Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 12:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Прикрепленные файлы: 1 файл

Ответы к госам.doc

— 527.50 Кб (Скачать документ)

С древнейших времен потребности  общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности  психического склада людей. В философских  учениях древности уже затрагивались  некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане  идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил  психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология  как наука о сознании. Возникает  в XVII веке в связи с развитием  естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология  как наука о поведении. Возникает  в XX веке: Задача психологии –  ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология  как наука, изучающая объективные  закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как  экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной  психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

 

Эфеса Гераклиту (530-470 гг. до н.э.). С представителями Милетской школы Гераклита связывает идея первоначала, но только за первооснову он принимал не воду, не апейрон и не воздух, а огонь в его вечном движении и изменении, вызываемом борьбой противоположностей:

Душа - это особое переходное состояние огненного начала в  организме, которому Гераклитом дано название “психея”. Следует подчеркнуть, что  введенное Гераклитом название для обозначения психической реальности было первым собственно психологическим термином. На его основе в 1590 г. Гоклениусом будет предложен термин “психология”, который, начиная с работ Х.Вольфа “Эмпирическая психология” (1732) и “Рациональная психология” (1734) станет общеупотребительным для обозначения науки, изучающей психику человека.

Гераклитом было дано не только общее представление о “психее” и ее природе, он также попытался выделить и охарактеризовать отдельные стороны души. Большое значение он придавал чувствам, а среди них особенно зрению и слуху. Функции зрения и слуха ставились в зависимость от общего состояния души и самих органов чувств. Хотя Гераклит отводил чувствам важное место в познании, однако, ведущим у человека признавался разум, поскольку органы чувств позволяют установить лишь внешнюю гармонию природы, тогда как разум, опираясь на чувства, открывает ее внутренние законы. Мысль человека саморазвивается, переходя от одной истины к другой. Основная цель познания заключается в том, чтобы, открывая истины, прислушиваться к голосу природы и поступать сообразно ее законам.

Психологическая наука и ее предмет

Научная психология изучает  факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков. В этом случае под психологом разумеют знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальному анализу причин поведения или душевной смуты), т. е. здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике.

Однако житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди овладели атомом, космосом и компьютером, проникли в тайны математики, открыли законы физики и химии. И не случайно научная психология стоит в одном ряду с этими дисциплинами. Она взаимодействует с ними, но ее предмет неизмеримо сложнее, ибо сложнее человеческой психики нет ничего в известной нам Вселенной.

Что же является предметом  психологии? В самом общем определении  — психика живых существ во всем многообразии ее проявлений. Но этим ответом нельзя удовлетвориться.

Всегда нужно различать  объект познания и его предмет. Первый существует сам по себе, независимо от информированности о нем человеческих умов. Другое дело — предмет науки. Она его строит с помощью специальных средств, своих методов, теорий, категорий.

Психические явления  объективно уникальны. Поэтому уникален и предмет изучающей их науки. В то же время их природа отличается изначальной включенностью в жизнедеятельность организма, в работу центральной нервной системы, с одной стороны, в систему отношений их носителя, субъекта, с социальным миром — с другой. Естественно поэтому, что любая попытка освоить предметную область психологии включала наряду с изучением того, что испытывает субъект, его зримые и незримые зависимости от природных (включая жизнь организма) и социальных факторов (различных форм взаимоотношений индивида с другими людьми). Когда изменялись взгляды на организм и на общество, тогда новым содержанием обогащались и научные данные о психике.

Стало быть, чтобы познать  предмет психологии, нельзя ограничиться тем обширным кругом явлений, которые  знакомы каждому из собственных переживаний и наблюдений за окружающими, из своего психологического опыта.

Человек, никогда не изучавший  физику, тем не менее, в практике своей жизни познает и различает  физические свойства вещей, их твердость, горючесть и т. д. Равным образом, не изучая психологии, человек способен разбираться в психическом облике своих ближних. Но подобно тому, как наука раскрывает перед ним устройство и законы физического мира, она просвечивает своими понятиями тайны психического мира, позволяет проникнуть в законы, которые им правят. Шаг за шагом их осваивала пытливая научная мысль, передавая крупицы добытых ею истин новым энтузиастам. Уже это само по себе говорит нам, что предмет науки историчен. И эта история вовсе не оборвалась на сегодняшних рубежах.

Вот почему знание о предмете психологии невозможно без выяснения его "биографии", без воссоздания "драмы идей", в которой были задействованы и величайшие умы человечества, и скромные труженики науки.

Поскольку мы затронули  вопрос, касающийся отличия житейской мудрости от научного знания, следует хотя бы кратко оценить специфику последнего. Научное знание принято делить на теоретическое и эмпирическое. Слово "теория" греческого происхождения. Оно означает систематически изложенное обобщение, позволяющее объяснять и предсказывать явления. Обобщение соотносится с данными опыта, или (опять же по-гречески) эмпирии, т. е. наблюдений и экспериментов, требующих прямого контакта с изучаемыми объектами.

Теоретическое и эмпирическое знание. Зримое благодаря теории "умственными очами" способно дать верную картину действительности, тогда как эмпирические свидетельства органов чувств — иллюзорную.

Решающий признак  научного знания — его опосредованность. Оно строится посредством присущих науке интеллектуальных операций, структур и методов. Это целиком относится к научным представлениям о психике.

На первый взгляд, ни о чем субъект не имеет столь  достоверных сведений, как о фактах своей душевной жизни (ведь "чужая  душа — потемки"). Причем такого мнения придерживались и некоторые ученые, согласно которым психологию отличает от других дисциплин субъективный метод, или интроспекция ("смотрение внутрь"), особое "внутреннее зрение", позволяющее человеку выделить элементы, из которых образуется структура сознания.

Однако прогресс психологии показал, что когда эта  наука имеет дело с явлениями  сознания, достоверное знание о них достигается благодаря объективному методу. Именно он дает возможность косвенным, опосредованным путем преобразовать знания об испытываемых индивидом состояниях из субъективных феноменов в факты науки. Сами по себе свидетельства самонаблюдения, самоотчеты личности о своих ощущениях, переживаниях и т. п. — "сырой" материал, который только благодаря обработке аппаратом науки становится ее эмпирией. Этим научный факт отличается от житейского.

Сила теоретической  абстракции и обобщений рационально осмысленной эмпирии открывает закономерную причинную связь явлений.

В отношении  наук о физическом мире это для  всех очевидно. Опора на изученные законы этого мира позволяет предвосхищать грядущие явления, — например нерукотворные солнечные затмения и эффекты производимых людьми ядерных взрывов.

В кругу взаимосвязи  теории, эмпирии и практики строится новое предметное знание. В его  построении обычно незримо представлены философские, методологические установки исследователей. Это касается всех наук, применительно же к психологии связь с философией являлась особенно тесной. Более того, до середины прошлого века в психологии неизменно видели один из разделов философии. Поэтому печать конфронтации философских школ лежит на конкретных учениях о психической жизни. Издавна ее естественнонаучным, материалистическим объяснениям противостояли идеалистические, ратовавшие за версию о духе как первоначале бытия. Зачастую идеализм соединял научное знание с религиозными верованиями. Но религия является отличной от науки сферой культуры, имеющей свой образ мысли, свои нормы и принципы. Смешивать их не следует.

Вместе с  тем ошибочно было бы считать психологические учения, созданные в русле идеалистической философии, враждебными науке. Мы увидим, сколь важную роль в прогрессе психологического познания сыграли идеалистические системы Платона, Лейбница, других философов, исповедовавших версию о природе душевных явлений, несовместимую с естественнонаучной картиной мира. Поскольку же этими явлениями поглощены различные формы культуры — не только религия, философия, наука, но также искусство, причем каждая из этих форм испытывает свою историческую судьбу, то, обращаясь к истории психологии, надо определить критерии, на которые следует ориентироваться в этой области исследований, чтобы реконструировать ее собственную летопись.

В. Дильтей: концепция ценностей. Немецкий философ Вильгельм Дильтей выступил с проектом создания новой психологии, ориентированной на науки о природе. Она должна была стать “описательной” и “расчленяющей” наукой.

Дильтей противопоставил  свою “описательную психологию”  нарождающейся экспериментальной  “объяснительной психологии”. Он требовал отказаться от построения гипотез о механизмах “внутренней жизни”, т.к. они, по мнению Дильтея, являются источником неверных толкований и споров между психологами. Вместо объяснения Дильтей предлагает описание; расчленение предлагается вместо конструирования схем.

Специфика душевных проявлений, согласно Дильтею, заключается  в наличии нераздельно внутренне  связанных структур и целесообразности развития. Эти черты связываются  Дильтеем с исторической жизнью человека и общества, которую отличает воплощение переживаний в произведениях культуры.

В центр истории  Дильтей ставит переживание. Оно  выступает не в виде элемента сознания, а в виде внутренней связи, соединяющей  сознание и духовные продукты. Тем  самым индивидуальное сознание соотносилось с миром социально-исторических ценностей. Поэтому переживание,  по мнению Дильтея, невозможно объяснить, его возможно лишь “понять, постигнуть”. Поэтому психология Дильтея – это понимающая психология.

Понимающая  психология соединяла структуру  отдельной личности с духовными ценностями, создаваемыми народом, формами культуры. Опираясь на эту идею, ученик Дильтея Э.Шпрангер попытался объяснить поведение человека в соответствии с основными областями культуры: человека теоретический, экономический, эстетический, социальный, религиозный и т.д.

 

Предмет истории психологии. Следует иметь в виду, что об истории науки можно говорить в двух смыслах. История — это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Это же относится и к развитию науки. Как непременный компонент культуры, она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"