Роль Германии в общей внешней политике и политике безопасности Европейского союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 11:21, реферат

Краткое описание

В настоящее время формирование Евросоюзом пространства свободы, безопасности и правосудия предполагает продвижение по следующим направлениям:
- выработка общей линии в вопросах предоставления убежища, иммиграции и контроля внешних границ ЕС при отказе от контроля на внутренних границах;
- борьба с преступностью, расизмом, ксенофобией на основе сотрудничества полицейских служб, судебных систем и иных компетентных органов. Взаимное признание судебных решений по уголовным делам и сближение уголовного законодательства в тех случаях, когда это необходимо;
- взаимное признание судебных и внесудебных решений по гражданским делам [1, c. 25].

Прикрепленные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР.docx

— 60.78 Кб (Скачать документ)

Одна из наиболее часто  называемых Берлином проблем  –  взаимность предпринимаемых мер по упрощению визового режима. России часто напоминают, что в ней существует не только строгий визовый режим для граждан ЕС, но и их обязательная регистрация, а также ограничения районов посещения, которые, как подчеркивают официальные представители  немецкого правительства, являются неприемлемыми для ЕС. Россия со своей стороны ограничивается обещаниями.

Очевидно, что в Москве хорошо понимают многие доводы немецких партнеров, говорящие о том, что  переход ЕС на безвизовый режим с  Россией будет нелегким и достаточно длительным процессом. Помимо названной  выше, есть множество технических  и организационных сложностей: от необеспеченности россиян биометрическими паспортами, до необходимости унификации процедур охраны границ. Очень важна проблема реадмиссии – согласия государства принять обратно нелегальных мигрантов и соблюдение всех необходимых для этого процедур.

Очевидно, что главным  препятствием на пути к безвизовому  режиму с Россией для Германии, как и для многих ее партнеров  по ЕС, остается имидж  российского  государства с  его  высоким  уровнем коррупции, преступности и  ограничениями демократических  свобод. Между тем за ускорение  перехода к безвизовому режиму с  Россией все чаще высказываются  представители немецких научных и особенно деловых кругов. В своём обращении к правительству от 7 июля 2011 г. Восточный комитет предложил отменить визовой режим для России уже к 2018 г., когда в  ней состоится чемпионат мира по футболу. По данным комитета, ежегодный убыток из-за визовых ограничений в одном лишь германо-российском туристическом секторе составляет 162 миллиона евро. К этому следует добавить ущерб, наносимый немецким предприятиям. Комитет опросил 200 немецких компаний, 36 из которых заявили, что из-за визовых сложностей они лишились выгодных контрактов. На вопрос о перспективах отношений с Россией 56% опрошенных заявили, что в случае отмены виз они увеличат свои инвестиции в российскую экономику.

Выступающий за скорейшую  отмену виз эксперт по России из немецкого общества внешней политики Ш. Майстер указывает на то, что связанные с визами ограничения на въезд в Германию российских ученых и квалифицированных специалистов гораздо более существенны, чем это кажется политикам. 

Характерно, что и большинство  немецких сторонников скорейшей  отмены виз для россиян с сожалением отмечают, что  Россия не стремится облегчить визовый режим для европейцев, более того, в ответ на чрезмерные визовые формальности со стороны Германии, Москва ужесточила порядок получения виз гражданами ФРГ, которые теперь обязаны предъявлять справку о доходах. В этой связи представляется, что односторонняя отмена виз для граждан ЕС, или хотя бы существенное упрощение правил их регистрации и передвижения по территории России, могли бы стать весомым аргументом Москвы на переговорах о безвизовом режиме с ЕС.

На российско–германских переговорах в июле 2011г. в Ганновере президент Д. Медведев подчеркнул, что Россия отменит въездные визы для европейцев и, в частности, для немцев, как только то же будут готовы сделать для россиян Евросоюз и Германия, и вновь пообещал принять меры по либерализации регистрационных процедур. Со своей стороны канцлер Германии А. Меркель на этих переговорах признала, что именно позиция Германии до сего времени являлась одним из главных препятствий на пути к отмене визового режима между Россией и ЕС. Однако вывод о том, что «немецкая сторона готова сыграть роль «локомотива»  в решении визовой проблемы между Россией и ЕС», представляется преждевременным. Примечательно, что возможность  «более открыто»  подходить к вопросу визового режима с Россией, по словам Меркель, должен облегчить недавно созданный в ФРГ банк данных по визам, в котором должна накапливаться информация о потенциальных террористах, лицах склонных к криминальным действиям, и т.д.

Действительно сложной проблемой, на которую неизменно ссылается  Берлин, является то, что для отмены визового режима с Россией необходимо согласие всех членов ЕС, где по этому  вопросу отнюдь не наблюдается консенсуса. До недавнего времени основными противниками отмены виз для граждан России принято было считать недавно вступившие в ЕС восточноевропейские и прибалтийские страны и часть Скандинавии, а ее сторонниками Испанию и Италию, а также Францию и Германию, руководители которых неизменно заявляют о своей поддержке продвижению в этом направлении. Однако легко объяснимая (среди прочего, наплывом мигрантов из Северной Африки и неустойчивостью собственного положения) неожиданная сдержанность С. Берлускони, заявление Н. Саркози о том, что для решения этого вопроса потребуется 10-15 лет и приведенные выше высказывания А.  Меркель говорят о необходимости определенных корректив в оценке  позиций соответствующих стран. Позиция Германии, хотя и наиболее влиятельной в Евросюзе страны, представляется далеко не однозначной и в очень серьезной степени зависящей как от развития ситуации в ЕС, так и от возможных действий России [4, с. 63-65].

2. Лиссабонский  договор и роль Германии в  общей внешней политике и политике безопасности Европейского союза

Лиссабонский договор  был подписан 27 странами-членами  ЕС 13 декабря 2007 года. Он вступил в силу 1 декабря 2009 года после того, как все страны ЕС ратифицировали его в соответствии со своими национальными законодательствами.

Лиссабонский договор четко устанавливает цели  европейского Союза и его стремление к обеспечению мира, демократии, соблюдения прав человека, справедливости, равенства, законности и обеспечению устойчивого развития.

В соответствии с этим договором  европейский Союз должен будет:

обеспечивать существование  зоны  свободы, безопасности и справедливости без внутренних границ;

поддерживать устойчивое экономическое развитие Европы на основе сбалансированного роста экономики  и стабильности цен, высококонкурентной социально-ориентированной рыночной экономики, стремления к обеспечению полной занятости и социального прогресса и высокого уровня защиты окружающей среды;

бороться с социальной изоляцией  и дискриминацией и способствовать обеспечению социальной справедливости и защиты;

способствовать экономической, социальной и территориальной целостности стран-членов ЕС и солидарности между ними;

стремиться к созданию прочного экономического и валютного союза, использующего евро в качестве валюты;

соблюдать  ценности ЕС и способствовать их распространению  во всём  мире, а также способствовать поддержанию мира, безопасности и устойчивого экономического развития во всём мире, солидарности и уважения между людьми, свободной и честной торговли и искоренению бедности;

обеспечивать защиту прав человека, в особенности прав детей, а также строгое соблюдение и развитие международного законодательства, в том числе уважение принципов Устава ООН.

Лиссабонский договор  более чётко определяет роль ЕС в общей внешней политике и политике безопасности. Для принятия решений по вопросам обороны будет по-прежнему необходимо их единогласное одобрение всеми 27 странами-членами ЕС. Миссии, в которых участвует ЕС за пределами собственной территории, направлены на поддержание мира, предотвращение конфликтов и упрочнение международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН. Лиссабонский договор расширяет возможности  ЕС, позволяя ему участвовать в операциях по разоружению, оказанию военной помощи и предоставлению военных советников, а также помогать восстанавливать стабильность после конфликтов. Он также делает возможным расширенное сотрудничество стран-членов ЕС, желающих более тесно сотрудничать в области обороны. Лиссабонский договор обязывает страны-члены ЕС предоставлять европейскому Союзу гражданские и военные ресурсы, необходимые ему для осуществления европейской политики в области безопасности и обороны, а также определяет роль европейского агентства по обороне. Лиссабонский договор также вводит положение о (добровольной) солидарности для случаев, когда какая-либо из стран-членов ЕС оказывается жертвой террористической атаки, стихийного бедствия или антропогенной катастрофы.

Лиссабонский договор  включает в себя новые важные положения, повышающие способность ЕС бороться с международной преступностью, незаконной миграцией и торговлей людьми, оружием и наркотиками. Упрощения, предложенные в Лиссабонском договоре, позволяют добиться большей прозрачности в этих вопросах, а также увеличивают роль европейского парламента и Суда  европейского Союза и ускоряют принятие решений благодаря принципу их одобрения квалифицированным большинством. Новые положения должны, в числе прочего, позволить  ЕС и его странам-членам обеспечивать более эффективную защиту финансовых интересов  ЕС и бороться с международной преступностью. Кроме того, положения обеспечивают уважение различных правовых систем и традиций в странах-членах  ЕС.  Они предусматривают, в частности, возможность «экстренной остановки» (“emergency break”), которая позволит странам-членам  ЕС не участвовать в осуществлении новых мер, если они сочтут, что эти меры затрагивают фундаментальные основы их систем уголовного правосудия [2, c. 54-57].

В первом полугодии 2007 г. Федеративная Республика Германия председательствовала в Европейском союзе, одновременно возглавляя в текущем году “Большую восьмерку”.

Несмотря на определенную преемственность в повестке дня  ЕС каждая страна-председатель стремится  расставить собственные акценты, касающиеся перспектив развития Евросоюза.

Германское видение дальнейшей судьбы ЕС заслуживает особого внимания в силу значительности вклада этой страны в систему европейской интеграции. Кроме того, председательство ФРГ в ЕС приходится на год перезаключения Генерального соглашения России с Европейским союзом. Поэтому от результатов председательства Германии будет во многом зависеть обновленный облик ЕС.

Центральной для заявленной ФРГ программы председательства в Евросоюзе является тема дальнейшей интеграции, унификации и консолидации ЕС.

Данная постановка вопроса  не в последнюю очередь обусловлена  тем, что за последние несколько  лет число стран-членов Евросоюза  выросло с 15 до 27.

Таким образом, можно говорить практически об удвоении числа членов европейского интеграционного объединения  в исторически сжатые сроки.

Подобное ускорение интеграции, прежде всего, за счет стран Восточной и Юго-Восточной Европы  государств с достаточно слабой, переходной экономикой  безусловно, связано с определенными издержками, даже если кандидаты на момент вступления в ЕС отвечали основным рамочным критериям. В отношении этих стран необходима большая дополнительная работа по выравниванию их социально-экономических, правовых и гуманитарных условий с уровнем наиболее развитых государств ЕС.

Однако существует и другая причина, которая заставляет руководство  Германии именно так подходить к  дальнейшему реформированию ЕС.

Отклонение общей конституции  Евросоюза на референдумах во Франции и Нидерландах в 2005 г. фактически завело процесс трансформации ЕС из интеграционного объединения государств в конфедерацию в тупик.

Тем более что референдум, как известно, является высшей формой волеизъявления граждан в условиях демократии, высшим проявлением народного суверенитета.

Для ФРГ, которая исторически  была сторонницей последовательного  наднационального оформления европейского единства не только в экономическом, но и в политико-административном отношении, это явилось определенным поражением немецкой политики на европейском направлении.

План председательства Германии в ЕС не предусматривал какого-либо конкретного способа или механизма выхода из сложившейся ситуации. Суть германской позиции заключается в том, чтобы за счет:

 интенсификации интеграции  по всем направлениям, повышения  эффективности общеевропейских институтов;

 совершенствования единой  социально-экономической политики;

 проведения согласованной  внешней политики;

 реализации внешнеэкономической  стратегии ЕС;

 общей политики в  сфере обороны и безопасности;

 изменить сознание  европейцев, сделать для них естественным  принятие новой формы политического устройства Европы.

Отдельным важным аспектом, предложенным ФРГ по реформированию ЕС является тема укрепления безопасности граждан стран Евросоюза, противодействия трансграничной организованной преступности, наркоторговле и наркотрафику, торговле людьми.

На это нацелена дальнейшая унификация общегражданского и уголовного, в том числе процессуального, законодательства и судопроизводства, чтобы лишить преступников возможности ухода от ответственности за счёт использования различных сохраняющихся различий в законодательстве и правоприменительной практике в ЕС. Кроме того, предполагается создание единого банка данных по криминальной проблематике, в том числе с учётом персональной информации по судебным приговорам вне зависимости от конкретной страны ЕС, на территории которой состоялся суд. В тоже время подчёркивается необходимость усиления правовой защиты личности.

Тема укрепления безопасности граждан ЕС тесно связана с  проблемой противодействия незаконной иммиграции на территорию Евросоюза. Предусматривается дальнейшее усиление единого пограничного и визового контроля с применением самых высокотехнологичных средств, в том числе с использованием биометрических данных.

Информация о работе Роль Германии в общей внешней политике и политике безопасности Европейского союза