Современные тенденции развития международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 10:31, доклад

Краткое описание

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что современные международные отношения трансформируются и эти преобразования непосредственно влияют не только на внутреннюю и внешнюю политику различных государств, но и на конкретного человека, его мировоззрение, принципы взаимодействия с другими людьми и в целом на всю структуру его жизнедеятельности. В наши дни врядли можно считать хорошим профессионалом человека, получившего высшее образование в любой области, но не имеющего представления о современных международно-политических процессах.

Содержание

Введение
Раздел 1 Методологические аспекты изучения современных международных отношений
1.1 Понятие международных отношений
1.2 Теории международных отношений
1.3 Субъекты международных отношений
Раздел 2 Современные тенденции развития международных отношений
2.1 Сущность перехода к многополярному мировому порядку
2.2 Глобализация международных отношений
2.3 Демократизация международных отношений
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

hhh.docx

— 56.20 Кб (Скачать документ)

Таким образом, глобализация – не благотворительность, а естественно– исторический процесс. Она, понимается как интернационализация жизни  на нашей планете, движется вперед, преодолевая одни противоречия и  порождая новые, ломая сопротивление  одних социальных групп и выводя им на смену другие.

 

2.3 Демократизация  международных отношений 

 

На демократизацию как  тенденцию развития современного мира указывают многие авторы. При этом само понятие в политической науке  используется в основном в двух значениях. Поддемократизацией мира, во-первых, понимается рост количества демократических государств; во-вторых, усиление и развитие демократических институтов и процедур в различных странах.

Появление демократических  государств в мире шло не линейно. Хантингтон выделил периоды в  мировой истории, связанные с  развитием демократических процессов  и своеобразные демократические  откаты. Некоторые авторы, например Дикс, отталкиваясь от конкретных событий, указывают несколько иные даты развития волн демократизации, чем Хантингтон. Тем не менее, в целом, если не учитывать  различия в подходах отдельных исследователей, можно выделить в истории следующие  волны, или этапы, демократизации. Первая «волна» демократизации – самая длительная. Она фактически продолжается столетие и датируется Хатингтоном 1820-1920 годами. Во время этой «волны» было образовано более 20 демократических государств. Для этих стран была характерна парламентская и партийная системы, широкое избирательное право. За первой «волной» последовал «откат» от магистрального пути демократического развития, который продолжался со второй половины 1920-х годов по первую половину 1940-х. Он связан с приходом к власти фашизма в ряде стран мира. Вторая «волна» (сер. 1940 – нач. 1960-х) обусловлена поражением фашизма во Второй мировой войне и крушением колониальной системы. После нее наступает, согласно Хантингтону, новая регрессивная «волна», во время которой формируется ряд военных и авторитарных режимов. В целом второй «откат» длился с начала 1960-х по начало 1970-х годов. Наконец, новая третья «волна» начинается с первой половины 1970-х годов [8, С. 134]. Если в 1974 году насчитывалось 39 демократических стран, то уже к началу 1996 года их число составило 117. Самые мощные всплески свободы в ходе третьей «волны» пришлись на вторую половину 1980-х и начало 1990-х годов. В 1991-1992 гг. распространение свободы в мире, похоже, достигло высшей точки. Что связано, скорей всего, с развалом СССР. Возможно, наиболее поразительной чертой третьей «волны» является то, как мало осталось на земле режимов, которые никогда не допускали никакой многопартийной конкуренции. Столь широкое распространение многопартийной конкуренции свидетельствует об идеологической гегемонии «демократии» в сложившемся после окончания холодной войны мире, но – одновременно – о поверхностном характере этой гегемонии. Завершилась ли третья «волна»? Думается, что число аргументов в пользу утвердительного ответа возрастает с каждым днем. Распространение в мире либеральной демократии прекратилось, то же самое произошло и с политической свободой в более общем смысле. Демократизация приостановилась или даже совсем окончилась. В ближайшие годы мы можем стать свидетелями появления нескольких новых электоральных демократий, но дальнейший заметный скачок представляется маловероятным, поскольку в странах, где имелись наиболее благоприятные условия для демократизации, она уже произошла. Существует теоретическая вероятность, что за волной демократической экспансии последует не откат, а нечто вроде равновесия, при котором общее число демократий в мире заметно не увеличится, но и не уменьшится [3, с. 16-20].

В политологии внешняя  среда, т. е. тенденции мирового развития, обычно рассматривается как одна из структурных переменных процесса демократизации: насколько она способствует этому процессу. Однако в современном  мире при все более тесном переплетении внешней и внутренней политики международная  среда может выступать в качестве и структурной, и процедурной  переменной. Причем последнее, похоже, становится все более значимым. Принятие решений мировым сообществом  в отношении той или иной страны может вести к развитию в ней  демократических процессов. Так  ООН неоднократно принимала резолюции  в отношении режима апартеида  в Южной Африке, а также решения  о санкциях, что было фактором, воздействующим на отказ этой страны от политики апартеида  и проведение демократических выборов  в 1994 г. [8, С. 135]

Демократизация конца  XX столетия дала основание Фукуяме говорить о конце истории. В том смысле, что в историческом развитии человечество сделало свой выбор в пользу демократического развития. Действительно, если в начале XX в. относительно небольшое число государств можно было рассматривать как демократические, да и сами они далеко не всегда предполагали всю полноту избирательных и иных прав, то к началу XXI столетия эти проблемы оказались если и не решенными, то решаемыми. На отрицание демократического пути развития руководители государств идут сознательно, противопоставляя тем самым свою страну остальному миру. В этом контексте можно рассматривать процесс демократических преобразований в конце XX столетия именно как тенденцию политического развития мира, в реализации которой все более важными оказываются не эндогенные факторы (уровень социально-экономического развития, политические процессы в обществе), а экзогенные по отношению к данному государству, т. е. международная среда. Именно она побуждает к демократическим преобразованиям [8, С. 137].

Демократизация наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились возможности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения государством личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни. Достижения постиндустриальной революции — спутниковая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная почта, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгновенное распространение и получение необходимой информации едва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, — стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире. Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уделом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных институтов, — как правительственных, так и неполитического характера. В свою очередь это оказывает глубокие последствия на политические отношения с точки зрения их непосредственных участников [13, с. 202-210].

Следует, однако, подчеркнуть, что демократизация не является неким  однозначным и поступательным процессом. С особой отчетливостью это предстало  в результате последней «волны»  демократизации, когда стали образовываться нелиберальные демократии, гибридные  режимы, имитационные демократии. Их суть заключается в том, что демократические  институты и процедуры в ряде государств используются лишь как внешняя  форма, служащая порой для прикрытия  недемократических по своей сути механизмов реализации власти [8, с. 137-138].

Таким образом, следование демократическим  принципам и традициям для  все большего числа участников является неким позитивным примером. Оставаться вне всемирного «демократического  клуба» в современном глобализирующемся  мире означает быть неким «изгоем» - вне системы, вне «современности». Это побуждает все новые и  новые государства ориентироваться  на демократические ценности. Конец XX в., совпавший с третьей «волной» демократизации, которая по количеству государств, и по степени их вовлеченности  в демократические процессы является, пожалуй, особенно бурной, принес с  собой и другие тенденции мирового развития – многополюсность и  глобализацию, рассмотренные выше.

Заключение

Раскрыв и проанализировав  тему данной работы мы пришли к выводу, что сформулированная мною гипотеза подтвердилась. Действительно в  основе современных тенденций международных  отношений лежит концепция мира XXI века. Данная концепция станет основой  для выдвижения международных инициатив, имеющих целью содействовать  формированию новой культуры мира, имеющей общим фундаментом универсальную  систему ценностей и модель поведения  участников международных отношений. Новая культура мира отрицает рациональность войн и вооруженных конфликтов, ориентирует  мировое сообщество на создание такой  системы международных отношений, в которых каждое государство  имело бы равную степень безопасности, а каждый человек – гарантированные  права и свободы. Концепция мира XXI века будет продуктом совместной творческой деятельности правительств, политических партий и общественных движений, научного сообщества, деятелей культуры и религии. Только в условиях широкого и всестороннего взаимодействия всех, кому не безразличны судьбы человечества, можно будет тщательно проанализировать вызовы, риски и угрозы, перед  лицом которых оказались в  современных условиях отдельные  государства и все мировое  сообщество в целом, и на этой основе разработать принципы формирования «коллективного потенциала», посредством которого мировое сообщество будет противодействовать этим вызовам, рискам и угрозам.

Международные отношения  в эпоху глобализации изменяют свой характер, структуру и сущность. Характер международных отношений  менялся исторически – от «баланса сил» начала и середины прошлого столетия до «баланса интересов» в конце столетия, к последующей «общности интересов», без которой, похоже, невозможно представить  себе будущее. Структура международных  отношений обогатилась новыми субъектами, оспаривающими властные полномочия и влияние у традиционных –  государств и межправительственных организаций. Это физические лица, этносы, неправительственные организации, ТНК, ТНБ и МФО. Соответственно, и  сущность международных отношений  претерпела значительные влияния. Государства, стремившиеся максимально реализовать  свои интересы на основе принципа суверенитета, ныне стремятся войти в мир-экономику  и мир-политику.

Таким образом, поставленная цель в ходе исследования современных тенденций международных отношений была достигнута. Этими тенденциями являются: переход к многополярному миропорядку и противостояние гегемонии США; глобализация и нарастание глобальных проблем; демократизация и в тоже время усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии (Север) и полюса войны, брожения и тирании (Юг). Все это свидетельствует о противоречивости развития современных отношений и их более тщательного исследования.

Список литературы

1)   Бажанов Е. Неизбежность многополюсного мира // МЭИМО.- 2004.-№2

2)   Бовин А. Ведущие тенденции развития международных отношений // Международная жизнь.- 2004.-№4-5

3)   Даймонд Л. Прошла ли «третья волна» демократизации? // Полис.-1999.-№1

4)   Зарубежные страны. Выпуск 1: 1998-2003 гг. / Авт.-сост. Бердичевский Л. М.-Запорожье: Премьер, 2003.- 624с.

5)   Ирхин Ю. В., Золотов В. Д., Золотова Л. В. Политология: Учебник.- М.: Юристъ, 2001.- 511с.

6)   Косолапов Н. Глобализация: территориально-пространственный аспект // МЭИМО.-2005.-№6

7)   Кузнецова Е. Мировая политика: игра по правилам и без // Международная жизнь.-2006.-№1-2

8)   Лебедева М. М. Мировая политика: Учеб. Для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 352с.

9)   Мартынов Б. Ф. Международные отношения и безопасность в эпоху глобализации // Латинская Америка.-2001.-№7

10)    Международные отношения: теории, конфликты, организации: Учебное пособие / Под ред. Цыганкова П. А.- М.: Альфа-М, 2004.-288с.

11)    Новицький В. Інтеграція як інструмент сучасного розвитку та геополітики // Політика і час. - 2003.-№11

12)    Политология: Учебное пособие для вузов / научный редактор А. А. Радугин.- 2-е изд., перераб. И дополн.-М.: Центр, 200.-336с.

13)    Политология: Учеб. Пособие / Н. И. Азаров, Г. С. Адрияш, Т. В. Бакулина / Под ред. Кретова Б. И.- М.: Высш. Шк., 2001.-303с.

14)    Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. И сост. Ю. И. Аверьянов.- М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.- 431с.

15)    Проценко Л. Современные теории международных отношений как условие формирования у населения новой картины мира // Развитие личности.-2005.-№2

16)    Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов.- 4-е изд., перераб. И доп.- М.: Аспект Пресс, 2002.- 477с.

17)    Раковский С. Н. Международные организации в начале XXI века // География в школе.-2001.-№7

18)    Сергунин А. А. Международная безопасность: новые подходы и концепты // Полис.- 2005.-№6

19)    Терентьев Н. Мироустройство начала XXI века // МЭИМО.- 2004.-№10

20)    Фесенко М. Цей багатополюсний світ // Політика і час.-2005.-№12

21)    Хозин Г. Какими быть международным отношениям в XXI веке? // Международная жизнь.- 2002.-№2


Информация о работе Современные тенденции развития международных отношений