Действие уголовного закона во времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Возможно, мы не сможем дать однозначный ответ на вопрос о понятии и основании уголовной ответственности, но стремление к этому, процесс познания данного правового явления и есть цель настоящего курсового исследования.
Достижение поставленной цели предполагается путем решения следующих задач:
1. Анализа существующих позиций к определению понятия уголовной ответственности;
2. Изучения элементов формирующих основание уголовной ответственности;
3. Анализа состава преступления как основание уголовной ответственности.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсак готовый мой.doc

— 376.00 Кб (Скачать документ)

* Таганцев Н.С. Указ соч. С. 129. В то время Данциг (Гдыня) находился на территории Германии, а Либава (Лиепая) на территории России. 

 

К сожалению, в УК РФ вопрос об определении места совершения преступления не решен. Если же определять место совершения преступления так же, как и время, то серьезные трудности возникнут в случаях, когда действие совершено на территории иностранного государства, а последствия наступили на территории России.

Поскольку каждое государство имеет свое уголовное законодательство, на практике возникает вопрос: закон какого государства должен быть применен в каждом конкретном случае?

Это особенно важно в случаях совершения преступления международного характера, в случаях совершения преступником-гастролером преступлений в разных странах, в случаях, когда преступление совершено в одной стране, а виновный находится в другой, и т.д.

В средние века, исходя из племенных обычаев, применялись законы, соответствующие национальной и племенной принадлежности виновного.

Так, Монтескье в работе "Дух законов" писал, что за преступление, совершенное на территории современной Франции, "франк судился по закону франков, аллеман — по закону аллеманов,  бургунд — по закону бургундскому и римлянин — по римскому. Каждый человек в этой смеси племен должен был судиться по обычаю и праву своего племени"*.

* Монтескье Ш. Дух законов. СПб., 1990. С. 512. 

 

И на территории Польши в средние века поляк судился по польскому праву, немец — по немецкому праву, еврей — по еврейскому праву*.

* См. Шаргородский М. Д. Указ. соч. С. 233. 

 

В современном уголовном праве разработаны несколько принципов действия уголовного закона в пространстве.

Территориальный принцип заключается в том, что все преступления, совершенные на территории определенного государства, подпадают под действие уголовных законов этого государства.

Статья 4 УК устанавливает, что "все лица, совершившие преступления на территории РСФСР, подлежат ответственности по настоящему Кодексу". Это положение отражает принцип суверенитета государства, в соответствии с которым на всей территории государства действуют его законы (ст. 4 Конституции). Для применения этого положения следует определить, что является территорией государства.

Территорией Российской Федерации являются суша в пределах государственных границ России, водное пространство внутренних морей, озер и рек*.

* См.: Закон Российской Федерации "О государственной границе  Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. // Ведомости Съезда народных  депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (далее — ВВС РФ). 1993. № 17. Ст. 594. 

 

К территории России относятся также территориальные воды в случаях, когда суша соприкасается с водами океана или внешнего моря. Ширина территориальных вод России установлена в 12 морских миль, исчисляемых от линии наибольшего отлива.

В разных государствах ширина территориальных вод различна: от 3 до 24 морских миль.

Ширина в 3 морские мили была установлена в период, когда это расстояние превышало дальность артиллерийской стрельбы. Об этом еще писал Гуго Гроций. До сих пор ширину территориальных вод в 3 морские мили признает Великобритания. В связи с этим возникали международные конфликты, например так называемая тресковая война между Англией и Исландией, когда английские траулеры под защитой военных судов пытались вести лов трески у берегов Исландии за пределами 3 миль, но в пределах экономической зоны, объявленной Исландией.

Суверенитет Российской Федерации (а следовательно, и действие ее законов) распространяется и на воздушное пространство (воздушный столб) в пределах государственных границ.

Согласно ч. 2 ст. 11 УК "преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации".

Континентальным шельфом являются поверхность и недра морского дна, до определенной глубины примыкающие к территориальным водам. Разработка естественных богатств континентального шельфа является правом государства и находится под его юрисдикцией.

Государство также осуществляет юрисдикцию в своем воздушном пространстве. Поэтому международные полеты воздушных судов регулируются правилами, установленными государством, в данном случае Российской Федерацией.

Воздушные суда и находящиеся на них лица в воздушном пространстве России обязаны соблюдать российские законы и подчиняться им.

В ч. 3 ст. 11 УК указывается, что "лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения".

Таким образом, военное, водное или воздушное судно всегда считается территорией того государства, флаг которого оно несет. Гражданское судно находится под полной юрисдикцией государства, флаг которого оно несет, только в период, нахождения в открытом море или воздушном пространстве.

При заходе гражданского судна в территориальные воды или порт иностранного государства оно и находящиеся на нем люди должны подчиняться иностранным властям и соблюдать законы иностранного государства. Поэтому, если на борту гражданского судна, находящегося в иностранном порту, совершено преступление, компетентные органы иностранного государства имеют право произвести осмотр, обыск, задержание и арест подозреваемого и другие следственные действия на борту этого судна.

Если же матрос военного судна, находящегося с визитом вежливости в иностранном порту, совершит преступление на борту этого судна, например убийство, нанесение телесных повреждений против гражданина этого иностранного государства, иностранные власти не смогут арестовать и привлечь к ответственности этого матроса без согласия правительства его страны.

Исключением из принципа территориальности является правовой иммунитет. Это означает, что определенные лица, совершившие преступление на территории другой страны, не могут быть привлечены к ответственности без согласия правительства страны, гражданами которой они являются.

Эти лица не могут также подвергаться аресту, обыску, принудительным мерам, обеспечивающим явку в следственные органы или в суд. Они могут быть допрошены только с их согласия.

Правовой иммунитет предоставляется главам государств, членам правительств, дипломатическим представителям, а также их супругам и несовершеннолетним детям.

Дипломатические курьеры при исполнении обязанностей обладают иммунитетом. В отдельных случаях правовой иммунитет может по соглашению между государствами предоставляться и другим лицам, например журналистам.

Эти положения получили отражение в ч. 4 ст. 11 УК: "Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими .лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права".

В случаях совершения преступлений, например шпионажа или других нарушений законов Российской Федерации, лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, как правило, объявляются персоной "нон грата" и выдворяются за пределы России.

Иммунитет распространяется и на территории посольств и дипломатических представительств. Это означает, что без разрешения руководителей дипломатических представительств нельзя входить на территорию посольств для выполнения следственных Действий — осмотра, обыска, задержания и ареста подозреваемых. Поэтому в международной практике известно много случаев предоставления убежища в помещении посольства лицам, преследуемым правоохранительными органами государства, где аккредитовано представительство.

Принцип гражданства* заключается в том, что граждане Российской Федерации подчиняются российским законам, где бы они ни находились. Поэтому они несут уголовную ответственность за преступления, совершенные в иностранном государстве, по Уголовному кодексу, действующему в России. В ч. 1 ст. 12 УК указывается: "Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом государства, на территории которого было совершено преступление".

* Этот принцип еще называют  национальным (см.: Шаргородский М.Д. Указ. соч. С. 267—271). 

 

Принципы справедливости и гуманизма в данном случае находят проявление в том, что нельзя наказывать строже, чем мог бы быть наказан виновный по закону места совершения преступления.

Ранее УК РСФСР отражал позицию, согласно которой решение иностранного суда не имеет обязательной силы для судов, хотя и может учитываться. В ч. 3 ст. 5 УК РСФСР указывалось, что, если граждане СССР или лица без гражданства за совершенные преступления вне пределов России понесли наказание за границей, "суд может соответственно смягчить назначенное им наказание или полностью освободить виновного от отбывания наказания".

Поэтому советские граждане, совершившие преступление за границей и даже отбывшие наказание, могли повторно привлекаться к ответственности по советским законам.

Такая позиция основывалась на мнении о принципиальной противоположности советского и буржуазного права. Новое законодательство должно отразить идеи, основанные на общечеловеческих ценностях, правах человека, принципах .правового государства.

Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 50 устанавливает, что "никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление". Это положение получило отражение и в проекте УК.

В соответствии с общепринятыми в международном сообществе правовыми принципами наказание за преступление должно назначаться по законам места совершения преступления. Поэтому, если лицо совершило преступление в одной стране, а привлекается к ответственности в другой, необходимо учитывать законы иностранного государства и не назначать виновному наказание более строгое, чем то, которому он мог подвергнуться в государстве, в котором было совершено преступное деяние.

Равным образом совершение гражданином России за границей деяния, не признаваемого по местным законам преступлением, например подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК), не должно влечь ответственности по российскому УК после возвращения этого лица на родину.

В международной практике чаще возникает аналогичная ситуация в связи с совершением аборта, который в ряде стран запрещен под страхом уголовной ответственности.

Значительная же часть распространенных общеуголовных преступлений (посягательства на личность, кража, контрабанда и т. д.) предусмотрена уголовным законодательством всех государств.

В ч. 4 ст. 5 УК РСФСР указывалось, что "иностранные граждане за преступления, совершенные вне пределов СССР, подлежат ответственности по советским уголовным законам в случаях, предусмотренных международными договорами".

Такие договоры о правовой помощи Российская Федерация заключает как со странами СНГ, так и с другими государствами.

Однако в ч. 3 ст. 12 УК говорится: "Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности, на территории Российской Федерации".

Такое положение отражает реальный принцип действия уголовного закона в пространстве, закрепленный в законодательстве ряда зарубежных государств, например Швейцарии (ст. 45 УК)*.

* Частично реальный принцип  использовался УК РСФСР 1922 г. Но  позднее он не был предусмотрен в уголовном законодательстве.  

 

Реальный принцип при решении вопроса о применении уголовного закона исходит из того, против кого направлено совершенное преступление.      

Применяя реальный принцип действия уголовного закона в пространстве, государство наиболее полно защищает свои интересы и интересы своих граждан. 

Учет факта осуждения в иностранном государстве отражает принцип гуманизма, положения Конституции и соответствует современным принципам правового сотрудничества и взаимодействия государств.

Особый порядок применения уголовного закона устанавливается в отношении военнослужащих России, проходящих службу на территории иностранного государства. В соответствии с ч. 2 ст. 12 УК "военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено, международным договором Российской Федерации".

Информация о работе Действие уголовного закона во времени