Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определён её характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово» воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по - гречески – книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3 – 5
Глава 1. Византийская икона Божией Матери……………………….6
1.1. История и чудеса……………………………………………6 – 10
1.2. Собор Владимирской иконы Божией Матери…………….11 – 12
Глава 2. Описание иконографического типа Владимирской иконы Божией Матери……………………………………………………………13
2.1. Художественный образ……………………………………..13 – 15
2.2. Оклады, приклад, киоты…………………………………….16 – 18
2.3. Пелены, завесы……………………………………………….19 – 20
2.4. История реставрации Владимирской иконы Божией Матери….21
2.5. Владимирская икона в настенных росписях XVI – первой половины XVIII в……………………………………………………………..22 – 23
2.6. Миниатюры Радзивиловской летописи и Лицевого летописного свода……………………………………………………………….24 – 25
2.7. Иконы с изображением «Сретения Владимирской иконы Божией Матери»……………………………………………………………26 – 28
Заключение………………………………………………………..................29 –30
Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. История реставрации  Владимирской иконы Божией Матери.

В период реставрации 1918 – 1919гг. в Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи (реставратор Г. О. Чириков, наблюдатели И. Э. Грабаль и Анисимов) на лицевой стороне иконы была открыта первоначальная живопись, полностью сохранившаяся на ликах Богоматери и Младенца, а также частично на его волосах над лбом, на правой руке и на кисти левой, в нескольких небольших фрагментах на одеждах и на золотом фоне. Были обнаружены фрагменты живописных поновлений XIII в. (на одеждах Христа), вероятно относящиеся к эпохе великого князя Ярослава Всеволодовича.

В конце XIV – начале XV в. икона была полностью переписана. К этому периоду относятся сохранившиеся фрагменты живописи на плече и руке Младенца, красочный слой на Его ножках, волосах и шее, на провой руке Богоматери, а также на части одежд внизу слева, светло – жёлтый фон и тёмно – красные буквы. Композиция иконы несколько изменилась: были увеличены головы, опущена левая рука Богоматери.

К поновлению 1514 г. относятся красочный слой на основной части мафория Богоматери, на Её левой руке и пальцах правой руки, на средней части хитона Младенца, на Его правой руке и части правой ноги, тёмно – коричневый фон и поля иконы. При поновлениях левкас с испорченной древней живописью во многих местах был вырезан и заменён новым.

В XVI в. положение левой руки Богоматери было приближено к первоначальному (пальцы – на рукаве одежды Младенца). Раскрытые из – под прописи конца XIX в. и загрязнённой олифы разновременные фрагменты живописи были оставлены без тонировок. Красочный слой на обороте иконы относится к концу XIV – началу XV в., на полях – к XVI в.

 

 

2.5. Владимирская икона  в настенных росписях XVI – первой половины XVIII в.

Первое монументальное изображение Владимирской иконы появилось в наружной росписи над южным порталом Успенского собора Московского Кремля, возникшей, по всей вероятности, после пожара 1547 г. В течение последующих столетий роспись многократно поновлялась, в последние 10 – летия XX в. была воссоздана. Образу Богоматери с Младенцем предстоят архангелы, ниже между колонками аркатурного пояса, изображены Московские и Новгородские святители; ряд святителей продолжается на северном фасаде храма. Главная идея этой композиции – покровительство Богоматери и русских святых Успенскому собору и Москве. Эта роспись является изобразительной параллелью к сказаниям о «новейших чудесах» Владимирской иконы середины XVI в.

Во второй половине XVI в. Владимирская икона как главная Богородичная икона Руси, равная по своему значению константинопольской «Одигитрии», появляется в циклах росписей. В церкви Святой Троицы в Вязёмах близ Москвы конца XVI в., на южной стене жертвенника, представлена литургия в храме, за престолом которого показана Владимирская икона.

В начале первой половины XVIII в. сюжеты сказания о Владимирской иконе стали излюбленной темой росписи ярославских церквей. По иконографии, композиции и художественным особенностям настенные изображения близки клеймам таких икон, как Владимирская икона Кирилла Уланова. В росписи церкви святого Николая Чудотворца в Меленках (1705 – 1707 гг., художник Ф. Фёдоров) во втором ярусе помещены 3 композиции из сказания о Владимирской иконе: «Сон Темир Аксака», «Проводы иконы из Владимира», «Встреча иконы в Москве». В церкви в честь Феодоровской иконы Божией Матери в цикл посвящённых ей росписей (1715 г., художники Ф. Фёдоров и Ф. Игнатьев) включена композиция «Сон Темир Аксака» (южная стена, первый ярус), главное содержание которой – покровительство Богородицы и русских святых православному русскому воинству. Этот сюжет представлен также в нижнем ярусе росписи на западной стене (на стыке с северной стеной) церкви Благовещения на Волжской набережной, выполненной теми же мастерами (после 1709 г.). В нижнем ярусе росписи на южной стене этой церкви помещена вторая частная композиция с евангелистом Лукой, пишущим Богоматери образ для благословения; изображения сопровождают крупные, чёткие надписи с текстом сказания об иконе Божией Матери «Одигитрия». На второй композиции на той же стене изображено моление перед Владимирской иконы в церкви во Влахернах (согласно надписи). В росписи церкви святого Иоанна Златоуста в Коровниках (1732 – 1733гг., художники А. Сопляков и А. Иванов; прописи 19 в.) в третьем снизу ярусе (на уровне окон) в 13 композициях представлены основные сюжеты сказания о Владимирской иконе. Лицевое сказание начинается на южной стене у алтарной преграды с изображений евангелиста Луки, пишущего икону Богоматери и показывающего Ей образ (2 композиции), продолжается на западной и заканчивается на северной стене у иконостаса («Крестный ход с Владимирской иконой»). Из лицевых сказаний о Владимирской иконе в настенных росписях этот цикл самый полный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Миниатюры Радзивиловской  летописи и Лицевого летописного  свода.

Первые изображения Владимирской иконы появились в лицевом Радзивиловском списке конца XV в. Владимирской летописи. Три миниатюры иллюстрируют события, связанные с Владимирской иконой. Первая11 относится к статье 1155 г., повествующей о принесении иконы из Царьграда, украшении её золотым окладом и поставлении во владимирском Успенском соборе. На миниатюре изображена икона типа «Умиление» на трёхчастной ручке – подставке; ей предстоят князь с боярами (слева) и 2 клирика с книгами в руках (справа). Вторая миниатюра12 сопровождает статью 1164 г. о победоносном походе князя Андрея на волжских булгар. Изображение Владимирской иконы здесь ещё более условное: лики Богоматери и Младенца Христа не соприкасаются; иконе молятся князь с боярами и воины. На третьей миниатюре13 показано явление князю Всеволоду Юрьевичу и его дружине Владимирской иконы вместе с «градом» Владимиром на воздухе у Суздаля; икона напоминает изображение на первой миниатюре. В обобщённых, условных рисунках переданы лишь основные особенности чудотворной Владимирской иконы.

В 70 – х гг. XVI в. были созданы миниатюры к «Повести на сретение Владимирской иконы» в Лицевом летописном своде.14 Их выполнили иконописцы «макарьевской» мастерской Кремля. 115 миниатюр подробно иллюстрируют основные эпизоды повести. Изображения Владимирской иконы здесь более точные, но, как и на миниатюрах Радзивиловской летописи, левая рука Богоматери низко опущена, что отражает иконографию Владимирской иконы до её поновления в 1514 г., а также её списков XV в. На одних миниатюрах поля иконы выделены красной рамкой, на других – рамка отсутствует (возможно, это связано с работой разных мастеров). На некоторых миниатюрах показана ткань – пелена, подвешенная к нижнему краю иконы. На первом листе сказания15 – изображение евангелиста Луки, пишущего Владимирскую икону и представляющего созданный им образ на благословение Пресвятой Богородицы; под миниатюрой киноварью написано пространное название повести. На миниатюре «Моление князя Андрея перед иконой Богоматери в монастыре в Вышгороде» Владимирская икона стоит на престоле (столе) с зелёным покровом, а рядом с ней «на воздусе» - оглавные иконы Спасителя и святого Николая с подвешенной к ним красной пеленой, ассоциирующиеся с иконами Успенского собора Кремля. Все изображения Владимирской иконы без оклада, только на миниатюре «Украшение иконы золотым окладом князем Андреем»16 на венце Богоматери показаны крупные камни, а на полях – дробницы; украшенная икона с подвесной пеленой стоит в киоте с килевидным верхом (в подобном киоте она стояла в Успенском соборе Кремля). Расположение миниатюр в основном соответствует тексту. Создавшие их мастера стремились как можно нагляднее передать содержание иллюстрируемых статей, используя традиционные иконографические образцы и западноевропейские гравюры.

В лицевой повести впервые появляется изображение встречи Владимирской иконы 26 августа 1395 г.17 В соответствии с текстом на фоне горы («поля»), за которой виднеется крепостная стена города с главами храмов за ней, представлены 2 группы людей: справа – пришедшие из Владимира священнослужители держат на руках чудотворную икону; слева – к иконе подходит митрополит Киприан с кадилом в руке, в митре, с нимбом, рядом с ним – князь Владимир Андреевич и «прочии князи и княгини, бояре и боярыни». За ним – священники и монахи, несущие выносной крест, Нерукотворный образ Спасителя на древке, горящие кадильницы; вместе с ними шествуют певчие (отроки с книгой) и множество народа.

2.7. Иконы с изображением  «Сретения Владимирской иконы  Божией Матери».

    Самые ранние сохранившиеся  до настоящего времени иконы  были созданы в XVI в. До этого времени храмовым образом Стретенского моностыря, вероятно, была икона – список чудотворной Владимирской иконы. Композиция самой ранней иконы (32х24 см; вторая половина XVI в.) отличается лаконизмом и по своей схеме напоминает миниатюру лицевой повести к статье о проводах иконы из Владимира в Москву. Справа – выходящие из ворот города (Москва) люди, возглавляемые митрополитом и великим князем. Изображение князя появляется здесь впервые, на миниатюре, точно следовавшей тексту повести, этого образа не было. Слева, на фоне горы, 2 священнослужителя держат на руках чудотворный образ.

В XVII в. подобные изображения, называемые «Стретение иконы Богоматери Владимирской», становятся многочисленными. Однако они представляют не столько встречу чудотворного образа 26 августа 1395 г., сколько Большой крестный ход, совершавшийся в XVII в. в дни празднований чудотворным иконам – «Владимирской» и «Казанской»; эти изображения дополнены историческими подробностями, характерными для того времени.  На иконе второй половины XVII в. из церкви святого Алексия, митрополита Московского, на фоне города и горы изображена многолюдная толпа, перед которой в левой части иконы возвышается Владимирская икона с подвесной пеленой, а в правой – выделяются крупные фигуры с нимбами духовного владыки и светского правителя (митрополита Киприана и великого князя Василия) во главе «большого крестного хождения». Как следует из устава, в Большой крестный ход из Кремля брали чудотворные иконы – Владимирскую икону из Успенского собора и «Одигитрию» из Вознесенского монастыря. Обе святыни изображены на иконе: Владимирская икона на первом плане (ей посвящено празднество), «Одигитрия» - на втором. Владимирская икона изображена очень точно, левая рука Богоматери касается рукава Младенца Христа; изображение Владимирской иконы было украшено реальным серебряным окладом (не сохранился), показана подвешенная к ней пелена с Голгофским крестом.

На иконе середины XVII в. (ИАХМНИ; надпись с названием утрачена), в левой части, на фоне горок, изображены священнослужители в белых одеждах, держащие на руках 2 одинаковые по размеру иконы с широкими красными полями – Владимирскую икону и «Одигитрию». Справа – митрополит, кадящий образы, и великий князь с царским венцом на голове, оба с нимбами; за ними – выходящий из ворот города народ. На переднем плане, перед иконами, стоит отрок со свечой в руке. На иконе изображён один из моментов крестного хода, непосредственным свидетелем которого был иконописец, создавший образ. В «Сказании действенных чинов» начало XVII в., излагающем устав Большого крестного хода, указано, что, выйдя из Успенского собора, крестный ход останавливался у Вознесенского монастыря; архимандрит выходил с чудотворной «Одигитрией», её встречали Патриарх и царь (икону кадили и прикладывались к ней).

На иконе середины XVII в. из Сольвычегодска (СИХМ) представлен торжественный молебен, совершаемый перед Владимирской иконой. В верхней части, справа от храма, на фоне горного пейзажа, видны утверждённые на древках Нерукотворный образ Спасителя и икона Богоматери «Знамение», их несут участники крестного хода. Изображение новгородской святыни на сольвычегодской иконе, возможно, восходит к образу, созданному в Великом Новгороде в последней четверти XVI в. – после того как древняя чудотворная икона, принесённая сюда из Москвы в 1572 г. вместе с государевым двором Иоанна IV, неоднократно участвовала в «крестном хождении» по городу вместе с новгородской иконой Богоматери «Знамение».

Храмовый образ Сретенской церкви XVII в. в суздальском монастыре во имя святого Василия Великого представляет иконографический вариант, соединяющий особенности изображений как встречи Владимирской иконы, так и крестного хода с этой святыней. В отличие от икон «Сретение Владимирской иконы Божией Матери» митрополит и великий князь изображены без нимбов. Создавший образ суздальский мастер не имел ясного представления об изображаемом историческом событии. Видимо, в его распоряжении были разные иконографические образцы, которые он использовал в соответствии со своими художественными представлениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Мы познакомились с образами древнерусской живописи, с лежащими в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианского слова, в основной своей части знакомы всем христианским народам. Но благодаря особому отношению к христианскому слову, к задачам, опирающейся на него живописи, эти сюжеты стали на Руси основой самобытного, уникального в мировой культуре явления – древнерусской иконописи.

В исследовании посвящённой Владимирской иконе Божией Матери, рассматривается иконографический тип «Умиление», по гречески оно звучит как «Елеуса» - милостивая, милующая. Здесь Богоматеpь поддеpживает младенца пpавой pукой, а левой пpижимает к себе его тельце. Ребенок же тянется ввеpх, чтобы пpипасть личиком к щеке Богоматеpи и покpепче обнять ее за шею. Левая ножка его подвеpнулась пяточкой наpужу, и эта почти жизненная подpобность стала отличительной чеpтой именно извода Владимиpской иконы.

Достовеpно известно, что в XII в. эта икона находилась в Вышгоpоде, недалеко от Киева, сын Юpия Долгоpукого князь Андpей был посажен отцом пpавить в Вышгоpоде, но ослушался отцовской воли и ушел в pодные Владимиpо - Суздальские земли. С собой он увез икону Богоматеpи, котоpая уже тогда славилась как чудотвоpная. Андpей собиpался везти икону в Ростов, котоpый был главным гоpодом княжества. Однако, по пpеданию, за Владимиpом кони, впpяжённые в повозку с иконой, встали, и их невозможно было стpонутьть с места. С тех поp и сам князь получил пpозвище Боголюбского. В тpудных случаях жизни Андpей молился пеpед иконой и ее помощью объяснил, напpимеp: свою победу над волжскими болгаpами - наpодом, жившим на Волге и нападавшим на купеческие коpабли. C 1328 г. фактической столицей Владимиpского княжества стала Москва. Икона пpодолжала остоваться во владимиpсом гоpодском собоpе, и хотя о ней помнили, новых списков с нее,веpоятно не делали.

Информация о работе Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа