Великие ораторы Рима. Марк Фабий Квинтилиан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:21, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть основные положения, выдвигаемые Квинтилианом, а также определить его роль и место в деле развития ораторского искусства и красноречия.
Достижения данной цели соответствуют следующие задачи:
- рассмотрение исторической эпохи и места Квинтилиана в ней;
- определение риторики как искусства и науки;
- обоснование необходимости обучения красноречию;
- внутреннее содержание риторики;
- определение цели и технические приемы по ее достижению;
- художественные стили и их основные характеристики.

Содержание

Введение
1. Историческая эпоха и место Квинтилиана в ней
2. Биографические данные
3. Основной труд. «Двенадцать книг риторических наставлений» Квинтилиана
4. Определение риторики как искусства и необходимость обучения ему
5. Разделение риторики. Виды речей
6. Внутреннее содержание риторики и способы достижения поставленной цели
7. Техническая сторона риторики
8. Художественные стили
9. Советы ораторам
10. Сравнение позиций Квинтилиана и Цицерона
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Квинтилиан.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

Реферат: Великие ораторы Рима. Марк Фабий Квинтилиан

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Историческая  эпоха и место Квинтилиана  в ней

2. Биографические  данные

3. Основной  труд. «Двенадцать книг риторических  наставлений» Квинтилиана

4. Определение  риторики как искусства и необходимость обучения ему

5. Разделение  риторики. Виды речей

6. Внутреннее  содержание риторики и способы  достижения поставленной цели

7. Техническая  сторона риторики

8. Художественные  стили

9. Советы  ораторам

10. Сравнение  позиций Квинтилиана и Цицерона

Заключение

Список  литературы

 

Введение

"О, невероятная удача,

о, неожиданная радость, 

я буду тебя созерцать,

Марк Фабий, целым и невредимым".

 

 Поджо Браччолини

Актуальность  выбранной темы определяется вкладом  в развитие риторики, который внес своим трудом «Воспитание оратора» римский оратор, адвокат и педагог Квинтилиан. Многое из того, что он пишет, не утратило своего значения и до сей день.

Цель  работы – рассмотреть основные положения, выдвигаемые Квинтилианом, а также  определить его роль и место в  деле развития ораторского искусства и красноречия. Достижения данной цели соответствуют следующие задачи:

-   рассмотрение исторической эпохи и места Квинтилиана в ней;

-   определение риторики как искусства и науки;

-   обоснование необходимости обучения красноречию;

-   внутреннее содержание риторики;

-   определение цели и технические приемы по ее достижению;

-   художественные стили и их основные характеристики.

Труд  Квинтилиана оказал огромное влияние  на гуманистов эпохи Возрождения, создававших  на его основе свои руководства по ораторскому искусству. Наряду с Цицероном, другим непревзойденный римским оратором, Квинтилиан долгое время был самым читаемым латинским автором, его книги считались образцом для всех, писавших по-латыни в Новое время.

 

1. Историческая эпоха и место Квинтилиана в ней

На смену  эллинистическим традициям пришел «новый стиль». Расцвет в литературе относится ко времени Нерона, но затем наступает его стремительное  падение. С одной стороны, это  была естественная реакция на ту крайнюю  напыщенность и декаданс, до которой дошел «новый стиль», с другой – этот возврат к классицизму отражал более общие перемены в общественной и литературной жизни.

После падения Нерона, при династиях  Флавиев (70—96 гг.) и Антонинов (96—192 гг.), в отношениях между императором и сенатом наступает период вынужденного примирения. Императоры демонстрируют свою кротость, сенат — свою преданность. Официально считается, что это вновь возродился «дух Августа», забытый было при первых его преемниках.

Императоры  объявляют себя покровителями просвещения и искусств. Лучшие преподаватели риторических школ начинают получать жалованье от государства. Поэты посвящают свои стихи императорам и получают за них богатые подарки. Литературные интересы становятся повальной модой, на рецитации — авторские чтения поэтов — собираются толпы. Но если для Августа литература была средством организации общественного мнения, то для Флавиев и Антонинов она была средством отвлечения общественного мнения от политических интересов. Та искренность, с какой современники Вергилия и Горация приветствовали в Августе спасителя республики, была уже невосстановима. Поэтому литература нового периода была не столько органическим продолжением, сколько искусственным подражанием республиканской и вергилианской классике. Цицерон в прозе, Вергилий в поэзии стали предметом благоговейного изучения и рабского подражания, «новый стиль» промежуточной эпохи осуждался и отвергался.

Крупнейшим  деятелем этой классицистической реакции  был ритор Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35—96 гг.), гордость Рима, первый из риторов, принятый на государственное жалованье, а к старости назначенный воспитателем наследников престола. Свою программу он изложил в большом трактате «Воспитание оратора». Им было написано еще одно важное сочинение «О причинах порчи красноречия», но оно не сохранилось, как и изданная им самим речь в защиту Невия Арпиниана. Не сохранились, равным образом, и те труды Квинтилиана, которые издавались без его ведома его учениками, иногда в очень искаженном виде.

2. Биографические данные

Марк  Фабий Квинтилиан родился около 35 года нашей эры родился в  Калагуре (Испания) в семье, принадлежавшей к верхам испанской знати. Отец и  дед Квинтилиана были риторами.

Свое  образование Квинтилиан получил  в Риме, где слушал лучших ораторов своего времени. Благодаря упорному труду добился того, что провинциальное происхождение никак не сказалось на его речи. Затем, в 61 году вернулся в Испанию, однако через семь лет император Гальба, в прошлом наместник в Испании, вызвал его в Рим. Там в начале 70-х годов Квинтилиан становится руководителем первой государственной риторической школы, основанной императором Веспасианом. Ему была назначена пенсия, а средства для этого были выделены из императорской казны.

Несмотря  на то, что Квинтилиан готовил себя к карьере судебного оратора и при императорах Веспасиане, Тите и Домициане неоднократно выступал в суде как адвокат, славы он добился не практической, а теоретической и преподавательской деятельностью.

Около 20 лет Квинтилиан обучал ораторскому  искусству цвет римской молодежи – отпрысков самых знатных и богатых римских семей. У него было много выдающихся учеников, в том числе Плиний Младший, два внучатых племянника Домициана и, возможно, Ювенал.

Около 88 года Квинтилиан прекратил преподавание и выступления в судах, посвятив себя составлению трактата «Воспитание оратора» в 12 книгах. Это самый большой из сохранившихся античных трудов по риторике. Квинтилиан становится не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка.

В 94 – 95 годах Квинтилиану было поручено воспитание наследников императора – внуков его сестры Домитиллы. Также  он был награжден знаками консульского звания. В это время, находясь в  зените славы, исполненный благодарности императорскому дому Квинтилиан искренне восхвалял Домициана и, по-видимому, разделял в чем-то его взгляды (в частности, одобрял изгнание философов из Рима в начале 90-х годов). Домициан, в свою очередь, поддерживал Квинтилиана деньгами и почестями.

В конце  жизни ему пришлось пережить тяжелую  драму: умерли его молодая жена и  двое маленьких сыновей, оставив  старика в одиночестве. Последние  годы жизни Квинтилиана были омрачены усилившимся террором Домициана, ссылкой  родителей его воспитанников, бывших наследников императора, и вследствие этого отставкой.

3. Основной  труд. «Двенадцать книг риторических

наставлений»  Квинтилиана

Труд  Квинтилиана «Воспитание оратора» систематичен и строго продуман, хотя и не отличается оригинальностью. Здесь  учтен весь опыт классической риторики, но время великих открытий в сфере этого тоже некогда великого искусства живого слова и живого человеческого общения миновало, уступив первенство подведению итогов, укреплению канонов, строгому следованию за образцами и доведению прежнего разнообразия до схем и формулировок.

Квинтилиан  посвящает отдельные книги своего обширного труда всестороннему  обучению оратора с детских лет  риторическим упражнениям, разделению речи, ее логическому построению, ее украшению тропами и фигурами, стилю речи и соответствию выдающихся ораторских качеств моральному складу человека.

Однако  среди практических советов возникают  темы природы и искусства, смеха, фантазии, стиля и поэтического языка, художественной структуры и ритма, подражания; разных типов ораторских стилей и аналогий скульптуры и живописи. Тогда весь этот материал, имеющий как будто отдаленное отношение к эстетике, получает несколько иную окраску.

В книге  первой Квинтилиан рассматривает вопросы  воспитания будущего оратора, подчеркивая  при этом, что у детей редко недостает природных способностей, чаще не хватает заботы о них. Очень важен уровень образования самих родителей, причем не только отцов, но и матерей.

Вторая  книга — это советы по обучению в риторической школе и осмысление риторики как науки.

Книги с третьей по девятую — своего рода энциклопедия классической теории риторики:

-   в третьей книге речь идет о делении речи на виды и их подробное рассмотрение;

-   в четвертой книге анализируются части речи, такие как вступление, изложение, отступление, предложение, разделение;

-   пятая книга посвящена доказательствам;

-   шестая книга говорит о заключении, возбуждении страстей, смехе, состязании, о суждении и размышлении;

-   седьмая книга – о расположении;

-   в восьмой книге Квинтилиан превозносит ясность, чистоту, правильность и соразмерность речи, здесь же он говорит о тропах;

-   девятая книга посвящена учению о фигурах и композиции.

Десятая книга — это обзор образцов греческой и римской литературы. Квинтилиан показывает достоинства  и недостатки практически каждого из известных риторов.

В одиннадцатой книге Квинтилиан анализирует манеры оратора, рассматривает механизмы  запоминания, характеризует свойства голоса, жестов.

В двенадцатой  книге ученый обосновывает взаимосвязь  риторики и нравственности: «Нельзя быть истинным оратором, не быв честным человеком», – пишет Квинтилиан.

Свой  уникальный труд он завершает следующими словами: «Итак, да возлюбим всею душою науку красноречия, сей божественный дар, ниспосланный с небес человекам, без которого все было бы немо в природе, и ничто не доходило бы до потомства; постараемся все стремиться к совершенству: сим средством или достигнем высокой цели, или, без сомнения, многих ниже себя оставим».

4. Определение  риторики как искусства и необходимость

обучения ему

Квинтилиан  доказывает общеантичную, вполне классическую мысль о необходимости для  ораторского искусства правил и  обучения.Обучаться ему нужно так же, как и любому другому делу. Общие правила не помешают индивидуальному творчеству, а только облегчат его.

Древнегреческий оратор Лисий доказывал, что для  красноречия достаточно уже одного природного дара. Многие простые люди, говорил он, защищают свои жизненные  интересы весьма умело без всякого  обучения. Квинтилиан отвергает такой  взгляд. Ораторское искусство слишком сложная вещь, чтобы здесь было достаточно одних природных данных. Обыденной, хотя бы и очень убедительная речь, заставляет действовать слепо, наудачу, в то время как ораторское искусство требует определенного пути для своего достижения. Ораторское искусство не есть просто искусство убеждать. Убеждать можно при помощи денег или через власть говорящего (когда, например, произносится приказ), или даже внешним видом. Специфичность ораторского искусства заключается в том, чтобы убедить при помощи красивой речи.

«Никто, – говорит Квинтилиан, – не будет сомневаться, что риторика … есть именно искусство». А так как риторика есть искусство, то одного дара природы мало для настоящего красноречия. Особенно важно то, что Квинтилиан в целях определения риторики дает некоторую классификацию искусств. Одни науки (или искусства) теоретические. Это те, которые требуют только одного познания и исследования и не переходят в действие (например, астрономия). Другие – практические, состоящие только в одном действии (например, танцы). Третьи науки и искусства – реально-производственные, имеющие целью дать в результате известного действия тот или иной продукт (например, живопись). Риторика, по его мнению, относится ко второму разряду, хотя она может пользоваться и остальными двумя методами. Такое разделение науки и искусства восходит еще к Аристотелю.

То, что  оказывается необходимой для  речей определенная система правил, зависит от того, что оратору мало одних природных данных. Квинтилиан доказывает, что природа только вещество, а наука – художник. «Искусство без материи – ничто; материя же и без искусства имеет свою цену. Но высшее искусство лучше самой хорошей материи», – пишет он.

5. Разделение  риторики. Виды речей

Квинтилиан  делит Риторику на пять частей:

-   изобретение;

-   расположение;

-   словесное выражение;

-   память;

-   произнесение (или действие).

Самые же речи он делит на три вида:

-   похвальные или порицательные (т.е. доказательные);

-   рассуждающие;

-   судебные.

Каждому виду в «Воспитании  оратора» посвящено по большому разделу.

Главнейшим условием для художественного впечатления  от речи, по мнению Квинтилиана, является способ ее произнесения. Квинтилиан много  и интересно говорит о выработке  интонаций, которые бы точно следовали  за настроением говорящего, об их естественности, ровности и разнообразии, об управлении своим дыханием, чтобы останавливаться не тогда, когда уже нет больше сил говорить, а там, где это целесообразно с точки зрения самой речи, и вообще о постоянных упражнениях, великим примером для чего является все тот же знаменитый Демосфен. Квинтилиан, далее, много рассуждает о значении жестикуляции для оратора, телодвижений и мимики лица. Это – колоссальные ресурсы для каждого оратора.

6. Внутреннее  содержание риторики и способы

достижения  поставленной цели

Относительно внутреннего  содержания речи оратор должен помнить, что при всем разнообразии дел  у него есть одна и единственная цель, которую он может достигнуть только своим собственным трудом. Эта цель – вмешательства в  психику слушателей, возбуждение в ней чувства и страсти, умение распоряжаться чувствами и страстями слушателей.

Для достижения этого  необходимо быть искренно движимым этими  чувствами. Конечно, нельзя заставить  себя насильно переживать все чувства  и страсти, для этого оратор должен обладать особой способностью – фантазией - конкретным и ярким представлением. Роль фантазии, о которой говорит Квинтилиан, ничего общего не имеет с современным представлением о ней. Фантазия рассматривается ни как принцип художнического сознания, ни даже и просто как чистая психическая активность, а является главным образом только живостью воспроизведения.

Кроме сострадания, печали и ужаса Квинтилиан рекомендует оратору учиться  вызывать смех, где это надо. Смех может иметь происхождение исключительно физиологическое. Может он быть вызван и причинами, заключенными в самом субъекте смеха. Однако надо, чтобы выставляемый недостаток использовался с умыслом и чтобы он не был приписан глупости или несообразительности. Смех может вызываться и всякими другими предметами вне оратора. Цель смешного в речи – не только развлекать и давать отдых после утомления от длинного изложения. Цель его заключается также и в том, чтобы воздействовать на судей и изменить их гнев на положительное отношение к подсудимому. Квинтилиан очень серьезно относится к смеху. Он считает его одной из самых трудных задач красноречия. Смех всегда основан на выдвигании чего-то безобразного. Но надо, чтобы это не было грубым, плоским или вульгарным. Смех происходит то от более важных обстоятельств, то происходит от случая.

Информация о работе Великие ораторы Рима. Марк Фабий Квинтилиан