ТНК и международная миграция капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:45, реферат

Краткое описание

В связи с наличием объективно большой, если не сказать: жизненно важной, зависимости России от внешних условий её развития, формируемых в ходе эволюции системы международных экономических отношений (МЭО), не вызывает сомнения целесообразность прогнозирования последних на среднесрочный (4-5 лет) и более долгосрочный период. Попытка такого прогноза содержится в предлагаемой вниманию работе.

Содержание

Введение_____________________________________________________3
1. ТНК и международная миграция капитала (инвестиций)_______ 4
2. Мировая торговля__________________________________________ 8
3. Международный обмен технологиями________________________ 12
4. Международные валютно-финансовые отношения_____________13
Заключение__________________________________________________15
Литература__________________________________________________ 16

Прикрепленные файлы: 1 файл

Прогнозирование мировой экономики-КОНТР.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение_____________________________________________________3

1. ТНК и международная миграция капитала (инвестиций)_______ 4

2. Мировая торговля__________________________________________ 8

3. Международный обмен технологиями________________________ 12

4. Международные валютно-финансовые отношения_____________13

Заключение__________________________________________________15

Литература__________________________________________________ 16

 

Введение

 

В связи с  наличием объективно большой, если не сказать: жизненно важной, зависимости России от внешних условий её развития, формируемых в ходе эволюции системы международных экономических отношений (МЭО), не вызывает сомнения целесообразность прогнозирования последних на среднесрочный (4-5 лет) и более долгосрочный период. Попытка такого прогноза содержится в предлагаемой вниманию работе. При этом в работе отражен десятилетний горизонт, поскольку менее продолжительный период значительно осложняет выявление и предсказание сколько-нибудь заметных, а тем более радикальных сдвигов в системе МЭО, а выход далеко за пределы десятилетия неизбежно, причём в некой аналогии с «антигеометрической» прогрессией, снижает достоверность прогнозирования такого рода изменений.

 

1. ТНК и международная миграция капитала (инвестиций)

Ключевой фигурой  мировой экономики и процесса глобализации останутся транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ), число которых, приводимое в ежегодных докладах ЮНКТАД, будет расти и с нынешних 77 тыс. (при 770 тыс. зарубежных филиалов)1, видимо, повысится к 2017 г., если судить по среднегодовым темпам прироста их числа в прошлом и текущем десятилетиях, до 130-150 тыс. Однако среди них действительно ведущую, если не доминирующую роль в мировой экономике и процессе глобализации будут играть не более чем 2-3 тыс. первоклассных «Multis», главным образом около 500 ТНК высшего эшелона, и 100-150 лидеров среди ТНБ.

Корпорации  высшего эшелона можно оценить  как ТНК пятого поколения, сущностными чертами которых являются:

-   глобальные экономические и политические условия функционирования, а также участие в мировом хозяйстве в качестве автономного субъекта, во многом независимого от национальных государств (своих и зарубежных) в развёртывании своей трансграничной экспансии;

-   общемировая стратегия развития, нацеленная на завоевание уже не отдельных сегментов мирового рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции приоритетного для данной ТНК профиля, чему подчинены организация НИОКР и инновационного процесса, корпоративное управление, глобальные маркетинг и послепродажное обслуживание, постоянная связь с потребителями (реальными и потенциальными);

-   гибкое сочетание в этой планетарной стратегии, с одной стороны, слияний и приобретений (поглощений) капиталов (СиП), ведущих к образованию новых или расширению действующих компаний, и, с другой стороны, формирования международных стратегических альянсов (МСА) как взаимосвязанных и в то же время альтернативных инструментов для дальнейшего развёртывания трансграничной экспансии ТНК, причём в определённые отрезки времени в зависимости от мирохозяйственной конъюнктуры предпочтение отдаётся тому или другому - СиП или МСА;

-   всемирный характер воздействия на движение и использование факторов производства (капитала, рабочей силы, природных ресурсов, предпринимательских способностей и др.): 380 крупнейших корпораций сосредоточили сегодня в своих руках 40% глобального ресурсного потенциала и 80% технологических нововведений;

-   всемирная система международного производства, размещённого в большинстве стран мира, т. е. вынесение большей части производственной, сбытовой и сервисной деятельности за пределы экономического пространства страны базирования головной штаб-квартиры; преобладание внутрифирменных каналов перемещения (трансферта) промежуточных результатов (комплектующих изделий);

-   формирование широкой, по существу планетарной сети филиалов, дочерних и ассоциированных компаний в различных государствах.

Эти сущностные черты у  ТНК-2017 сохранятся, подвергнутся частичной модификации, обогащению и усложнению, но вряд ли будут заменены и дополнены существенными другими характеристиками. Иными словами, едва ли появятся веские основания говорить о ТНК шестого поколения.

Организационная структура  ТНК, оперативность управления разбросанными по всему миру многочисленными подразделениями выделяет ТНК в особую группу хозяйствующих субъектов на международном уровне. В этой связи существует определённая опасность подрыва государственного суверенитета различных стран, открывших широкие двери для инвестиций ТНК. Тем не менее, надёжно защитить ту или иную страну от чрезмерного влияния ТНК и злоупотребления ими своими корпоративными интересами призвано государственное регулирование их деятельности.

Государства продолжают вводить в действие новое законодательство и другие нормы регулирования операций ТНК, чтобы сделать свой инвестиционный климат более привлекательным для последних. По данным ЮНКТАД, из 1170 изменений, внесённых в национальные режимы для ПИИ в 2001-2005 гг., в 1043 случаях речь шла об открытии новых областей для ПИИ и о дополнительных мерах стимулирования. На международном уровне количество двусторонних инвестиционных договоров (ДИД) и договоров об избежании двойного налогообложения (ДИДН) достигло в 2005 г. соответственно 2495 и 2758, причём большинство ДИД и ДИДН развивающиеся страны заключали между собой. На региональном и глобальном уровнях были заключены такие международные инвестиционные соглашения, которые призваны способствовать повышению открытости национальных экономик перед ПИИ. Указанные нормативно-правовые акты и соглашения, как правило, строятся в соответствии с Кодексом либерализации движения капиталов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), что является императивом и для России, которая с 1996 г. официально выражает намерение присоединиться к ОЭСР1.

Ведущая роль ТНК высшего эшелона в  мировом хозяйстве и системе  МЭО однозначно детерминирует для  России следующий императив: чтобы  РФ в прогнозируемый период смогла утвердить себя как мировая экономическая держава российское бизнес-сообщество при поддержке государства должно предпринять активные усилия по формированию и развёртыванию глобальной экспансии первоклассных ТНК, базирующихся в нашей стране. Пока такого качества достигли только несколько российских ТНК сырьевого профиля и производящих продукцию низких стадий переработки («Газпром», «ЛУКойл», «Русал», «Норильский никель» и др.). В то же время некоторые ТНК из стран, сопоставимых с РФ по ряду параметров, уже фигурируют среди лидеров в отраслях глубокой переработки, в том числе высокотехнологичных секторах (например, индийские «Инфосис» и «Уипро текнолоджис» в сфере информационно-телекоммуникационных услуг). Без формирования собственных первоклассных ТНК в отраслях глубокой переработки, особенно высокотехнологичных, РФ будет окончательно вытеснена на периферию мирового хозяйства. Особенно важно, чтобы ТНК высшего эшелона стала создаваемая в настоящее время Объединенная авиастроительная корпорация.

Формирование  и экспансия первоклассных ТНК, как показывает мировой опыт, невозможны без активной поддержки государства- прямой и косвенной, экономической и неэкономической (политической, организационно-правовой и т.д.). Это, по-видимому, вполне осознают в высших эшелонах государственной власти в России. Вместе с тем трудно согласиться с Л. Слуцким (1-й зам. председателя комитета Госдумы РФ по международным делам), что «дело продвижения наших ТНК на зарубежные рынки стало поистине государственным»2. Во всяком случае, содержание обширной статьи Л. Слуцкого в правительственной газете не несёт в себе убедительных доказательств данного тезиса, особенно на фоне приводимых им примеров по другим государствам. Оно свидетельствует скорее об интересе и благожелательном отношении российского руководства к формированию и внешней экспансии «наших» ТНК, чем об активной и продуманной поддержке государством этих процессов.

Так или иначе, в области содействия со стороны  государства завоеванию российским бизнесом прочных позиций в мировой элите ТНК не видно чётко сформулированной, целеустремлённой и комплексной, действительно глобальной стратегии, скорейшая разработка которой настоятельно необходима и стала бы «поистине государственным делом».

Для превращения  в первоклассные ТНК действующие ныне российские компании (это в той или иной степени и в специфических для кредитно-финансовой сферы формах относится и к банкам) должны предпринять- по своей инициативе и на базе уже имеющегося собственного потенциала- по меньшей мере следующие шаги:

-СиП и(или) формирование стратегических альянсов с отечественными партнёрами;

-  первичное размещение (IPO) своих акций и других ценных бумаг в одном из ведущих мировых финансовых центров, предпочтительно на Лондонской фондовой бирже;

- приобретение долевых участий в капитале первоклассных зарубежных ТНК или дружественное слияние с ними;

-  вступление в МСА.

Формирующиеся первоклассные ТНК российского  происхождения, если они намерены утвердить  себя в таком качестве, должны сыграть  существенную роль в продолжении тенденций к повышению удельного веса развивающихся стран и стран с переходной экономикой (СПЭ) в общемировом объёме трансграничных СиП (с 4 до 13% за 1987-2005 гг.) и по числу заключённых сделок СиП (соответственно с 5 до 17%), а также в глобальных ПИИ в целом. Доля указанных стран в мировом импорте ПИИ повысилась с 20,3% в 1978-1980 гг., до 22,6% в 1998-2000 гг. и 40,6% в 2003-2005 гг., а в мировом экспорте ПИИ - соответственно с 3,0% до 9,6% и 14,1% при соответствующем уменьшении удельного веса развитых стран. Обе тенденции в прогнозируемый период, вероятно, получат дальнейшее развитие при более активной роли России в этих взаимосвязанных процессах.

В 2005 г., по данным ЮНКТАД, РФ заняла 3-е место среди  развивающихся стран и СПЭ по объёму накопленных собственных ПИИ за рубежом (120 млрд долл.) - после Гонконга2 и Британских Виргинских островов, которые можно лишь весьма условно отнести к данной категории стран. При этом РФ существенно опередила во многом сопоставимую с ней по макроэкономическим и социальным параметрам Бразилию (72 млрд) долл. Накопленный за рубежом российскими ТНК капитал в форме ПИИ, а также снятие Банком России с 1 июля 2006 г. ограничений для российских резидентов на внешнеэкономические операции с капиталом (это представляет собой важную и, безусловно, необходимую веху на пути к реальному обеспечению полной конвертируемости рубля) могут стать трамплином для дальнейшей экспансии и укрепления позиций ТНК, базирующихся в РФ, в мировом хозяйстве. При этом необходимо добиться того, чтобы эти ПИИ осуществлялись на легальной основе и обеспечивали реальное присутствие российских ТНК в ключевых отраслях экономики зарубежных стран, которое вновь и вновь завоевывают и подтверждают для себя иностранные ТНК высшего эшелона.

 

2. Мировая торговля

Вследствие  дальнейшего углубления международного разделения труда, прежде всего внутриотраслевого, продолжит развитие тенденция к  опережающему росту мировой торговли по сравнению с мировым производством ВВП. В прогнозируемый период процесс повышения удельного веса услуг в мировой торговле (как и в производстве глобального ВВП) продолжится, но замедлится. Это станет результатом того, что мировой экспорт услуг будет, как и за весь период после Второй мировой войны, показывать несколько большую динамику по сравнению с экспортом товаров в форме материального продукта (см. нижеследующий рисунок 1).

 

Рис. 1 Прогноз роста мирового товарного экспорта в целом, экспорта сельскохозяйственной продукции, экспорта продукции добывающей промышленности, экспорта продукции обрабатывающей промышленности и мирового экспорта услуг на 2007-2017 г. (2000 г. = 100)*

 

Вместе с тем различия среднегодовых темпов прироста мирового экспорта услуг и товаров (соответственно 7,0% и 6,4% - см. рис. 2) будут не столь значительными, как в предшествующие десятилетия, причём эти темпы в отдельные годы будут заметно отклоняться вверх или вниз от линии тренда. Более того, если за прогнозную базу принять данные ВТО за 1996-2005 г., то приведённые на их основе расчёты показывают, что темпы прироста обоих показателей в 2007-2017 гг. будут примерно одинаковыми, причём даже с небольшим опережением по товарам (соответственно 7 51% и 7,56%).

 

среднегодовой темп прироста доли РФ в мировом  экспорте товаров - 4,56%, в мировом экспорте услуг - 2,28%.

 

Рис. 2 Прогноз  изменения доли РФ в мировом экспорте товаров и услуг до 2017 г.*

 

Среднегодовой темп прироста за 2007-2017 гг. мирового товарного экспорта в целом -6,4%, экспорта сельскохозяйственной продукции - 4,9%, экспорта продукции добывающей промышленности - 3,8%, экспорта продукции обрабатывающей промышленности - 7,1%, мирового экспорта услуг - 7,0%.

В торговле товарами вследствие успешных усилий бизнеса и государств по снижению материалоёмкости и энергоёмкости производства продолжится рост удельного веса (по стоимости) продукции обрабатывающей индустрии при соответствующем уменьшении доли добывающей промышленности (это отражается в более высокой динамике показателей мирового экспорта изделий обрабатывающей индустрии по сравнению с экспортом продукции добывающей промышленности на рисунке б)1 В мировом экспорте услуг повысится доля прочих услуг (особенно услуг в области НИОКР, информационно-коммуникационных, консультационных, инжиниринговых и других услуг из разряда деловых) по сравнению с транспортными и туристическими. К этим тенденциям российскому бизнесу будет необходимо адаптировать свой производственный и экспортно-сбытовой аппарат.

В обозримой перспективе  спрос на российские энергоносители будет оставаться стабильно высоким. Этому будет способствовать прогнозируемый ведущими мировыми экспертами рост энергопотребления в мире с 16 млрд т у. т. в 2005 г. до 22 млрд т у. т. в 2020 г. Значительно вырастет энергопотребление в основных странах-потребителях, решающим образом зависящих от импорта (США, Китае, Индии и др.). Так, доля импорта в потреблении нефти США вырастет с 58% в 2005 г. до 75% в 2020 г. Всё это будет способствовать поддержанию, а, возможно, и укреплению позиций РФ как великой энергетической державы, несмотря на вероятность некоторого снижения цен на нефть и газ по сравнению с пиковым уровнем 2005-2007 гг., резкий рост затрат на поддержание и развитие инфраструктуры для российского экспорта нефти и газа, растущую конкуренцию не только со стороны стран Ближнего Востока, но и государств Северной Африки, Каспийского региона, Центральной Азии.

Информация о работе ТНК и международная миграция капитала