Стратегическая логика разработки основных мер развития российского рынка рыбопродукции и повышения продаж продукции с высокой степенью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Российский рынок рыбопродукции не очень ёмкий. Доля расходов на покупку рыбопродукции в общих расходах на покупку продуктов питания отстаёт от многих видов продовольствия. Доля расходов на покупку мяса и мясопродуктов составляет 28,9% общих расходов на покупку продуктов питания, доля расходов на покупку хлеба и хлебопродуктов – 17%, доля расходов на покупку плодоовощной продукции (включая картофель) – 14%, доля расходов на приобретение молока и молокопродуктов – 13,5%, доля расходов на покупку сахара и кондитерских изделий – 8,2%, доля расходов на покупку рыбопродукции – 10%, доля расходов на покупку масложировой продукции – 2,7%.

Прикрепленные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 648.03 Кб (Скачать документ)

Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре

Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре

 

 

 

 

 

Доклад Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре

 

Стратегическая логика разработки основных мер развития российского рынка рыбопродукции и повышения продаж продукции с высокой степенью переработки на внешних рынках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – апрель 2012

     1. ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ РОСТА РЫНКА РЫБОПРОДУКЦИИ: ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, «ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ТРЕНИЕ»

Российский рынок рыбопродукции не очень ёмкий. Доля расходов на покупку рыбопродукции в общих расходах на покупку продуктов питания отстаёт от многих видов продовольствия. Доля расходов на покупку мяса и мясопродуктов составляет 28,9% общих расходов на покупку продуктов питания, доля расходов на покупку хлеба и хлебопродуктов – 17%, доля расходов на покупку плодоовощной продукции (включая картофель) – 14%, доля расходов на приобретение молока и молокопродуктов – 13,5%, доля расходов на покупку сахара и кондитерских изделий – 8,2%, доля расходов на покупку рыбопродукции – 10%, доля расходов на покупку масложировой продукции – 2,7%.

Емкость рынка рыбопродукции определяется располагаемыми денежными доходами населения и исторической памятью. В соответствии с нормативами Госкомтруда СССР, в 1988 году среднедушевое потребление рыбопродукции в Советском Союзе составляло 24,7 килограмма, в том числе потребление минтая – 10 килограмм, сельди тихоокеанской – 3,5 килограмма, трески – 4 килограмма, камбалы – 1 килограмм, леща – 3 килограмма. Российский потребитель при среднедушевом потреблении рыбы в 20 килограмм в год, явно не готов съедать 10 килограмм минтая в год. У покупателя есть возможность покупать мясо (в 1988 году среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов было 52 кг, а в 2011 году - свыше 90 кг), у него есть возможность покупать импортную рыбу.

Недостаточная ёмкость рынка рыбопродукции усугубляется “логистическим трением” (инфраструктурные ограничения для российской рыбопродукции, направляемой из Дальнего Востока в европейскую часть России). Данная проблема неоднократно подтверждалась официальными документами федеральных органов исполнительной власти. Росрыболовство письмом №5849 – вх/409 от 5 октября 2009 года информировало Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубкова о проблемах при доставке вылова тихоокеанских лососей на российскую территорию.

«Вылов тихоокеанских лососей за четыре месяца (с 1 июня по 30 сентября) 2009 года составил 521 тысяч тонн. Порты и береговая инфраструктура оказались не в полной мере готовы к таким объёмам, несмотря на заблаговременное оповещение о высоких уловах и поставках. В связи с этим, в начале августа текущего года сложилась критическая ситуация с вывозом продукции из тихоокеанских лососей в центральные районы Российской Федерации и переполнение холодильных мощностей в Дальневосточном регионе. Так, с начала активных поставок продукции из лососёвых видов, с середины июля 2009 года, массово стали поступать заявки на погрузку свежемороженной рыбопродукции, которые не были в полной мере обеспечены рефрижераторным подвижным составом. Даже при наличии рефрижераторных секций на полигоне Владивостокского и Хабаровского отделений Дальневосточной железной дороги возникали проблемы со своевременным подводом необходимого подвижного состава к станции погрузки (Мыс Чуркин). Вагоны необходимые для погрузки продукции в портах простаивали в ожидании выгрузки, промывки, ремонта, а также в ожидании следования для выполнения данных операций. Оптовые покупатели и розничные сети не осуществляли закупок, выжидая падения цены. При этом розничные цены на продукцию из тихоокеанских лососей практически не снижались, а оптово-розничные сети получали сверхприбыли. Таким образом, в настоящее время не создано эффективного механизма, обеспечивающего скорейшее поступление уловов водных биоресурсов на береговые предприятия и в конечном счёте до потребителя. Это не позволяет при соблюдении требований к качеству продукции гарантировать снижение цен на рыбную продукцию даже при столь высоких уловах. Если сейчас при вылове в 520 тысяч тонн лососей возникают столь серьёзные проблемы, то при направлении всех уловов и продукции из водных биоресурсов на российскую территорию, береговая инфраструктура в её современном виде не сможет эффективно принят такие объёмы. Для исправления сложившейся ситуации необходимо строительство сети холодильников на Дальнем Востоке, в том числе в рамках частно-государственного партнёрства и с использованием других механизмов государственного стимулирования, а также развитие иных путей транспортировки рыбной продукции (морским транспортом) в европейскую часть Российской Федерации».

На совещании у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. А. Зубкова 25 марта 2011 года был представлено исследование ценообразования на рыбу, подготовленное ФАС и содержащее данные за 18 месяцев. Согласно исследованию наценка посредников в конечной стоимости минтая составляет 45%. В материалах к совещанию также содержались экспертные оценки участников рынка. Согласно этим оценкам среднегодовые отпускные цены на минтай составляли в 2010 году 38 рублей за килограмм, доставка продукции до Москвы (погрузочно-разгрузочные работы, транспортный тариф и оформление ветеринарных документов) составляла 10 рублей за килограмм, переработка продукции на предприятии (погрузка, перевозка на завод, перевозка на холодильник, выгрузка на холодильник, хранение сырья и готовой продукции, разморозка, сортировка, глазуровка, фасовка, упаковка в полиэтиленовые пакеты, картонную тару и наклеивание этикеток) составляла 20 рублей на килограмм, что приводило к формированию входной цены в розничную сеть в размере 88,6 рублей за килограмм и с учётом наценки торговой сети в 19 рублей стоимость 1 килограмма минтая безголового фасованного замороженного в сети составляла 107,6 рублей, в которой отпускная цена добытчиков минтая составляла 38 рублей. Таким образом, рыночная власть добытчиков рыбы (а соответственно, их возможности управления потоками продукции) сильно ограничена.

По оценке Минпромторга, в настоящее время рынок рыбной продукции характеризуется недостаточной организованностью, отсутствием увязки производственных и логистических процессов, большим количеством посредников, несовершенством экономических механизмов, стимулирующих поставки рыбной продукции на внутренний рынок, существующими административными барьерами, что негативно влияет на конечную стоимость рыбопродукции и отрицательно сказывается на конкурентоспособности российских рыбохозяйственных предприятий. Одной из основных причин недостаточного развития конкурентной среды на рынке оборота рыбной продукции является недостаточный уровень развития современной распределительной инфраструктуры, необходимо реализовать комплекс мер, направленных на строительство и обеспечение деятельности товарораспределительных центров, развития кооперации и интеграции между рыбодобывающими, рыбоперерабатываюшими предприятиями и организациями торговли, формирования эффективного оптового звена».

С учётом поручения Президента Российской Федерации от 21 марта 2013 года о комплексе мер по развитию производства рыбопродукции с высокой степенью переработки считаем необходимым представить возможные решения по трём видам водных биоресурсов – лососю, минтаю и сельди. Выбор обусловлен следующими причинами:

1) лосось, сельдь и минтай  занимают свыше 55% в совокупном  российском вылове водных биоресурсов;

2) состояние популяции  минтая и тихоокеанской сельди  стабильно, что позволяет прогнозировать  вылов и поставки уловов этих  видов водных биоресурсов, а также  производство продукции из них;

3) сельдь и лосось является  самым популярным видом водных  биоресурсов на российском рыбном  рынке;

4) минтай обладает неплохим  рыночным потенциалом в России, а рынок филе имеет «взрывной»  рыночный потенциал (что доказывают  показатели продаж 2007 – 2008 годов);

5) рынок охлаждённого  лосося является самым быстрорастущим  сегментом российского рынка  рыбопродукции.

 

 

     2. ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ ИЗ МИНТАЯ

Мировой вылов минтая (3 млн. тонн) обеспечивают Россия (55%) и США (43%). Российский внутренний рынок потребляет 20% добываемых в России 1,6 млн. тонн минтая. В советский период 2/3 добываемого минтая перерабатывались в рыбную муку, а большая часть реализуемой в пищевых целях продукции из минтая распределялась среди госучреждений. В настоящее время в России закупки филе минтая для государственных учреждений не производятся (в отличие от США, где 30% поставляемого на внутренний рынок филе минтая продаётся в школах по 7 долларов за килограмм).

Россия и США являются двумя основными добытчиками минтая в мире, однако экономическая модель у американцев более прибыльная. Это достигается за счёт специальной программы закупок продукции из минтая для государственных нужд, высокой координации сбытовой деятельности американских предприятий и обладания специального экологического сертификата. В рамках общенациональной программы «Детское питание» (CNP), включающей программу школьных обедов (NSLP) и школьных завтраков (NSBS), а также в рамках программы «Дополнительное питание детей, беременных и кормящих женщин (WIC), расходуется ежегодно свыше 40 млрд. долларов. Реализация этой программы позволила обеспечить для американских рыбаков гарантированный рынок продукции при условии соблюдения ими строжайших стандартов качества и безопасности продукции. В американских школах ежегодно продаётся свыше 15 тысяч тонн филе минтая наивысшего качества. Для сравнения, российские предприятия производят около 30 тысяч тонн филе минтая, а за счёт стимулирования государственных и муниципальных закупок производство продукции с высокой степенью переработки может значительно вырасти.

Ёмкость российского внутреннего рынка не позволяет реализовать внутри России весь добываемый минтай (1,7 млн. тонн). В советский период весь добываемый минтай уходил на внутренний рынок, но в пищевых целях использовалось менее 1/3 добычи (600 – 700 тысяч тонн в переводе на живой вес). 2/3 добываемого минтая перерабатывалось в рыбную муку, которая использовалась в звероводческих хозяйствах. Кроме того, большая часть реализуемого в пищевых целях минтая распределялась среди бюджетных учреждений за счёт государственного заказа. Необходимо отметить, что в советский период не было построено ни одного рыбоперерабатывающего комбината по производству филе минтая, а большая часть крупнотоннажного рыбопромыслового флота не имела филетировочные линии на борту. Распад СССР и разрушение хозяйственных связей привели к падению платёжеспособного спроса на минтай, однако общедопустимые уловы минтая сохранялись на высоком уровне. Естественной стратегией выживания для добывающих минтай предприятий стал внешний рынок.

В 90-е годы появилась рыночная ниша для продукции из минтая в связи с вводом в строй нескольких десятков современных рыбопромысловых судов зарубежной постройки. В начале 2000-х годов российские предприятия стали наращивать выпуск филе минтая на рыбопромысловых судах и быстро захватили рынок филе минтая морской заморозки в Европе: в 2001 году российские предприятий производили свыше 90 тысяч тонн филе минтая – в три раза больше, чем сейчас. Почувствовав угрозу со стороны российских предприятий, американские добытчики минтая придумали защитное оружие. Крупные розничные сети и международные экологические организации (WWF) разработали т.н. экологический стандарт, который подразумевает устойчивое состояние популяции водных биоресурсов. Только при наличии экологического сертификата рыбопродукция попадала в розничные сети. Таким образом американцам удалось «убить» конкуренцию на рынке филе и создать собственную монополию.

Специфика промысла минтая заключается в том, что свыше половины годового улова приходится на первые сто дней года. Это приводит к появлению на рынке громадного объёма продукции, который в силу существующих в России спросовых и инфраструктурных ограничений оказывается невостребованным даже при снижении цены. При анализе ценовых характеристик минтаевой путины за несколько лет невостребованность большей части улова минтая на внутреннем рынке вполне очевидна. Также очевидно снижение цен на внешнем рынке в указанный период: рыночная власть добытчиков минтая и отсутствие скоординированной внешнеэкономической стратегии приводят к разобщению российских предприятий на мировом рынке. Этим с успехом пользуются зарубежные покупатели, объединённые в мощные закупочные картели.

 

Существует реальная возможность увеличить долю продаж минтая на российском рынке до 30% от вылова и повысить эффективность продаж продукции из минтая на внешнем рынке, но для этого необходимы два условия: 1) реализация программы закупок продукции из минтая для государственных и муниципальных нужд; 2) согласованная стратегия внешнеэкономической деятельности предприятий в ключевых сегментах мирового рынка.

Рынок мороженной икры минтая (50 тысяч тонн) – 550 млн. долларов (США – 55%, Россия – 45%). Главным покупателем мороженной икры минтая является Япония (70%). Японские покупатели икры организованы в закупочный картель. Российские рыболовные компании не определяют единую ценовую политику на рынке икры минтая и уступают инициативу иностранным покупателям и американским конкурентам. ФАС признала незаконным добровольное соглашение российских компаний об ограничении выхода икры минтая на уровне 4,5% от веса сырца несмотря на то, что инициатива рыбопромышленников позволила искоренить браконьерский промысел молоди и привела к росту популяции минтая (общедопустимый улов минтая в Охотском море в 2005 году – 450 тысяч тонн, в 2012 году – 960 тысяч тонн).

Рынок филе минтая морской заморозки (150 тысяч тонн) – 525 млн. долларов (США – 80%, Россия – 20%). В 90-е годы российские предприятия вышли на европейский рынок филе минтая морской заморозки (российские предприятия производили свыше 90 тысяч тонн филе минтая – в три раза больше, чем сейчас). Однако американские конкуренты придумали защитное оружие – экологический стандарт, только при наличии которого рыбопродукцию пропускают  в розничные сети. Так российские предприятия потеряли рынок. С 2008 года Ассоциация добытчиков минтая реализует при содействии Росрыболовства и Пограничной службы ФСБ России проект экологической сертификации промысла минтая в Охотском и Беринговом морях. Несмотря на ожесточённое противодействие американцев проект будет завершён в 2013 году, что позволит российским рыбодобывающим предприятиям отбить у американцев европейский рынок филе.

Координация предпринимательской деятельности в наиболее прибыльных сегментах мирового рыбного рынка позволит увеличить выручку от реализации всех видов продукции из минтая с нынешних 1,3 млрд. долларов до 1,7 млрд. долларов (на 30%), сильно «подвинет» американских конкурентов и заставит переработчиков в КНР увеличить закупочные цены на сырье.

На российском рынке ниша для филе минтая морской заморозки не очень велика. Потенциальная ёмкость рынка для филе минтая морской заморозки в России – 18 – 20 тысяч тонн (в перспективе 6 – 7 лет). Эти расчёты основаны на сравнении объёма продаж филе минтая морской заморозки на других рынках: в странах ЕС продажи филе минтая морской заморозки составляют 85 – 95 тысяч тонн при численности населения в 450 млн. человек, в США продажи филе минтая морской заморозки не превышают 40 – 45 тысяч тонн при численности населения 300 млн. человек. Потенциал рынка филе береговой переработки (то есть филе, произведённого из добытого в море, замороженного на борту судна, доставленного на берег и повторно размороженного продовольственного сырья) больше в разы. История российского рыбного рынка в 2004 – 2008 годах показывает громадные рост продаж филе белой рыбы (преимущественно пангасиус и тилапия). в 2008 году в Россию ввезли 250 тысяч тонн рыбного филе. Однако игроки рынка в погоне за прибылью сами разрушали рынок, снижая качество продукции. Это стало отпугивать потребителей, в результате продажи филе не вернулись к докризисным объёмам.

При развитии сегмента производства филе минтая береговой переработки возникает парадокс ценообразования. Рентабельность мороженного обезглавленного минтая ниже, чем рентабельность филе морской заморозки, но выше, чем рентабельность филе береговой переработки. Только при низких постоянных и операционных издержках российская индустрия береговой переработки способна конкурировать как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Отдельные российские переработчики добиваются успеха либо за счёт сокращения постоянных издержек (при переработке лосося), либо за счёт жесточайшей дисциплины операционных издержек (при переработке сайры и минтая). Государственная программа “Развитие рыбного хозяйства” в сочетании с мерами внутренной продовольственной помощи в рамках “зелёной корзины” ВТО способны раскрыть «ценовой зонтик» для береговой переработки.

Информация о работе Стратегическая логика разработки основных мер развития российского рынка рыбопродукции и повышения продаж продукции с высокой степенью