Характеристики и положения вероучения православия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 14:06, контрольная работа

Краткое описание

Православие – одна из трех основных христианских конфессий. Основу вероучения православия составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание. Главные принципы православного богословия, равно как и мистической практики и богослужения, сформулированы в IV в. и систематизированы в последующее время, называемое «эпохой Вселенских соборов», или «веком патристики» (IV– VIII вв.). Однако ясная очерченность «классического века патристики» не есть его противопоставленность или оторванность от предыдущих или последующих периодов истории христианской церкви.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Основные характеристики и положения вероучения православия ……...4-10
2. Культовые особенности русого православия……………. …………........10-18
3. Организационная структура православия………………………………....18-19
Заключение……………………………………………………………….…….20-21
Список литературы……………………………………………………………..….22

Прикрепленные файлы: 1 файл

Православие+.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Основные характеристики и положения вероучения православия ……...4-10

2. Культовые особенности  русого православия……………. …………........10-18

3. Организационная структура православия………………………………....18-19

Заключение……………………………………………………………….…….20-21

Список литературы……………………………………………………………..….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучением основ православия занимались крупнейшие историки и теологи, философы России всех времен. Но никто из них так и не удосужился систематизировать процесс изучения данной теологической системы. А разделение изучения образа жизни русского человека, его бытовой культуры и с другой стороны православного христианства очень поспособствовало бы принципу объективности мнения о данной теологической системе. В культурологическом аспекте разделяют Православие и Православное Христианство лишь потому, что русская культура также делится на две стороны: религиозная и бытовая. Вот как раз бытовая сторона, впитав языческие предрассудки и культы на основе церковного календаря и стала Православием, а то, что называют Православным Христианством является сложной теологической системой и ее могли исповедовать только те, кто имели к богослужению непосредственное отношение, да и то не все из них. 

И говорить сегодня о  возрождении той духовности, что  будто была на Руси и в России ранее, нельзя, так как духовность в понимании святости не существовала, и в понимании гуманности также  отсутствовала. О большей гуманизации в общем понимании мы можем говорить только как о времени зрелости Советского государства. Да, не смотря на репрессии, диктатуру, развитие гуманистического начала в человеке в 50-60х годах 20 века было на высоком уровне по сравнению с уровнем 19 века, когда, как полагают современные исследователи русской культуры и была та самая духовность русского человека. И то, что представляет Православие сейчас является скорее истинно народной культурой, а не религией. Народной культурой, которая впитала все достижения славян за 12 веков.

Целью данного реферата является изучение православия как одной из трех основных христианских конфессий.

На основе поставленной цели, выделены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные характеристики и положения вероучения православия;

2. Раскрыть культовые особенности русого православия;

3. Охарактеризовать организационную структуру православия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные характеристики и положения вероучения православия

 

Происхождение термина «православие» обычно связывается с понятием ортодоксия (ortodox), в этимологии которого содержатся греческие слова, переводимые как «правильное мнение»1. К определению необходимо добавить, что понимать православие надо не как религию, а как теологическую систему, включающую ядро и множество толкований основ его. Именно так надо понимать православие с точки зрения краеугольного камня сей теологической системы – принципа соборности, который отсутствует в католицизме и его толках. С другой стороны, это понятие означает неуклонное следование основам и традициям какого-либо учения, избегающее даже малейших различий с исходными установками. Чаще всего оно употребляется в отношении ряда религиозных доктрин, а именно, таких, которые в качестве особого долга верующих предписывают соблюдение чистоты и неизменности вероучения. Можно говорить, например, об ортодоксальном иудаизме, исламской ортодоксии и т.п. В истории христианства ортодоксия всегда занимала заметное положение, вплоть до самоназвания через этот термин одной из конфессий. Вошедшее в обиход славянского мира слово «православие» — калька греческого понятия.

Сакральность и неповрежденность основоположений новой веры выступали  свидетельствами ее непогрешимости, из чего выводился приоритет христианства для общественных порядков и нравственности, по сравнению с гетеродоксией (разномыслием) и политеизмом.

Свое понимание ортодоксии греко-кафолическая церковь распространяла и на смежные  с Византией области славянства. Наибольший масштаб ее влияние получило в Киевской Руси, где «греческое» христианство оказалось лучше всего совместимо с процессами, происходившими в общественном устройстве и государственной идеологии.

Было бы, однако, упрощением рассматривать  принятие христианства на Руси как  простое копирование византийского  образца. На ранней стадии христианизации (конец Х - середина XI веков) одним из ведущих мотивов новой веры стала, по всей вероятности, очевидная инициаторам «крещения Руси» (988 г.) ограниченность прежних культов для складывавшегося государственного порядка. Поэтому сам факт вхождения в общехристианское пространство уже имел чрезвычайное значение, открывая многообещающие перспективы во всех областях.

Можно также полагать, что впечатления от данной акции  переживались ее современниками без  особого углубления в догматические  тонкости, выглядевшие вторично по сравнению с самим событием. По этой причине подробности расхождений, обострившихся внутри христианства к середине XI века, воспринимались в русских землях еще довольно отвлеченно. В известной степени, подтверждением свободного отношения к никейской ортодоксии служит «полуарианская» закваска в тексте Символа Веры, который приводится летописным сводом начала XII века «Повесть временных лет» как образец избранного Русью вероисповедания (имеется в виду указание на «подобосущность» Бога Сына Богу Отцу)2.

Вдобавок, отношения с  Византией, откуда перенимались культ  и церковное устройство, в силу взаимных политических претензий были не всегда безупречны. Это определенно  сказывалось на интерпретации укоренявшейся  религии. Нередкими даже были демонстративные контакты русских правителей с посланцами римско-католической церкви.

Но все-таки строй древнерусской  государственности оказался более  близок именно византийскому варианту взаимоотношений власти с церковью. Это стало решающим для судьбы греческой ортодоксии, которая укрепляется на Руси как непременный компонент христианского исповедания. Однако здесь у нее появилось новое измерение.

Изначально произошедшее сочетание восточно-христианской церковности  с традиционным укладом древнерусской культуры привело к возникновению такого типа религиозной жизни, который воплотил в себе весьма специфическое понимание правоверия (или православия, как стали называть приверженность к ортодоксии).

Прежде всего обнаруживается, что охранение начал православия выходит за церковно-богословскую сферу и превращается в важнейшую функцию государства. Неуклонность следования вероучительной парадигме выступает уже не только критерием «православности», но и свидетельством лояльности мирским властям3. Те, в свою очередь, обеспечивают духовную монополию принятой версии христианства.

В отечественной истории  периода XIV - XVII веков эти обстоятельства способствовали, в конечном итоге, бесповоротному возобладанию «царства» (в образе становящегося самодержавия) над «священством». Позднее, при синодальном возглавлении XVIII - начала XX веков, русская церковь и вовсе утрачивает остатки независимости, а православие превращается в официальную идеологию самодержавной монархии. В этом качестве оно входит во все структуры государства и общества, становясь универсальной санкцией и оправданием действовавших порядков российской жизни.

Совершавшаяся на протяжении тысячелетия ассимиляция православной церкви авторитарным, по многим своим  чертам, российским государством привела  к воспроизводству особого типа религиозной организации, способной адаптироваться к любым разновидностям отечественной политической системы.

Вряд ли это свойство объяснимо только естественной потребностью в самосохранении. С момента возникновения  на долю русской церкви выпало утверждать себя в среде, сохранявшей вполне развитые дохристианские — языческие — традиции. Существование этой, исполненной мифологизма, культуры продолжалось и в последующем, чему способствовали относительная стабильность общинно-патриархальных отношений и связанные с ними бытовые особенности, нравы, социально-психологические черты русского народа.

Скорее всего, испытывая  воздействие неискоренимых «традиционных факторов», русская церковь оказалась подвержена закономерной эволюции в этноконфессиональном направлении. В результате, она неизбежно стала дистанцироваться от фундаментальной космополитической установки христианства, превращаясь в сугубо национально-государственный институт.

При таком положении  церкви, греко-византийская ортодоксия образовала лишь как бы верхний, концептуальный уровень вероисповедания, получившего название русского православия. В глубине же массового религиозного сознания сложился этнически окрашенный православно-языческие синкретизм41. Не случайно, что в России для обыденного восприятия православие зачастую выступает как «национальная религия русских», а в числе доминант культового поведения всегда присутствует насыщенное магизмом обрядоверие. Институт церкви оценивается по его позиции в светских делах и по характеру социальной вовлеченности.

Однако, следует подчеркнуть: речь идет именно о религиозном течении  и потому корректный подход к любым  проявлениям православия невозможен без знакомства с его основными, культовыми и организационными параметрами.

Основополагающим источником православия, как и всего христианства, является Библия. Особое значение ей придает образ богодухновенности, то есть внушения людям истин веры через божественное откровение. Следствием этого в христианстве стало отношение к библейским текстам как к Священному Писанию. Однако, несмотря на общепризнанную в христианской среде священность Библии, имеет место и некоторая конфессиональная специфика восприятия ее различных книг и сюжетов.

Православию, с его  подчеркнутой приверженностью традиции, свойственно обращение к Священному Писанию в строгих рамках церковной интерпретации. Поэтому среди помещенных в Библии текстов главная роль отводится тем, что принадлежат канону — официальному своду книг, вероучительный авторитет которых признается всем христианским сообществом.

Для ветхозаветного раздела  Библии наиболее достоверным православие  полагает греческий перевод с  еврейского и арамейского языков (Септуагинту), из которого к канону отнесено 39 книг, совпадающих с более  ранним «палестинским списком» иудаистических текстов. Их называют протоканоническими. Остальные одиннадцать текстов (Товит, Юдифь, Послание Иеремии, Варух и др.) объявлены неканоническими, вследствие чего не имеют статуса богодухновенных, хотя и считаются нравственно полезными5.

В славянской среде начало активному хождению православной литературы положили Константин (Кирилл) Философ и его брат Мефодий, составители азбуки и переводчики Священного Писания. Принято считать, что одним из вдохновителей их «первоучительской» миссии был славившийся ортодоксальностью патриарх Фотий. До сих пор нет окончательной ясности, когда точно, где и на какое из наречий переводили церковные книги «солунские братья».

Однако установлен факт перевода Кириллом с греческого языка  Псалтири и выборки фрагментов из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола для богослужебного чтения. Несколько позже Мефодий осуществил полный перевод Священного Писания, за исключением неканонических текстов.

Славянский перевод  Библии сыграл существенную роль в  становлении русского православия  как особого типа христианской ортодоксии. С одной стороны, восприняв греческую редакцию Священного Писания, русская церковь идентифицировала себя с восточно-христианской традицией. С другой же возможность знакомства с догматикой и отправление культа на родном языке освобождали русское христианство от духовно-религиозной зависимости со стороны Рима и Константинополя.

Считается, что полным переводом Библии русская церковь  обладала уже в началу ХIII века. Но имели ли место единые полносоставные списки Библии — достоверно не известно (древний способ «уставного» письма приводил к очень большому страничному объему, поэтому помещение всего текста в один том было затруднительно).

В XIV - XV веках происходило  уточнение славянского перевода Пятикнижия и Пророков, осуществлялись новые переводы (с еврейского языка) Псалмов и ветхозаветных книг.

Наконец, в 1499 г. появился полный свод Библии в одном томе. Это стало итогом трудов новгородского  архиепископа Геннадия, который дополнил собрание известных ему древнерусских  переводов книг Ветхого Завета рядом новых, созданных на основе латиноязычной Вульгаты.

Традиция национальных переводов Св. Писания в славянских областях со времени своего возникновения (XI век) явственно отражала соперничество на этих землях православной и католической конфессий. В конечном итоге, западные славяне усвоили в основном те переводы (польский, чешский, словацкий, отчасти сербско-хорватский), которые осуществлялись полностью с текста Вульгаты. Среди восточных и южных славян предметом переводов стали греческие (с XVII в. - новогреческие) редакции Библии.

Информация о работе Характеристики и положения вероучения православия