Благотворительная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

овременное состояние общественных отношений неотделимо от важнейших тенденций исторического становления государственности в России. Практическая необходимость в поддержке различных категорий нуждающихся, возникшая в последнее десятилетие, в контексте проводимых социально-экономических реформ, заставляет исследователей обращаться за помощью к методам социальной помощи накопленных за тысячелетия общественной жизни.
Социальная работа в России представляет собой сложный процесс, имеющий тысячелетнюю историю становления, постоянно изменяющийся в культурно-исторической перспективе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Система благотворительности при Петре Первом…………………………...…5
1.1 Этапы становления общественного и частного призрения в Российском государстве во времена царствования Петра 1…………………………………….5
1.2 Позитивные и негативные черты системы помощи при Петре Великом…..12
1.3 Борьба с нищенством при Петре Романове ………………………..………...16
2. Особенности социального призрения отдельных категорий населения в России в эпоху Петра Первого……………………………………………...……..20
2.1 Развитие государственной системы помощи детям…………………………20
2.2 Социальная защита военнослужащих……………………………….………..22
2.3 Социальная помощь безработным……………………………………...……..23
Заключение…………………………………………………………………….……26
Список литературы……………………………………………………………..…..28

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3.docx

— 63.50 Кб (Скачать документ)

    Наиболее болезненно  в российском обществе воспринималось  требование властей не давать  «безразборно» милостыню нищим. По распоряжению Петра I предписывалось наказывать людей, поступивших так. Их было велено доставлять в монастырский приказ и штрафовать первый раз на 5 рублей, а в следующий – на 10 рублей. Лицам, желавшим оказать милостыню, властями предписывалось передавать ее в богадельни, госпиталя и другие заведения подобного типа. Запрет подавать милостыню непосредственно просящим вызвал протест в общественных кругах. Одним из выразителей его был писатель И.Т. Посошков. Вскоре и сам император осознал, что в данном вопросе «перегнул палку». Свидетельством этого стало официальное разрешение прошения милостыни при наличии «прокормежного» письма, а также подготовка проекта нового царского указа о раздаче нищих по монастырям.

    Однако административно-насильственными  мерами борьба с профессиональными  нищими не ограничивалась. Петр  I понимал, что немало есть бедных людей, которые нищенствуют не по своему желанию, а из-за безысходности и невозможности по состоянию здоровья зарабатывать на хлеб насущный. Следуя примеру французского короля Людовика XIV, царь-реформатор намеревался во всех губерниях создать приюты-госпитали «для всякого рода призреваемых».8  

2. Особенности социального призрения отдельных категорий населения

 

2.1 Развитие государственной системы помощи детям

 

   Первые специальные  государственные учреждения для  детей-сирот были открыты в  XVIII веке. Так, в 1706 году Новгородский  митрополит Иов построил за  собственный счет при Холмово-Успенском монастыре воспитательный дом для «незаконнорожденных и всяких подкидных младенцев». Царь с сочувствием отнесся к этому учреждению и отдал ему доходы с нескольких вотчин.

   В 1715 году Петр  Первый повелел в городах организовать госпитали для незаконнорожденных. По указу царя туда следовало приносить незаконнорожденных детей и подкладывать их в специальные окна, чтобы не было видно лица приносящего. Такой способ подкидывания детей, при котором женщина-мать оставалась неизвестной, практиковался и в Европе. Устраивались «сиропитательницы» или «гошпитали» возле церковных оград. В Москве они делались каменными, в других городах деревянными. Содержались госпитали частично за счет городских доходов, а также пожертвований частных лиц и церкви. Каждый такой госпиталь вверялся надзирательнице, в обязанность которой входили уход и надзор за воспитанием призреваемых детей.

   Как только призреваемые дети вырастали, их пристраивали, мальчиков в услужение какого-нибудь мастеру, а девочек в богатые дома или замуж. Писалось, что если они потеряют работоспособность или сойдут с ума, то в старости могут вернуться в эти приюты как в родительский дом. Эти учреждения просуществовали несколько лет, а потом стали закрываться одно за другим.

   По указу 1712 г. в госпитали и сиротские дома должны были приниматься младенцы, «которые не от законных жен рождены, дабы вящшаго греха не делали, сиречь убийства». Более пространным был ноябрьский указ 1715 г. В котором определялись конкретные меры по организации деятельности госпиталей и сиротских домов. Например:

    а) набирался штат детских приютов и госпиталей из «искусных жен» (кормилиц) с назначением жалованья за работу (по 3 рубля в год);

    б) за умерщвление незаконнорожденных виновные наказывались смертью;

    в) устанавливалась анонимность приема (подкидывания) незаконнорожденных в приюты;

    г) на содержание незаконнорожденных отводилось по три деньги (то есть по полторы копейки) в день.

            Особо подчеркивалось, что «если впоследствии дети подвергались болезням или увечью, или впадали в помешательство, то могли возвращаться в эти приюты, как в родительские дома».9

    Петр I начал борьбу  и с нищенством как массовым  общественным явлением, которое  также порождало рост числа  бездомных детей. В числе нищенствующих находились и просящие подаяние дети. По Указу от 20 июня 1718 г.  было введено посылать их на суконный двор и к прочим мануфактурам. Процесс роста суконного производства и мануфактур требовал рабочих рук, потому их владельцам было выгодно использовать дешевый труд малолетних детей из числа беспризорных и детей-сирот. В то же время это было основным их средством выживания, пропитания и получения профессии.

  В царствование Петра I существующие госпитали и богадельни, где находились дети-сироты, были переполнены. Отсюда по отношению к безродным детям состоялось распоряжение, чтобы их раздавать на воспитание с вечным за воспитателями закреплением, а достигших 10 лет определять в матросы.

    Существование  системы тайного приема хотя и привело к сокращению числа детоубийств, но одновременно породило рост числа подкидышей. Это привело к увеличению расходов на содержание этих учреждений и ужасающей смертности находящихся в них младенцев.

    В инструкциях  магистратам говорилось о необходимости  обучения малолетних детей, не  только «пожиточных, но и бедных». Предусматривалось их обучение чтению, письму, «цифирному счислению», арифметике в школах организованных при церквах. Городское попечение над малолетними включало в себя не только обучение, но и опеку. Назначение опекунов возлагалось на магистрат, который должен был осуществлять контроль за их деятельностью и надзор за процессом воспитания: «…пожитки не расточать и детей воспитывати».

 

2.2 Социальная защита военнослужащих

 

    В России человеческое  отношение к раненым, ко всему  тому, что выбрасывалось как негодное  из боя и, являлось обузой  для воюющих, тем не менее,  справедливо требовало участия и попечения, стало складываться уже с очень давних пор. Заботу о раненных, пострадавших на войне, желание оказать им ту или иную помощь, облегчить их страдания, хоть чем-нибудь отблагодарить за принесенную ими жертву, можно проследить по многим историческим актам.

    Социальная помощь  военным людям начала складываться  гораздо раньше, чем представителям  других сословий. Особое место  в системе государственного призрения  заняли уволенные со службы  военнослужащие (унтер-офицеры, рядовые  драгуны и солдаты), не имевшие  средств на жизнь.

  Петр Великий, постоянно заботившийся о здоровых солдатах, не оставлял на произвол судьбы и тех, которые, потеряв здоровье на войне, сделались неспособными к труду. По его инициативе в селе Преображенском была создана полотняная  (парусинная) фабрика, на которой работали матросы, списанные с кораблей. Это была своего рода богадельня, где непригодные для морской службы моряки получали приют и посильную работу.

 Заботясь о судьбе  больных и увеченных воинов, Петр  I своим Указом от 31 января 1712 года повелел утверждать повсеместно для призрения за ними особые госпитали. Одним из них, предназначенных для больных и увеченных матросов, стала «Матросская тишина». Позднее она была переоборудована в известную тюрьму для государственных преступников. Во времена Петра Великого было принято решение использовать монастыри для призрения офицеров и рядовых, не имеющих своего дома, где бы отставные военные призревались, приняв постриг. С этой целью издаются специальные указы от 15 марта 1722 г. Например для того чтобы закрепить вакансии монахов за отставными и увечными военными, Указом от 28 января 1723 г. Петр I запретил постригать в монахи из других сословий. Хлебное и денежное довольствие для отставных военных производилось из монастырских доходов, которые назначались на содержание монахов. Размер окладов мог колебаться в зависимости от чина. 10

 

 

2.3 Социальная помощь безработным

 

    Трудовая помощь  включала следующие профилактические  и реабилитационные функции и  формы работы:

    -  предупреждение безработицы у взрослых – путем организации служб занятости, создания новых и расширения существующих производственных единиц, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, кредитования, обеспечения работой на дому и т.п.;

    - ликвидация последствий и предупреждение голода, недорода, стихийных бедствий посредством общественных работ;

     - предупреждение безработицы у детей – путем трудового воспитания и профессионального образования в семье, школе, учреждениях «закрытого типа» (приютах, воспитательных домах, специализированных учебно-воспитательных заведениях);

     - «трудовая терапия» – в работных домах и домах трудолюбия для взрослых и для детей, в артелях для «босяков»;

     - «трудовая реабилитация» – в воспитательно-принудительных колониях для взрослых и детей, воспитательно-трудовых учебных заведениях и др.

   Осуществлением трудовой помощи как альтернативы милостыне, призрению в различного рода богадельнях, содержанию асоциальных групп населения в тюремных учреждениях и др. – занимались государственные органы, земские и городские самоуправления, отчасти религиозные организации, частные лица, но более всего – общественные объединения благотворительного характера.

   Разумеется, правительство решая проблемы нищеты не ограничивалось одними репрессивными мерами. Петр I, приступая в конце жизни к созданию городских магистратов, мыслил вменить им в обязанность учреждение сиротских домов, богаделен, больниц, работных и смирительных домов «для доставления работ и пропитания здоровым бедным, праздношатающимся и вообще всем, могущим исправлять какие-либо работы».

   Поводом к организации  общественных работ в России  всегда служили неурожаи, отнимающий  у широких масс населения главный  ресурс продовольствия и делавшие, таким образом, особенно жгучей  потребность в заработках, без  которых при обычных условиях  население могло обходиться. Русские  неурожаи превращали дурную и  недостаточную занятость нашего  населения в острую безработицу.  Этим и объясняется то обстоятельство, что, в противоположность Западу, призванные бороться с этой  безработицей, наши общественные  работы являлись почти исключительно  работами чрезвычайными. Хотя  первые известия о неурожае  и голоде в России относятся  к 1024 году, общественные работы начались у нас сравнительно поздно. Первые попытки их устройства относится лишь к началу 17 столетия, а именно, к царствованию Бориса Годунова. Очень долго они носили совершенно случайный характер, как, например, работы, устраивавшиеся при Пере I, Анне Иоанновне и Екатерине II.11

Таким образом, во времена  царствования Петра Первого особое внимание уделяется призрению отдельных  категорий населения, таким как  дети, военнослужащие, безработные. Принимаются  меры по организации деятельности госпиталей и сиротских домов, осуществляется социальная помощь по отношению к  военнослужащим, происходит оказание трудовой помощи безработным, а также  борьба с безработицей.

 

 

 

Заключение

Процесс становления социальной помощи в России – явление длительного  характера. Он пока не имеет своего исторического завершения и оформления. Складывающаяся парадигма помощи и  поддержки нуждающимся представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и  индивидуальных иррациональных действий и поступков.

Система призрения получила целостное оформление и развитие в эпоху императорской России. Именное тогда государственное  призрение стало важным фактором функционирования всей сферы социальной помощи, усиления ее организационного начала. Однако в тот исторический период оно не было главным компонентом  системы социальной помощи. Определяющая роль здесь принадлежала общественному  призрению, субъектами которого являлись церковь, крестьянские общины, органы местного самоуправления (земства, городские  думы, управы) и др.

Общественное призрение  начинает складываться в определенную систему со своими светскими институтами, специальным законодательством, регулирующим деятельность не только приказов общественного  призрения, но и благотворительную  деятельность в обществе среди призреваемых – инвалиды, беспризорные дети, увечные воины, слепые, глухие и т.д.

Намечаются меры по решению  проблем социальной патологии. Усиливается  борьба с проституцией, профессиональным нищенством, детской безнадзорностью. Этот пласт проблем становится неотъемлемой частью общественного призрения, что, в свою очередь, расширяет практику помощи и поддержки, вносит в нее  элементы профессионально-деятельных подходов.12

 C уверенностью можно сказать, что в I четверти XVIII в. реформами Петра I в области общественного призрения, было положено начало не только для развития последующих этапов благотворительности, но и формирование социальных технологий, таких как: социальные адаптация, реабилитация, коррекция, экспертиза, прогнозирование, посредничество, консультирование, обеспечение, опека и попечительство.

Таким образом Петр Первый внес значительный вклад в развитие благотворительной деятельности. Однако многие реформы Петра I проводились варварскими методами и до предела обострили конфликт между государством и обществом. Демократизация политической жизни не была осуществлена. Русский абсолютизм укрепил крепостную зависимость.

 

Список литературы

  1. Власов, П. В. Благотворительность и милосердие в России /                     П. В. Власов. – М.: Центр-полиграф, 2001. – 443 с.
  2. Заичкин, И. А. Русская история: IX-середина XVIII в. /                              И. А. Заичкин, И. Н. Почкаев. – М.: Мысль, 1992. – 765 с.
  3. Костина,  Е. Ю. История социальной   работы: учебное пособие           / Е. Ю. Костина. – Владивосток: ДВГУ ТИДОТ, 2003. - 110 c.
  4. Мельников, В. П. История социальной работы в России /                            В. П. Мельников, Е. И. Холостова. – М.: Маркетинг, 2001. – 344 c.
  5. Оконова, Н. Д. Отечественная история: учебное пособие: в 2 т.                     / Н. Д. Оконова. – М., 2001. – Ч 1. - 453 с.
  6. Россия под скипетром Романовых. 1613-1913. – М.: Интербук, 1990. – 240 с.
  7. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 576 с.
  8. Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студентов высших учебных  заведений / М. В. Фирсов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.
  9. Холостова, Е. И. Социальная работа: теория и практика /                         Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 427 с.
  10. Циткилов, П. Я. История социальной работы: учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Циткилов. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 243 c.

Информация о работе Благотворительная деятельность