Понятие исламского радикализма, экстремизма и терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

События современности заставили ученых и политиков искать объяснение таким понятиям как исламский радикализм, экстремизм, терроризм. Теоретическая интерпретация проблемы могла бы стать отправным пунктом для решения проблем, которые обострились во многих регионах. Последние события в исламском мире: Ираке, Афганистане, Египте, Ливии, Сирии показывают, что радикальные группировки ведут там борьбу за установление шариатских норм в правлении государств, через насилие и жестокость, нетерпимость к другим верам и нациям, прикрываясь религиозными лозунгам. Итак, терроризм на нашей планете глубоко внедрился в разум и сердца людей. Сейчас каждый первоклассник знает, что есть на свете люди, именуемые террористами, которые взрывают дома, убивают людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ЧАСТЬ 1: ПОНЯТИЕ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА…………...……..….7
ЧАСТЬ 2: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА……13
ЧАСТЬ 3: ИСЛАМСКИЙ ТЕРРОРИЗМ……………………………………….19
ЧАСТЬ 4: ПОЛИТИЗАЦИЯ ИСЛАМА…………….……………….…………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…..….38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………......…41

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

Основными причинами политизации ислама в современных международных от ношениях  являются следующие:

1) длительный политический, экономический  кризис в большинстве мусульманских стран, который подталкивает людей к поиску альтернативы и такой альтернативой в мусульманских странах чаще всего становится «исламская альтернатива»;

2) власть и государство для  мусульман – почти религиозные  понятия;

3) отставание мусульманских стран в создании структур гражданского общества, утверждении демократических прав и свобод;

4) политическая культура мира ислама всегда допускала насилие (в основном – против «неверных», отступников и «врагов ислама»);

5) авторитарный (иногда даже тоталитарный) характер большинства политических режимов в государствах ислама;

6) значительное влияние мусульманских религиозных лидеров.

7) ислам имеет обширные социальные функции:

  • интеграционная (создание единой «Уммы» - мусульманского мира в целом);
  • коммуникативная (обеспечение связи с другими мусульманскими народами и общинами);
  • регуляторская стиль жизни людей подводится к определённому образцу);
  • мировоззренческая;
  • охранительная (становится на пути глобализации и «вестернизации») [30].

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ феномена радикализма в исламе представляет важным определение соотношения между исламом, его идейными течениями (традиционализм, фундаментализм, модернизм) и исламским радикализмом (исламизмом). Сегодня в науке существуют два полярных подхода к рассмотрению указанной взаимосвязи.

Первый заключается в утверждении, что радикалы ислам просто используют, исламом прикрываются, маскируются, не имея при этом никакого отношения к нему. При этом утверждается, что ислам - религия любви, умеренности, милосердия и справедливости, следовательно, он (ислам) не имеет и не может иметь никакого отношения к дестабилизирующим общество процессам, сопровождающимися акциями насилия, вплоть до терроризма.

Второй подход, в противоположность первому, напротив, сознательно формирует образ ислама как религии насилия и вражды, утверждая о наличии эндогенных оснований радикализма в исламе.

Такое явление как «исламский радикализм» (или «исламизма») применим только к определенным частям всех трех идейных течений. Отсюда, в частности, следует, что термины «исламский радикализм» и «фундаментализм» (а также «традиционализм» и «модернизм») далеко не тождественны. «Нормальный» фундаментализм, как и «нормальные» составляющие других идейных течений в исламе («религия-вера»), и составляют основное содержание ислама, как религии мира, добра и терпимости. Радикальная же часть присутствует (или может присутствовать) во всех трех течениях. Однако в любом случае можно утверждать о том, что существует сложная и напряженная связь исламизма с исламом: всякий исламист - мусульманин, но не всякий мусульманин - исламист.

Изложенное выше позволяет говорить о том, что ислам как идеологическая система исторически формировался и продолжает функционировать в борьбе идей и мнений, находится в состоянии поисков дальнейшего пути развития. Ислам не является ни однородной и ни самодостаточной системой. В каждой стране имеются разные группы, которые предлагают свой путь и выступают за решение возникающих проблем на базе предлагаемых ими концепций. Однако с достаточной долей уверенности можно утверждать, что единого для всех исламских стран, всех мусульман, одного исламского пути все же не существует, а в центре общественного внимания оказываются различные, нередко противоречащие друг другу модели. Вышло так, что сейчас на формирование таких моделей большое влияние оказывает религия, с которой запуталось множество внешних проблем и влияний. Многие политические силы в исламском мире сознательно пытаются “исламизировать” дискуссии для достижения своих целей.

 Нынешняя ситуация  в исламе состоит из двух основных компонентов: неспособность развиться на собственных условиях и потеря связи с глобальной доминирующей системой. Исламский мир с одной стороны отказывается идти в ногу с современной мировой культурой, считая, что этот путь является наиболее приемлемым, а с другой - идет к задворкам мировой экономики, создавая такие явления как экстремизм и терроризм.

Таким образом, мы понимаем, что «исламизм» - есть не что иное, как исламский патриотизм. Так же, как и в России или в Европе есть проявления нацизма и ксенофобии, также и среди исламских движений есть радикальные, которые прибегают к терроризму [29]. 

Навязывание ярлыков, рост исламофобии и эскалация насилия неизбежно ведут к возникновению напряженных зон везде, где присутствует мусульманское население. Россия – одна из первых может пострадать от реализации подобного направления в мировой политике, поскольку на ее территории проживает свыше 15 миллионов мусульман, а в соседних странах СНГ – еще больше. Исходя из этого, мы видим необходимость в преодолении такого мейснтрима в политике и научной специальной литературе наряду со СМИ; отказаться от исламофобии и использовать в определении исламского движения на Востоке подходящие для него термины, основываясь на справедливости и интересах России. Террористические организации, использующие лозунг ислама, сходны с нацистскими движениями в России, которые используют в своих целях понятия Россия и «русский». Первые причиняют вред исламскому миру, другие – русским.

Безусловно, понимание сущности радикализма, его эндогенных и экзогенных оснований, позволит эффективно противодействовать этому явлению и обеспечить национальные интересы России. Преодоление религиозного экстремизма возможно на путях устранения причин, порождающих конфликты, изменения способов разрешения возникающих разногласий и, прежде всего, отказа от применения в этих целях безадресного и неадекватного насилия и принуждения. Борьба с терроризмом на религиозной почве – сложнейшая социально-философская и политико-правовая задача. Силовой вариант ее решения способен дать позитивные результаты лишь на кратковременный период. Силой религиозные взгляды изменить невозможно, насилие лишь укрепляет их, обостряя присущую им политическую устремленность. Для кардинального оздоровления ситуации нужна кропотливая и прицельная работа по выявлению и ликвидации факторов, детерминирующих религиозно-политический экстремизм и терроризм, а также той питательной среды, на которой они произрастают [30].

 

 

 

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Антес П. Ислам в современном  мире / /Ислам в Евразии / Под ред. Иордана М.В. М., 2001. С 44.

2. Арухов З.С. Экстремизм  в современном исламе. Махачкала, 1999. С 19.

3. Григорян С.Н. Из истории  Средней Азии и Ирана (VII-XII вв.). М., 1960. С. 298.

4. Добаев И.П. Исламский  радикализм: генезис, эволюция, практика/ Монография. 2002. С. 5-15.

5. Добаев И.П. Исторические и доктринальные корни исламского радикализма, его современные проблемы и течения // Центральная Азия и Кавказ. 2001. № 2(14). С. 148.

6. Добаев И.П. Северный Кавказ: традиционализм и радикализм в современном исламе // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 6. С. 30.

7. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. М., 1989.С.16.

8. Игантенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2 (8). С. 166; С. 124.

9. Исламизм: глобальная угроза? // Научно-исследовательский институт социальных систем. Серия: Научные доклады. № 2. М., 2000. С. 4.

10. Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России. Научный отчет Российского института стратегических исследований / Под. общ. ред. Кожокина Е.М. М., 1995. С. 13.

11. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 204.

12. Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России. Научный отчет Российского института стратегических исследований / Под. общ. ред. Кожокина Е.М. М., 1995. С. 13.

13. Левин З.И. Мусульманское реформаторство и политика // Ислам и исламизм / Под ред. Е.М.Кожокина, В.И.Максименко. М., 1999. С. 44.

14. Леусенко Д.А. Политизация ислама в современном мире (опыт социально-философского анализа) // Проблемы, поиски, решения. Ростов н/Д, 2000. С.33.

15. Ляхов Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. М., 1991;

16. Ляхов Е.Г., Попов А.В. Терроризм: национальный, региональный и международный контроль. М., Ростов н/Д, 1999;

17. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001. С. 69.

18. Малашенко А. Религиозный фундаментализм в контексте глобальных перемен // Глобальные социальные и политические перемены в мире. М., 1997. С. 124-125.

19. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996. С. 201-203.

20. Милославский Г.В. Иноверцы в религиях писания // Ислам и исламизм / Под общей ред. Кожокина Е.М., Максименко В.И. М, 1999. С. 39.

21. Молдалиев О.А. Исламизм и международный терроризм: угроза ислама или угроза исламу? -Бишкек, 2004

22. Поляков К.И. .Исламский фундаментализм в Судане. М., 2000. С. 14.

23. Поздняков Э.А. Философия политики. М., 1994. С. 233.

24. Сажин В.И. К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах // Ближний Восток и современность. М., 1998. С. 207.

25. Степанянц М.Т. Реформаторство как антитеза традиционности // Бог - человек - общество в традиционных культурах Востока / Отв. ред. М.Т.Степанянц. М., 1993. С. 18; С. 222; С. 221.

26.Тыссовский Ю. Исламский фундаментализм // Modus vivendi. 1993. № 11. С 4-6.

27. Умнов А.Ю. Исламский фундаментализм на Среднем Востоке // Вестник Московского университета. Сер. 13, Востоковедение. 1994. № 3. С. 46, 50.

28. Эткин М. Ваххабизм и фундаментализм: термины-«страшилки» // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 1(7). С. 126-137.

29. Интернет - портал «Институт  религии и политики» 

http://i-r-p.ru/library.html

30. Интернет – портал  «Центральная Азия и Кавказ»

 www.ca-c.org

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие исламского радикализма, экстремизма и терроризма