Военные угрозы России в 21 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 20:22, реферат

Краткое описание

Цель предложенного исследования – рассмотреть геополитические и военные угрозы для будущего России и развития ее, как самостоятельного и полноценного государства.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть вопросы геополитических и экономических угроз России;
2. Определить масштабы военных угроз со стороны исламского мира и азиатского сообщества.

Содержание

Введение 3
1.Геополитические и экономические угрозы России в 21 веке 4
1.1.Глобализация мировой экономики 4
1.2.Фиксация однополярности 10
1.3.Поиски цивилизованной идентичности 15
Выводы по главе 1 19
2.Военные угрозы и терроризм 21
2.1.Исламский мир 21
2.2.Азиатский вопрос 26
Выводы по главе 2 31
Заключение 32
Список литературы 34

Прикрепленные файлы: 1 файл

Военные угрозы России в 21 веке.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

 Угрозы   военной  безопасности  Российской Федерации также создаёт  отсутствие российско-японского  мирного договора, обусловленное  наличием у Японии территориальных  претензий к Российской Федерации (острова Малой Курильской гряды, Итуруп, Кунашир). Вместе с тем в ближайшей перспективе  военно-политическое  руководство Японии не намерено для разрешения имеющихся противоречий использовать  военную  силу против России.

Соединённые Штаты Америки, поддерживая своё  военно-стратегическое  превосходство в регионе, стремятся не допустить усиления российского влияния в АТР. Ввиду значительной удалённости территории США от  азиатских  стран АТР, Соединённые Штаты избрали в качестве оптимальной стратегию своего  военного  присутствия в регионе посредством создания множества военных баз  и  «хаотичного распределения» на них своей ядерной мощи и сил передового базирования. Только в Японии и Южной Корее США имеют 89 тысяч военнослужащих, свыше 270 боевых самолётов, 27 боевых кораблей из состава 7-го флота ВМС США. В Тихоокеанском бассейне главным дестабилизирующим фактором является явное превосходство (в два-три раза) военно-морских сил США и Японии над силами Тихоокеанского флота ВМС России.

Китайская Народная Республика (КНР) сегодня находится в стадии динамичного  развития и фактически уже является ядерной державой с достаточно мощным военно-экономическим потенциалом  и неограниченными людскими ресурсами.  Военно-силовой  потенциал КНР  хоть и уступает российскому в стратегических вооружениях, но всё же достаточно внушителен. КНР обладает крупнейшими в мире вооружёнными силами, самыми многочисленными на планете сухопутными войсками, относительно современными ВМС и ВВС. С 1964 года Китай обладает и ядерным оружием. В китайском ядерном арсенале насчитывается 282 стратегических и 120 тактических ядерных боезарядов20.

Сегодня для Китая складывается исключительно благоприятная геополитическая  конъюнктура: центр мировой политики и экономики из Средиземноморья (Европы) и Атлантики (США) постепенно смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, который в этом столетии может стать доминирующим, а китайцы получат возможность реализовать свои давние геополитические идеалы о мировом лидерстве «Серединной империи». Сегодня на китайской территории проживает уже более 1,2 млрд. человек, что составляет почти четверть населения планеты. Наличие малозаселенного края (Дальний Восток), российское население которого составляет всего 6 млн. человек, является благоприятным условием для решения Китаем своих исторически сложившихся демографических, территориальных и экономических проблем. Процесс заселения китайцами этих территорий уже в настоящее время является малоконтролируемым  и  приобретает массовый характер. Согласно экспертным оценкам, в Сибири  и  на Дальнем Востоке России сегодня проживает уже несколько миллионов китайцев. Принимая во внимание указанные обстоятельства, нельзя допустить возникновения конфликтных ситуаций в этом регионе.

Необходимо признать, что в  настоящее время гарантом минимизации возможных  военных   угроз  в Азиатско-Тихоокеанском регионе должно быть активное сотрудничество Российской Федерации  и  Китайской Народной Республики в рамках Шанхайского соглашения об укреплении доверия в  военной  области в районе границы, подписанного в 1996 году Российской Федерацией, Китаем, Казахстаном, Киргизией  и  Таджикистаном.

На базе «шанхайской пятёрки» 15 июня 2001 года было создано  и  региональное межгосударственное объединение –  Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), членами которой стали все указанные государства, а также Узбекистан. Как отмечается в Декларации о создании ШОС, эта региональная организация создана с целью укрепления между государствами-членами взаимного доверия, дружбы  и  добрососедства, упрочения разностороннего взаимодействия в деле поддержания  и  укрепления мира, безопасности  и  стабильности в регионе, совместного противодействия новым вызовам  и   угрозам21.

Наряду с сотрудничеством в  военной  сфере  и  достижением  взаимного согласия по  вопросам  границ одним из приоритетных направлений взаимодействия государств ШОС было выбрано совместное противодействие вызовам и   угрозам безопасности государств-участников. В заявлении министров иностранных дел ШОС от 11 сентября 2002 г. государства – члены ШОС подчеркнули, что считают необходимым создать глобальную систему противодействия новым угрозам   и вызовам, которая включала бы соответствующие многосторонние механизмы взаимодействия, в том числе по раннему предупреждению  и предотвращению возникающих  угроз , решительному  и  адекватному реагированию на их проявления. Правовым фундаментом совместной деятельности в борьбе с  угрозами  национальной безопасности стало подписание государствами – членами ШОС Шанхайской Конвенции борьбе с  терроризмом, сепаратизмом  и экстремизмом.

Таким образом, анализ сложившегося положения  России на востоке свидетельствует, что в неблагоприятных внутренних  и  внешних условиях наша страна может трансформироваться из активного  субъекта мировой политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе в пассивный объект  угроз  внешнеэкономической  и  демографической экспансии, территориальных притязаний  и   военно-политического  давления со стороны Японии  и  США, а также возможно  и  Китая.

 В этой связи дальнейшее развитие сотрудничества государств – членов ШОС должно стать сдерживающим фактором для установления американо-японской гегемонии в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

 

Выводы по главе 2

 

В данной главе нами были рассмотрены  вопросы, связанные с военными угрозами России. В ходе исследований мы определили, что терроризм  – явление не новое, имеющее собственную предысторию. И современный терроризм многолик.

Сегодня одним из самых жгучих вопросов является вопрос о причинах всплеска  терроризма, особенно со стороны экстремистских мусульманских организаций, как в его международном, так  и  в национальном измерениях.

Истоки активности и агрессивности  не только в отстаивании, но и в  навязывании другим народам и  государствам своих идеалов и  представлений о том, как должен жить человек, а мусульманин - тем более, относятся еще к временам возникновения ислама как вероучения, образования арабского исламского халифата и его войн в целях расширения зоны влияния, а если конкретнее, то навязывания новой религии представителям других народов и конфессий.

Вместе с этим, актуальность создания действенной международной системы по борьбе с  терроризмом  сегодня более очевидна, чем когда-либо прежде.

С другой стороны, на Востоке (Азиатско-Тихоокеанский  регион)  военно-политическая  обстановка характеризуется усилением соперничества за лидерство в этом регионе между США, Японией и Китаем.

Это обусловлено беспрецедентным  ростом экономической мощи Китая  и  его экономическим сближением с Японией, а также развитием  военно-политического  союза Японии  и  США. В противовес Россия не имеет достаточно сил  и  средств не только для упрочения своего влияния в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, но даже на освоение  и  развитие собственного Дальнего Востока  и  Приморья.

 

 

Заключение

 

В представленном исследовании перед нами стояли определенные задачи:

  1. Рассмотреть вопросы геополитических и экономических угроз России;
  2. Определить масштабы военных угроз со стороны исламского мира и азиатского сообщества.

В ходе теоретических исследований мы определили, что глобализация   мировой   экономики  является объективным процессом, отражающим реальности современного этапа хозяйственного развития зарубежных стран и потребности крупного транснационального производства.

Проблемой, связанной с процессом  глобализации непосредственно, является фиксация однополярности. Под этим понятием скрывается навязывание идеологий «всем странам и государствам мира западного экономического, политического, культурного, технологического и информационного кода». Миру навязывается не только образ жизни, но и образ мыслей. Целью однополярности является создание мирового правительства, и отмирание за пререканием функций ООН, НАТО и других международных организаций.

Вторая Мировая война и Ялтинская  конференция разделили мир пополам два полюса огромного магнита: Советский Союз и Соединенные Штаты. Остальные страны оказались в «магнитном поле». Сила сложившегося противодействия держала в напряжении мир в течение второй половины XX века. Но с завершением холодной войны и распадом СССР в мире происходит еще один переворот: один из полюсов, потеряв силу, чем не преминула воспользоваться противодействующая сторона.

Учитывая то, что на протяжении длительного времени в России формировался неповторимый тип политической, духовно-нравственной, религиозной жизни, ментальности, что позволило многим зарубежным и отечественным мыслителям выделять нашу страну и её народ в самостоятельную цивилизацию, сильным ударом по государственной, социально-политической, идеологической идентичности в нашей стране явился распад СССР. Обрушение старого не было заменено концептуально сформулированными целями будущего.

Сегодня одним из самых жгучих вопросов является вопрос о причинах всплеска  терроризма, особенно со стороны экстремистских мусульманских организаций, как в его международном, так  и  в национальном измерениях.

Истоки активности и агрессивности  не только в отстаивании, но и в  навязывании другим народам и  государствам своих идеалов и  представлений о том, как должен жить человек, а мусульманин - тем  более, относятся еще к временам возникновения ислама как вероучения, образования арабского исламского халифата и его войн в целях расширения зоны влияния, а если конкретнее, то навязывания новой религии представителям других народов и конфессий.

Вместе с этим, актуальность создания действенной международной системы по борьбе с  терроризмом  сегодня более очевидна, чем когда-либо прежде.

С другой стороны, на Востоке (Азиатско-Тихоокеанский  регион)  военно-политическая  обстановка характеризуется усилением соперничества за лидерство в этом регионе между США, Японией и Китаем.

Это обусловлено беспрецедентным  ростом экономической мощи Китая  и  его экономическим сближением с Японией, а также развитием  военно-политического  союза Японии  и  США. В противовес Россия не имеет достаточно сил  и  средств не только для упрочения своего влияния в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, но даже на освоение  и  развитие собственного Дальнего Востока  и  Приморья.

 

 

Список литературы

 

  1. Аминов Д. И. Молодежный экстремизм – М. 2005. – 194 с.
  2. Арутюнова Е.М. Российская идентичность в представлениях московских студентов // Социологические исследования, 2007, №8(280)
  3. Борисов С. Н. Философско-культурологический анализ феномена терроризма в мире традиционализма и современности: монография / Под ред. В. П. Римского; Белгор. гос. ун-т. – Белгород : Изд-во БелГУ, 2007.
  4. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах / Под ред. Т. А. Шаклеиной. М. 2002
  5. Гаджиева Р. Проблемы поиска идентичности в современной России.// Власть., 2009, №4, стр. 15-17
  6. Гацко М.Ф. Военные угрозы и вызовы в XXI веке. Электронный ресурс. Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/Gatsko.htm
  7. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997 - 2002 годов. М. 2004 – 867 с.
  8. Глобализация и постсоветское общество./ Под ред. С. Кухтерина М. 2001
  9. Дугин А. Геополитика постмодерна. СПб.,2007.
  10. Дугин А. Обществоведение для граждан новой России. М., 2007.
  11. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности российского государства в XXI веке. М. 2002 – 209 с.
  12. Лебедева М.М. Мировая политика. - М., 2003 – 457 с.
  13. Матяш В. Н. Геополитический «треугольник» Россия-США-Китай в регионе Евразии. Конец XX - начало XXI века. М. 2004 – 247 с.
  14. Метелев С. Е. Терроризм и антитеррористическая деятельность: учебно-метод. пособие. Омск 2006. – 259 с.
  15. Мусаева Б.З. Теоретико-методологические предпосылки определения религиознополитического экстремизма // Закон и право. – 2009. – № 2. – С. 55–58.
  16. Морозов В.  Экологический терроризм:  понятие,  сущность,  квалификация //  Уголовное право. – 2007. – № 2. – С. 122–125.
  17. Ритцер Д. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002

 

1 Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности российского государства в XXI веке. М. 2002, стр. 78

2 Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах / Под ред. Т. А. Шаклеиной. М. 2002, стр. 79

3 Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах / Под ред. Т. А. Шаклеиной. М. 2002, стр. 241

4 Там же, стр. 242

5 Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности российского государства в XXI веке. М. 2002. Стр. 67

6 Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах / Под ред. Т. А. Шаклеиной. М. 2002, стр. 278

7 Там же, стр. 279-280

8 Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах / Под ред. Т. А. Шаклеиной. М. 2002, стр. 284

9 Глобализация и постсоветское общество./ Под ред. С. Кухтерина М. 2001, стр. 141

10 Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997 - 2002 годов. М. 2004, стр. 452

11 Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997 - 2002 годов. М. 2004, стр. 453

12 Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997 - 2002 годов. М. 2004, стр. 454

13 Арутюнова Е.М. Российская идентичность в представлениях московских студентов // Социологические исследования, 2007, №8(280), стр. 78–79.

14 Гаджиева Р. Проблемы поиска идентичности в современной России.// Власть., 2009, №4, стр. 15

15 Гаджиева Р. Проблемы поиска идентичности в современной России.// Власть., 2009, №4, стр. 16

16 Гаджиева Р. Проблемы поиска идентичности в современной России.// Власть., 2009, №4, стр. 17

17 Мусаева Б.З. Теоретико-методологические предпосылки определения религиознополитического экстремизма // Закон и право. – 2009. – № 2., стр. 24

18 Лебедева М.М. Мировая политика. - М., 2003, стр. 79

19 Гацко М.Ф. Военные угрозы и вызовы в XXI веке. Электронный ресурс. Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/Gatsko.htm

20 Гацко М.Ф. Военные угрозы и вызовы в XXI веке. Электронный ресурс. Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/Gatsko.htm

21 Гацко М.Ф. Военные угрозы и вызовы в XXI веке. Электронный ресурс. Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/Gatsko.htm

 


Информация о работе Военные угрозы России в 21 веке