Экспрессионизм в музыке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:07, контрольная работа

Краткое описание

Экспрессионизм (от латинского expressio— «выражение»), направление в литературе и искусстве первой четверти XX века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека,а его выражение— главной целью искусства. Проявление экспрессионизма в музыке привело к существенной деформации традиционных средств выразительности (атональность, додекафония и др.), выразилось в особом внимании к необычным возможностям тембра, высокой громкости, динамическим контрастам.
Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположника — Арнольда Шёнберга и у его учеников — Альбана Берга и Антона Веберна.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Экспрессионизм в музыке.docx

— 38.46 Кб (Скачать документ)
  1. Экспрессионизм в музыке.

Экспрессионизм (от латинского expressio— «выражение»), направление в литературе и искусстве первой четверти XX века, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека,а его выражение— главной целью искусства. Проявление экспрессионизма в музыке привело к существенной деформации традиционных средств выразительности (атональность, додекафония и др.), выразилось в особом внимании к необычным возможностям тембра, высокой громкости, динамическим контрастам.

Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение  у композиторов нововенской школы: прежде всего у ее основоположника — Арнольда Шёнберга и у его учеников — Альбана Берга и Антона Веберна.

 Резкая оппозиция отмиравшему  романтизму и утонченным эстетским  школам начала XX века сближала  эту группу с конструктивизмом  молодого Пауля Хиндемита, с кубистскими опытами Стравинского и композиторов группы «6» («Les Six») — Л. Дюрея, Д. Мийо, А. Онеггера, Ж. Орика, Ф. Пуленка, Ж. Тайфер. Но Шёнберг и его школа заняли особое место в западной музыке, составив самую экстремистскую ее ветвь. Мотивы беспокойства за судьбы мира, неприятие зла и бесчеловечности парадоксально соединялись в их искусстве с элитарной замкнутостью, сознательной изоляцией от широкой аудитории.

 В 10-20-е годы прошлого  века были созданы важнейшие  образцы музыкального экспрессионизма:  музыкальные драмы «Ожидание», «Счастливая  рука», Пять пьес для оркестра  и вокальный цикл «Лунный Пьеро»  Шёнберга, а также «Симфония»  ор.21 Веберна. Ученик Шёнберга Альбан Берг известен главным образом оперой «Воццек», отмеченной духом социального критицизма. Это произведение — одно из высших достижений музыкального экспрессионизма. Среди композиторов других стран наиболее яркими представителями направления являются Рихард Штраус (опера «Электра») и Бела Барток (опера «Замок герцога Синяя Борода», «Музыка для струнных, перкуссии и челесты»).

 Истоки экспрессионизма  в музыке: опера Вагнера «Тристан  и Изольда», поздние симфонии  Малера, опера «Саломея» и симфонические поэмы Рихарда Штрауса.

 Из всех направлений  нового искусства 20 в. экспрессионизм  острее всего выразил конфликт  человека с реальностью. В одних  случаях он вел к обостренному  выражению трагического, в других — к художественной утопии, которая казалась спасением духовных ценностей. Этот конфликт вел к радикальности художественных решений, к взрыву традиций. Реформа А. Шёнберга явилась для тех лет наиболее радикальной. Стиль, складывавшийся в русле нововенской школы, — жестко-экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человеческого».

  1. Белорусский народный шуточный танец.

Белорусский народ на протяжении своей истории создал множество  ярких, самобытных танцев.

 Народные праздники  и обряды в Беларуси никогда  не обходились без песни и  пляски. Они являлись необходимой  частью народной свадьбы, празднования  Купалья, Колядок, зажинок и дожинок (начало и окончание сельскохозяйственных работ), родин.

 В зимние месяцы  в деревенском быту были широко  распространены так называемые  кудельницы и музыки – посиделки, на которых собирались девушки и парни и, конечно же, не обходились такие совместные сборы без танцев.

 Музыкальным сопровождением  танцев служили скрипка и бубен,  в некоторых областях к ним  присоединялись ещё и цымбалы, дуда и гармонь. Также часто танцы сопровождались пением частушек - прыпевак. Исполнение частушек иногда превращалось в состязание и придавало танцам ещё более жизнерадостный, шуточный характер.

 На протяжении длительного  времени белорусский танец не  выходил за пределы деревни.  В высшем обществе народное  искусство считали "мужицким".

 В появлении и популяризации  белорусских народных танцев  на сцене сыграла труппа Игната  Буйницкого, созданная в 1907 году и с успехом разъезжавшая по Белоруссии, побывавшая в Петербурге и Варшаве.

 Белорусские танцы  почти все массовые, парные. Только  иногда танцуют одни девушки  или одни юноши. Наиболее популярны  белорусские народные танцы "Лявониха", "Крыжачок", "Юрачка", "Полька Янка", "Чарот", "Лянок", "Бульба", "Мяцелица", "Дударыки".

 Почти всегда в танце  рассказывается какая-нибудь история  или обыгрывается какая-нибудь  ситуация.

Известный белорусский танец "Лявониха" возник на основе шуточной песни, которая исполнялась в  виде диалога между Лявоном и Лявонихой, вокруг которых пели и пританцовывали остальные участники. "Лявониха" имеет и другое название - "Крутуха", потому что танцующие кружатся парами.

Исполняется парами с сольными вариациями под одноименную песню  шуточного содержания. Танец динамичный, жизнерадостный. Музыкальный размер 2/4. Темп живой.

Хореографическая композиция танца складывалась из традиционных рисунков (круг, звёздочка, змейка, ворота), с разных переходов парами или  линиями со сменой партнёров и  кружением в парах, взявшись под  руки. На свадьбе «Лявониха» была главным  танцем, а на вечорках исполнялась после «Лянцея» и сопровождалась разнообразными шутливыми припевками, например:

 А Лявониха не ладна была/Нямытую мне кашульку дала/Нямытую, не качаную/У суседа пазычаную.

В некоторых местах Белоруссии «Лявониха» исполнялась как сольный  танец. Исполнители по одному выходили в середину круга и танцевали, кто как мог. Движения танцоров были самыми разными ― топот, галоп, притоптывание. Впервые танец показан на сцене в этнографическом виде И. Буйницким. Первая сценическая редакция создана в 1920-е годы К. Алексютовичем.

«Лявониха» вошла в  репертуар многих профессиональных и самодеятельных коллективов, использована в балетах «Соловей» М. Крошнера, «Князь-озеро» В. Золотарёва.

"Юрачка" - белорусский народный шуточный танец, в котором в юмористической форме обыгрывается поведение главного героя - Юрачки по отношению к танцующим девушкам. Танец насыщен шутками, игровыми моментами и народным юмором. «Юрачка» — популярный белорусский народный танец, в котором в комической форме обыгрываются черты характера главного героя — Юрочки. Музыкальное сопровождение — мелодия одноименной песни. Танец сюжетно-игровой, насыщенный народным юмором, шутками. Игровые моменты связаны с поведением Юрочки по отношению к танцующим девушкам.

 В материалах, собранных  И. Носовичем, имеется текст  песни, которая, судя по ее  содержанию, сопровождала когда-то  хороводную игру-танец.

 По мнению И. Носовича, «юрок» — это шалун, вертлявый мальчик, а также верткая небольшая птичка (отряда воробьиных). Уже одно это толкование дает ключ к пониманию образа Юрочки, героя танца.

 Описания «Юрачкі», танца или хоровода, в этнографической литературе нет. Известно, что танец этот ставил И. Буйницкий. О том, что представлял собой этот танец, рассказал бывший актер театра Буйницкого И. Сушинский. Если учесть, что Буйницкий не имел обыкновения обрабатывать народные танцы, а ставил их в народной «редакции», то описание И. Сушинского, приводимое Ю. Чурко, можно воспринять как «Юрачку» в первоначальном виде: «Восемь пар танцоров, построившись колонной, двигались друг за другом, слегка притопывая в такт музыке» Последним шел исполнитель роли Юрочки, выделывая различные танцевальные коленца. Когда танцующие проходили круг, Юрочка забирал девушку у парня, стоящего в первой паре, и тот, оказавшись без партнерши, занимал место сзади танцующих и шел за ними целый круг, приплясывая и изображая Юрочку. Затем он отбирал девушку у второго парня, тот, в свою очередь протанцевав круг, делал то же самое с третьим. Таким образом, все парни поочередно оказывались одинокими и играли роль Юрочки. Танец заканчивался, когда без партнерши оставался опять первый Юрочка».

Роль солиста в танце  была явно импровизационной. Основным движением всех остальных его  участников было продвижение по кругу, которое оттеняло динамичность и  эмоциональность исполнения каждого  нового солиста — Юрочки. Все  это придавало танцу, исполнявшемуся труппой И. Буйницкого, хороводный, игровой характер.

 Большая творческая  работа по сценической обработке  танца была проделана К. А.  Алексютовичем. Он сохранил в танце традиционный мотив «ухаживания» и вместе с тем тонко разработал сюжетную линию танца, углубил его смысловое содержание. К. Алексютович прежде всего очистил образ Юрочки от налета глуповатости, которую пытались придать ему некоторые балетмейстеры-постановщики. В интерпретации К. Алексютовича Юрочка стал «первым парнем на деревне». Это — положительный народный образ забавного шутника, веселого парня, который с уважением относится к девушкам, но никому не отдает предпочтения. Это «безразличие» тревожит и оскорбляет девушек, которым он нравится, и они решают наказать его, оставив в танце одного.

 Ю. Чурко так характеризует постановку «Юрачкі» К. Алексютовичем: «Танец в значительной мере трансформировался. У Алексютовича «Юрочка» — это уже не полуигра, не полухоровод. Постановка его насквозь танцевальная. Элементы игры подчинены в ней развитию хореографического действия: ухаживанию Юрочки за девушками и девушек за Юрочкой. Роль Юрочки исполняется в постановке не несколькими участниками поочередно, как у Буйницкого, а одним солистом, который является главным действующим лицом, смысловым стержнем номера. Нет в постановке К. Алексютовича и неоднократного повторения одной и той же танцевальной фигуры. Пластическая мелодия танца все время развивается, двигая сюжет и ведя к финальной кульминации»

 Так возник новый  сценический вариант народного  танца. Постановка К. Алексютовича долгие годы оставалась традиционной как в профессиональных, так и в самодеятельных коллективах. В настоящее время мы встречаем и несколько иную трактовку образа Юрочки. Каждый балетмейстер-постановщик, развивая танец, по-своему раскрывает его сюжетную линию. В постановке современных балетмейстеров Юрочка — чаще добродушный, задорный шутник, иногда самовлюбленный, разборчивый жених, не постоянный в ухаживании.

 у Постановка «Юрачкі» И. Моисеева придала танцу большую театральность. Танец «Юрачка» вошел в белорусские онеры и балеты. В балете «Соловей» М. Крошнера, пишет Б. Смольский, «народные танцы явились средством раскрытия жанровых и в известной мере драматических сцен... «Юрочка» с его бойкими, игривыми движениями, с элементами мягкого юмора воссоздал образ добродушного крестьянского парня» .

 В опере «Цветок  счастья» А. Туренкова также использованы белорусские народные танцы. Ярко и оригинально поставил здесь танец «Юрачка» К. Муллер.

 В балете «Князь-Озеро»  В. Золотарева (постановка К. Муллера) в сце

 ническую обработку танца «Юрачка» впервые введены классические элементы движения: массовый народный танец был поставлен «на пальцы».

В белорусских операх и  балетах народные танцы выступают  уже не как самостоятельные фольклорные  произведения, а служат раскрытию  драматургического замысла. 

Белорусские танцы - это всегда энергия, динамичность, жизнерадостность.

  1. Методика проведения слушания музыкальных произведений.

Слушание музыки в детском саду проводится в различных формах. 
1. Дети встречаются со слушанием музыки в процессе всей музыкальной работы с ними - в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах. Перед тем, как начать разучивать пляски или игры, детям предлагается послушать соответствующий музыкальный материал. То есть слушание музыки является методическим приемом работы по обучению всем видам музыкально-эстетической деятельности. 
2. Часть музыкального занятия посвящается специальному слушанию музыки, не связанному с пением и движением. Дети слушают небольшие фрагменты музыкальных произведений или короткие музыкальные произведения целиком, как вокальные, так и инструментальные, анализируют их, знакомятся с музыкальной терминологией, жанрами и их разновидностями, узнают фамилии композиторов. 
3. С детьми старшей и подготовительной групп, когда они уже приобрели навыки слушания музыки, умеют различать ее характер, средства выразительности и способны более длительное время сосредоточивать свое внимание на музыкальном звучании, можно проводить слушание музыки как самостоятельное занятие. Это занятие иногда проводится и во вторую половину дня, так как оно является спокойным видом деятельности, не требующим большой активности со стороны детей. В занятие обычно включается 4-5 произведений, из которых 1-2 инструментальные, а остальные вокальные. С детьми проводится беседа об услышанном -простейший анализ музыкальное произведения. Кроме музыки в такое занятие хорошо включить небольшой рассказ, сказку, стихотворение, отвечающее музыкальным образам. Положительным моментом является объединение занятия одной темой. Например: «Песни и пляски нашего народа», «Зима», «Хорошо у нас в саду» и т. д. В каждое занятие по слушанию музыки входит новый (не более одного-двух произведений) и уже знакомый детям материал. Новый впоследствии закрепляется в ходе обычных музыкальных занятий. 
4. Дети встречаются со слушанием музыки на вечерах досуга, праздниках. Устраиваются концерты, целиком посвященные слушанию музыки. В отличие от занятий по слушанию музыки здесь не проводится анализ музыкальных произведений. Даются названия пьес или предлагается краткое вступительное слово взрослого, а затем дети слушают произведение. Положительным моментом на концертах является знакомство детей с различными музыкальными инструментами, выступление учащихся музыкальных школ, педагогического коллектива детского сада. Не стоит утомлять детей длительным слушанием музыки, так как у них пропадает интерес к музыкальным произведениям, они невнимательно слушают, а, следовательно, плохо усваивают музыкальный материал. 
Слушание как часть обычного музыкального занятия может занимать 2-4 минуты, а специальное занятие или концерт, на котором дети только слушают музыку, длится 10-12 минут в средней группе и 15-20 минут в старшей и подготовительной группах.

Информация о работе Экспрессионизм в музыке