Тенденция развития мирового нефтегазового бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 19:27, реферат

Краткое описание

Обострилась конкуренция со странами СНГ. Появились новые игроки на рынке такие как Азербайджан и Казахстан, которые создали альтернативные пути транспортировки нефти на международные рынки. В связи с этим изменятся приоритеты и мощности нефтяных потоков России, идущих в ближайшее и дальнее зарубежье.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Мировые тенденции в развитии нефтегазового комплекса ………………….4
Взаимодействие в мире государственных и частных нефтегазовых
компаний ……………………………………………………...…………………7
3. Перспективы развития нефтегазового комплекса России на мировом рынке
энергоресурсов………………………………………………………………..…9
Заключение……………………………………………………………..…………..….17
Список использованной литературы………………………………………………...19

Прикрепленные файлы: 1 файл

Тенденция развития мирового нефтегазового бизнеса.doc

— 514.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Институт Экономики  отраслей, бизнеса

и администрирования

Кафедра экономики отраслей и рынков

 

Реферат

по предмету: Международный  нефтегазовый бизнес

на тему: «Тенденция развития мирового нефтегазового бизнеса»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент гр. 23 ПВ – 301

Исайкина С.А.

Проверил:

к.э.н., Кузнецов В.А.


 

 

 

 

Челябинск

2012 
Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

  1. Мировые тенденции в развитии нефтегазового комплекса ………………….4
  2. Взаимодействие в мире государственных и частных нефтегазовых                           

         компаний ……………………………………………………...…………………7

3.      Перспективы развития нефтегазового комплекса России на мировом рынке

        энергоресурсов………………………………………………………………..…9

Заключение……………………………………………………………..…………..….17

Список использованной литературы………………………………………………...19

 

 

 

 

Введение

 

На данное время экономическое  положение государств определяется следующими важными факторами: внутренние ресурсы страны и степень ее интеграции в мирохозяйственную систему. Рынок стран Европы является одним из важнейших направлений экспорта Российской нефти.

Обострилась конкуренция  со странами СНГ. Появились новые  игроки на рынке такие как Азербайджан и Казахстан, которые создали альтернативные пути транспортировки нефти на международные рынки. В связи с этим изменятся приоритеты и мощности нефтяных потоков России, идущих в ближайшее и дальнее зарубежье.

Нефтяной комплекс играет важнейшую роль в развитии российской экономики, обеспечивая жизнедеятельность производственного и коммунального секторов страны, и в то же время приносит большую часть экспортных доходов.

Именно поэтому рассмотрение перспектив развития нефтегазового  комплекса России на мировом рынке является приоритетной задачей для дальнейшего развития страны, поддержания ее экономической стабильности на мировом рынке и устойчивого положения на лидирующих местах в экспорте и использовании нефтяных ресурсов.

В настоящее время  происходит постепенное истощение запасов нефти в мире, что является неравномерным процессом. Согласно доступным данным, нефтяная промышленность США уже вступила в период истощения существующих ресурсов.

 

  1. Мировые тенденции в развитии нефтегазового комплекса

 

Прогноз мирового энергопотребления предполагает к 2050 г. использование 35-40 млрд тут. При этом доля нефти и газа составят к 2020 г. соответственно 29% и 26%, а к 2050 г. – 20% и 27%. Долевое снижение обусловлено предполагаемым интенсивным использованием биомассы (рост к 2050 г. с 11 до 15%) и «нетопливной» энергетики – ядерной (с 2% в общем объеме первичных ТЭР – до 6%), возобновляемой (с 3% – до 17%). При этом абсолютные объемы мирового энергопотребления будут расти: по нефти – с 5,4 млрд тут в 2004 г. до 7,3 млрд тут к 2020 г. и до 8,4 млрд тут к 2050 г., по газу – с 3,4 млрд тут до 5,5 млрд тут к 2020 г. и до 10,7 млрд тут к 2050 г.

Географический объем  потребления первичных ТЭР стабилизируется  в районах Северной Америки и Западной Европы и в 2 раза вырастет в странах Латинской Америки, АТР, Среднего Востока и Африки.

При этом запасы нефти  и газа будут более локализованы в основных центрах – на Ближнем Востоке, в ЦАР, в Западной Сибири РФ и шельфах северных и восточных морей.

Так, общие запасы нефти (без учета некондиционных запасов) оцениваются в 1 трлн баррелей, и на обозримый период (до 2030 г.) Ближний Восток обеспечит 25¸28% общемирового спроса на нефть, в т.ч. 2/3 мировой торговли нефтью. При этом доля стран ОПЕК в мировой добыче нефти возрастет с 37% до 53% в 2030 г.

Нераскрытые запасы газа оцениваются в 147 трлн куб м, из которых 2/3 обнаружено на территории бывшего СССР и на Ближнем Востоке. Россия до 2030 г. останется крупнейшим мировым производителем газа.

Несмотря на высокий  рост спроса и ограниченный объем  рентабельных (при действующих ценовых условиях) запасов нефти и газа дефицита ТЭР в мире не ожидается, ибо с увеличением спроса будет расти цена и станут доступными многие новые технологии увеличения нефте- и газоотдачи пластов, новые месторождения, в т.ч. с некондиционными запасами нефти и газа (битумы, нефтеносные пески, газогидраты и др.). В частности, только запасы нефтеносных сланцев в мире содержат 2,6 трлн баррелей н.э., почти в 3 раза больше обычных запасов нефти.

Резко усилится зависимость  нетто-импортеров от импорта нефти. Так, импорт нефти в странах ОЭСР вырастет с 64% до 85% к 2030 г., ЕС – с 76% до 94%, а в развивающихся странах Азии – с 43% до 78%. По газу доля импорта в ЕС вырастет с 49% до 81%, Китая – с 0 до 27%, Индии – с 0 до 40%.

Это усилит межрегиональные потоки нефти и газа. К 2030 г. чистая межрегиональная торговля нефтью достигнет 65 мб/д, что составляет более половины от мирового производства нефти и в 2 раза больше, чем на текущий момент. Межрегиональная торговля газом вырастет с 420 млрд куб м (в 2003 г.) до 1265 млрд куб м в 2030 г.

К 2030 г. более 50% всей межрегиональной  торговли газом будет осуществляться в виде СПГ. В стадии разработки и реализации находится 30 новых проектов по поставке СПГ.

Ключевой проблемой  глобальной энергетической безопасности в будущем при резко возрастающем объеме танкерных морских перевозок жидких углеводородов (нефти и СПГ) станет снижение уязвимости основных маршрутов (проливов Hormuz на входе в Персидский залив – 15 мб/д, Малакского пролива – 11 мб/д, Суэцкого канала, Турецких проливов и др.). Это повышает значимость танкерных перевозок по северному Ледовитому океану и сооружение трансконтинентальных нефтепроводов типа Восточная Сибирь – Тихий океан, БТС, Северо-Европейского газопровода, «Голубой поток», Иран – Индия и др.

Свобода и безопасность транзита вызовет необходимость  усиления геополитического и военно-экономического влияния на обеспечение ГЭБ.

В этой связи усилится тенденция по созданию национальных стратегических резервов нефти (а в будущем и СПГ) в основных странах-импортерах жидких углеводородов.

Так, в США действует стратегический резерв нефти емкостью 700 млн бар; в Китае начато строительство 4-х резервуаров, рассчитанных на хранение 100 млн бар нефти, а к 2020 г. намечается создать резерв на 885 млн бар. Вместимость японских нефтехранилищ составляет 250 млн бар – полугодовой запас импортных поставок.

Объем совокупных резервов в рамках Евросоюза составляет около 1,3 млрд бар за счет государственных запасов и 2, 7 млрд бар – запасов предприятий.

Нефтяной резерв России и других стран-экспортеров должен основываться на сохранении свободных быстроосваиваемых ресурсов на месторождениях, использовании свободных мощностей нефтегазопроводов, ПХГ, резервуарном парке на территории страны и в странах-импортерах российской нефти, принадлежащем НК России.

 

  1. Взаимодействие в мире государственных и частных нефтегазовых  компаний

 

В мире наблюдаются достаточно противоречивые тенденции по формированию инфраструктуры и организации взаимодействия государственных и частных нефтегазовых компаний.

С одной стороны, страны-экспортеры укрепляют национальные, в т.ч. государственные компании для защиты своих энергоресурсов и возможного влияния на регулирование внешних энергопоставок. С другой стороны, страны-импортеры ратуют за развитие транснациональных компаний с частным капиталом, что позволяет им скупать ресурсы, запасы и лицензии на освоение месторождений на территории других стран, увеличивая свою капитализацию и обеспечивая гарантию поставок.

Кроме того, противоречивы тенденции по укреплению долгосрочных контрактов на поставки и по либерализации спотового рынка.

Объективно усиливаются тенденции  по интеграции и диверсификации деятельности нефтяных и газовых компаний. Добыча газа, нефти и конденсата становится единой технологической задачей, также как и использование попутного нефтяного газа на НПЗ. Объединяются нефтяные, нефтетранспортные, нефтесбытовые и нефтехимические компании (напрямую или в холдинговые структуры), развиваются газоэнергетические структуры с выходом на производство конечного потребительского продукта с более высокой добавленной стоимостью. Меняется структура активов НГК с более широким привлечением в состав акционеров государственного и публичного капитала и «размыванием» частного капитала крупных компаний. Параллельно с этим идет интенсивное развитие малого и среднего бизнеса. Так, в РФ действует 50, а в США – более 8 тыс. предприятий МСБ в нефтяной сфере.

Малый и средний бизнес (под патронажем крупных компаний) активно включается в развитие и использование новых технологий геологоразведки, сервисного обслуживания, а также использования  продуктов нефтегазопереработки и нефтегазохимии. При сравнительно небольших объемах используемого сырья их эффект за счет развития быстроокупаемых малотоннажных производств обеспечивает развитие сферы наукоемких энергетических услуг с высокой добавленной стоимостью.

 

3. Перспективы развития нефтегазового комплекса России на мировом рынке энергоресурсов

Разработка  подготовленных запасов, в том числе  на уникальных месторождениях, затрудняется из-за целого ряда проблем: сложных геологоэкономических условий, низких коллекторских свойств, удаленности от инфраструктуры, высоких экологических рисков в отдаленных регионах отсутствия технологий извлечения высоковязких нефтей, нерентабельности ввода в разработку новых участков в современной системе налогообложения. 

 
Рис. 1. Динамика средней выработанности активных запасов нефти России в 1971-2011 гг., %

Приоритетным направлением политики в сфере развития нефтяной отрасли является создание стимулов для освоения новых крупных месторождений  нефти в России и развитие системы транспортировки углеводородов. 
Стоит подчеркнуть, что в Генеральной схеме развития нефтяной отрасли целевые показатели нефтедобывающей отрасли Стратегии развития энергетики пересмотрены в сторону снижения: по данным на ноябрь 2010 года добыча нефти в 2020 году прогнозируется на уровне 96,2% прогноза 2009 года. 
 
Рис. 2 Динамика средней выработанности трудноизвлекаемых запасов нефти России в 1971-2011 гг., %

По данным Oil News, независимого интернет-издания, добыча нефти в  РФ в следующие 20 лет стабилизируется на уровне 2011 г., и поэтому возможности дальнейшего роста российской экономики за счет увеличения нефтедобычи исчерпаны. Об этом заявила глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина. 
Генеральная схема развития нефтяной и газовой отраслей.

Для большего поддержания  нефтяной и газовой отрасли были созданы в 2008 и 2009 годах генеральные  схемы развития нефтяной и газовой  отрасли соответственно. Целью данных документов является обеспечение максимизации экономического эффекта функционирования отрасли в долгосрочной перспективе без снижения сегодняшнего уровня ежегодных налоговых поступлений (как уже было сказано ранее). 
Генсхема определяет перспективные показатели развития отрасли:

  • Ø уровень добычи нефти и газа, обеспечивающий максимальный экономический эффект и бюджетные поступления;
  • Ø объем нефте- и газопереработки;
  • Ø развитие транспортной инфраструктуры, необходимое для обеспечения внутренней и экспортной доставки целевых объемов нефти, нефтепродуктов а так же газа и газового конденсата.

Основные выводы по Генсхеме развития нефтяной отрасли:

  • Ø Целевой профиль добычи нефти наиболее оптимально обеспечивает распределение нагрузки между государством и инвестором, предполагает стабилизацию ежегодной добычи нефти в период до 2020 года на уровне 505 млн. тонн.
  • Ø Необходимо определить оптимальный налоговый режим в добыче нефти, обеспечивающий максимальные налоговые поступления и максимальную стоимость отрасли для страны при приемлемой сложности администрирования режима. (Такая работа ведется Минэнерго России с заинтересованными ФОИВ и НК).
  • Ø Сохранение объемов нефтепереработки на текущем уровне 230-240 млн. тонн при увеличении глубины переработки до 85% в 2020 году обеспечит максимальный вклад нефтепереработки в экономику страны.
  • Ø Выравнивание пошлин на светлые и темные нефтепродукты вместе с грамотным управлением дифференциалом между пошлиной на нефть и нефтепродуктами являются ключевыми рычагами для достижения поставленных целей.

Завершение текущих  диверсификационных проектов и реализация проектов по подключению новых центров добычи обеспечат гибкую и устойчивую к смене рынков инфраструктуру, хеджирующих страновые транзитные риски. 
Так же данный документ предусматривает следующее изменение: Минэнерго и Минфин совместно с Роснедрами подготовили проект стимулирования разработки месторождений труднодобываемой нефти, который предполагает значительные скидки по налогам для нефтяников. Все такие месторождения в зависимости от сложности их эксплуатации предлагается разделить на две группы, которым будут даны разные скидки на НДПИ. Льготы планируется закрепить за месторождениями на семь лет для проектов первой группы и на десять лет для второй. Кроме того, будет создан резерв для ликвидации скважин. 
Скидки нефтяники могут получить, только если месторождения сейчас не разрабатываются из-за нерентабельности, а уровень их выработанности на 1 января 2013 года не должен превышать 1%. Предполагается, что освоение проблемных месторождений принесет бюджету к 2015 году до $2 млрд. налогов, а к 2032 году — более $62 млрд.

Информация о работе Тенденция развития мирового нефтегазового бизнеса