Допрос и очная ставка в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе подробнее остановимся на проблемных аспектах процессуального и тактического характера, присущих проведению допроса как в рамках предварительного следствия, так и судебного разбирательства, проанализируем их причины и попытаемся выработать системные рекомендации по их преодолению.

Содержание

Введение
1. Понятие и значение допроса в уголовном процессе.
2. Порядок вызова лиц на допрос и общие правила его проведения.
3. Порядок допроса потерпевшего и свидетеля. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля.
4. Понятие, основание и порядок проведения очной ставки.
5. Протокол допроса и очной ставки.
Заключение
Список использованных источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсач ДОПРОС и ОЧНАЯ СТАВКА.doc

— 162.50 Кб (Скачать документ)

К числу общих правил допроса свидетелей следует отнести такие, как допрос свидетелей порознь, вызванных по одному и тому же делу. Перед допросом следователь, дознаватель удостоверяются в личности потерпевшего, свидетеля и выясняют их отношение к подозреваемому или обвиняемому, разъясняют им процессуальные права и обязанности, предусмотренные статьями 50 и 60 УПК РБ, предупреждают об уголовной ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. При этом следователь, дознаватель обязаны разъяснить, что потерпевший или свидетель вправе отказаться от дачи показаний, уличающих в совершении преступлений их самих, членов их семей и близких родственников. Потерпевший или свидетель, не воспользовавшиеся этим правом, предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. О разъяснении потерпевшему или свидетелю их прав и обязанностей, предупреждении об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью допрашиваемого лица.

Далее следователь, дознаватель предлагает свидетелю вначале рассказать все иные ему обстоятельства, в связи с которыми он вызван на допрос.

Если по одному и тому же факту или эпизоду имеется несколько свидетелей, целесообразно допросить в первую очередь тех из них, которые в силу благоприятных условий восприятия событий или жизненного опыта либо других обстоятельств могут более полно рассказать об интересующих следствие фактах.

При одновременной явке к следователю по одному и тому же делу нескольких лиц принимаются меры, направленные на то, чтобы не допрошенные свидетели не могли общаться с допрошенными. В том случае, если интересующий следствие факт освещен достаточно полно и ясно показаниями уже допрошенных лиц, совсем не обязательно допрашивать по этому факту всех других выявленных свидетелей, если имеется уверенность, что по этому факту они ничего нового сообщить не смогут.

Соблюдение этих обязательных процессуальных правил имеет важное тактическое значение. Так, дача показаний порознь устраняет в известной мере влияние одного свидетеля на показания другого, соблюдение правила о свободном рассказе помогает следователю правильно сориентироваться в поведении свидетеля, в направлении его показаний, вернее определить тактику дальнейшего допроса. Однако это не означает, что допрос строится по какому-то трафарету или шаблону. Следователь при допросе учитывает специфику расследуемого дела, наличие доказательств, личность допрашиваемого и другие аспекты.

Допрос потерпевшего, т.е. лица, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, производится по процессуальным правилам допроса свидетелей с обязательным предупреждением его об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Такое предупреждение фиксируется в протоколе его допроса.

Восприятие потерпевшим фактов, имеющих значение для дела, и воспроизведение их во время допроса по сравнению с их восприятием и воспроизведением другими свидетелями отличаются некоторыми особенностями.

Во-первых, потерпевший в отличии от свидетеля нередко непосредственно сталкивается с  фактом криминального деяния или преступником. В большинстве случаев он более чем кто-либо осведомлен об обстоятельствах совершенного преступления, в результате которого ему причинен вред. Его показания более полно, чем показания свидетеля, помогают следователю составить представление о случившемся, построить версии и обнаружить доказательства.

Во-вторых, потерпевший является в большинстве случаев лицом, заинтересованном в исходе дела. Отсюда показания потерпевшего могут быть тенденциозными и необъективными. Однако заинтересованность потерпевшего в исходе дела сама по себе должна рассматриваться как обстоятельство, дающее основание отвергать его показания, ставить под сомнение правильность показаний потерпевшего. Формальный подход к оценке показаний потерпевшего недопустим.

В-третьих, потерпевший в отличии от свидетеля может при даче показаний выйти за пределы вопросов, поставленных следователем, и высказать свое мнение, сделать выводы относительно обстоятельств расследуемого события. Это может иметь важное значение для правильного направления всего последующего расследования.

Особенности допроса несовершеннолетних свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых обусловлены особенностями  психики несовершеннолетних: повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения, а также незначительным жизненным опытом или вообще отсутствием его, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события в целом или отдельных обстоятельств[10, с.72].

При подготовке к допросу следователь должен обратить особое внимание на выяснение степени развития ребенка или подростка, влияния на него взрослых, особенности характера.

Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность сосредоточивать долгое время внимание на одном объекте, законодатель устанавливает сроки для проведения допроса несовершеннолетних. Допрос несовершеннолетних не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день.

При допросе несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля в возрасте до четырнадцати лет педагог или психолог участвуют обязательно, а от четырнадцати до шестнадцати лет - по усмотрению следователя, дознавателя. При допросе несовершеннолетних потерпевшего и свидетеля могут участвовать их родители или другие законные представители (ч. 1 ст.221 УПК РБ).

Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, им лишь указывается на необходимость говорить только правду. Несовершеннолетним потерпевшему и свидетелю разъясняются право отказа от дачи показаний, уличающих в совершении преступления их самих, членов семьи и близких родственников, а также другие процессуальные права и обязанности, предусмотренные статьями 50 и 60 настоящего Кодекса, о чем делается отметка в протоколе допроса, которая удостоверяется их подписью (ч.2 ст. 221 УПК РБ)

Участвующим при допросе педагогу, психологу, родителям и другим законным представителям разъясняется право делать подлежащие занесению в протокол замечания о нарушении прав и законных интересов допрашиваемых, а также с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы допрашиваемому. Следователь, дознаватель вправе отвести вопрос, но должны занести его в протокол и указать причину отвода.

 

 

 

 

 

 

 

4. Понятие, основание и  порядок проведения очной ставки.

 

Очная ставка – название этого следственного действия происходит от старорусского “очи на очи” – допрос, при котором допрашиваемые глядят друг другу в глаза. [5, с.78]

Очная ставка представляет собой совмещённый допрос двух ранее допрошенных лиц, в показаниях которых имеются существенные противоречия, путём попеременного представления им вопросов по поводу одних и тех же обстоятельств в целях выяснения причин противоречий и получения правдивых показаний от обоих лиц.

Путём очной ставки могут допрашиваться свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый в любых комбинациях. Цель очной ставки – устранение противоречий. Условием проведения очной ставки является то, что лица должны быть ранее допрошены об обстоятельствах дела.

Основанием для проведения очной ставки является то, что, если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия, то следователь вправе провести очную ставку. Очная ставка проводится в соответствии со статьей 222 УПК Республики Беларусь.

Фактические основания очной ставки – наличие существенных противоречий в показаниях ранее допрошенных лиц. Юридические основания очной ставки – правомочие лица на производство очной ставки по данному делу, вызов лиц и постановка перед ними вопросов.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РБ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РБ требуется получение санкции прокурора.

Процессуальный порядок очной ставки:

  1. следователь удостоверяется в личности обоих участников и устанавливает их правовой статус;
  2. разъясняются права и обязанности участников очной ставки, в случае необходимости они предупреждаются об ответственности;
  3. выясняется, знают ли участники друг друга, и в каких отношениях находятся между собой;
  4. участникам поочередно задаются вопросы по тем обстоятельствам, для выяснения которых проводится очная ставка;
  5. с разрешения следователя участники очной ставки вправе задать вопросы друг другу, о чем делается отметка в протоколе.
  6. при проведении очной ставки следователь, дознаватель вправе предъявить приобщенные к уголовному делу вещественные доказательства и документы.
  7. оглашение показаний участников очной ставки, содержащихся в протоколах предыдущих допросов, а также воспроизведение звуко- и видеозаписи этих показаний допускается лишь после дачи ими показаний на очной ставке и занесения их в протокол, который составляется с соблюдением требований статей 193 и 194 УПК РБ.

В протоколе очной ставки, который составляется и оформляется по общим правилам протокола допроса, показания допрашиваемых лиц записываются в той очередности, в какой они давались, участники подписывают не только каждый лист, но и каждый свой ответ.

Как мы видим из вышеизложенного, закрепление процессуального порядка проведения очной ставки de jure делает данное действие следственным. Однако, является ли очная ставка de facto эффективным следственным действие в арсенале практических работников  вопрос по-прежнему открыт. Вызывает интерес высказанное положение                          С. Желтобрюховым о том, что по своему смысловому содержанию, очная ставка рассчитана на лиц, которые не только  согласны давать показания, но и желают устранить возникшие существенные противоречия в своих ранее данных показаниях. Поэтому сам факт проведения очной ставки не говорит о том, что существенные противоречия в показания между ранее допрошенными будут устранены, ибо для этого нужно по меньшей мере их желание дать показания.

Если у допрашиваемых такое желание отсутствует, то не стоит браться за проведение данного следственного действия, ибо это является бесполезной тратой времени.

Изучение уголовных дел, по которым в ходе предварительного расследования проводились очные ставки, свидетельствуют о нежизнеспособности данного следственного действия. Как показывает практика, в основном подозреваемый, обвиняемый по совету защитника отказывается от дачи показаний, пользуясь Конституционным правом не свидетельствовать против себя самого (ст. 27 Конституции РБ). Дождавшись окончания предварительного расследования, они знакомятся со всеми материала уголовного дела, и только после этого вместе с адвокатом избирают линию защиты на суде. Это связано с тем, что при даче показаний подозреваемый, обвиняемый может сообщить не известные следствию обстоятельства. Такая практика сложилась за последнее десятилетие, логически объяснима и имеет право на существование.

Поэтому очная ставка превратилась в допрос одного лица -  потерпевшего либо свидетеля, которого, как уже указывалось, помимо следователя допрашивают еще и отказавшийся от дачи показаний подозреваемый, обвиняемый, а также его защитник. Соответственно изначально заложенного законодательного смыслового содержания и доказательственного смыслового значения уже не имеет.

Все это свидетельствуете  о том, что очная ставка не оправдывает себя как следственное действие, она переродилась в допрос свидетеля, потерпевшего с участием защитника отказавшегося от дачи показаний подозреваемого, обвиняемого. Поэтому и название данному следственному действию должно быть иное, нежели очная ставка.[15, с.56]

С долей негодования на данную публикацию отреагировал                Н.Н. Китаев, мотивируя это в своей публикации «ОЧНАЯ СТАВКА – ЭФФЕКТИВНОЕ СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ В АРСЕНАЛЕ НАСТОЯЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ». Автор утверждает,  что подозреваемый (обвиняемый) имеет право вообще не давать никаких показаний, во время проведения очной ставки с лицом отказавшимся дать показания может наступить переломный момент, когда молчавший участник очной ставки вдруг начинает говорить под воздействием изобличающих показаний и наконец аудио- и видеозаписи даже неполной очной ставки, с показаниями только одного участника, могут дать немало ценной информации следователю, оперативным работникам, психологам, психиатрам. Также автор на основе примера из своей практики показывает эффективность данного следственного действия:

«…к очной ставке с главарем банды я готовился долго, для чего  выяснил даже дату его наибольшей психофизиологической уязвимости – для проведения данного следственного действия в нужный день. Очную ставку между главарем и его сообщником проводил полтора часа, она фиксировалась видеозаписью, а протокол составил 43 страницы печатного текста. Руководитель банды свою вину не признал, но, в силу, психологической ослабленности в рассчитанное биоритмологом время, допустил ряд проговорок, свидетельствующих конкретно о его причастности к действиям банды и его преступной осведомленности. Иркутский областной суд, вынося приговор – исключительная мера наказания, - сослался на эти  проговорки главаря банды как улики его поведения, а методика проведения данной очной ставки была распространена прокуратурой России в качестве положительного примера высокой эффективности расследования сложного уголовного дела…»       [16, ст.24-26]

Также Н.Н Китаев обращается к публикациям В.Л.Князева,                В.С. Максимова и А.В. Скибинского, которые указывают на эффективность данного следственного действия. По нашему мнению, применение очной ставки должно быть строго определено той тактической необходимостью, которая сложилась на момент ее проведения, а следователь уверен, что поставленные задачи будут решены с помощью именно этого следственного действия.

Информация о работе Допрос и очная ставка в уголовном процессе