Влияние католической церкви на мировую политику в период понтификата Иоанна Павла II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 14:04, научная работа

Краткое описание

Исходя из данных объекта и предмета были определены задачи настоящего исследования:
• раскрыть содержание религии, рассмотреть е ё основные черты, структуру и функции;
• определить место религии в политике;
• изучить влияние Иоанна Павла II на принятие политических решений;
• исследовать проблему взаимодействия религии и политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Влияние религии на политику
Структура взаимоотношений политики и религии………………….……....6
Деятельность Ватикана в мировой политике………………………………23
Влияние католической церкви на принятие политических решений в период понтификата Иоанна Павла II
Период понтификата Иоанна Павла II (1978-2005)……………..…………32
Документация Римско-католической церкви в области
политики…………………………………………………………………………............38
2.3 Органы и институты католической церкви, ведущие
политическую деятельность……………………………………….………...................58
2.4 Основные мероприятия католической церкви, влияющие
на принятие политических решений
2.4.1 Встречи и визиты………………………………………………………………….68
2.4.2 Выступления………………………………………................................................73
2.5 Экспертные оценки……………………………........................................................99
Заключение……………………………………………………………………………..107
Список использованных источников…………………………………………………108
Приложения……………………………………………………………………………110

Прикрепленные файлы: 1 файл

ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ НИРС 12.docx

— 635.88 Кб (Скачать документ)

      По своему  содержанию институт – это  определенная система целесообразно  ориентированных стандартов поведения  определенных лиц в конкретных  ситуациях. 

      Институты определяют ориентацию деятельности посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения. Каждый институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения [24].

         Институциональные субъекты оказывают влияние на политический выбор, включая макроэкономическую политику, проблемы благосостояния, бюджет, нормативные положения и технологии.

С позиций так называемого  рационалистического подхода, институты, являясь характеристиками окружающей акторов среды, оказывают воздействие  на рациональные компоненты действия. С точки же зрения рефлективного  подхода предпочтения и восприятия акторов непостоянны и меняются под воздействием институтов.

         Заметную роль в обществе играет институт церкви. Церковь и религиозные организации представляют собой весьма специфический компонент политической системы общества. Современные демократические государства, как правило, являются светскими. Понятие «светское государство» означает отделение церкви от государства и разграничение сфер их деятельности [24].

     Противоположностью  светскому государству является  государство теократическое, в котором  государственная власть принадлежит  церковной иерархии. Таким государством  и является сегодня Ватикан.

      Несколько  чаще встречается клерикальное  государство, которое с церковью  не слито, однако церковь, через  законодательно установленные институты  определяющим образом влияет  на государственную политику [24].

      Клерикальное государство- форма организации государственной власти, при которой церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику и все сферы общественной жизни. Ярким примером К. г. может служить Исламская Республика Иран, где помимо светских органов государственной власти (парламента, президента, правительства) и над ними существует пожизненный руководитель государства, официально являющийся главным духовным и политическим лидером страны[25].

      Конфессиональное (клерикальное) государство — государство с доминирующим положением религии и духовенства, их политическими, правовыми, экономическими и социальными привилегиями. В Клерикальном государстве религия законодательно признана в качестве официальной идеологии, а соответствующая ей религиозная организация (церковь, духовное управление и т. д.) принимает участие в решении государственных вопросов, выполняет роль обоснования политики, является обязательным элементом государственной системы образования и воспитания, пользуется исключительным приоритетом и поддержкой государства, содержится за его счет.

       Взаимная  интеграция религии (церкви) и государства всегда сопровождалась злоупотреблениями правами церковной власти и использованием религии в политических целях, что в 19 в. получило название «клерикализм». В настоящее время Клерикальное государства делятся на два типа: религиозные государства, включая теократии, и государства с государственной религией (церковью). К числу религиозных государств относятся в том числе и Ватикан, в которых католицизм пронизывает все сферы государственной, общественной и личной жизни, не существует разделения между государством и религиозной общиной, религией и политикой, законом и религией, государственно-правовые и религиозно-нравственные институты тесно переплетаются при доминировании духовенства. Основными признаками таких государств являются: главенствующая роль католического права в системе источников права и юрисдикции, обязанность главы государства проводить в жизнь принципы католицизма, наличие специальных религиозно-политических органов, следящих за соответствием политических решений и законодательства требованиям католичества, назначение на государственные должности только католиков; запрет или значительные ограничения деятельности некатолических религиозных организаций и религиозной практики [31].

         Наиболее характерными признаками клерикального государства являются: совмещение поста главы государства и главы церкви; обязательная принадлежность некоторых должностных лиц государства к церкви; включение церковного права в систему права страны; регулирование государством вопросов внутренней структуры и управления церкви; вхождение представителей церкви в состав различных государственных органов; назначение государственными органами служителей церкви; государственное финансирование церкви; уплата гражданами церковного налога; признание церковнослужителей государственными служащими; выполнение церковью некоторых государственных функций; беспрепятственный доступ церкви в систему образования; наличие собственной юрисдикции церкви; иногда помимо государственной Церкви допускается существование других религиозных организаций, чей статус отличается от статуса государственной церкви. К другому подтипу Клерикального государства относятся государства, в конституциях которых может быть предусмотрен государственный (официальный) статус религии или церквей, однако церковь не занимает в них такого положения как в странах Европы. Как правило, это латиноамериканские страны с сильными католическими традициями и влиянием католической Церкви. Финансируя церкви, оказывая им всяческую поддержку и обеспечивая беспрепятственный доступ в систему образования, государство при этом не вмешивается во внутреннюю деятельность католической церкви, не имеет прав в вопросах назначения священников. В ряде стран заключены конкордаты со Святым престолом, определяющие статус церкви и пределы государственного вмешательства в ее дела. Отношения религии (церкви) и государства не сводятся к подчинению церкви государству или наоборот [31].

          По Н.А.Ковальскому: «Историческое прошлое Ватикана, современный юридический статус католической церкви в сообществе государств, правовая сила конкордатов и международных соглашений Ватикана всегда привлекали внимание специалистов не только в области канонического, но и международного права, истории права и истории политических учений.

       Вопрос о роли Ватикана в современном мире имеет большое политическое значение, и его нельзя недооценивать.

       В связи с усилением в современную эпоху влияния народных масс на все стороны жизни общества, в том числе на мировую политику, значительно возросла заинтересованность империалистических сил в использовании религиозных институтов в качестве своего политического и идеологического орудия. В религии империализм видит одно из наиболее эффективных средств воздействия на умы народов. Эти тенденции империализма породили такое явление, как современный клерикализм, проявляющийся в стремлении монополистического капитала использовать религию и церковь в различных «светских» областях жизни общества, в частности, в мировой политике, для достижения политических и идеологических целей. В этой связи в Программе КПСС указывается, что «все возрастающее значение в политическом и идеологическом арсенале империализма приобретает клерикализм» [26].

        В современную эпоху католический клерикализм является одним из факторов политической и общественной жизни буржуазных государств, а также силой, которую империализм стремится использовать в своих целях в мировом масштабе.

       Брожение, которым охвачен католический мир, образование противостоящих друг другу «обновленческой» и «консервативной» группировок в кругах католической иерархии являются не просто свидетельством внутри католической борьбы, а отражением процессов, происходящих в современном капиталистическом мире[26].

      Церкви, представляющие сегодня крупнейшие мировые религии, – христианство и менее распространенные, на протяжении последних тысячелетий истории человечества оказывали значительное влияние на политические процессы, происходившие в обществе, на формирование политической и правовой культуры, функционирование государства, положение человека в обществе и государстве. Их значительное воздействие продолжается и ныне,  в начале ХХI века.

       Степень влияния церкви зависит не только от того, каким является государство (светским, клерикальным или теократическим), но и от вида политического режима [24].

        В условиях демократии и либерализма формы и методы реализации влияния церкви на политический процесс в стране достаточно разнообразны. Во-первых, создаются политические партии, члены которых принадлежат какому-либо одному вероисповеданию, церкви. Они используют религию в политических целях (таковы ХДС/ХСС в Германии, ХДП в Италии, СХП в Бельгии). Во-вторых, влияние церкви осуществляется через религиозное мировоззрение прихожан, воздействующее на их политические оценки и действия. В-третьих, атрибутика церкви иногда используется при осуществлении некоторых государственных процедур - принесении присяги свидетелем в суде, присяги президента страны и др. В-четвертых, религиозные деятели непосредственно участвуют в борьбе за мир, в экологических и иных общественно-политических движениях.

        Есть  и такие демократические государства,  где та или иная религия  провозглашена государственной  или господствующей. Например, в  Великобритании признается  государственными  англиканская церковь Англии  и пресвитерианская церковь Шотландии.  Главой обеих церквей является  Британский монарх, который назначает  на высшие церковные должности.  В Палате лордов британского  Парламента имеется квота для  церковных иерархов, занимающих  в этой палате места пожизненно. На ежегодных ассамблеях церкви  Шотландии нередко обсуждаются  политические проблемы [24].

        В  условиях авторитарных и тоталитарных  режимов роль церкви проявляется  в трех направлениях:

        а)  церковь преследуется властями  и полностью подчиняется им. В  тоталитарном государстве покрывала  невмешательства скрывали фактическое  вмешательство государства в  дела церкви, попытки контроля  за священнослужителями, гонения  на них, репрессии. Государственная  власть пыталась использовать  церковь для своих целей.

        б)  религия и церковь приобретают  государственный характер. Например, в Саудовской Аравии, Иране, Пакистане  ислам – не только политико-идеологическая  основа государственной власти. Его составная часть – шариат  – есть целая система норм, регулирующих разные стороны  жизни общества как в публичной,  так и в частной сфере. Религиозные  деятели весьма влиятельны в  политической жизни этих стран[24];

       в) церковь  может выступать в активной  оппозиции к власти. Так, в ряде  стран Латинской Америки католическая  церковь с середины 60-х годов  включилась в движение национального  реформизма, выдвинув так называемую  «теологию освобождения», направленную  против диктатур и засилья  иностранного капитала. Леворадикальный  католицизм создал христианские  низовые общины, демократическую  народную церковь. Для приближения  ее к народу приходы были  разделены на мелкие общины  по 10-30 человек [24].

       В Бразилии  подобные общины содействовали  крушению почти 20-летнего господства  военных диктатур, стали первыми  демократическими институтами на  местном уровне, вошли в партии, профсоюзы, тем более, что ослабленные  за годы репрессий политические  партии не имели достаточной  массовой базы для своей деятельности.

Наиболее мощной и влиятельной церковью сегодня является римско-католическая. Под ее знаменами находится миллиард прихожан. Ни одно государство не обладает такой централизованно-пирамидальной структурой. Католическая система во главе с папой страшно напоминает Советский Союз с его генсеком, политбюро, ЦК, отделами и...  первичными организациями, то есть церковными приходами. Кроме того, это могучая финансовая империя. Сам Святой престол - крупнейший собственник и предприниматель, которому принадлежат едва ли не половина домов в Риме, огромные земельные угодья в Италии, акции крупнейших монополий в разных странах мира, две трети фармацевтической промышленности Италии [24].

       Новым оружием католической церкви стала ее социальная доктрина, которая призвана приостановить коррозию веры.  Осознав, что добиться этого больше не удается традиционной церковной деятельностью в рамках приходов, она сделала акцент на  миссионерской работе вокруг них. Святой престол финансирует создание огромного количества полусветских полурелигиозных организаций, которые ведут работу среди молодежи.

      Теряя влияние  на индустриальном Западе, ватиканские  ловцы душ, чтобы компенсировать  потери, устремились в третий  мир и, прежде всего, в Африку.

      Главные  проводники влияния католической  церкви – это ее ордена. Их  у нее 250 мужских и 3000 женских.  Они нередко являются очень  эффективными субъектами дипломатии. Например, два с половиной года  дипломаты монастыря Святого   Эгидия в Риме вели терпеливый  диалог в Мозамбике, пока не  остановили там гражданскую войну,  унесшую миллион жизней. В самом  монастыре семь политических  партий Алжира, оппозиционных военному  режиму и ... друг другу подписали  римскую платформу выхода из  насилия, которую сегодня дипломатия  Италии, Испании, Франции, Европейского  союза и США рассматривает  как единственную альтернативу  разгорающейся гражданской войне  в этой стране [24].

      Самым влиятельным  и элитарным из всех орденов  католической церкви является  орден Иисуса (иезуиты),  насчитывающий  30 тысяч человек примерно в  140 странах мира. Это глаза и  уши римского папы, равно как  и главный  генератор идей, мозговой центр католичества. Правда, сегодня в результате тайных  интриг и жесткой закулисной  борьбы иезуиты оказались несколько  отодвинуты с авансцены конкурирующей  организацией «Опус Деи». В отличие  от «Общества Иисуса» это светский  орден, объединяющий интеллектуальную  и деловую элиту – ученых, биржевых  маклеров, банкиров, директоров компаний. Будучи ортодоксальными католиками-интегристами, они служат Богу, зарабатывая  много денег и не надевая  сутаны. Противники «Опус Деи»  в лоне церкви называют его  «святой мафией» [24].

В настоящее время существует мало сведений о Институте религиозных  дел или т.н. «Банке Ватикана», который  находится на юге Европы и является своего рода “волшебным банком”, который не следует ни одному обычному финансовому закону.

     Банк Ватикана  является банком Римско-католической  Церкви и известен под названием  Институт религиозных дел (итал. Instituto perle Opere di Religione). Банк был основан в 1942 году главой католической церкви папой римским Пием XII.

Информация о работе Влияние католической церкви на мировую политику в период понтификата Иоанна Павла II