Возникновение понятия и теории элит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 09:41, реферат

Краткое описание

Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Наиболее последовательное обоснование и выражение эти идеи получили у Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Однако такого рода элитарные теории сколь-нибудь серьезного социологического обоснования еще не получили. Первые современные, классические концепции элит возникли в конце XIX — начале XX в. Они связаны с именами Гаэтано Моски, Вильфредо Парето и Роберта Михельса.

Содержание

1. Возникновение понятия и теории элит
1.1. Происхождение понятия «политическая элита»
1.2. Теория элит Моски.
1.3. Концепции Парето и Михельса.
2. Основные направления современной элитарной теории.
2.1. Макиавеллистская школа
2.2. Ценностные теории
2.3. Теории демократического элитизма.
2.4. Концепции плюрализма элит
3. Типология, социальная результативность и рекрутирование элиты.
3.1. Общее определение и причины существования элиты
3.2. Социальная представительность элиты.
3.3. Системы рекрутирования элит.

Прикрепленные файлы: 1 файл

политология вариант 29.docx

— 39.12 Кб (Скачать документ)

4. Формирование  элиты — не столько результат  ожесточенной борьбы за власть, сколько следствие естественного  отбора обществом наиболее ценных  представителей. Поэтому общество  должно стремиться совершенствовать  механизмы такой селекции, вести  поиск рациональной, наиболее результативной  элиты во всех социальных слоях.

5. Элитарность  — условие эффективного функционирования  любого общества. Она основана  на естественном разделении управленческого  и исполнительского труда, закономерно  вытекает из равенства возможностей  и не противоречит демократии. Социальное равенство должно  пониматься как равенство жизненных  шансов, а не равенство результатов,  социального статуса. Поскольку  люди не равны физически, интеллектуально,  по своей жизненной энергии  и активности, то для демократического  государства важно обеспечить  им примерно одинаковые стартовые  условия. На финиш же они  придут в разное время и  с разными. .результатами. Неизбежно появятся социальные «чемпионы» и аутсайдеры.

Некоторые сторонники ценностной теории элит пытаются разработать  количественные показатели, характеризующие  ее влияние на общество. Так, Н.А. Бердяев  на основе анализа развития разных стран и народов вывел «коэффициент элиты» как отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу  грамотных. Коэффициент элит, составляющий свыше 5%, означает наличие в обществе высокого потенциала развития. Как  только этот коэффициент опускался  до примерно 1%, империя прекращала существование, в обществе наблюдались застой и окостенение. Сама же элита превращалась в касту, жречество.

Ценностные представления  о роли элиты в обществе преобладают  у современных неоконсерваторов, утверждающих, что элитарность необходима для демократии. Но сама элита должна служить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах. 

2.3.  Теории демократического элитизма.

Основные положения  ценностной теории элит лежат в основе концепций демократического элитизма (элитарной демократии), получивших широкое распространение в современном мире. Они исходят из предложенного Йозефом Шумпетером понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Как писал Карл Мангейм, «демократия влечет за собой антиэлитистскую тенденцию, но не требует идти до конца к утопическому уравнению элиты и масс. Мы понимаем, что демократия характеризуется не отсутствием страты элиты, а скорее новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты».

Сторонники демократического элитизма, ссылаясь на результаты эмпирических исследований, утверждают, что реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая политическая партиципация угрожает стабильности демократии. Элиты необходимы, прежде всего, как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных населением. Сама социальная ценность демократии решающим образом зависит от качества элиты. Руководящий слой не только обладает необходимыми для управления свойствами, но служит защитником демократических ценностей и способен сдержать часто присущий массам политический и идеологический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.

В 60-70-е гг. утверждения  о сравнительном демократизме элиты  и авторитаризме масс были в значительной мере опровергнуты конкретными исследованиями. Оказалось, что хотя представители элит обычно превосходят низшие слои общества в принятии либерально-демократических ценностей (свободы личности, слова, конкуренции и т.д.), в политической толерантности, терпимости к чужому мнению, в осуждении диктатуры и т.п., но они более консервативны в признании социально-экономических прав граждан: на труд, забастовку, организацию в профсоюз, социальное обеспечение и т.п. Кроме того, некоторые ученые (П. Бахрах, Ф. Нашольд) показали возможность повышать стабильность и эффективность политической системы с помощью расширения массового политического участия. 

2.4.  Концепции плюрализма элит

Установки ценностной теории о ценностно-рациональном характере  отбора элит в современном демократическом обществе развивают концепции множественности, плюрализма элит, являющиеся, пожалуй, наиболее распространенными в сегодняшней элитарной мысли. Их нередко называют функциональными теориями элиты. Они не отрицают элитарную теорию в целом, хотя и требуют коренного пересмотра ряда ее основополагающих, классических установок. В основе плюралистической концепции элиты лежат следующие постулаты:

1. Трактовка политических  элит как элит функциональных. Квалификационная подготовленность  к выполнению функций управления  конкретными общественными процессами  — важнейшее качество, определяющее  принадлежность к элите. «Функциональные  элиты, — пишет Э. Гольтманн, — это лица или группы, обладающие особой квалификацией, необходимой для занятия определенных руководящих позиций в обществе. Их превосходство по отношению к другим членам общества проявляется в управлении важными политическими и социальными процессами или во влиянии на них».

2. Отрицание элиты  как единой привилегированной  относительно сплоченной группы. В современном демократическом обществе власть распылена между разнообразными группами и институтами, которые с помощью прямого участия, давления, использования блоков и союзов могут налагать вето на неугодные решения, отстаивать свои интересы, находить компромиссы. Сами отношения власти изменчивы, флюидны. Они создаются для определенных решений и могут заменяться для принятия и реализации других решений. Это ослабляет концентрацию власти и предотвращает складывание устойчивого властвующего слоя.

3. Деление общества  на элиту и массу относительно, условно и часто размыто. Между  ними существуют скорее отношения  представительства, чем господства  или постоянного руководства.  С помощью разнообразных демократических  механизмов — выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления  и т.д. — можно ограничить  или вообще предотвратить действие  сформулированного Михельсом «закона олигархических тенденций» и удержать элиты пол влиянием масс. Этому способствует конкуренция элит, отражающая экономическую и социальную конкуренцию в современном обществе. Она предотвращает складывание единой господствующей руководящей группы и делает возможной подотчетность элит массам.

4. В современных  демократиях элиты формируются  из наиболее компетентных и  заинтересованных граждан, которые  весьма свободно могут входить  в состав элиты, участвовать  в принятии решений. Главный  субъект политической жизни —  не элиты а группы интересов. Различия между элитой и массой основаны главным образом на неодинаковой заинтересованности в принятии решений. Доступ в руководящий слой открывают не только богатство и высокий социальный статус, но прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.

5. В демократических  государствах элиты выполняют  важные общественные функции,  связанные с управлением. Говорить  же об их социальном господстве  неправомерно. 

3. Типология,  социальная результативность и  рекрутирование элиты. 

3.1.  Общее определение и причины существования элиты

Каждое из рассмотренных  выше основных направлений элитарной  теории отражает те или иные стороны  действительности, ориентируется на определенные исторические эпохи и  страны. Выделенные в них важнейшие  черты и аспекты элиты позволяют  дать ее общее определение. Политическая элита - это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.

Ее существование  обусловлено действием следующих  основных факторов:

1. психологическим  и социальным неравенством людей,  их неодинаковыми способностями,  возможностями и желанием участвовать  в политике;

2. законом разделения  труда, который требует профессионального  занятия управленческим трудом  как условия его эффективности;

3. высокой общественной  значимостью управленческого труда  и его соответствующим стимулированием;

4. широкими возможностями  использования управленческой деятельности  для получения социальных привилегий (поскольку политико-управленческий  труд прямо связан с распределением  ценностей);

5. практической  невозможностью осуществления всеобъемлющего  контроля за политическими руководителями;

6. политической  пассивностью широких масс населения,  главные интересы которых обычно  лежат вне политики. 

3.2.  Социальная представительность элиты.

Выражение элитой запросов и мнений населения зависит  от многих причин. Одна из них — социальное происхождение ее представителей. Оно  в значительной степени влияет на политические ориентации.

Ясно, что выходцам из среды крестьян, рабочих, определенных этнических и других групп легче  понять специфические запросы соответствующих  слоев, найти с ними общий язык. Однако совсем не обязательно, чтобы  интересы рабочих защищали рабочие, фермеров — фермеры, молодежи —  молодежь и т.п. Часто это могут  лучше делать политики-профессионалы, выходцы из других групп общества.

В современных  государствах непропорциональность представления  в элите населения достаточно велика. Так, среди элиты стран  Запада намного шире, чем другие группы, представлены выпускники университетов. А это, в свою очередь, обычно связано  с достаточно высоким социальным статусом родителей. В целом же непропорциональность представительства различных слоев  в политической элите обычно растет по мере повышения статуса занимаемой должности. На первых этажах политико-управленческой пирамиды низшие слои населения представлены значительно шире, чем в высших эшелонах власти. Непропорциональность в социальных показателях политических элит и всего населения еще  не означает непредставительности политических ориентации руководителей.

Более важной, по сравнению с формальным отображением-элитой социальной структуры, гарантией социальной представительности элиты выступает  ее организационная (партийная, профсоюзная и т.п.) принадлежность. Она прямо связана с ценностными ориентациями людей. Кроме того, партии и другие организации обычно имеют достаточные возможности для воздействия на своих членов в нужном направлении.

В современном  демократическом обществе партийные  механизмы контроля за элитами дополняются государственными и общественными институтами. К таким институтам относятся выборы, СМИ, опросы общественного мнения, группы давления и т.д. 

3.3.  Системы рекрутирования элит. 

Большое влияние  на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом  оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий.

Существуют две  основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий — в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

Каждая из этих систем имеет свои специфические  черты. Так, для системы гильдий характерны:

1) закрытость, отбор  претендентов на более высокие  посты главным образом из нижестоящих  слоев самой элиты, медленный,  постепенный путь наверх. Примером  здесь служит сложная чиновническая  лестница, предполагающая постепенное  продвижение по многочисленным  ступенькам служебной иерархии;

2) высокая степень  институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров — формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.;

3) небольшой, относительно  закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель — глава правительства, фирмы и т.п.;

4) подбор и  назначение кадров узким кругом  руководителей, отсутствие открытой  конкуренции;

5) тенденция к  воспроизводству существующего  типа элиты. По существу, эта  черта вытекает из предыдущих  — наличия многочисленных формальных  требований, назначения на должность  высшим руководством, а также  длительного пребывания претендента  в рядах данной организации.

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

Информация о работе Возникновение понятия и теории элит