Формирования и выбор государственной стратегии России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть особенности формирования и выбора государственной стратегии России.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие и признаки государственной стратегии РФ;
рассмотреть методологические аспекты разработки и реализации государственных и муниципальных стратегий в Российской Федерации;
проанализировать социально-экономические показатели развития России в условиях рыночной экономики;
привести особенности формирования стратегии развития экономики РФ;
сформулировать концепцию формирования новой стратегии развития РФ, основанной на знаниях.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Формирование государственной стратегии России.doc

— 324.00 Кб (Скачать документ)

Оценка роста на 2013 год почти в 2 раза ниже докризисных темпов (2007г). Это соответствует потенциалу докризисного развития, очищенного от эффекта роста мировых цен на топливо и сырье и интенсивного притока иностранного капитала.

Самым значимым фактором, обусловившим замедление экономической динамики, стало снижение прироста потребительского спроса. Если до кризиса этот фактор обуславливал порядка 7 проц. п. прироста ВВП, то в 2013 г. - всего 3.3 п.п. Основная причина - замедление динамики доходов населения (прежде всего, заработной платы и пенсий), повлекшая за собой и снижение потребительской активности населения.

Рисунок 1 - Динамика экономического роста экономики РФ (темп прироста, %) [11,38]

Рисунок 2 - Структура экономического роста (вклады элементов конечного спроса в прирост ВВП, проц. пунктов) [11,39]

Безусловно, обращает на себя внимание высокий - причем, «сомнительно высокий» с учетом уже состоявшегося большого вклада фактора запасов в восстановительный рост 2012 г. - вклад прироста запасов в экономический рост в 2013 г. в 3.5 проц. п. Это, несомненно, вызывает вопросы, особенно с учетом того обстоятельства, что в российской практике на плохо статистически наблюдаемый прирост запасов относят и статистическое расхождение между наблюдаемым ростом производства и динамикой его основных компонентов.

В целом в 2013 году рост ВВП продолжился, несмотря на резко возросшую неопределенность внешних условий и усиление турбулентности на финансовых рынках. Прирост ВВП составил, по первой оценке Росстата, 4%, что соответствует динамике 2012 года.

Основной тенденцией 2013 года стало продолжение восстановления экономической активности и в основном завершение восстановительного роста после экономического кризиса конца 2008-го и 2009 годов.

По итогам 2013 года по многим ключевым экономическим показателям, среди которых индекс промышленного производства, потребительские расходы, товарный экспорт и импорт, превышены максимальные предкризисные значения середины 2008 года. Улучшилась ситуация на рынке труда, положительную динамику демонстрирует реальная заработная плата, которая уже в 2012 году превысила предкризисный уровень.

Со стороны производства динамика ВВП обусловлена, прежде всего, ростом обрабатывающих производств, строительства, небывало высокими темпами в сельском хозяйстве.

Со стороны спроса экономический рост связан с повышением вклада потребления и инвестиций и восстановительным ростом запасов. Отрицательный вклад в динамику ВВП внес чистый экспорт, в связи с  сохранением высокой динамики импорта при снижении динамики экспорта [11,44].

 

2.2 Особенности  стратегического планирования развития экономики России

 

Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности российской экономики в современных условиях является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.

Система государственного стратегического управления позволяет:

  • формирование долгосрочных приоритетов деятельности государства в области социально-экономического развития, позволяющих частным компаниям снизить риски, в том числе при принятии долгосрочных инвестиционных решений;
  • развертывание долгосрочных решений (со сроком реализации 7 и более лет) в комплекс средне- и краткосрочных задач, согласованных между собой;
  • балансировку планируемых действий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности, в сфере развития человеческого потенциала);
  • ориентированность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на деятельность в соответствии с поставленными долгосрочными целями;
  • увязку принимаемых в процессе государственного стратегического управления решений с бюджетными ограничениями, определяемыми как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу;
  • мониторинг реализации принимаемых решений.

Успех любого документа стратегического, прогнозного характера предопределяется объективностью оценки достигнутых результатов. Основным долгосрочным стратегическим документом в России является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1].

В Концепции [1] утверждается, в частности, что Россия восстановила статус мировой экономической державы. Причем в качестве доказательства приводится тот факт, что в середине текущего десятилетия в Российской Федерации в основном завершен переход к рыночной экономической системе, восстановлен уровень производства и потребления начала 90-х гг. Хотелось бы, понятно, более адекватных критериев отнесения России к числу стран-лидеров, потому что воспоминания об экономической ситуации в стране в начале последнего десятилетия XX в. никак не подтверждают, что именно тогда мы были по-настоящему мировой экономической державой.

В констатации сегодняшнего положения дел в экономике в Концепции явно выдается желаемое за действительное. Утверждения, что среди населения начал складываться социальный слой массовых инвесторов и акционеров, что формируется новая система государственного управления рыночной экономикой, базирующаяся на разделении функций (правоустанавливающих, контрольно-надзорных, предоставления услуг и управления имуществом), и т.п. - все это явный перебор. Что касается последнего (новой системы государственного управления рыночной экономикой), то провал такой системы был официально признан при смене Правительства осенью 2007 г. Тем не менее, нельзя не признать очевидное: Россия действительно экономически значительно окрепла за последние годы.

Все по правилам - вызовам обязательно должно быть уделено внимание. Они названы в концепции: усиление глобальной конкуренции, возрастание роли человеческого капитала, исчерпание источников экспортно-сырьевого развития.

Если усиление глобальной конкуренции действительно можно отнести к вызовам следующего десятилетия, то определение в качестве такового возрастания роли человеческого капитала представляется далеко не бесспорным. Это не вызов, это особенность современного и будущего развития производительных сил. Более того, такую особенность вполне можно обратить в конкурентное преимущество России.

Наконец, к вызовам отнесено и исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития. Конечно, самые пессимистические прогнозы основаны на том, что к 2020 г. будет наблюдаться нехватка сырья. Но они явно не учитывают, что технологии добычи и переработки природных ресурсов постоянно совершенствуются. То, что было нерентабельно вчера, оказывается благодаря данному фактору вполне рентабельно сегодня.

Стратегическая цель сформулирована просто и понятно: к 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи, характеризуемой производством ВВП.

Предполагается, что одновременно в РФ будут достигнуты стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира (среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности должен составить 30 000 долл. в 2020 г. и 40 000 - 50 000 долл. в 2030 г.). Следует напомнить, что по итогам 2006 г. российский показатель составил около 12 000 долл. Это дало нам примерно 80-е место по данному показателю в мире. Так что выход на запланированный уровень представляется весьма непростой задачей.

Однако авторами Концепции была допущена простая, но очень серьезная ошибка: достижение приведенных показателей поставило бы Россию в ряд высокоразвитых стран только при условии, что в самих этих странах среднедушевой ВВП останется на уровне сегодняшнего дня. Значит, нужны иные ориентиры с учетом динамики развития ведущих стран.

Еще ряд ориентиров 2020 г.: среднемесячная заработная плата в России должна превысить 2000 долл. США (2006 г. - 391 долл.), расходы на образование за счет государственных и частных источников необходимо довести до 5 - 6% ВВП (2006 г. - 4,6%), на здравоохранение - до 6 - 6,5% (2006 г. - 3,9%). Ориентиры правильные, только вот субъективные ощущения подсказывают, что с нынешней инфляцией 2000 долл. в далеком 2020-м покажутся крайне незначительной суммой [11].

 

ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РФ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ

 

В современных условиях наиболее перспективной моделью социального и хозяйственного развития становится общество, основанное на знаниях. Потенциал развития этого общества во все возрастающей степени определяется масштабами информации и знаний, которыми оно располагает.

Это не значит, что роль промышленности и сельского хозяйства уменьшается. Однако индустрия за счет автоматизации, внедрения высоких технологий требует все меньшей доли общественного труда, а значительная, если не большая, часть занятого населения перетекает в сферы информации и услуг, что видно из таблицы 1.

Таблица 1

Распределение рабочей силы между секторами хозяйства, % [9,100]

Сектор     
хозяйства  

США       

Великобритания 

Нидерланды   

1900

1960

2000

2007

1900

1960

2000

2007

1899

1960

1998

2005

Сельское    
хозяйство  

38

9

2,4

1,4

17

5

2

1,4

36

9

3

3

Промышленность 
и строительство

33

31

20 

20,6

29

28

26

22,3

32

41

22

20

Сфера услуг 

29

60

77 

78 

54

67

72

76,3

32

50

75

77


 

При поступательном развитии экономики изменение структуры занятости обычно происходит в результате роста производительности и насыщения потребностей определенного уровня. Это позволяет высвободить часть работников для удовлетворения более высоких потребностей и обусловливает сдвиги в отраслевой и профессионально квалификационной структуре рабочей силы как в экономике в целом, так и внутри крупных секторов.

Согласно концепции Э. Тоффлера «мир сегодня стоит на пороге грандиозных социальных перемен, технических и культурных нововведений. Технологические сдвиги оказывают кардинальное воздействие на все стороны социальной жизни. Меняется содержание труда, в сотни раз возрастает его производительность. Микроэлектронная революция и информационные технологии увеличивают мощь человеческого интеллекта. По существу рождается новый цивилизационный уклад, в котором принципиально иными будут сферы труда, управления и досуга» [12,104].

С появлением концепции экономики, основанной на знаниях, изменяются условия ведения бизнеса; возникают новые профессии и рабочие места, новые сетевые формы организаций; меняется функционирование традиционных отраслей; создаются гибкие формы и виртуальные трудовые коллективы; организации освобождаются от непрофильной деятельности путем передачи ее временным работникам или сторонним организациям; меняется отношение к человеческому капиталу, и, как следствие, изменяется и модель занятости.

При традиционной системе организации труда рабочее место предназначалось для выполнения узкоспециализированных видов работ на основе строгого разделения труда, человек рассматривался как фактор производства, наряду с капиталом. Четко определялись критерии профессионального роста работника и размеров вознаграждения за труд. В индустриальном обществе абсолютное большинство людей руководствовалось утилитарными стимулами, порожденными необходимостью удовлетворения материальных потребностей, но по мере роста материального благосостояния материальные потребности отходят на второй план. Человек более или менее обеспеченный предпочитает трудиться за меньшую заработную плату, если его деятельность на рабочем месте позволяет ему максимальным образом реализовать свои способности, не выполнять монотонных рутинных функций, самостоятельно принимать решения и рассчитывать на дальнейший профессиональный и культурный рост. С другой стороны, все большее количество людей стремится иметь больше свободного времени, посвящать его семье, самообразованию, культурному досугу, занятиям спортом и т.д..

Новая модель занятости позволяет более эффективно использовать трудовой потенциал, рассматривая интеллект человека как сферу производства новых идей - определяющее средство производства экономики, основанное на знаниях. В XXI в. человек признан не фактором производства, а рациональным экономическим агентом, уникальным нематериальным активом, способным к саморегулированию и саморазвитию. От работника требуются уникальные морально-психологические, индивидуальные качества, а труд как экономическая категория и основополагающий процесс производства заменяется творчеством. Администрирования деятельности в форме бизнес-процессов уже недостаточно: нужно побуждать человека к творчеству через его заинтересованность в эффективной работе, помогать ему накапливать знания и получать компетенции. На смену объектно-субъектной схеме управления приходит схема сотрудничества и взаимного влияния субъекта на объект и объекта на субъект (субъектно-субъектная). По мнению Т. Стюарта, люди должны чувствовать себя «игроками, а не битой», а главными признаками успешной карьеры становится то, насколько работа богата содержанием и какое значение она имеет для компании.

Информация о работе Формирования и выбор государственной стратегии России