Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определён её характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово» воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего это Священное Писание, Библия («Библия» по - гречески – книги) – книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3 – 5
Глава 1. Византийская икона Божией Матери……………………….6
1.1. История и чудеса……………………………………………6 – 10
1.2. Собор Владимирской иконы Божией Матери…………….11 – 12
Глава 2. Описание иконографического типа Владимирской иконы Божией Матери……………………………………………………………13
2.1. Художественный образ……………………………………..13 – 15
2.2. Оклады, приклад, киоты…………………………………….16 – 18
2.3. Пелены, завесы……………………………………………….19 – 20
2.4. История реставрации Владимирской иконы Божией Матери….21
2.5. Владимирская икона в настенных росписях XVI – первой половины XVIII в……………………………………………………………..22 – 23
2.6. Миниатюры Радзивиловской летописи и Лицевого летописного свода……………………………………………………………….24 – 25
2.7. Иконы с изображением «Сретения Владимирской иконы Божией Матери»……………………………………………………………26 – 28
Заключение………………………………………………………..................29 –30
Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

При таких знамениях и благодеяниях, излитых на Русскую землю через чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, понятно то благоговение, которым она была окружена со стороны русского народа. Перед ней молились русские князья и цари, выступая в поход. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед нею знатнейшие люди Московского государства приносили присягу на верность своим государям.

В 1547 году в Московском Кремле произошёл сильный пожар. Икону Божией Матери Владимирской собирались вынести, но никакими силами не удалось сдвинуть её с места. В этот момент многие увидели на небе над Успенским собором светозарную Жену, осенявшую храм. Вскоре пожар утих, не тронув Успенского собора.

С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлёвском Успенском соборе. Перед ней помазывались царство наши цари и избирались первосвятители Русской земли.

В настоящее время вопрос о постоянном нахождении этой святыни не решён. По сложившейся практике икона эта, как и икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублёва, переносится из Третьяковской галереи на время богослужений в храм Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Собор Владимирской  иконы Божией Матери.

Вопрос об авторстве собора, заложенного в 1761 году в честь иконы Владимирской Божией Матери, до сих пор остаётся открытым. Согласно некоторым источникам, храм спроектировал и начал строить архитектор Д. Трезини, другие полагают, что авторство принадлежит А. Ринальди.

Собор, выполнен в стиле барокко, украшен колоннами, куполами, башенками и изящными наличниками на окнах. Его внутренний объём поделён на два этажа. В верхней церкви находился позолоченный резной иконостас, выполненный в середине XVIII в. Раньше иконостас находился в церкви Аничкова дворца. Гордостью Владимирского собора были живописные полотна школы П. Рубенса, в том числе «Святое Семейство», «Тайная вечеря» и «Снятие со Креста», которые, к сожалению, были утеряны в XX в. Своды нижней церкви, освящённой в 1768 году, были покрыты росписями, но они также не сохранились до наших дней.

Благодаря возведению храма возникла новая городская площадь – Владимирская. Замкнув перспективу Загородного проспекта, она стала архитектурным центром района. В 1783 году рядом с Владимирским собором по проекту архитектора Д. Кваренги была возведена трёхъярусная колокольня. В 1848 году архитектор Ф. Руска прибавил к колокольне ещё один ярус.

До 20 – х годов XX в. в соборе хранилась копия святой иконы Владимирской Божией Матери, которая почиталась как главная святыня храма. Кроме того, среди реликвий собора находились два Евангелия, дарованных императрицей Елизаветой Петровной и ещё одно, полученное от Екатерины Великой.

После Октябрьской революции 1917 года помещение собора использовали сначала в качестве книгохранилища Библиотеки Академии наук, а затем – как цех трикотажного производства. Когда в августе 1989 года Владимирский собор был возвращён верующим, он находился в плачевном состоянии: стёкла были выбиты, медная кровля повреждена, кресты и иконы отсутствовали. Постепенно храм был отреставрирован, и 7 апреля 1990 года вновь освящён. Сегодня собор Владимирской иконы Божией Матери является одним из самых посещаемых в городе. В нём ежегодно совершается панихида памяти писателя Ф. Достоевского, жившего неподалёку от храма и бывшего его прихожанином.

Историческая справка:

26 августа 1761 г. – состоялась закладка каменной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери.

1764 – 1783 гг. – велись работы по возведению собора Владимирской иконы Божией Матери.

1783 г. – рядом с собором возведена колокольня, выполненная по проекту архитектора Д. Кваренги.

9 апреля 1983 г. – собор Владимирской иконы Божией Матери был торжественно освящён.

1848 г. – к колокольне прибавлен ещё один ярус.

1917 г. – в храме были прекращены богослужения.

Август 1989 г. – собор Владимирской иконы Божией Матери возвращён верующим.

7 апреля 1990 г. – храм был вновь освящён.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Описание иконографического типа Владимирской иконы Божией Матери.

2.1. Художественный образ.

Владимирская икона Божией Матери (праздник 21 мая, 23 июня, 26 августа), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси, одна из великих святынь России.

Икона двусторонняя: на лицевой стороне – образ Богоматери с Младенцем, на обороте – Престол и орудия Страстей Христовых. Фон светло – охристый, позем сиреневатый, с коричневыми разводами «под мрамор», поля тёмно – охристые, надписи (IC XC. НИ КА) красные. Поля иконы надставлены с 4 сторон: первоначальный размер с узкими полями – 78х55 см, с надставленными полями – 104х68 см. На лицевой и оборотной сторонах – глубокие ковчеги с крутой лузгой.

Изображение Богоматери поясное, Младенец Христос на Её правой руке (слева); ноги Младенца закрыты хитоном, видны лишь ступня правой ноги, слегка согнутой в колене и поставленной параллельно иконной плоскости, и подошва левой ноги. Владимирская икона принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая»), и представляет тот его вариант, в котором Младенец Христос, прильнув щекой к склонённому лику Матери, обнимает Её левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Её плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Её левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. Поскольку живопись XII в. на одеждах Младенца сохранилась лишь в небольших фрагментах, некоторые исследователи полагают, что Он мог быть изображён иначе: либо с обнажёнными до колен ножками, либо стоящим. Однако наиболее верным представляется мнение А. И. Анисимова, показавшего, что первоначальная композиция Владимирской иконы оставалась без существенных изменений.

Икона была создана как двусторонняя, выносная. В Киеве и, возможно, во Владимире она имела рукоять с трёхлопастной вилкой, отпиленную при увеличении полей иконы (боковые части вилки вошли в новое нижнее поле). На обороте иконы изначально было либо Распятие, либо Престол с орудиями Страстей; композиция могла несколько отличаться от сохранившегося изображения конца XIV – начало XV в., где представлен престол, покрытый красной тканью с синей каймой и золотым орнаментом. На престол возложены закрытое Евангелие с синим обрезом в золотом окладе, 4 гвоздя Распятия и терновый венец. На Евангелии – символ Святого Духа – белый голубь с золотым нимбом. За престолом водружён 8 – конечный Голгофский крест, по его сторонам копие и трость с губкой. Исследователи отметили смысловую связь скорбного образа Богоматери на лицевой стороне с изображением Престола с орудиями Страстей на обороте иконы и отнесли Владимирскую икону к Богородичным образам с актуальной для XII в. «страстной тематикой».

Лик Богоматери выполнен по зеленовато – оливковому санкирю прозрачными слоями светлых охр и розово – красной подрумянки. Все красочные слои сплавлены, тональные переходы незаметны. На освещённых частях лежат мазки белил, в тенях и по контурам – красные и коричневые описи. В утончённых чертах лика воедино слились греческий тип образа и вневременной духовный идеал православной культуры, выраженные языком византийско художественной  традиции конца XI – начало XII в. Очертания тонкого, с горбинкой носа переходят в длинные спрямленные линии бровей. На переносице санкирная тень образует скорбную складку, усиленную тенями под бровями и нижними веками миндалевидных глаз с тёмными, поднятыми к верху зрачками. Плотно сомкнутые уста ярко – красные. Красными мазками отмечены внутренние уголки глаз. Лик Богомладенца выполнен аналогичным приёмом, но санкирь более светлый, в живописных мазках светлых охр много белил. Так же моделирована и крупная кисть руки Младенца на шее Матери. Первоначально голова Богоматери, покрытая мафорием, и абрис волос на голове Младенца были меньше по своим размерам и, вероятно, имели несколько иные пропорции. Ярко – синий чепец низко закрывал лоб (сохранённый фрагмент справа над бровью); края вишнёво – красного мафория с тёмно – охристой каймой, украшенной золотыми линиями, ближе примыкали к лику (древний фрагмент каймы виден вверху слева, между головоц Младенца и ликом Матери). Судя по сохранившимся фрагментам, одежды Христа были тёмно – охристые, с золотым ассистом; на простёртой правой руке виден рукав светлой прозрачной рубашки. Фон был золотой, надписи – красные (МР ОУ и IC XC, от авторской живописи сохранились буква М и фрагменты других букв; монограмма Христа поздняя).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Оклады, приклад, киоты.

Первые сведения о драгоценном уборе Владимирской иконы, который был создан по заказу князя Андрея Боголюбского, относятся к 1155 г.: «…и вкова в ню боле тридесять гривен золота, кроме сребра и каменья драгаго и женчюга»1. Вероятно, поля иконы были увеличены именно для этого массивного оклада; на них могли помещаться образы святых, как на сохранившихся окладах древних новгородских икон XI – XII вв.2 Богатое одеяние иконы соответствовало тому значению, которое она имела во Владимирском княжестве, став главной святыней нового Успенского собора. Видимо, икона помещалась в киоте и выносилась во время крестных ходов. Подобно константинопольской «Одигитрии». В сказании XII в. отмечается, что почитавшие икону знатные женщины в благодарность за чудесную помощь посылали к святыне свои украшения, прикреплявшиеся к окладу и составлявшие драгоценный приклад. Возможно, часть приклада хранилась отдельно от иконы в соборной ризнице или княжеской сокровищнице. В 1237 г. драгоценный убор Владимирской иконы, к этому времени претерпевший изменения, был разграблен татарами. Новый оклад на поновленную икону, вероятно, был сделан великим князем Ярославом Всеволодовичем. После чудесного спасения Москвы в 1395 г. Владимирская икона была вновь украшена (возможно, по благословению митрополита Киприана старый оклад был обновлён и дополнен) и возвращена во Владимир. В 1410 г. драгоценный убор пострадал при нашествии татарского царевича Талыча. После этого икону принесли в Москву и по заказу митрополита Фотия изготовили новый золотой сканый оклад, а старый с композицией «Деисус» на верхнем поле перенесли на икону – список. Оба оклада ныне хранятся в Оружейной палате ГММК.

Оклад времени митрополита Фотия покрывал широкие поля и фон иконы. На полях помещены чеканные изображения двунадесятых праздников в килевидных обрамлениях, благодаря которым они воспринимаются как самостоятельные рельефные иконы, наложенные на плоский золотой сканый фон. При одной из реставраций пластины были перепутаны, и их расположение на боковых и нижнем полях теперь не соответствует первоначальному. Монограмма митрополита Фотия, названного «архиепископом России», вплетена в орнаментальный круг, образованный завитками скани, и помещена в центре, на нижнем поле оклада. Среди византийских произведений того времени аналогов окладу не имеется. Вероятно, идея окружить Владимирскую икону чеканными золотыми клеймами с сюжетами праздников принадлежала митрополиту Фотию. Благодаря такому иконографическому решению главная Богородичная икона Московской Руси оказалась в одном ряду с вселенскими праздниками церковного года. Оклад сохранялся на иконе без особых изменений до 1514 г., когда было заменено одно обветшавшее клеймо, венец и корона украшены драгоценными камнями.

Хранящаяся также в Оружейной палате золотая зубчатая корона, соединённая с драгоценным убором XVII в., вероятно, восходит к периоду украшения иконы митрополитом Фотием (или к более раннему времени). Килевидные очертания зубцов короны имеют тот же рисунок, что и завершения чеканных пластин, составляя с ними единое целое.

В 1514 г. для иконы был сделан серебряный с золотом киот (взамен старого) с выгравированной на нём вкладной надписью: «Лета 7022, сделан бысть кивот сей к образу пресвятые Богоматере, писма евангелиста Луки, в храме честнаго ея Успения соборныя церкви, повелением благоверного и христолюбиваго Василия, Божиею милостию государя самодержца всеа России, в преименитом славном граде Москве».3

В XVI – нач. XVII в. в основном пополнялся приклад иконы. В 1567 г. повелением царя Иоанна 4 поновленная митрополитом Афанасием Владимирская икона была богато украшена «златом и камением… многим».4 Образ закрывал золотой оклад митрополита Фотия с золотыми же оплечьем, венцом и короной, украшенными жемчугом и драгоценными камнями. В прикладе были золотое жемчужное ожерелье с драгоценными камнями (вклад царя Михаила Феодоровича), 6 золотых и серебряных цат, 3 золотые и 1 серебряная панагия, золотая икона Богородицы с греческой надписью, золотая икона – складень с образами Богородицы и святого Николая Мирликийского, 15 золотых крестов, также с камнями и жемчугом. В 1627 г. к иконе было приложено более 150 золотых монет, «угорских и московских», золотые и серебряные «новгородки». Владимирская икона помещалась в 2 киотах. Первый, обложённый серебром, имел затворы (дверцы) с серебряными чеканными изображениями Благовещения и 4 евангелистов. В него был вставлен второй киот, обложенный серебром и украшенный драгоценными камнями. Венчала киот золотая зубчатая корона с самоцветами. В 1656 – 1657 гг. по указу Патриарха Никона мастером Петром Ивановым была сделана массивная чеканная золотая риза, а весь драгоценный приклад снят. Вероятно, тогда же были выполнены низанные крупным жемчугом цата – ожерелье и чепец Богоматери, обновлены венец и корона, а на полях оклада между чеканными изображениями праздников помещены золотые запоны с алмазами, изумрудами, яхонтами. Новое убранство иконы зафиксировано в описи 1701 г.5 Основные части этого убранства находились на иконе до 1918 г. (в настоящее время в Оружейной палате ГММК).

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Пелены, завесы.

В источниках XII – XVI вв. сообщений о пеленах Владимирской иконы нет. Однако их существование можно предположить уже в XII в.; возможно, в Успенском соборе икона имела завесу, заменявшую створы киота. В 1514 г. по заказу великого князя Василия и его супруги Соломонии одновременно с киотом была сделана пелена с крестом из золотых дробниц, в 1680 г. она была перешита. Согласно описи 1627 г., у Владимирской иконы было 3 пелены: сделанная в 1514 г. (главная); лицевая с образом Богоматери в молении, шитая золотыми и серебряными нитями; с белым атласным крестом.6 В описи 1638 г. отмечен вклад Евдокии Лукьяновны Стрешневой (второй супруги царя Михаила Феодоровича) – убрус Владимирской иконы с изображением Деисуса и святых.7 Пелены, постоянно висевшие у иконы, ветшали, и их часто обновляли. В описи 1701 г. у образа указаны только 2 пелены: повседневная ветхая, с крестом из кованого кружева, и пелена 1514 г.8 Пелены, украшавшие икону в праздники, хранились в ризнице собора. В 1701 г. их было 3: драгоценная пелена с Голгофским крестом (ныне в ГММК); из красного бархата, подкладываемая в подножие; лицевая, с праздниками на каймах (ныне в ГММК).9 Пелена с Голгофским крестом являлась главной; её носили в Больших крестных ходах рядом с чудотворным образом. Она выполнена из дорогих материалов: итальянского золотного петельчатого аксамита, крупного жемчуга, золотых запон с алмазами, изумрудами и другими драгоценными камнями. Согласно вкладной надписи, пелена была сделана повелением царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и их детей на помин родителей царицы (боярина Ильи Данииловича Милославского и жены его Ксении, умерших в 1669 г.) из фамильных драгоценностей, перешедших после их смерти в государственную казну. На третьей, лицевой пелене воспроизведена Владимирская икона в золотом окладе митрополита Фотия. Раскрашенный рисунок, по которому шили эту пелену, был создан в 1639 г. иконописцами Марком Матвеевым и Третьяком Гавриловым.10

Информация о работе Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа