Типы магии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:20, доклад

Краткое описание

Обе разновидности магии - гомеопатическая и контагиозная - могут быть обозначены единым термином — симпатическая магия, поскольку в обоих случаях допускается, что благодаря тайной симпатии вещи воздействуют друг на друга на расстоянии и импульс передается от одной к другой посредством чего-то похожего на невидимый эфир.

Прикрепленные файлы: 1 файл

доклад по типам магии.doc

— 47.00 Кб (Скачать документ)

ТИПЫ МАГИИ   Дж. Фрэзер*

Принципы  магии.

Магическое мышление основывается на двух принципах:

  1. закон подобия – подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. Колдовские приемы, основанные на законе подобия, называются гомеопатической, или имитативной, магией.
  2. закон соприкосновения или заражения – вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Маг делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Это называется контагиозной магией. Колдун допускает, что законы подобия и соприкосновения распространяются не только на человеческие действия, но имеют всеобщее применение.

Магия теоретическая - система природных знаков, то есть совокупность правил, которые "определяют" последовательность событий в мире,

Магия практическая - предписания, которым люди должны следовать, чтобы достигать своих целей.

Ошибка гомеопатической магии  заключается в том, что подобие  вещей воспринимается как их идентичность. Контагиозная магия совершает другую ошибку: она исходит из того, что вещи, которые однажды находились в соприкосновении, пребывают в контакте постоянно. На практике оба вида магии часто сочетаются.

Обе разновидности магии - гомеопатическая  и контагиозная - могут быть обозначены единым термином — симпатическая магия, поскольку в обоих случаях допускается, что благодаря тайной симпатии вещи воздействуют друг на друга на расстоянии и импульс передается от одной к другой посредством чего-то похожего на невидимый эфир.

 

Примеры

Гомеопатическая, или имитативная магия. Вероятно, наиболее привычным применением принципа "подобное производит подобное" являются предпринимавшиеся многими народами в разные эпохи попытки нанести вред врагу или погубить его путем нанесения увечий его изображению или уничтожению последнего в полной уверенности, что человек, против которого направлены эти магические действия, испытывает при этом те же страдания или умрет.

Гомеопатическая магия, прибегающая  к посредству изображений, обычно практиковалась со злонамеренной целью отправить на тот свет нежелательных людей. Но она использовалась (хотя куда более редко) и с благожелательными намерениями, например, чтобы оказать помощь ближним. Она использовалась с целью облегчения родов или для дарования потомства бесплодным женщинам.

Вся система симпатической магии состоит не из одних позитивных предписаний, она включает в себя большое число негативных предписаний, то есть запретов. Она говорит не только о том, как надлежит поступать, но и о том, чего делать не следует. Совокупность позитивных предписаний составляет колдовство, совокупность негативных предписаний - табу.

Правило позитивной магии или колдовства гласит: "Поступай так-то, чтобы произошло  то-то и то-то". Правило негативной магии (или табу) гласит: "Не делай  того-то, чтобы не случилось то-то и то-то".

Цель позитивной магии  или колдовства — сделать так, чтобы нежелательное событие не произошло.

 

Этапы становления  мага.

В первобытном обществе кроме частной  магии была и так называемая общественная магия, практикуемая на благо всей общины. В таких случаях маг становится как бы общественным должностным лицом. Образование такой категории должностных лиц имело большое значение для развития общества в политическом и религиозном плане. Ведь когда благополучие всего племени становится в зависимость от исполнения магических обрядов, колдун становится влиятельным и уважаемым лицом и может без труда добиться ранга вождя и короля. Неудивительно, что этот род занятий привлекает внимание наиболее способных и честолюбивых членов племени, так как в перспективе эта карьера, как никакая другая, сулила почет, богатство и власть.

Способнейшие представители этой профессии, должно быть, становятся более  или менее сознательными обманщиками. Именно эти люди благодаря выдающимся способностям обычно добиваются наибольшего почета и наивысшей власти.

Если бросить на одну чашу весов  вред, причиненный их плутовством, а  на другую выгоды от их прозорливости, может статься, что хорошее намного  перевесит плохое. В этом мире, по-видимому, больше бед натворили честные глупцы на высоких постах, чем умные мошенники.

Наиболее значительные примеры тому - Юлий Цезарь и Октавиан Август. Величайшего бедствия в истории  Англии - разрыва с Америкой могло  бы не произойти, если бы король Георг  Ш (1760-1820) не был тупым, хотя и честным малым.

Занятие общественной магией - поскольку  оно оказало влияние на устройство первобытного общества - способствовало передаче контроля над делами общины в руки наиболее способных людей. В результате демократия сменилась  монархией, точнее, олигархией старейшин. Возникновение монархии представляется важным условием выхода человечества из стадии дикости.

Занятие общественной магией - поскольку оно было одним из путей, которыми наиболее способные  люди пришли к высшей власти, - внесло вклад в освобождение человечества от рабского подчинения традиции и привело к более свободной жизни, к более широкому взгляду на мир. Услуга немалая. Магия проложила дорогу науке, поэтому мы вынуждены признать, что, хотя чернокнижие принесло много зла, оно вместе с тем стало и источником большого блага. Магия была дочерью заблуждения и одновременно - матерью свободы и истины.

Магия и религия

Роковой порок магии заключается  не в общем допущении законосообразной последовательности событий, а в  совершенно неверном представлении о природе частных законов, которые этой последовательностью управляют.

Религия – это умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека, сил, которые, как считается, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни. Религия в таком понимании состоит из теоретического и практического элементов, а именно из веры в существование высших сил и из стремления умилостивить их и угодить им. На первом месте, конечно, стоит вера, потому что прежде чем угождать божеству, надо верить в его существование. Но если религия не ведет к религиозному образу действий, это уже не религия, а просто теология.

Другими словами, тот, кто не руководствуется  хоть в какой-то мере в своем поведении  страхом перед богом или любовью  к нему, тот не религиозен.

С другой стороны, нельзя назвать религиозным  и поведение, не подкрепленное религиозной  верой.

Два человека могут вести себя одинаково, и тем не менее один из них будет человеком религиозным, а другой - нет. Если человек действует из любви к богу или из страха перед ним, он религиозен.

Если же он действует из любви  и страха перед человеком, он является человеком моральным или аморальным в зависимости от того, согласуется его поведение с общим благом или находится в противоречии с ним. Поэтому верование и действие или, говоря языком теологии, вера и "дела" равно важны религии, которая не может существовать без того и другого. Но необязательно и не всегда религиозное действие принимает форму ритуала, то есть состоит в произнесении молитв, совершении жертвоприношений и других внешних обрядовых действий. Цель их - угодить божеству.

Но если в религии заложена, во-первых, вера в существование сверхъестественных существ, во-вторых, стремление снискать их благосклонность, это предполагает, что ход природных событий в какой-то мере эластичен и изменчив и что можно уговорить или побудить всемогущие сверхъестественные существа для нашей пользы вывести его из русла, в котором он обычно протекает. Предположение об эластичности и изменяемости природы прямо противоречит принципам магии и науки, которые считают, что природные процессы жестки и неизменны в своем течении, поэтому их невозможно вывести из своего русла ни уговорами и мольбами, ни угрозами и запугиванием. Различие между этими двумя соперничающими мировоззрениями зависит от ответа на следующий принципиально важный вопрос: носят ли управляющие миром силы сознательный и личный или бессознательный и безличный характер? Стремясь к умиротворению сверхъестественных сил, религия признает за богами сознательный и личный характер.

Религия поскольку она предполагает, что миром управляют сознательные агенты, которых можно отвратить от их намерений путем убеждения, - фундаментально противоположна магии и науке.

Магия часто имеет дело с духами, то есть с личными агентами, что  роднит ее с религией. Но магия обращается с ними точно так же, как она  обращается с неодушевленными силами, то есть вместо того, чтобы, подобно  религии, умилостивлять и умиротворять их, она их принуждает и заставляет. Магия исходит из предположения, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам, которые контролируют все, но из которых тем не менее может извлечь выгоду тот, кто знает, как ими манипулировать с помощью обрядов и колдовских чар.

Радикальной противоположностью магии  и религии объясняется та непреклонная враждебность, с которой священнослужители  на всем протяжении истории относились к колдунам. Священника не могла не возмущать высокомерная самонадеянность колдуна, его надменность в отношении к высшим силам, бесстыдное притязание на обладание равной с ними властью.

Слияние и соединение магии и  религии в разные эпохи встречается  у многих народов.

К предположению, что в истории  человечества магия древнее религии, нас может склонить рассмотрение самых фундаментальных понятий  магии и религии. Мы убедились, что  магия является не более как ошибочным  применением простейших интеллектуальных операций, а именно ассоциации идей по сходству и ассоциации идей по смежности. Религия же за видимой завесой природы предполагает действие стоящих над человеком сознательных и личных сил. Допущение личных агентов, очевидно, сложнее, чем простое признание сходства или смежности идей, а теория, ставящая ход природных явлений в зависимость от сознательно действующих сил, труднее для понимания. Для ее постижения требуется куда более высокий интеллектуальный уровень, чем для понимания того, что события и предметы следуют друг за другом по причине смежности или сходства. Даже животные ассоциируют идеи предметов, которые похожи друг на друга или встречались рядом друг с другом в их опыте. В противном случае они не прожили бы и дня.

На этом основании  можно предположить, что в эволюции человеческого рода магия возникла раньше религии; что человек стремился подчинить природу своим желаниям силою чар и заклинаний до того, как стал предпринимать попытки задобрить и смягчить замкнутое, капризное гневное божество нежной, вкрадчивой молитвой и жертвоприношениями.

В то время как религиозные системы  различны не только в разных странах, но и в одной стране в разные эпохи, симпатическая магия всегда и везде в своей теории и  практике остается, по существу, одинаковой.

Если предположить, что эпоха магии повсеместно предшествовала эпохе религии, то, естественно, подлежат исследованию причины, которые побудили человечество (или его часть) оставить теорию и практику магии и перейти к религии.

Гипотеза: признание присущей магии ложности и бесплодности побудило мыслящую часть человечества заняться поисками более истинной теории природных явлений и более плодотворного метода использования природных ресурсов. Со временем проницательные люди, должно быть, заметили, что в действительности магические обряды и заклинания не приносят результатов, на которые они рассчитаны.

Люди впервые признали свою неспособность по собственному произволу манипулировать силами природы, которые до того времени считались полностью находящимися в их власти. Это было признанием своего невежества и слабости

Если весь огромный мир продолжал  идти своим ходом без помощи его  и ему подобных, то происходило  это, конечно, потому, что имелись  другие существа, похожие на него, но куда более могущественные, направляющие, будучи сами невидимыми, течение природы и порождавшие разнообразие серии явлений, которые человек до сих пор ставил в зависимость от совершаемых им магических обрядов.

Человек обращался теперь к этим могущественным существам, униженно признаваясь в своей зависимости  от их незримой силы, умоляя даровать ему всевозможные блага, защитить от опасностей, которыми со всех сторон окружена жизнь смертного, привести его бессмертный дух, освобожденный от телесного бремени, в счастливый мир, недосягаемый для боли и тревог, в мир, где он мог бы навечно успокоиться в блаженстве и радости вместе с душами других благочестивых людей.

Признание человеком того, что он бессилен оказать существенное влияние  на ход природных процессов, пришло, должно быть, постепенно: он не мог сразу, одним махом отказаться от своего воображаемого господства.

Религия начинается со слабого,  частичного признания существования сверхличных  существ, но с накоплением знаний человек приходит к признанию  своей полной и абсолютной зависимости  от божественного начала.


Информация о работе Типы магии