Черты стиля Вл. Золотарева (на примере Сонаты 3 для баяна)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – дать характеристику стиля Третьей сонаты Вл. Золотарева, определить место данного сочинения в баянном творчестве композитора.
Научная новизна работы связана с тем, что данная Соната впервые рассматривается с точки зрения ее композиционно-драматургических особенностей, исследуются особенности стиля композитора.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Черты стиля Вл.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

           Черты стиля Вл. Золотарева (на примере Сонаты 3 для баяна)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

         В 60 – 70-е годы ушедшего века, в сложное время смены культурных

 

эпох, когда произошла смена ценностных ориентиров, представлений о

 

добре и зле, о вере и неверии, проблемы самовыражения, поиски себя во

 

времени и времени в себе –  коснулись целого поколения художников и 

 

творцов.  К таковым, несомненно, относятся такие представители

 

музыкального искусства, как В. Сильвестров, Э. Денисов, А. Шнитке, С.

 

Губайдулина и, конечно, Владислав  Золотарев (1942 - 1975).

 

      Безвременно ушедший  из жизни Владислав Золотарев  оставил целый ряд замечательных,  ярких, талантливых произведений.

 

 

 

     Интерес и внимание  к жизненному и творческому пути этой уникальной

 

 

личности возник еще с конца 70-х годов, а сегодня, в связи  со сменой

 

мировосприятия и культурных парадигм, только возрастает. Огромный вклад 

 

в развитие баянного искусства Вл. Золотарева признан во всем мире. Музыка

 

его звучит как в пределах ближайшего зарубежья, так и на Западе, оказывая

 

сильное воздействие, поскольку возвышенность  и простота, свойственные ей,

 

 отвечают духовным исканиям  человека. Но между уровнем известности  и 

 

частотой исполнения его баянных  сочинений, и информированностью о

 

личности композитора и изученностью его произведений существует явное

 

несоответствие. Это обусловило актуальность данной работы --- обратить

 

внимание музыкантов и исполнителей на значимость и высокое

 

художественное качество произведений Вл. Золотарева.  Ведь не случайно

 

под воздействием творческой индивидуальности Вл. Золотарева,

 

ярчайшей  образной сферы и мощнейшего потенциала звучания инструмента,

 

 

 

такие корифеи и мастера композиции, как С. Губайдулина и Э. Денисов, 

 

начали писать для баяна.

 

         Творческое наследие композитора остается малоизученным. Среди

 

известной литературы можно выделить Сборник статей, посвященный Вл. Золотареву, который включает в себя воспоминания, архивные документы и статьи, изданный в Тернополе в  2010 году.  Работа включает переписку композитора с коллегами, дневниковые записи, воспоминания о композиторе и статьи о  его музыке. Однако в этих исследованиях не рассматривается такое замечательное произведение композитора, как Третья соната для баяна.

 

            Объектом исследования в данной бакалаврской работе является баянное творчество Вл. Золотарева.

         Предметом исследования --- особенности стиля в Третьей баянной сонате.   Материалом исследования послужила Соната №3 для баяна Вл. Золотарева, как значимое, ранее не исследованное сочинение.

             Цель работы – дать характеристику стиля Третьей сонаты Вл. Золотарева, определить место данного сочинения в баянном творчестве композитора.

            Научная новизна работы связана с тем, что данная Соната впервые рассматривается с точки зрения ее композиционно-драматургических особенностей, исследуются особенности стиля композитора.

             Теоретической и методологической основой работы стали музыковедческие труды по проблемам развития камерно-инструментального творчества советских композиторов второй половины ХХ столетия; исследования творческого пути Вл. Золотарева; материалы и критические статьи о стилевых чертах современных произведений.

             Практическая ценность работы состоит в возможности дальнейшего использования ее материалов при изучении камерно-инструментального творчества советских композиторов второй половины ХХ столетия. Исследования данной работы будут очень полезны для анализа творчества Вл. Золотарева в целом, и конкретно для его баянных сонат. Кроме этого, опыт данного музыковедческого анализа будет полезен исполнителям, будет способствовать более глубокому пониманию данной сонаты.

      Структура  работы: работа состоит из Введения, основного раздела, Заключения,  Списка використаних джерел та Додатків.

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

     

      

 

         Владислав  Золотарев внес огромный вклад  в становление и развитие баянного  искусства. Жизнь и творчество  этой яркой и талантливой личности  загадочны, о нем немного  известно и мало написано. Созданные им сочинения говорят сами за себя. Это музыка, которая написана человеком яркого дарования, большого таланта  и тонкого мироощущения. Жизнь Вл. Золотарева – трудная дорога восхождения к высотам человеческого духа.

        Всю свою  пронзительно недолгую жизнь  (он ушел из жизни в 33 года, приняв смерть добровольно)  композитор безраздельно отдал служению искусству. Он был поэтом, музыкантом, художником. Его творческий путь можно сравнить с горением. Желание творить, писать музыку было главным в его жизни. В письме к Ю. Ястребову Вл. Золотарев писал 14.04.1974.года: «Если мы выживем, не покончив с  собой, -- это будет истинным подвигом. Я рад тому, что и ты год от года совершенствуешь себя! Не обязательно писать музыку, романы или полотна … но обязательно надо совершенствоваться, ибо в этом и только в этом истинное человеческое предназначение.» (цит. по

   3,с.91)

         Для понимания  концепции и содержания произведений  Вл. Золотарева необходимо помнить,  что жизнь и творчество этого гения были подчинены идее познания себя. Он писал в своем дневнике 11.07.1974 года: « Меня личность интересует во взаимоотношениях с самим собой во глубоком одиночестве и во взаимоотношениях с природой. Ибо никого другого я не хочу познать так, как самого себя». (цит. по  3, с.201).

       Музыкальное творчество  Вл. Золотарева автобиографично. Феномен трагического восприятия жизни отражен в ряде сочинений композитора. Среди них следует выделить Сонату №3, «Пять композиций», «Испанскую рапсодию», «Траурную музыку». Эти произведения объединяет не только трагизм мироощущения: их образный мир отражает мировосприятие композитора, которое формируется во взаимодействии личного ощущения человеческого «Я» не только  с миром внешним, но и с человеческим будущим – «миром Возвышенным». В письме своему северному другу Большанину 8 февраля 1972 года Вл. Золотарев написал: «…закончил за несколько суток большую третью Сонату для баяна. …Работал много, но вот уже восемь дней хандрю. У меня всегда так. Как напишу что-то, а потом депрессия. Перед этим написал два опуса для камерного оркестра за шесть дней (вернее суток), «Диптих» и «Триптих». (3,49)  Мощнейшая образная сфера произведения, трагическая образная концепция, ярчайший тематизм и мастерское воплощение его в форме требовали колоссальной  жизненной и психической энергии от автора.

 

        Третья Соната Вл. Золотарева отражает  мировоззренческую позицию

 

автора, его трагический взгляд на мир, творческое постижение бытия.

 

Образная сфера и драматургия  третьей сонаты постепенно формировались  в 

 

творчестве композитора, постоянно  волнуя и вдохновляя его. Близкая третьей сонате система ценностей и система образов представлена в «Партите» (1968 год), а также в Пяти композициях  (1971 год). Созданная в

 

1972 году Третья соната для  баяна ярко воссоздает  яркую, типичную для

композитора систему образов.

  Триумф 3-ей сонаты Вл. Золотарева произошел в мае 1975 года, когда                                           Ф. Р. Липс, будучи приглашенным артистом на конкурс в город Клингенталь, представил этот шедевр мировому баяно-аккордеонному сообществу. Это произведение явилось кульминацией творчества  композитора Вл. Золотарева в воплощении драматических образов. В центре сонаты – трагедия, борьба со злом, мрачными силами и  Утверждение кристальной чистоты и гармонии.

      Третья соната для баяна Вл. Золотарева представляет собой четырехчастный цикл. Интересно отметить, что материал сонаты представляет собой яркий синтез разностилевых элементов. Так, 1-я и 3-я части написаны в додекафонной манере, а 2-я и 4-я --- в традиционной. Несмотря на использование различных техник, различных стилевых ориентиров, композитору удалось создать произведение необыкновенно целостное и яркое. Это возможно только при особой концентрированности изложения, подчиненной раскрытию единой целостной концепции. Отражена данная концепция в четырехчастном цикле, раскрывающем идею сочинения от части к части.

              Последовательное развитие образной системы сонаты можно

представить как традиционную  идею становления человеческого  духа в борьбе за идеалы  любви,  постижения прекрасного. Образный мир сонаты основан на трех сферах,  трех контрастных составляющих единой концепции, это: 1) образы зла, обрушевшегося на мир; 2) противостоящий силам зла человеческий дух; 3) мир грядущего, возвышенных образов вечности и покоя. Сила духа формируется и мужает в противодействии с образами зла. Противопоставление этих двух начал представляет драматургическую канву произведения,  очерченную ярко      контрастными средствами музыкального языка.

      Сфера «зла» - бездуховность внешнего мира -   представлена  в Сонате действенными, активными образами. Жанровая окраска  данной сферы связана с токкатными, маршевыми, скерцозными и фанфарными темами. Особенностью тематизма образной сферы «зла» является его непрестанное и очень активное нагнетание. Образ «зла» занимает большую часть всей  пространственно-временной конституции сонаты, формируя неприятие внешнего мира главным героем. Для создания античеловеческих образов, образов «зла» из параметров характеристики создающих их элементов музыкального языка исключаются мелодичность, певучесть интонаций, песенное начало. Это образы агрессии, хаоса.

        Так, Главная партия первой части Третьей сонаты рисует мощный образ неукротимой силы и агрессии. Показательно, что композитор формирует этот образ зла двумя тематическими образованиями. Первый –Maestoso -   открывает сонату. Это образ неотвратимости, властности внешнего мира. Мощные многозвучные аккордовые напластования, подчеркнуто контрастное введение двойного пунктира на фоне длящихся долгих звуков, максимально громкая динамика и включение всех регистров – все средства выразительности обнажены и обострены до предела, чтобы показать, как «Зло обрушилось на мир». (Пример 1).

     Вторая  тема  главной  партии -  Allegro ben ritmico con anima (Пример 2) – рисует действенный образ зла, в противоположность неотвратимости и статики первой темы. Античеловечность, агрессивность образа переданы резкими диссонансными созвучиями,  утрированной акцентностью ритмического движения, восходящими скачками мелодии. Так создается образ несокрушимой бездушности «Внешнего мира», усиленный маршевым ритмом и фанфарными интонациями.

        Развитие «образа  зла» в разработке усилено  тонально-гармоническими средствами, резкой артикуляцией, введением многочисленный акцентов, утрирующих каждую долю такта (sff, sfff). Важным средством динамизации в разработке выступает токкатная жанровая сфера. Различные виды фактурно-ритмического тематизма усиливают динамику нагнетания (Пример 3).

        Механистичность  и жестокость звучания   реализуются  в музыкальном материале  также посредством ладовой неустойчивости, острой диссонансности.  Так, в теме главной партии IV части композитор использует фонизм тритона, секунды, септимы (Пример 4). Кроме этого, жестокость «внешнего мира» передается через ладовую систему, например,  использование гаммы «тон-полутон» во II (такты 63-71) и IV частях сонаты (такты 119-125)  (Пример 5),  движение по целотонному звукоряду (такты 73-80) в 1-ой части  (Пример 6).

         Главные партии и разработки 1 и 4 частей сонаты №3 формируют «образную сферу зла».

           Особенностью образной сферы  зла является не только ее значительное масштабное преобладание в музыке сонаты, но и использование для ее создания других стилевых элементов, к ним можно отнести риторическую фигуру «catabasis» и средневековую секвенцию  «Dies irae». Оба важных исторически иностилевых символа звучат в напряженных, кульминационных участках формы.

          Так, фигура «catabasis» - это символ положения во гроб, что знаменует собой крах, падение, вселенскую катастрофу, звучит в конце экспозиции финала Сонаты №3 (такты 103-111) (Пример 7). Звучащая в басовом голосе риторическая фигура своеобразна в ритмическом отношении: смена нисходящего движения происходит не ровными длительностями, а в ритме половинная с точкой--четверть, что придает фигуре  гротескно-саркастический,  «прихрамывающий» характер. Фигура  «catabasis» подчеркнута не только ритмом, но и выделена акцентами. А еще большую яркость звучания ей придает фон  – гармонические фигурации шестнадцатых, которые дублируют мелодический рельеф.

        Символ приближающейся смерти секвенция «Dies irae» вводится после побочной партии в экспозиции финала (такты 88-97)  (Пример 8). Способ оформления данной темы находится в русле действенных драматических тем сонаты. Ритмическая пульсация шестнадцатых в басу с акцентым выделением  первой и третьей доли такта делает  «шествие» темы неукротимым. Акцентные ритмические фигурации септаккордов с пульсацией шестнадцатых в заданном ритме усиливают мощь и неотвратимую силу надвигающейся смерти. Важную роль здесь играет артикуляция.

      Вторая образная сфера,  как бы повествующая в сонате «от автора»,  характеризует внутренний мир героя, его лирические переживания, невозможность приятия внешнего мира, трагизм и отчаяние. Для передачи сокровенных чувств и силы эмоционального воздействия, в противопоставлении с образами «зла», композитор  образы переживаний, размышлений, насыщенных лирикой, окрасил проникновенностью индивидуально трактованных интонаций. Так, тема Побочной партии 1 –ой части  (Poco meno mosso molto cantabile)  создает образ страдания, боли и переживания в опоре на певучее начало, непрерывность имитационно- полифонического развития. Диссонансность созвучий по вертикали усиливается напряженными ходами мелодической линии по звукам неполной серии, полиладовыми взаимодействиями  имитационных голосов (Пример 9).

Информация о работе Черты стиля Вл. Золотарева (на примере Сонаты 3 для баяна)