Риски предпринимательской деятельности в сервисе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы сложно переоценить. В последнее время не только в России, но и во всем мире предпринимательство развивается огромными темпами. Сегодня уже необязательно иметь большой офис и штат сотрудников, чтобы получать баснословные прибыли. В пользу этого говорит тот факт, что рейтинги небольших по размерам ИТ-компаний могут взлететь до заоблачных высот за считанные дни. А могут и не взлететь, а наоборот - принести просчитавшимся предпринимателям огромные убытки.
Все это говорит о неопределенности ситуации и скоротечной изменчивости экономической среды. Вносит свое негативное воздействие и необходимость быстрого принятия решений, оперативной оценки ситуации. В таких условиях гораздо больше, чем прежде, должна быть гибкость хозяйственного механизма, его способность быстро и без потерь реагировать на смену направлений развития науки и техники, на структуру спроса.

Прикрепленные файлы: 1 файл

готовый курсач 3 курс.docx

— 61.81 Кб (Скачать документ)

Основные проявления рисков у физических лиц: 
• при производственных рисках — потеря трудоспособности; 
• при финансовых рисках — невыполнение обязательств и операции с ценными бумагами; 
• при товарных рисках — безработица.

Основными проявлениями рисков для прочих юридических лиц являются финансовый валютный риск, товарный риск спроса на общественные услуги, комплексный риск реакции фирм и потребителей на правительственные мероприятия в экономической сфере и т.д.

 

Выделяют также специальные виды потерь при рисках, они проявляются в виде нанесения ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя, а также вследствие других неблагоприятных социальных и морально-психологических последствий. Чаще всего специальные виды потерь крайне трудно определить в количественном и тем более в стоимостном выражении. Существует три группы потерь: допустимые, критические и катастрофический риск.  

Потери, величина которых не превышает расчетной прибыли от предпринимательской операции, называется допустимыми. Если наиболее вероятен такой уровень потерь, то риск следует считать допустимым. В этом случае максимально, что может потерять предприниматель – это часть прибыли или всю прибыль. То есть он рискует не получить прибыль или получить ее лишь частично. Но так как издержки производства и обращения предприниматель возмещает, то существует лишь опасность, что операция пройдет вхолостую. Потери, величина которых больше расчетной прибыли, относятся к разряду критических. Такие потери уже придется возмещать из кармана предпринимателя. То есть он теряет не только прибыль, но не может возместить издержки. Например, предприниматель намечал выручить за свой товар 50 тысяч рублей при издержках, равных 30 тысячам рублей, и надеялся получить при этом еще 20 тысяч рублей валовой прибыли. Но половина товара случайно погибла, и выручка составила только 25 тысяч рублей при тех же затратах. Тогда 5 тысяч рублей предпринимателю придется принять на свой счет, а о прибыли вообще говорить не приходится. Поэтому риск потерять сумму, превышающую прибыль, и назван критическим. Еще более опасен катастрофический риск, при котором предприниматель рискует, что потери превысят его денежные возможности, имущественное состояние. Такие потери он просто не способен возместить и потому полностью разорится. Поэтому вероятность катастрофических потерь должна быть предельно низкой, близкой к нулю. Иначе не стоит начинать дело. [21; 11 c.]

 

1.3 ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА

 

Дальнейшее рассмотрение сущности предпринимательского риска связано с выяснением функций, которые выполняет риск в предпринимательской деятельности. В экономической литературе выделяются следующие функции риска: инновационная, регулятивная, защитная и аналитическая.

Инновационную функцию предпринимательский риск выполняет, стимулируя поиск нетрадиционных решений проблем, стоящих перед предпринимателем. Анализ зарубежной литературы показывает, что в международной хозяйственной практике накопился положительный опыт инновационного рискового хозяйствования. Большинства фирм, компаний добиваются успеха, становятся конкурентоспособными на основе инновационной экономической деятельности, связанной с риском. Рисковые решения, рисковей тип хозяйствования приводят к более эффективному производству, от которого выигрывают и предприниматели, и потребители, и общество в целом. [7; 52 c.]

Регулятивная функция имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной. Риск предпринимателя, как правило, ориентирован на получение значимых результатов нетрадиционными способами. Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие перспективным нововведениям. В этом проявляется конструктивная форма регулятивной функции предпринимательского риска.

Конструктивная форма регулятивной функции риска заключается и в том, что способность рисковать — один из путей успешной деятельности предпринимателя. Однако риск может стать проявлением авантюризма, субъективизма, если решение принимается в условиях неполной информации, без должного учета закономерностей развития явления. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора. Следовательно, хотя риск и «благородное дело», но не любые решения целесообразно реализовывать на практике, они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер.

В связи с выше изложенным, возникает вопрос: что такое «разумный риск»? Наиболее удачным является определение К. Татеиси. В работе «Вечный дух предпринимательства» он пишет: "Когда дело доходило до принятия решений, то я лично всегда придерживался «правила 70/30». Скажем, вносится предложение о создании новой отрасли производства: если я на 70% уверен в успехе дела, то даю свое согласие. Оставшиеся 30% сомнений станут стимулятором для рассмотрения мер, которые следует принять в случае неудачи. Это и называется «разумным риском»". Однако К. Татеиси считает, что в некоторых случаях «правило 70/30» ограничивает свободу действия предпринимателей и иногда разумнее использовать «правило 30/70». [21; 119 c.]

Защитная функция риска проявляется в том, что если для предпринимателя риск — естественное состояние, то нормальным должно быть и терпимое отношение к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам нужна социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание и стимулирующие оправданный риск.

Чтобы решиться на риск, предприниматель должен быть уверен, что возможная ошибка не может скомпрометировать ни его дело, ни его имидж. Вероятность ошибки следует расценивать как неотъемлемый атрибут самостоятельности, а не как следствие профессиональной несостоятельности. Имеется в виду ошибка, которая оказывается таковой вследствие не оправдавшего себя, хотя и рассчитанного риска.

Следует выделить еще аналитическую функцию предпринимательского риска, которая связана с тем, что наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов решений, в связи с чем, предприниматель в процессе принятия решения анализирует все возможные альтернативы, выбирая наиболее рентабельные м наименее рисковые. В зависимости от конкретного содержания ситуации риска альтернативность обладает различной степенью сложности и разрешается различными способами. В простых ситуациях, например, при заключении договора поставки сырья, предприниматель опирается, как правило, на интуицию и прошлый опыт. Но при оптимальном решении той или иной сложной производственной задачи, например, принятии решения о вложении инвестиций, необходимо использовать специальные методы анализа. [20; 92 c.]

 

 Рассматривая функции предпринимательского риска, следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и источником возможной прибыли. Поэтому основная задача предпринимателя не отказ от риска вообще, а выборы решений, связанных с риском на основе объективных критериев, а именно: до каких пределов может действовать предприниматель, идя на риск.

В определенной степени чувствительность к риску у предпринимательской фирмы, имеющей большой капитал или выпускающей многономенклатурную продукцию, будет ниже, чем у небольшой фирмы. Но, с другой стороны, небольшая коммерческая организация является более гибкой и мобильной при изменении рыночной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЕРВИСНОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

 

2.1 ОСНОВНЫЕ  РИСКИ В СЕРВИСНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ  РФ

 

В последние годы оценки странового риска, в том числе России, влияющие на решения инвесторов, получили широкое распространение. Это особенно важно для стран с переходной экономикой, инвестиции в которых подвержены особым рискам. Различные рейтинговые агентства используют для оценки таких рисков различные наборы макроэкономических показателей.

Как отмечают эксперты КОФАСЕ (COFACE - от фр. Compagnie franзai  - французская страховая компания, специализирующаяся в области страхования рисков, связанных с внешней торговлей, внешнеэкономической деятельностью), в последние годы финансовое положение России продолжат улучшаться, в основном благодаря поддержанию положительного сальдо платежного баланса по текущим операциям и государственного бюджета, а также высокому уровню официальных валютных резервов. Эта позитивная динамика объясняется не только уровнем мировых цен па нефть. Определенный успех принесли налоговая реформа и более жесткая и прозрачная бюджетная политика. Наблюдался также рост инвестиций, способствовавший оживлению экономической активности. Однако наметившееся экономическое оживление имеет весьма уязвимый характер, так как российская экономика базируется на добывающих отраслях промышленности, в основном на нефтедобыче, эффективность которой зависит от колебаний мировых цен. Кроме того, развитие сырьевого сектора тормозится его фактической закрытостью для иностранных инвестиций. Что касается конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, то она во многом страдает от завышенной оценки реального курса рубля.

Во всем мире бизнес неизменно связан с риском, а на развивающемся российском рынке эта закономерность проявляется особенно остро. В своей деятельности предприниматели сталкиваются с различными видами рисков. Наступление любого из них неизбежно приводит к моральным и материальным потерям. Некоторые вопросы управления предпринимательскими рисками рассматриваются авторами в приведенных ниже статьях.

В России предпринимательский риск настолько велик, что его можно назвать запредельным. Буквально на каждом шагу россиянин оказывается в такой ситуации, которая не снилась ни американцу, ни немцу, ни французу. Оправдывать это особым российским менталитетом, русским характером, согласитесь, глупо и неутешительно. Есть мировой опыт защиты от различного рода рисков. Думается, что он неплохо бы вписался и в наш менталитет, и в наш характер. Ну разве российский менталитет против того, чтобы сокращать риски в бизнесе, к примеру, за счет умелого использования при принятии решений деловыми людьми всесторонней и глубокой информации?

Вот что примечательно: запросы иностранных клиентов резко отличаются от запросов российских. Иностранцы хотят иметь под рукой все законы, по которым им придется делать бизнес в нашей стране. При этом они надеются, что именно наше государство поможет им в законодательном порядке снизить долю своего риска. Когда же иностранные бизнесмены обнаруживают, что наша законодательная база и постоянно меняющиеся «правила игры» не сокращают их риска в бизнесе, а часто наоборот, увеличивают, то говорят: мы, дескать, повременим, подождем. Сколько хороших проектов « сгорело » только из-за того, что бизнесмены из-за рубежа не почувствовали защиты их дела со стороны государства российского. Конечно, речь идет о настоящих бизнесменах, а не об авантюристах. Тем отсутствие законов только на руку. За примерами никуда не надо ходить: они встречаются на каждом шагу.

К сожалению, в нашей стране бизнес находится под постоянным воздействием таких неприятных факторов как давление властных структур и злоупотребление правоохранительными органами своих полномочий.

«Замучили проверки и всякого рода наезды по коммерческим наводкам. Вообще надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и органы власти перестали кошмарить бизнес», - заявил президент Дмитрий Медведев летом 2008 года на встрече с представителями малого бизнеса. Слова запомнились: только поиск по ним в «Яндексе» дает 34 000 страниц. Но несмотря на заданный вектор политики президента, на деле получается все иначе.

Например, недавнее дело Евгения Чичваркина, совладельца «Евросети». Прокуратура обвиняла бизнесмена в грабеже, истязании, похищении человека, написании заведомо ложного доноса и других преступлениях. Дело в отношении Чичваркина выделено в отдельное производство, решается вопрос об экстрадиции бизнесмена, которая после оправдательного приговора его бывшим коллегам вряд ли возможна, считают эксперты.

По санкции суда до оправдания фигуранты находились под стражей или под подпиской о невыезде.

По мнению бизнесмена, ущерб, понесенный «Евросетью» в результате уголовного дела против бывших сотрудников сотового ритейлера, составил сотни миллионов долларов. Злоумышленникам в погонах не удалось отнять бизнес и посадить владельца из-за его прозорливости и правильной оценки рисков, но был нанесен серьезный урон компании.

Так же, широкий резонанс получило дело директора фирмы “ Арбат-Престиж”. Напомним, гособвинение инкриминировало Некрасову тот факт, что в 2005-2006 гг. при посредничестве Шнайдера он внес в декларацию не соответствующие действительности сведения о доходах и уклонился от уплаты налогов на сумму более 115 млн. рублей.

Оба бизнесмена свою вину не признавали. По мнению фигурантов закрытого дела, основной целью уголовного преследования являлось стремление уничтожить «Арбат Престиж».

Адвокат бизнесмена уточнил, что его клиент «потерял $1,5 млрд. «Сомневаюсь, что следователь сможет эти деньги вернуть», - констатировал защитник.

18 апреля 2011 года  правоохранительные органы официально  закрыли уголовное дело в отношении  бывшего директора компании «Арбат-Престиж»  Владимира Некрасова и его  компаньона Сергея Шнайдера (Семена  Могилевича). Дело «было прекращено  за отсутствием состава преступления», сообщил «Интерфаксу» адвокат  бизнесмена Александр Добровинский.

В этом контексте можно упомянуть дело Ходорковского и Лебедева, директора ювелирного холдинга “Алтын”, обвиненную в контрабанде, а так же массу аналогичных ситуаций на местном уровне. Слушая победоносные речи о борьбе с коррупцией, с экранов телевизоров и наблюдая противоположную картину в жизни, невольно можно пасть духом перед лицом опасности. Но, анализируя полученные результаты моего исследования, можно постараться минимизировать риски и построить эффективный и прибыльный бизнес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 СПОСОБЫ СМЯГЧЕНИЯ РИСКОВ  В  СЕРВИСНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ.

 

Высокая степень риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. В практике управления проектами применяют следующие способы снижения риска:

·  диверсификацию;

·  распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям);

·  страхование;

·  хеджирование;

·  резервирование средств;

·  покрытие непредвиденных расходов.

Рассмотрим каждый из перечисленных способов снижения риска.

Диверсификация: Под диверсификацией понимается инвестирование финансовых средств более в чем один вид активов, т. е. это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Фирма в своей хозяйственной деятельности, предвидя падение спроса или заказов на основной вид работ, готовит запасные фронты работ или переориентирует производство на выпуск другой продукции.

Информация о работе Риски предпринимательской деятельности в сервисе