В. Уголовный процесс: Учеб./С.В. Борико.2-е изд. - Мн.: Тесей, 2005. - 320с.
  4. Кукреш Л.И. Уголовный процесс. Особенная часть: Учеб. пособие. - Мн.: Тесей, 2000. – 272 с.
  5. Порубов Н.И. Психологические основы допроса. Минск, 1966.
  6. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном процессе и криминалистике. Минск, 1968.
  7. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. Минск, 1973.
  8. Порубов Н.И. Научные основы допроса на предварительном следствии. Минск, 1978.
  9. Соловьев А.Б. Очная ставка на предварительном следствии. М., 1970.

15. Желтобрюхов С. Очная ставка не оправдывает себя как следственное действие./ Российская юстиция. 2008. №1.

16.   Китаев Н.Н. Очная ставка – эффективное следственное действие настоящего профессионалов./ Российская юстиция. 2008. № 4.

17. Печерский В. Проблемные аспекты  допроса на предварительном следствии  и в судебном разбирательстве./ Юстиция Беларуси. 2010. №5.

 

 


Информация о работе Допрос и очная ставка в уголовном процессе