Исторические условия возникновения и развития христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:40, реферат

Краткое описание

Второй из мировых религий по времени возникновения было христианство история которого теснейшим образом сплелась с историей народов прежде всего Европы, а в дальнейшем и многих внеевропейских стран.
Сейчас христианство - самая распространенная религия на земном шаре: ее приверженцев свыше 1024 миллионов человек (главным образом в Европе и Америке). Однако христианство не едино: оно с давних пор распадается на целый ряд вероисповеданий, церквей, толков и сект, зачастую враждующих между собой.

Содержание

Вопрос о происхождении христианства
Источники
Вопрос об историчности Иисуса
Исторические условия возникновения христианства
Попытки создания интернациональной религии
Иудейское христианство
Неиудейские элементы в христианстве
Борьба между иудейскими и неиудейскими группами
Идея греховности и идея спасения
Формирование церковной организации
Секты, ереси
Противоречивость христианской догматики и этики
Развитие культа
Христианские общины и государство
Превращение христианства в господствующую религию
Общая оценка роли раннего христианства
Распространение христианства
Разделение западной и восточной церквей
Средневековые секты на Западе
Схоластика и мистика
Преследование науки христианской церковью
Церковная реформация, протестантизм
Православие, старообрядчество, русские секты
Попытки модернизировать христианство
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

купсовая.docx

— 94.65 Кб (Скачать документ)

К числу раннехристианских  источников надо отнести ареологические памятники: погребения (особенно в катакомбах Рима), надписи и др. Но все они относятся не ранее чем ко II в.

За последние десятилетия  сделано несколько новых важных находок. В Египте, близ с. Наг-Хаммади (древний Хенобоскион), в 50 километрах к северу от Луксора в 1946 г. найдено много папирусов III-IV вв. на коптском языке - главным образом сочинения гностиков, одной из раннехристианских сект. В их числе "Евангелие Фомы", "Евангелие Филиппа", близкие по своему содержанию к каноническим книгам. Находки рукописей в Хирбет-Кумран (на берегу Мертвого моря), относящихся к ессейской секте, тоже проливают дополнительный свет на раннее христианство. Сделаны также новые находки в Риме и близ Иерусалима, но значение их еще неясно.

Таковы собственно христианские источники. Что касается свидетельств языческих писателей, то они очень  скудны и сомнительны, особенно для  самой ранней эпохи. Дело в том, что  после победы христианства в начале IV в. церковные писатели стали делать задним числом вставки (интерполяции) в сочинения античных авторов, чтобы подтвердить этими мнимыми свидетельствами подлинность евангельских рассказов. Такие литературные подлоги в те времена не считались предосудительными. Некоторые из таких вставок сделаны очень грубо и неумело и сразу распознаются; другие сделаны тоньше, и распознать их труднее. Поэтому вопрос о нехристианских свидетельствах о раннем христианстве и особенно о предполагаемом его основателе весьма сложен.

Самое раннее свидетельство  относится к 64 г., но оно содержится в значительно позднее написанных "Анналах" Тацита (начало II в): там  говорится о жестоких казнях, Которым  Нерон подверг христиан, обвинив  их в поджоге Рима. В тексте есть такая фраза: "Христа, от имени  которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это  зловредное суеверие стало вновь  прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается  все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев". Исследователи по-разному тол куют это место: одни считают его позднейшей вставкой, сделанной христианином-переписчиком. В пользу такого предположения свидетельствует, казалось бы, то, что ни каком Пилате, мелком провинциальном чиновнике времен Тиберия, Тацит ранее не говорит, а тут почему-то вспоминает, что мало правдоподобно. Другие авторы указывают на то, что переписчик-христианин не стал бы приписывать Тациту таких неуважительных слов о новой религии.

Другое предполагаемое свидетельство  встречается в "Иудейских древностях" Иосифа Флавия; оно говорит о проповеди, казни и воскресении Иисуса в  годы правления Пилата в Палестине ("Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком, Он совершил изумительные деяния... То был Христос..." и т.д.). Эта весьма неуклюжая вставка, сделанная, очевидно, каким-то христианским переписчиком, резко противоречит всему стилю сочинения Иосифа Флавия и не вводила в заблуждение никого из исследователей; все считали и считают ее фальшивкой. Вместе с тем, однако, существует мнение, что в текст Иосифа Флавия чьей-то рукой вставлены лишь отдельные слова ("то был Христос" и пр.), ибо в подлиннике все же говорилось об Иисусе, хотя несколько иначе: как о проповеднике, казненном римскими властями. Это мнение получило недавно подкрепление в найденном арабском переводе сочинения Флавия, где казненный Иисус описан отнюдь не как божество и чудотворец 2.

Первое вполне правдоподобное свидетельство о христианах в  нехристианских источниках мы находим  в переписке Плиния Младшего. Будучи наместником провинции Вифинии (Малая  Азия), Плиний написал около 113 г. императору Траяну письмо, прося его указаний, как поступать с христианами, на которых ему доносили как на членов преступного сообщества: наказывать ли их за совершенные преступления или за самую принадлежность к  секте. Траян, отвечая на запрос Плиния, дал указание соблюдать в этом деле умеренность и наказывать только упорствующих в своем суеверии. Судя по переписке Траяна с Плинием (впрочем, академик Виппер считает эти письма целиком подложными), в Малой Азии в начале II в. было уже много христиан.

В еврейском Талмуде упоминается  о казни проповедника Иисуса бен-Пандира (сына Пандиры), но неясно, какое отношение эта личность имеет к евангельскому Иисусу.

Во второй половине II в. языческих  известий о христианах появляется больше о них пишет император Марк Аврелий, на Востоке - Лукиан Самосатский; повесть последнего "О кончине Перегрина" - сатира на быт христианских общин Малой Азии.

Из этого обзора видно, как скудны и малонадежны свидетельства  языческих авторов в ранних годах  христианства. В сущности они ничего не говорят о личности предполагаемого основателя религии - евангельского Иисуса. Бесспорных свидетельств о нем нет ни в христианских, ни в других источниках.

 

Вопрос об историчности Иисуса

Поэтому до сих пор в  научной литературе ведется спор: был ли Иисус исторической личностью? Сторонники исторической школы признают это, сторонники мифологической школы  отрицают. Среди исследователей-марксистов тоже есть разные мнения по этому вопросу. Против исторического существования Иисуса можно привести, помимо ссылки на молчание всех современных ему источников (о чем уже говорилось), еще один существенный аргумент: установив хронологическую последовательность раннехристианских сочинений, мы можем проследить по ним постепенную эволюцию образа Христа от сверхъестественного существа, мистического агнца, каким он выступает в Апокалипсисе, к евангельскому человеку Иисусу, проповедовавшему на земле и казненному. Эта эволюция связана была с развитием самого христианского вероучения.

Другой аргумент дает археологическая  иконография: в ранних христианских изображениях не встречается образ  распятого Иисуса: он появляется не раньше VIII в.

Для марксистской науки вопрос о личности Иисуса не представляется существенным. Ф. Энгельс даже не ставил этого вопроса в своих статьях  о раннем христианстве. Совершенно ясно, что корни христианского  учения надо искать не в деятельности отдельных личностей, кто бы они  ни были, а в общественно-политических условиях того времени и в борьбе идей, выросших на почве этих условий. Ясно во всяком случае и то, что образ евангельского Иисуса Христа (а только он сохранился в современном христианстве) есть не отражение какой-то исторической личности чисто литературный персонаж с очень противоречивыми чертами, созданный коллективно в ходе длительной идейной борьбы. Для нас не столь важно, жил ли в Палестине в I в. н.э. проповедник по имени Иисус и был он казнен или нет.

 

Исторические условия  возникновения христианства

Первым, кто строго научно поставил вопрос об исторических условиях происхождения христианства, как  уже говорилось, был Ф. Энгельс. Он указал на то, что основным и важнейшим  условием происхождения христианства было образование Римской империи. Создание мировой монархии подготовило  почву для нивелированного культа. Римское завоевание знаменовало  собой крушение отдельных государств. Его деспотический, насильственный режим, порабощение провинций, тяжелые поборы, всеобщее бесправие - все это привело к появлению чувства апатии и деморализации в широких массах, не только у рабов, но и у свободного населения, в особенности у населения провинций.

Неудачные восстания рабов, неудачные попытки восстаний  покоренных Римом народов должны были усилить и обострить это  настроение всеобщей апатии, деморализации  и растерянности. Крушение попыток  вооруженного сопротивления в отдельных  странах, неудачи рабских восстаний  должны были порождать в угнетенных массах настроение отчаяния, безнадежности  своего положения.

Ф. Энгельс подчеркивал, что  это настроение отчаяния и растерянности  охватывало разные классы, все слои общества, которые одинаково не видели выхода из создавшегося положения. "... Всякое сопротивление отдельных  мелких племен или городов гигантской римской мировой державе было безнадежно. Где же был выход, где  было спасение для порабощенных, угнетенных и впавших в нищету - выход, общий  для всех этих различных групп  людей с чуждыми или даже противоположными друг другу интересами?

Такой выход нашелся, - говорит  Ф. Энгельс. - Но не в этом мире".

Не видя возможности получить спасение и избавление от гнета на земле, люди неизбежно вынуждены  были искать спасения и избавления на небе.

Но почему понадобилась новая  религия, почему нельзя было найти утешение в старых религиях?

Старые религии были, как  указывает Энгельс, племенными и  национальными религиями, "которые  выросли из общественных и политических условий каждого народа и срослись с ними". Эти религии сами по себе не могли выйти из своих национальных границ. Кроме того, разрушение тех  государств - где сложились эти  религии, подорвало их основу. Нужна  была более гибкая религия, которая  бы не была связана с узко национальными  условиями и которая могла  бы удовлетворить запросы разноплеменной массы обездоленного населения Римской империи.

 

Попытки создания интернациональной  религии

Сами правители Римской  империи делали некоторые попытки  создать такую наднациональную  мировую религию. Была, например, сделана  совершенно непригодная попытка  введения официального общеимперского культа: независимо от множества разных местных культов римское правительство  пыталось ввести обязательный для всех провинций империи культ гения  императора, культ богини Ромы - покровительницы  города Рима и культ Юпитера Капитолийского. Но такие казенные культы не могли  ни в какой степени удовлетворить  потребности в утешении, охватившей широкие массы угнетенных.

Некоторые религиозные учения могли с большим успехом претендовать на влияние в массах верующих. Как  раз в эпоху образования Римской  империи получили широкое распространение  некоторые восточные культы, которые  до известной степени приближались по своему характеру к мировым  культам. В западной половине империи  распространился культ Исиды. Ее поклонников было немало и в Риме и в провинциях. Широкое распространение, особенно в римской армии, получил  культ иранского Митры.

И все же ни одна из этих религий  не сделалась в полном смысле мировой  религией, не получила мирового господства, как это стало с христианством.

Ф. Энгельс указывает на одно существенное обстоятельство, которое  мешало этим религиям сделаться мировыми. Каждая из религий древности имела  сложную обрядность, смысл которой  состоял в создании искусственных  перегородок между людьми. Люди разных религий не могли вместе ни есть, ни пить, ни общаться. "Это отделение  человека от человека было одной из основных причин гибели Древнего Востока", - говорит Энгельс.

На роль мировой религии  могла претендовать только такая  религия, которая отказалась бы от этих обрядов, От возведения перегородок  между людьми. Нужна была такая  религия, которая могла бы не разъединить, а объединить широкие массы разноплеменного и разноязычного населения Римской империи.

Потребность в религиозном  утешении, в новой религии ощущалась прежде всего рабами и угнетенными. Ни одна из религий Древнего мира не могла дать рабам, угнетенным массам религиозного утешения; все они были государственными и аристократическими по своему характеру. Правда, существовали и народные культы, но и они были не для рабов, и каждый из них был тесно связан с местными национальными условиями. Для рабов и деклассированных групп населения, оторванных от своей племенной среды, от своего народа, старые национальные религии уже не подходили.

Советские историки (Штаерман, Кубланов) отмечают следующий очень важный факт: кризис рабовладельческого строя породил новые тенденции в общественном сознании. Наряду со старой аристократической идеологией, третировавшей бедность, рабство, физический труд как нечто низменное и презренное, уже в эпоху ранней империи появляются принципиально иные представления: уважительное отношение к "маленькому человеку" с его скромными потребностями и интересами, в том числе к рабу и его человеческому достоинству. Этот новый взгляд отражен и в эпитафиях и других надписях, и в литературных произведениях, сатирах Марциала и Ювенала, и в философии стоиков.

Ф. Энгельс указывает на то, что первоначальное христианство было религией рабов и угнетенных: "... оно выступало сначала как  религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов".

 

Иудейское христианство

Первоначальной почвой, на которой возникла эта новая религия, было иудейское сектантство. В иудаизме и в самой Палестине и в  диаспоре в I-II вв. существовал целый  ряд сект; некоторые из них представляли собой вероучения, основанные на ожидании пришествия мессии - спасителя. Для  евреев, которые больше, чем какой-либо другой народ, испытали бедствия иноземного владычества - греко-сирийского и римского, - это ожидание мессии сделалось  краеугольным камнем религии, в особенности  для некоторых сект.

Если некоторые течения  еврейской религии, например зелоты, понимали мессию как героя-воителя, который с мечом в руках  освободит народ от римского ига (а эта надежда особенно обострилась  в эпоху первой Иудейской войны  и во время второго иудейского восстания), то крушение этих восстаний, первого и второго, должно было дать перевес другому направлению: тому, которое состояло в ожидании духовного  мессии, духовного избавителя. Таково было учение ессеев, живших монашескими общинами в уединенных местностях Палестины. Они вели аскетическую жизнь, проповедовали безбрачие, общность имущества, не допускали рабства; мессию они понимали как "наставника справедливости". В остальном ессеи строго придерживались иудаистских предписаний.

Гораздо менее известна секта  назореев (назарян), которая, видимо, всего ближе стояла к зарождающемуся христианству. Слова "назорей", "назарянин" часто употребляются в евангелиях как прозвище Иисуса. По церковной традиции оно означает, что Иисус был родом из галилейского города Назарета. Но это неверно; город с таким названием вряд ли даже и существовал в то время: по источникам он известен только с IV в. На самом деле назореями издавна назывались у евреев люди, посвятившие себя на время или на всю жизнь богу; они не стригли волос, не пили вина, не прикасались к умершим и пр. Таким назореем изображен в евангелиях и Иисус. Предполагают даже, что и сама легенда о происхождении его из г. Назарета была сочинена позже Для объяснения этого его имени. Последователей его тоже нередко называли назореями: так, например, апостола Павла обвиняли как "представителя назорейской ереси". В мусульманском Коране последователи Иисуса Христа именуются постоянно "назарянами". Можно думать, что так и называлась первоначально секта последователей Христа.

Информация о работе Исторические условия возникновения и развития христианства