Взаимоотношения федеральной власти и внесистемной оппозиции в РФ после президентских выборов 2012 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение отношений участников политической системы России в лице федеральной власти и внесистемной оппозиции в форме Координационного совета.
Задачи:
Проанализировать понятия «системная» и «внесистемная» оппозиция;
Сформировать классификацию внесистемной оппозиции;
Определить условия для возможного диалога между Координационным советом оппозиции и федеральной властью;
Проанализировать отношения Координационного совета оппозиции с государственной властью в области финансирования, законодательства и медиа ресурса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико-методологическая база изучения внесистемной оппозиции. ……стр.

1.1. Теоретический аспект понятия «системная/внесистемная», «парламентская/внепарламентская» оппозиция…………………………………………8
1.2. Классификация внесистемной оппозиции…………………………………….……17

Глава 2. Отношения внесистемной оппозиции с государственной властью…………стр.
2.1. Финансирование Координационного совета оппозиции…………………………...22
2.2. Внесистемная оппозиция и законодательство……………………………................28
2.3. Медиа-ресурс Координационного совета оппозиции………………………………33

Заключение ………………………………………………………………………………...37
Список источников и литературы………………………………………………………...40

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа.3 курс.docx

— 90.79 Кб (Скачать документ)

Прежде чем обратиться к «внесистемной» оппозиции, необходимо заметить, что существует еще «внепарламентская» оппозиция, которая включает в себя зарегистрированные Минюстом политические партии, но которые по результатам выборов не вошли в парламент. Ярким примером является партия «Яблоко». С начала своей деятельности эта партия позиционировала себя оппозиционной действующей власти. С 1993-2004 гг. «Яблоко» занимала места в парламенте, но из-за недостатка ресурса ей не удалось в дальнейшем сохранить статус-кво плюс неспособность объединиться с другими партиями для влияния на стратегические решения власти (например, с «Союзом правых сил»). Поэтому единственным положением для этой партии может служить демонстративное выражение несогласия с правящей группой для привлечения общественности, но удачный ли это способ?

На арене российской политики функционируют партии, объединения, движения, и другие политические образования, которые либо поддерживают существующую власть, либо частично соглашаются с ней, либо вовсе являются оппозиционными ей. Как отмечает доктор философских наук Волков Ю.Е., помимо таких образований, о которых было сказано выше, существуют и такие, выражающие несогласие с существующей властью, отказ от взаимодействия с ней, действие в форме «уличной демократии», которая провоцирует беспорядки. Такие образования автор называет «внесистемной оппозицией».14

На наш взгляд, подобное суждение выражает весьма грубую интерпретацию «внесистемной» оппозиции. Во-первых, необходимо еще выяснить, кто и кого провоцирует, если вспомнить митинг на Болотной площади 6 мая 2012 года, когда участники демонстрации столкнулись со стражами правопорядка, и понесли за собой физические травмы, а позже уголовную ответственность, но об этом в другой главе. Во-вторых, со временем представителям «уличной» демократии удалось соединиться в КС, как это не удалось внепарламентским партиям.

Сам феномен внесистемной оппозиции в России существует с 1990-х гг. Мы возьмем точку отсчета от республиканской партии России РПР-ПАРНАС, которая в 1990 году начала свою деятельность на базе реформистского движения «Демократической платформы КПСС». Партия была представлена в Госдуме четырех созывов. Еще в начале 2000-х гг. объединилась с такими организациями, как «Другая Россия» и принимала участие в «Марше несогласных». В 2007 г. партия была лишена регистрации, а в 2010 году РПР вошла в коалицию «За Россию без произвола и коррупции» и стала называться ПАРНАС15. Теперь данная партия представляет собой коалицию из «внесистемных» политических организаций, придерживающихся либеральной идеологии. Среди них: ОДД «Солидарность» (И. Яшин, Б. Немцов, В. Буковский, Г. Каспаров), движение «Демократический лидер» (лидер В. Милов), РПР (во главе с В. Рыжков), российский народно-демократический союз (М. Касьянов).

Таким образом, можно заметить, что описанные выше сформировавшиеся внесистемные партии создавались путем объединения с другими, таким же по идеологии, взглядам, с целью подготовки и участие в парламентских, президентских выборах.16

После декабрьских выборов в Государственную Думу 2011 года17, затем на следующий день после выборов Президента РФ 4.03.201218 были совершены акции, митинги с требованиями немедленных перевыборов и отставки Президента РФ. Итогом таких мероприятий становится заключение лидерами внесистемной оппозиции резолюций с требованиями по трансформации нынешней власти. Эти событии, на наш взгляд, необходимо считать неким переломным моментом в развитие «внесистемной» оппозиции. Это прежде всего связано с изменением политической ситуации на тот момент времени, более открытым интернет пространством, благодаря которому информировать и агитировать людей на акции и митинги становится проще и быстрее.

22 октября 2012 создается Координационный Совет  российской оппозиции, о создании  которого было объявлено на  втором «Марше миллионов» 12 июня 2012 года. Целью данного негосударственного органа проводить реализацию резолюций массовых акций протеста 2011-2012 годов в Москве и по всей России.19 Таким образом, появилась площадка только для деятельности «внесистемников», для выборов, для рабочих групп. Планы участников Совета расходятся. По мнению политолога Лилии Шевцовой, внесистемная оппозиция делится на революционеров и адаптантов20. Если первые взывают к трансформации политической системы, путем полной переработки конституционных норм, то вторые – призывают к влиянию на самодержавие, к диалогу с ним, к попыткам его изменения через реформу его отдельных блоков.

Гарри Каспаров, Борис Немцов, Андрей Пионтковский и Андрей Илларионов представляют собой либеральную группу, относящуюся к революционерам. Ну а такие персоны, как Ксения Собчак и Сергей Пархоменко, являются адаптантами. Члены КС пришли в него из политических партий, общественных движений внесистемного характера, из властных структур. К примеру, Геннадия и Дмитрия Гудковых исключили из Справедливой России. Решение было принято на заседании Бюро президиума партии. Формально поводом для этой карательной меры было нежелание Гудковых выйти из Координационного совета оппозиции. Правда, Дмитрий Гудков все равно остается депутатом Госдумы - а значит, последним голосом Болотной площади в нижней палате. Такие участники КС, как Ксения Собчак и Сергей Пархоменко, представляют «Гражданскую платформу», или «Группу граждан», которые придерживаются либеральных позиций, Сергей Удальцов является членом леворадикальной организации «Левый фронт», выступающий за социализм и единство левых сил. Илья Яшин является организатором, сформировавшегося еще в 2008 году демократического движения «Солидарность», которое и так включает в себя оппозиционные силы. Активный участник КС Алексей Навальный изначально состоял в политической партии «Яблоко», затем сформировал национал-демократическое движения «Народ», которое вскоре распалось. В настоящее время Алексей Навальный является главой КС. В целом, все 45 членов КС вполне опытные люди, которые пытаются отстаивать свою позицию на выборах без государственной поддержки, как защитница Химкинского леса Евгения Чирикова.

Исходя из вышесказанного, оппозиция - это группа активных индивидов, которых связывают общие политические проблемы, которые ведут борьбу за политические ресурсы, и целью которых является влияние на власть. Деятельность оппозиционных субъектов регулируется законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О политических партиях», «Об общественных объединениях». Все эти разновидности оппозиции объединяет политическая практика: умение договариваться идти на компромисс, решать конфликтные ситуация, которая позволяет соприкасаться взглядами и по возможности объединяться. Задача исследования типов оппозиции достаточно сложна, потому что требует выявления четких критериев, которые бы позволили провести тщательный анализ деятельности того или иного вида оппозиции, чтобы раскрыть саму сущность оппозиции. Конкретно к последнему типу оппозиции мы обратимся во втором параграфе.

 

Итак, российская оппозиция представлена следующим образом:

Тип оппозиции

Политические партии, движения, союзы

Системная

КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия

Внепарламентская

Яблоко, Правое дело

Внесистемная

Движения: «Солидарность», «Национальная Ассамблея», «Объединенный гражданский фронт», «Российский народно-демократический союз», «Левый фронт», «Пиратская партия», «Другая Россия», «Родина: здравый смысл», «Демократический союз» (Новодворской В.И.), «Либертарианская партия», Национал-большевистская партия и др.


 

По идеологическому направлению внесистемная оппозиция выглядит так:

Идеологическое направление

Партии и движения.

Коммунисты

Всесоюзная коммунистическая партия большевиков

Левые движения

Левый фронт, РОТ Фронт, Социал-демократическая партия России

Левые националистические движения

«Другая Россия», «Родина: здравый смысл», «Армия воли народа».

Анархисты

Пиратская партия, Автономное действие

Правые движения

«Демократический союз» (Новодворской В.И.), «Демократический выбор»

Националистические движения

«Русские», Русский гражданский союз.

Общедемократические движения

«Солидарность», Объединенный гражданский фронт, Партия народной свободы, которая включает в себя: Российский народно-демократический союз, Республиканская партия России, ОДД «Солидарность».


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Классификация внесистемной оппозиции.

 

После формирования и прошедших выборов в КС можно заметить, что внутри него всегда присутствовали люди с различными взглядами, интересами, идеологией и целями. Прежде чем определиться со структурой самого КС, следует понять, как классифицируют внесистемную оппозицию в России вообще.

 Как уже было сказано ранее, со временем деление оппозиции на системную и несистемную устаревает. Это связано с тем, что власть изменила тактику по отношению к ней. Поэтому внутри внесистемной оппозиции происходит раскол, позволяющий делить ее на различные подвиды. Аналогично ранее использовалось деление на элиту и контрэлиту, а сейчас это считается устаревшим и используется понятие «субэлиты». Такая роль элит как формирование политических целей в своей группе не мало значит, тем более что в начале нашей работы мы упомянули о том, что раз внесистемная оппозиция объединилась в единый орган как Координационный совет, то необходимо определиться с целями и повесткой.

 Исследователи Медведев Н.П. и Борисенко А.В., анализируя ситуацию на российском политическом поле до выборов в парламент 2003 года, выделяют три типа несистемной оппозиции21.К первому относятся фундаменталисткие коммунистические партии, как ВКПБ, РКРП, которые ориентировались на тоталитаризм в сталинской и постсталинской форме. Затем второй тип, включающий в себя националистические организации типа РНЕ, Национальный фронт, Легион «Вервольф» и т.д. Однако перечисленные партии ориентировались на зарубежный неонацизм, монархизм, неоязычество, что было чуждо российскому менталитету, и широкой поддержкой они не пользовались. И, наконец, третий тип представляет собой левые радикальные организации. Национал-большевистская партия Э. Лимонова является одной из представительниц третьего типа. В отличие от других вышеупомянутых партий, эта существует на протяжении 15 лет. Тем не менее, зарегистрировать партию в Минюсте Э. Лимонову так и не удалось, причиной этому являются формально-юридические неточности. Таким образом, в классический состав внесистемной оппозиции включены партии правые, левые и центристские. Мы обратились к данной классификации несистемной оппозиции, чтобы задать основу для дальнейших видов и подвидов.

 Приведенные выше партии формируются в 1990е гг. Спустя время произошла перегруппировка политических сил, поэтому в настоящее время в составе внесистемной оппозиции можно наблюдать «старые» кадры, в лице Михаила Касьянова, Владимира Рыжкова, Бориса Немцова, также есть левая оппозиция в лице «Левого фронта» и его координатора Сергея Удальцова, а также присутствует набор новых лидеров, расклад сил которых представляет собой больше возможностей.22 По мнению руководителя аналитического департамента Центра политических технологий Татьяны Становой «старые» кадры будут выстраиваться в очередь, чтобы составить конкуренцию новым лидерам. К примеру, предпринимаются попытки консолидации усилий ПАРНАСа, «Яблоко» с партией Михаила Прохорова.23 Стремление к объединению показывает, что у власти есть конкуренты.

Сегодня с появлением Координационного совета российской оппозиции, исследователи все больше разделяют понятие внесистемной оппозиции различные виды. Это прежде всего связано с целями и интересами, которые преследуют ее участники. Политолог Иван Большаков выделяет две модели внесистемного оппозиционного поведения: разрушение политической системы и ее изменение.24В первом случае предполагается частичное разрушение системы и ее последующая реконструкция, а затем ее постепенный «ремонт». Первый процесс представляет собой наибольшую опасность, потому что если участники внесистемной оппозиции разрушат политическую систему полностью, но вероятность того, что они успеют ее реконструировать, невелика. Это приведет к противоположному результату, а не к задуманному. Тем более, что масштабные преобразования сегодня вряд ли возможны, поскольку повысилась социальная мобильность в обществе, политическая среда стала более адаптивной. А также, в настоящее время отсутствуют новые идеи, которые бы полностью повлияли и изменили политические, экономические отношения. Участники внесистемной оппозиции в настоящее время придерживаются либеральных позиций. С одной стороны-эффективно, поскольку обществу требуется четкость и определенность. В этом смысле позиция жесткого противостояния власти всегда будет более популярна среди активной части общества, уже определившейся со своими политическими пристрастиями. Кроме того, можно замаскировать, «реабилитировать» в глазах потенциальных избирателей непопулярные экономические взгляды.25 В связи с этим депутатом Госдумы Ильёй Пономаревым выделяются два типа несистемной оппозиции: «лоялисты» и «республиканцы». Чтобы расшифровать свою классификацию Илья Пономарев приводит базовые группы, которые выделяются в Координационном совете оппозиции:

  1. «Группа влияния» в лице К. Собчак, С. Пархоменко. Целью данной группы является влияние на политическую систему, особо ее не меняя, но добиваться уступок и участвовать в работе местного самоуправления. Задачей группы давления служит свержение В.В.Путина с президентского кресла.
  2. «Группа замены» (А. Навальный, В. Пастухов). Данная группа тесно связана с первой, носит идеи революционного порядка.
  3. «Группа круглого стола» во главе с Г. Каспаровым, И. Яшиным, Д. и Г. Гудковыми, Б. Немцовым, А. Пионтковским, В. Тором, А. Илларионовым, М. Ходорковским. Подобная группа в КС выступает за конституционную реформу по переходу к парламентской республике.
  4. «Группа революции», представителем который является С. Удальцов и ряд националистов. Как и предыдущая группа поддерживает идею парламентской республики, а также данная группа выступает за перерастание политического протеста в социальный.
  5. «Группа практик» (Е.Чирикова, А. Попова, М. Алешковский). Последняя группа осуществляет волонтерские, правозащитные, градостроительные проекты на местном уровне.

Информация о работе Взаимоотношения федеральной власти и внесистемной оппозиции в РФ после президентских выборов 2012 г