Захват заложников и преступления, связанные с захватом заложника. Отграничение от смежных составов преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Построение правового государства и развитие демократических начал общественной жизни предполагают признание приоритета общечеловеческих ценностей, и прежде всего жизни, здоровья, свободы, достоинства, прав и интересов личности. Захват заложников во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности относится к числу опаснейших преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Такое преступление посягает на общественную безопасность, жизнь, здоровье, а также личную свободу и неприкосновенность человека.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая УК.doc

— 320.00 Кб (Скачать документ)

Субъективная сторона — это обязательный элемент любого состава преступления и ее наличие или отсутствие позволяет отграничить преступное деяние от непреступного.

Так, отсутствует состав преступления, при невиновном причинении даже тяжких последствий, наступивших в результате дорожно-транспортного происшествия, или в случае совершения деяния по неосторожности, если законом установлена ответственность лишь за умышленно совершенное деяние, как это имеет место при причинении легкого телесного повреждения. Отсутствие мотива или цели также может исключать состав преступления и уголовную ответственность.

Субъективная сторона существенно влияет на квалификацию преступлений и позволяет отграничить сходные по объективным признакам преступления, как это имеет место в случаях совершения убийств умышленно или по неосторожности, либо повреждении имущества умышленно или по неосторожности. Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, то есть умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние.20 Четкое законодательное закрепление данного положения является важной гарантией соблюдения законности. Это положение находит свое конкретное выражение в ст. ст. 24, 25, 26 УК, где дано общее понятие вины и его форм: умысла и неосторожности. Более детально признаки субъективной стороны конкретизированы в нормах Особенной части УК. Все это свидетельствует о недопустимости в уголовном праве объективного вменения, то есть ответственности без установления вины лица в совершении общественно опасного деяния и наступившего общественно опасного последствия. Таким образом, действующее законодательство закрепляет формы вины и указывает на то, что их конкретное проявление возможно лишь в совершении лицом общественно опасного деяния.

Следовательно, вина есть не только обязательный признак субъективной стороны, но и предпосылка уголовной ответственности (теории вины в уголовном праве). Вина — это психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности. Это общее понятие вины, которое является научным обобщением наиболее характерных признаков, свойственных любой форме вины. Вина как обязательный признак субъективной стороны любого состава преступления неразрывно связана с его объективными признаками.

Наиболее важная составляющая (элемент) в понятии вины и есть содержание вины. Для дачи характеристики понятия вины необходимо выделить и проанализировать другие ее элементы.

Среди них важное значение имеет ее социальная сущность. Вина категория социальная. Это свойство проявляется в негативном или пренебрежительном отношении лица, совершающего общественно опасное деяние, к тем интересам, социальным благам, ценностям (общественным отношениям), которые охраняются уголовным законом. Важное значение в понятии вины имеют и такие ее составляющие, как формы и степень вины. Степень вины является оценочной, количественной категорией, во многом определяющей тяжесть совершенного деяния и опасность личности виновного. Она имеет важное практическое значение, поскольку реализация уголовной ответственности и назначение конкретного наказания во многом зависят от того, с прямым или косвенным умыслом совершено преступление, имел место умысел заранее обдуманный или внезапно возникший, какой вид неосторожности допустило лицо и в чем она проявилась. Содержание вины — это совокупность сознания (интеллектуальный момент), воли (волевой момент) и их соотношение.

При совершении  преступления  сознанием лица охватываются фактические обстоятельства, одни из которых осознаются в полном объеме, другие — лишь приблизительно, а некоторые — ошибочно. 
Вина лица — важная социальная категория, содержание которой определяет как характер и тяжесть преступного деяния, так и само его наличие как такового.

Правильное выяснение содержания вины, ее форм и видов — необходимое условие правильной квалификации преступлений. Формы вины — это очерченные в уголовном законе сочетания определенных признаков (элементов) сознания и воли лица, совершающего общественно опасное деяние.

В сочетании таких признаков и находит свое выражение психическое отношение лица к деянию и его последствиям. Действующее законодательство выделяет две формы вины — умысел и неосторожность. 21

Умысел и неосторожность имеют свои виды.22 Умысел может быть прямым и косвенным, а неосторожность проявляется в самонадеянности или небрежности. Вне этих конкретных видов не существует вины. Умысел является более опасной формой вины. В соответствии со ст. 26 УК преступление признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало общественно опасный характер своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Первые две особенности (сознание и предвидение) составляют интеллектуальный признак психологической деятельности лица, а третья (желание или сознательное допущение последствий) — его волевой признак. При совершении конкретных преступлений возможно различное сочетание интеллектуальных и волевых признаков. Это соотношение и лежит в основе разграничения в теории и на практике умысла на прямой и косвенный. 
Под прямым умыслом понимают такое психическое отношение лица к деянию и его последствиям, при котором оно сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит возможность или неизбежность его общественно опасных последствий и желает их наступления.

Предвидение означает, что в сознании данного лица сложилось определенное представление о возможных или неизбежных последствиях своего деяния.

Косвенный умысел — это такое психическое отношение лица к деянию и его последствиям, при котором оно сознает общественную опасность своего деяния, предвидит возможность наступления его общественно опасных последствий и сознательно их допускает.

Содержание сознания при косвенном умысле аналогично содержанию сознания в умысле прямом. Предвидение при косвенном умысле имеет свою отличительную особенность. Лицо в данном случае ясно осознает, что именно его конкретное действие или бездействие может повлечь общественно опасное последствие.

Однако это последствие лицо предвидит лишь как возможный результат своего деяния. Воля лица в этом случае не направлена на достижение общественно опасного последствия. Основная сущность косвенного умысла — в его волевом признаке.

Неосторожность наряду с умыслом является основной формой вины в уголовном праве. Неосторожная форма вины характерна для нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, нарушений правил охраны труда и безопасности производства, отдельных хозяйственных и должностных преступлений.  Недисциплинированность отдельных лиц, халатное отношение к выполнению своих служебных и профессиональных обязанностей в отдельных случаях приводят к катастрофическим по своим масштабам и тяжести последствиям. В соответствии со ст. 26 УК  преступление признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Это определение охватывает два вида неосторожности: преступную самонадеянность и преступную небрежность. Преступная самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, которое совершило преступление, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение. При самонадеянности у субъекта отсутствует сознание общественной опасности совершаемого деяния.

При преступной самонадеянности лицо рассчитывает на вполне реальные обстоятельства, которые по своим свойствам имеют способность предотвратить наступление последствий. Это его личные качества (быстрота, умение, опытность, мастерство), действия других лиц, воздействие обстановки, силы природы и т. д.

Расчет же на вмешательство обстоятельств, которые в момент совершения деяния отсутствовали, а их проявление — не есть закономерным, исключает самонадеянность.

Преступная небрежность имеет место тогда, когда лицо, которое совершило общественно опасное деяние, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своего действия или бездействия, хотя должно было и могло их предвидеть. Интеллектуальный признак преступной небрежности характеризуется отсутствием у лица сознания общественной опасности совершаемого им действия (или бездействия), а также отсутствием предвидения возможности наступления общественно опасных последствий. Предвидение субъектом наступления общественно опасных последствий в конкретном случае, зависит от его отношения к общественным интересам. Не предвидение свидетельствует о неуважительном отношении лица к общественным интересам, его недостаточной предусмотрительности при осуществлении служебных обязанностей, при исполнении специальных правил, которые регулируют ту или иную профессиональную деятельность, при соблюдении общепризнанных норм человеческого общения. 

При определении преступной небрежности в поведении лица важное место занимает установление обязанности субъекта предвидеть общественно опасные последствия (объективного критерия преступной небрежности) и возможности предвидения (субъективного критерия).

Для констатации преступной небрежности необходимо сочетание объективного и субъективного критериев.23

Мотив — это внутреннее побуждение, движущая сила поступка человека, которая определяет его содержание, и помогает 
более глубоко раскрыть психическое отношение лица к содеянному. Цель — это мысленное представление о желаемом результате, к которому стремится лицо, определяющее направленность деяния.

Мотив и цель как психические признаки характерны для любого сознательного волевого поведения человека. В их основе лежат потребности, интересы человека. Однако когда речь идет о мотиве и цели преступления, их содержание определяется антисоциальной направленностью. Мотив преступления — это побуждение к совершению общественно опасного деяния, а цель — представление о его общественно опасном последствии, о том вреде, который заведомо для виновного наступит для охраняемых уголовным законом интересов и который, тем не менее, является для него желаемым.

О мотивах и целях преступления можно говорить лишь в случае совершения умышленных преступлений. При этом цель может быть только в преступлениях с прямым умыслом, ибо она есть показатель желания лица. Субъективная сторона включает в себя только те мотивы и цели, а только те из них, которые определяют общественно опасную, антисоциальную направленность деяния. Если мотив и цель выступают в качестве необходимого признака субъективной стороны определенного вида преступлений, то это свидетельствует о том, что данное общественно опасное деяние законодатель отнес к группе умышленных преступлений.

Глава 2. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки захвата заложника и преступлений, связанных с ним, отграничение этого преступления от смежных составов преступлений.

 
2.1 Квалифицирующие признаки захвата заложника и преступлений, связанных с ним

 

Захват заложника (и преступления, связанные с ним), являясь одним из наиболее сложных составов, содержит ряд квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков. Эти признаки дополнительно характеризуют данное преступление в зависимости от особенностей потерпевшего, объективной и субъективной сторон, что позволяет наиболее адекватно оценить конкретные преступные действия.

Так, признаками, характеризующими личность потерпевшего, являются его физиологические качества (несовершеннолетний, беременная женщина), а также количество потерпевших (два или более лица).

С объективной стороны преступление характеризуется следующими признаками: совершено организованной группой, группой лиц по предварительному сговору; применением насилия, опасного для жизни или здоровья, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; сопровождалось причинением смерти по неосторожности или наступлением иных тяжких последствий. По признаку субъективной стороны данный состав может быть квалифицирован в связи с наличием корыстных побуждений или по найму.24

Рассмотрим более детально квалифицирующие признаки, содержащиеся в действующем Уголовном кодексе РФ.

Первым квалифицирующим признаком захвата заложника является его совершение группой лиц по предварительному сговору (п. «а» ч. 2 ст. 206 УК).

В случае совершения указанного преступления организованной группой в действиях виновных усматривается особо квалифицированный состав преступления. Совершение преступления двумя или более лицами всегда повышает степень его общественной опасности.

Законодательное понятие группы лиц по предварительному сговору, а также группы лиц без предварительного сговора, организованной группы и преступного сообщества (преступной организации) содержится в ст. 35 Общей части Уголовного кодекса РФ.

В ч.1 ст. 35 УК РФ дается определение группы лиц без предварительного сговора: если в совершении преступления совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора. На практике возможны случаи совершения захвата заложника двумя или более лицами без предварительного сговора, например при внезапно возникших умыслах, а также когда один преступник решается помочь другому. При этом соучастники могут быть только соисполнителями преступления, о чем имеется прямое указание в уголовно-правовой норме.

Информация о работе Захват заложников и преступления, связанные с захватом заложника. Отграничение от смежных составов преступлений