Акцентуации характера у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Акцентуация характера (иначе говоря – это чрезмерное заострение отдельных черт личности)- это явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Различные акцентуации характера предполагают различные типы и методы воспитания, в зависимости от чего они могут сгладить или заострить основные подростковые проблемы.
Данное положение объясняет актуальность постановки и разработки проблемы акцентуации характера у подростков. Почему объектом исследования становятся индивидуально-психологические особенности людей подросткового возраста, объясняется тем, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в данном возрастном периоде, выявляются очень ярко

Содержание

Введение
Глава 1. Специфичность и предпосылки проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте
1.1 Подростковый возраст и его особенности
1.2 Предпосылки девиации в подростковом возрасте
Глава 2. Акцентуации характера у подростков
2.1 Классификация акцентуаций характера по А.Е.Личко
2.2 Особенности динамики и диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте
Список Литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

акцентуация характера в подростковом возрасте.docx

— 61.48 Кб (Скачать документ)

ИСТЕРОИДНЫЙ ТИП.

Главными чертами являются беспредельный  эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные  особенности питаются этим. Лживость и фантазирование целиком служат приукрашиванию своей особы. Внешние  проявления эмоциональности на деле оборачиваются отсутствием глубоких чувств при большой выразительности, театральности переживаний, склонности к рисовке и позерству. Неспособность к упорному труду сочетается с высокими притязаниями в отношении будущей профессии. Выдумывая, легко вживаются в роль, искусной игрой вводят в заблуждение доверчивых людей. Среди сверстников претендуют на первенство или на исключительное положение. Пытаются возвыситься среди них россказнями о своих удачах и похождениях. Товарищи вскоре распознают их выдумки и ненадежность, поэтому они часто меняют компании. Самооценка далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент легче всего произвести впечатление.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП.

Главная черта – нежелание трудиться  – ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. При строгом и непрерывном  контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случай отлынивать от любого труда. Полное безволие обнаруживается, когда  дело касается исполнения обязанностей, достижения целей, которые ставят перед  ними родные, общество в целом. С  желанием поразвлечься связаны делинквентность и ранняя алкоголизация. Тянутся к уличным компаниям. Из-за трусости и недостаточной инициативности оказываются там в подчиненном положении. Контакты всегда поверхностны. Романтическая влюбленность несвойственна, сексуальная жизнь служит лишь источником наслаждений. К своему будущему равнодушны, планов не строят, живут настоящим. От любых трудностей и неприятностей стараются убежать и не думать о них. Слабоволие и трусость позволяют удерживать их в условиях строгого дисциплинарного режима. Безнадзорность быстро оказывает пагубное действие. Самооценка обычно неверная – легко приписывают себе гипертимные или конформные черты.

КОНФОРМНЫЙ ТИП.

Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как всех" – от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде со временем прочно усваивают обычаи, привычки, манеру поведения. Поэтому "за компанию" легко спиваются. Конформность сочетается с поразительной некритичностью, истиной считают то, что поступает через привычный канал информации. По этому добавляется консерватизм: новое не любят потому, что не могут к нему быстро приспособиться, трудно осваиваются в непривычной обста новке. Нелюбовь к новому легко проявляется неприязнью к чужакам. Наиболее успешно работают, когда не требуется личной инициативы. Плохо переносят крутую ломку жизненного стереотипа, лишение привычного общества. Самооценка может быть неплохой.

СМЕШАННЫЕ ТИПЫ.

Встречаются достаточно часто. Однако далеко не все сочетания описанных типов возможны. Практически не сочетаются следующие типы:

Гипертимный – с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;

Циклоидный – со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного;

Лабильный – с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;

Сенситивный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;

Психастенический – с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;

Шизоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим;

Эпилептоидный – с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим;

Истероидный – с циклоидным, сенситивным, психастеническим;

Неустойчивый – с циклоидным, сенситивным, психастеническим.

Смешанные типы бывают двоякого рода.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ТИПЫ.

Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями  развития в раннем детстве. К ним  относятся лабильно-циклоидный и  конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть также такие типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.

АМАЛЬГАМНЫЕ ТИПЫ.

Эти смешанные типы формируются  в течение жизни как следствие  напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного  воспитания или других длительно  действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность или истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро.

 

 

 

2.2 Особенности динамики и диагностика акцентуаций характера в подростковом возрасте

 

Большинство типов акцентуаций  характера (за исключением паранойяльного и отчасти сенситивного) именно в подростковом возрасте оказываются наиболее выраженными. Что все же, как правило, не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового периода или по миновании его проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированы настолько, что, кроме как при особых обстоятельствах, не выявляться вовне. Иначе говоря, явные акцентуации в подростковом возрасте могут по его миновании стать скрытыми.

Подростки с явными акцентуациями  характера составляют группу «повышенного риска» — они податливы к определенным пагубным влияниям среды или психическим травмам. Если психическая травма или сложившаяся ситуация наносит удар по «слабому месту» данного типа акцентуации, то соответствующие черты характера могут раскрыться пышным цветом, отражаясь на всем поведении, заостряясь до психопатического уровня. В таких случаях можно говорить о психопатических реакциях у акцентуированных подростков, имея в виду, что изменения обстановки, сглаживание следов психической травмы, разрешение ситуации все вернет в обычное русло.

Целесообразно выделить также острые аффективные реакции, которые на фоне акцентуаций характера возникают в ответ на индивидуально значимые психические травмы или труднопереносимые ситуации. Эти реакции кратковременны, обычно длятся не более суток. Аффект может разряжаться агрессией на окружающих, аутоагрессией, бегством из аффектогенной ситуации или разыгрыванием бурных сцен.

Тяжелые или длительные психические  травмы могут при акцентуациях характера  быть причиной затяжных реактивных состояний (неврозов, реактивных депрессий и  т. п.).

Наиболее частыми в подростковом периоде нарушениями, возникающими на фоне акцентуаций характера, являются транзиторные непсихотические девиации поведения — делинквентность, алкоголизация, сиуцидальное поведение и др. Смена обстановки на более благоприятную, как правило, устраняет эти нарушения.

Наиболее  значимые феномены в динамике акцентуаций характера, выделенные А.Е. Личко:

1)   заострение черт акцентуированного  характера в подростковом возрасте, в период их формирования, с  последующим их сглаживанием и компенсацией (переход явных акцентуаций в скрытые);

2)   развертывание черт определенного  типа при скрытых акцентуациях под влиянием психических травм или трудных ситуаций, оказавшихся ударом по месту наименьшего сопротивления данного типа;

3)  возникновение  на фоне акцентуаций характера  преходящих нарушений — девиаций поведения, острых аффективных реакций, неврозов и других реактивных состояний;

4) трансформация  типов акцентуаций характера  в силу конституционально заложенных механизмов или влияний среды;

5) формирование приобретенных психопатий, для которых акцентуация характера послужила почвой, обусловившей избирательную уязвимость в отношении определенных неблагоприятных влиянии среды.

Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным для определения типов психопатий и акцентуаций характера. Этот метод слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением.

Опрос подростка. Первой задачей является установление контакта. Обычно бывает достаточно спокойного доброжелательного тона и начала с чисто врачебного расспроса о соматических жалобах. При затруднительном контакте можно использовать особый прием (Личко А. Е., Богдановская Л. Б., Эйдемиллер Э. Г., 1973): врач сам сообщает подростку сведения, которыми он располагает и которые получены от родителей, из школы, из диспансера, из милиции и т. п., и предлагает исправить неточности, объяснить противоречия, дополнить, прокомментировать. Здесь сразу же обнаруживаются темы, о которых подросток говорит легко и свободно, и темы, которые он старается избежать.

Далее следует  перейти к собиранию сведений о жизни вообще.

Здесь необходимо коснуться следующих тем.

1. Учеба любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с учителями, участие в общественной работе, имевшиеся нарушения дисциплины.

2. Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.

3. Отношения со сверстниками   предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей (душа компании, преследуемый изгой, независимый одиночка и т. п.), причины выбора приятелей — по определенным личным качествам, по общности увлечений, для увеселений и т. п.

4. Увлечения в настоящем и прошлом, под чьим влиянием был сделан выбор, каковы были достигнуты результаты, почему заброшены и т. д.

5. Отношения с родителями и внутрисемейные отношения — состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть!), кто занимался его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения и причина их, конфликты между другими членами семьи и отношение к ним подростка. В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи.

Полезно также бывает услышать от подростка  его впечатления об основных чертах характера родителей (это представление  нередко оказывается весьма точным и обстоятельным).

6. Нарушения поведения в прошлом  прогулы занятий и работы, мелкое хулиганство, курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими средствами, побеги из дому; был ли задержан или взят на учет милицией — когда и за что был взят.

7. Наиболее тяжелые события в прошлой жизни  и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.

8. Перенесенные соматические заболевания — как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.

9. Сексуальные проблемы. Прежде чем затронуть эту тему, подростку надо объяснить, что врача эти вопросы интересуют не сами по себе, а целью является выяснить возможные переживания по этому поводу и получить более полное представление о его характере. Необходимо предупредить также, что все сообщаемые им сведения без его согласия никому из его родных, знакомых и т. п. не будут переданы (что должно неукоснительно соблюдаться). Опрос касается здесь первых влюбленностей и связанных с ними психических травм, самооценки своей привлекательности, начала половой жизни и скрытых опасений по поводу своей сексуальной неполноценности.

Раскрытие сексуальных переживаний и подтверждение  суицидных мыслей в прошлом являются показателем высокой откровенности.

Опрос подростка  лучше проводить в виде свободной  непринужденной беседы. Нежелательно в его присутствии делать записи — это настораживает многих подростков и затрудняет контакт. Лучше, чтобы  подросток не чувствовал, что беседа ведется по какой-то заранее уготовленной схеме. Переход от темы к теме надо стараться сделать естественным и плавным. Например, переходя от увлечений  подростка к его отношению  с родителями, можно начать с вопроса, как родители относились к тому или иному увлечению.

Опрос родителей и сведения от других лиц. Опрашивать родителей лучше порознь и начинать с матери, которая обычно может дать гораздо больше сведений, чем отец. Если воспитанием подростка занимался какой-либо другой член семьи, желательна также беседа с ним. Другие члены семьи бывают  необходимы  только если возникают основания полагать, что от них можно получить дополнительные важные сведения или иное более объективное освещение событий и отношений в семье.

Важно узнать впечатление родителей о детских  годах подростка, их представление  о его темпераменте, характере, манере вести себя — был ли он спокойным  или суетливым, робким и застенчивым  или смелым и отчаянным, общительным  с детьми или держался в стороне  от них и чем вообще он ребенком отличался от ровесников. Если посещал  детские учреждения, то быстро ли там  осваивался, охотно ли туда ходил, были ли жалобы воспитателей и на что. О школьных годах важно узнать, легко ли в первом классе адаптировался к новым условиям, охотно ли посещал школу, как учился, как сходился с товарищами, не возникали ли трудности при переходе из школы в школу, из одного класса в другой, бывал ли в пионерских лагерях, как прошел переход от начальных классов с одним учителем к предметной системе преподавания. Если подросток уже окончил 8 классов, важно узнать, как было принято решение о дальнейшем обучении (ПТУ, техникум, 9-й класс): подростком самостоятельно, под влиянием родителей или вопреки их желанию, под чьим-то влиянием со стороны. Наконец, необходимо выяснить, какие были нарушения поведения, когда они начались, чем, по мнению родителей, были вызваны, а также реакцию родителей на них.

Информация о работе Акцентуации характера у подростков