Характеристика преступления и наказания в XV - XVI в.в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - дать сравнительную характеристику судебного процесса в Русском государстве в в XV - XVI веке.
Задачи:
- выяснить типы источников законодательства (уголовно-процессуального) Русском государстве XV - XVI в.в., на примере Судебников 1497 и 1550 гг.;
- охарактеризовать судебно-уголовный процесс в России в XV - XVI в.в., проанализировав Судебник 1497 и Судебник 1550 гг.;
- выявить особенности, преступлений и наказания в Судебнике 1497 и Судебнике 1550 гг.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… с.3-4.
Глава I. Источники уголовно процессуального
в XV - XVI в.в…………………………………………………………………. с.5.-7.
1.1. Источники формирования Судебника 1497 года…………………..с.5 - 7.
1.2. Источники формирования Судебника 1550 года…………………..с.7-11.

Глава П. Анализ уголовного процесса в Русском государстве
в XV - XVI в.в………………………………………………………………. с.12 - 15.
2.1. Особенности уголовного процесса в Судебнике 1497 года……..с.12-15.
2.2. Особенности уголовного процесса в Судебнике 1550 года……..с.16-19.

Глава III. Характеристика преступления и наказания
в XV - XVI в.в………………………………………………………………..с.20 - 23.
3.1. Анализ преступления и наказания в Судебнике 1497 года…………….с.20-23.
3.2. Анализ преступления и наказания в Судебнике 1550 года…………….с.23- 29.

Заключение………………………………………………………………..с.30-31.
библиографический список………………………………………. с.32-34.

Прикрепленные файлы: 1 файл

CУДЕБНИКИ 15-16 веках.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

Закон разграничивал  процессуальные обязанности старост  и сыщиков. Губные старосты вели борьбу с «ведомыми лихими людьми», т.е. людьми, жившими за счет преступлений. Сыщики должны были обеспечивать уголовное преследование «становых разбойников», т.е. организованных преступных сообществ[12,С.53].

В конечном счете, судопроизводство перешло на официальные рельсы, на заседаниях суда составлялся протокол, дела рассматривались при подаче заявления о преступлении или при подаче иска. Все действия судебных органов (следствие, судебный процесс и т.п.) оплачиваются истцом, который вносит деньги в суд. «Лучшие люди» тоже попадают под ответственность. Возникла вторая судебная инстанция - вышестоящая. Это были царь (Великий князь) и Боярская дума. Их главным козырем была отмена решения любых судов, кроме церковного (но это нигде не указано).

Новый Судебник стал основой  для следующего этапа в формировании законодательства и его последующей  кодификации.

В основном, многие черты  и характеры процесса в том  или ином обличии и выражают  и определяют принципы, на которых  стоит судопроизводство.

Анализ древнерусских  источников позволяет рассматривать  развитие правовых норм в тесной связи  с историей общественных отношений[21,С. 289].

Из всего вышесказанного делаем вывод, что в России в XVI веке принципы уголовного судопроизводства имели такие черты как: уголовный процесс носил официальный характер; для России  присущ состязательный процесс; и в России  все дела записывались, т.е. процесс носил письменный характер;  в России  публичный, в зависимости от дела; Судебник представляет собой памятник законодательного и процессуального права, но гражданское право еще не встало под определение закона; для России  можно употребить термин, как презумпция невиновности: человек считался виновным или попадал в тюрьму, если дело было доказано. При этом можно было подать челобитную, и человека могли отпустить.

Судебник 1550 года носил  более мягкий характер, т.е. не было такого, что человек, если обвинен, то виноват, нужно всегда было привести доказательства.

 

Глава III. Характеристика преступления и наказания в XV - XVI в.в.

2.1 Анализ преступления  и наказания в Судебнике 1497 года

 

 

 Судебнике 1497 г. нет определение понятия «преступление», используется термин «лихое дело». В качестве объекта преступления выступают государство во и частные интересы. Субъекты преступления - все свободные люди. Ст. 17 - «Холоп тоже отвечает за преступление». Ст. 9 - указывает самые тяжкие преступления. Наказание - смертная казнь. «Государскому убойцу, крамольнику (изменнику), церковному татю, головному, подымщику, зажигальнику, всякому лихому человеку живота не дать, казнить смертной казнью» [13,С.5].

Согласно Судебнику 1497 г. одними из наиболее опасных и  тяжких преступлений считались «крамола» (богопротивное вольнодумство) и  «подым» (поднятие подлого люда на мятеж). Они считались видами измены князю со стороны соответственно влиятельных бояр или бунтующих низших («подлых») сословий. Такие преступления обычно карались смертной казнью. Люди, которые в первый раз в своей жизни своевольно дерзнули идти на татьбу (воровство, кражу), разбой, душегубство или ябедничество и при этом были пойманы блюстителями порядка на месте совершения преступления, получали возможность для церковного покаяния или торговой казни.

В Судебнике 1497 г. значительно усложнилась система преступлений. Судебник вводит преступления лишь намеченные в Псковской Судной Грамоте -политические преступления (ст.9). К числу политических преступлений Судебник относил «крамолу», «подым» и «зажигальничество» [13,С.9]. 

1. Под крамолой понималось деяние, совершаемое преимущественно представителями господствующего класса. Именно как крамолу стали рассматривать великие князья отъезд бояр к другому князю. Период XV в. изобиловал восстаниями и заговорами против власти и жизни великого князя. 

2. За «подым» наказывали людей, подымающих народ на восстание. 

3. Преступления против личности (ст. 7, 8): 

- убийство (душегубство). Наиболее серьезным преступлением против личности было убийство. Различаются убийства простые и квалифицированные. Квалифицированное убийством, влекущее за собой смертную казнь, было убийство крестьянином своего владельца. Простое убийство не влекло столь тяжелых последствий, наказание представляло собой совокупность штрафа и другого вида ответственности, назначаемого по усмотрению судьи. Отягчающим обстоятельством, влекущим смертную казнь, являлась причастность к «ведомым лихими людьми» [15,С.21];

- ябедничество т.е. злостная клевета. Умыслом данного преступления являлось обвинение невиновного с целью завладеть его имуществом. Если это совершалось «лихим» человеком, то переходило в разряд тяжких преступлений и влекло за собой смертную казнь. 

4. Преступления против чести. Новый Судебник, устанавливает наказание не только за оскорбление действием, но и словом. Данные споры решались «полем», т.е. судебным поединком, а наказание заключалось в уплате назначенного штрафа и вознаграждения за моральны ущерб.  
Не упоминаются Судебником такие деяния как - нанесение увечий, ран, побоев, конечно, они имели место в действительности, но вероятно, регулировались Русской Правдой. 

5. Преступления против суда, Судебник расширяет круг преступлений данного вида. Для господствующего класса было выгодно усиление роли суда, поэтому Судебник в ст. 19 вводит ответственность должностных лиц за нарушение установленного порядка судопроизводства. Если дело рассматривалось с нарушением установленных правил судебного разбирательства, то решения по данному делу признавалось недействительным. 

Судья, виновный в разборе дела «не по суду» обязан был возместить сторонам понесенные ими расходы. 

Судебник запрещал судебным должностным лицам не только брать взятки, но и давать им взятки, хотя Судебник также не устанавливал еще наказания за получение взятки. Ответственность за лжесвидетельство. Дача ложных показаний влекла для лжесвидетеля обязанность возместить потерпевшему понесенный им ущерб и убытки связанные с ведением дела[14,С.19].

Наиболее обширная и упорядоченная часть Судебника 1497 года посвящена имущественным преступлениям (ст. ст. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 38, 55, 62).

Основу производственных отношений тогдашней Руси составляла собственность феодала на средства производства и неполная собственность на рабочую силу. Судебник стоял на страже прав и привилегий господствующего класса и устанавливал ответственность за нарушения прав феодальной собственности. Защита феодальной собственности и личности феодалов, а также приравненных к ним монастырей и церкви, проходит красной нитью через весь Судебник. Наказания за все виды имущественных преступлений были более суровыми, если потерпевшим был феодал, при равном же социальном статусе сторон наказания зачастую были более мягкими. Рассматривались следующие основные преступления против имущественных прав: разбой, похищение чужого имущества («татьба»), истребление или повреждение чужого имущества, противозаконное пользование чужим имуществом.

Судебник 1497года усложнил систему наказаний и выработал новые цели наказания - устрашение и изоляция преступника[14,С.27].

Высшей мерой наказания  являлась смертная казнь, но она могла  быть отменена помилованием государя.

Другим тяжким наказанием была торговая казнь - битье кнутом на торгу. Широко применялись членовредительные и телесные наказания.

В качестве дополнительных наказаний применялись штрафы и  денежные взыскания. Размер штрафа зависел  от тяжести поступка и социального статуса потерпевшего.

Так, согласно ст. ст. 8 и 10 Судебника 1497 г. упорное нежелание впервые осужденных и подлежащих уголовному наказанию преступников встать на путь духовно-нравственного покаяния и исправления, в частности, их чистосердечный отказ от повторения своих злодеяний, имело следствием то, что их признавали в качестве рецидивистов и как таковых выдавали с головою на продажу либо немедленно подвергали публичной казни.

 

3.2 Анализ преступления и наказания в Судебнике 1550 года

 

Деление преступлений в Судебнике издания 1550 года принимает системный характер. Первое место в Судебнике (ст. 61) занимают  политические, квалифицируемые как антигосударственные,  преступления караемые смертью. «Государскому убойце и крамольнику, церковному татю и головному, и подымщику и зажигальнику, ведомому лихому человеку живота не даты, казнити его смертною казнею». В этот перечень входят: измена, поджег с передачей объекта врагу, заговор,  мятеж или призыв к нему, брань и бесчестье государя, шпионаж. В своде законов дан примерный список «лихих» дел, расширяемый по мере надобности судом [18, С. 41]. Должностные преступления идут на втором месте. Новый Судебник запрещает мздоимство, взяточничество, неправый суд и т. д. Эти злодеяния в новом Судебнике приравнены к уголовщине, но наказания имеют сословный характер. По новому уложению бояре наказуемы штрафами, дьяков сажают в тюрьму, на подьячие подвергаются торговой казни. Далее идут имущественные преступления. К ним относят кражу, делящуюся на простое воровство и квалифицированное.

За кражу следовало  наказание - битье кнутом (так называемая «торговая казнь») и штраф (выплата  продажи), истцу возмещались полная стоимость убытка. Квалифицированной  называлась кража с отягчающими  обстоятельствами: хищение в церквях (церковные), разбои, сопровождаемые убийством (головные), «ведомые человеком лихим» (рецидивистом). За это следовала смертная казнь. Если обвиненный не имел денег, его ставили «головой на продажу» и он отрабатывал ущерб, нанесенный истцу [18,С.44].

Большое место в судебнике отведено охране права на собственность. За порчу изгороди, забора, бобровых гонов, пчелиных ульев или уничтожение знаков раздела земли (межи), за потраву или использование чужой земли, истребление поголовья скота и т.п. следовало наказание кнутом и штрафами.

Часто возникали долгие споры по договорным обязательствам. Они решались так называемым полем  и по принятии судом решения, проигравшая  сторона выплачивала и полную сумму долга и издержки судопроизводства. Преступления направленные против какой-то личности это: чаще всего сопряженные с имуществом  (грабеж, разбой), душегубство (убийство), ябедничество (злостная клевета), а так же преступления направленные против чести. Их  также делили простые (имущество и штрафы) и квалифицированные («ведомые человеком лихим»). За последние следовала смертная казнь.

К обесчещиванию (преступления против достоинства и чести) в  судебнике относят оскорбления  не только действием, но словом («лай» и «непригожее слово»). Распри об оскорблении решались так называемым полем и по принятии судом решения, проигравшая сторона выплачивала сумму морального ущерба, определяемую судом. Судили по формуле «а исцово доправят на виноватом» [18,С.48].

В Судебнике не описываются преступления против религии, имеющие место и естественно сурово наказуемые. В феодальной России, как ив в феодальной Европе, атеистов и еретиков часто сжигали, хотя процент этих преступлений был очень низок. Русские законы  не признавали террора, и так как на Руси  не было института инквизиции, еретиков распинали и сжигали в случае исходившей от них социальной опасности.

Даже когда внутригосударственная  политика в середине 16 века потерпела  духовный кризис и  церковь наложила вето на всякого рода развлечения: игры в кости и шахматы,  пляски и  увеселения, которые считались «бесовским наваждением», церковь не разработала новых репрессий, она довольствовалась лишь покаяниями и отлучениями [24,С.31].

Уголовное наказание  в феодальной Руси так же было мягче, чем в Европе.

Смертная казнь на Руси применялась лишь в девяти случаях, до середины XVI редко кого казнили даже за убийство или за кражи. Не разрабатывались и не применялись особо изощренные виды казни такие как: сажание на кол, вытягивание кишок, выкалывание глаз и т.п. На Руси в основном, практиковалось повешение, отсечение головы, заливка металла в горло (применялась к фальшивомонетчикам) и в крайнем случае утопление

Хотя русскому праву  было чуждо изуверство ради устрашения, все же в наказаниях прослеживается стремление законодателя не просто покарать преступника, по и устрашить окружающих по принципу: «чтобы на то смотря, другим неповадно было так делать». Наказания за «кромолу» совершаются, как правило, открыто, при большом стечении народа.

При Иване IV «раздача боли», т.е. применение палок, плетей и кнута при «наведении должного порядка», становится одним из методов государственной политики. Судебник 1550 г. вводит болевые наказания за должностные преступления: фальсификации протоколов суда, подделку документов, корыстные злоупотребления. Кнут превращается в средство пытки[4,С.45].

Задачи борьбы с массовой преступностью, размножившейся в XVI в., породили тюрьмы, которые в ходе губной реформы передаются для обслуживания населению. Судебник Ивана IV упоминает тюрьму уже в 21 случае (для служилых, «лихих» людей, лжесвидетелей), но не назначает сроков тюремного заключения[18,С.41].

В качестве дополнительного  вида наказаний за большинство преступлений выступают штрафы. Как самостоятельный вид штраф назначается за бесчестье. По Судебнику 1550 г. (ст. 26) для «гостя» он равен 50 рублям, для торгового и посадского человека - 5, крестьянина - 1 рублю. За бесчестье женщины устанавливалась двойная сумма штрафа [17,С.51].

Религиозные преступления в Судебник не были включены, и практика здесь имела свои особенности. За тяжкие религиозные преступления виновные подвергались двойному преследованию со стороны церкви и государства. Русские законы  не признавали террора, и так как на Руси  не было института инквизиции, еретиков распинали и сжигали в случае исходившей от них социальной опасности. Церковь осуществляла свою деятельность в духовной сфере более последовательно, на Руси не было инквизиции, а принцип духовной свободы долгое время занимал важное место[17,С.55].

Способы исполнения смертной казни в Судебнике не определялись, но, судя по летописям и иным документам, их арсенал был не очень велик. Чаще всего смертная казнь осуществлялась через повешение на дереве, обезглавливание и утопление. Помимо этого, существовали и квалифицированные ее виды, то есть такие, которые были сопряжены с особыми мучениями для осужденного. К ним относились сожжение в срубе, в клетке или на костре, четвертование, при котором казнимому поочередно отрубали руки, ноги и голову, казнь, предварявшаяся битьем кнутом, и некоторые другие

По Судебнику 1550 г. смертная казнь назначалась за 9 видов преступлений. 

По способам исполнения смертная казнь по-прежнему делилась на простую (повешение, обезглавливание, утопление) и квалифицированную. Наказаниями, сопряженными с особыми мучениями  для приговоренного, являлись сожжение (госпреступления), залитие горла расплавленным металлом (фальшивомонетчикам) и закапывание в землю по плечи (применялось к мужеубийцам). Иногда имели место и другие изощренные виды казни, непосредственно не упомянутые в Уложении, такие, как четвертование, сажание на кол, повешение за ребро и т.д. [4,С.24].

Информация о работе Характеристика преступления и наказания в XV - XVI в.в