Конструктивное партнёрство Украины и НАТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:41, реферат

Краткое описание

Целью исследования является раскрыть теоретическую сущность и практический аспект реализации конструктивного партнёрства, на примере отношений Украины и НАТО, как формы взаимодействия альтернативной евроатлантической интеграции.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть сущность конструктивного партнёрства
- проанализировать предпосылки перехода к конструктивному партнёрству Украины и НАТО
- определить механизм его реализации на практике
- проанализировать сферы взаимодействия Украины м НАТО в рамках конструктивного партнёрства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ «КОНСТРУКТИВНОГО ПАРТЁРСТВА» КАК ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА……….………………5
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ «КОСТРУКТИВНОГО ПАРТНЁРСТВА» НА ПРИМЕРЕ СОВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ УКРАИНЫ И НАТО…….……...9
ВЫВОДЫ…………………………………………………............……………………...21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………….23

Прикрепленные файлы: 1 файл

конструктивное партнёрство.doc

— 125.00 Кб (Скачать документ)

Соответственно, в силу несоответствия критериям  НАТО, в связи с разногласиями внутри самого альянса, а также в виду объективной

11

заинтересованности  в Украине со стороны ряда членов организации, включая США, конструктивное партнёрство предполагает двусторонние отношения вместо интеграции. Иными  словами, НАТО и Украина проводят активное сотрудничество во всех сферах взаимного интереса. Однако Украина не вступает в НАТО, не участвует в выработке решений в рамках Парламентской Ассамблеи и комитетов, что соответствует нынешнему внеблоковому статусу.

Следовательно, можно считать, что отказ от евроатлантической интеграции как внешнеполитического приоритета ничуть не повлиял на охлаждение отношений с альянсом либо свёртывание сотрудничества. В условиях внеблокового статуса, конструктивное партнёрство с НАТО является одним из направлений многовекторной внешней политики Украины.

Проводя анализ «конструктивного партнёрства» Украины  и НАТО, необходимо определить механизм его практической реализации.

Надо отметить, что формирование и наработка механизма конструктивного партнёрства происходили за несколько лет до принятия ЗУ «Об основах внешней и внутренней политики» 2010 г. Характерным для конструктивного партнёрства как формы взаимоотношений является признания нормативно-правовой базы предыдущих лет. В частности, основой отношений Украина и НАТО по прежнему остается Хартия об особом партнерстве 1997 г. [5]. Хотя данный документ был нацелен на содействие евроатлантической интеграции Украины, изначально заложенные подходы и механизмы реализации двустороннего сотрудничества остаются по прежнему достаточно действенными. К примеру, форумом политических консультаций и координации совместных действий на международной арене, является Комиссия Украина-НАТО (КУН), созданная в 1997 г. в соответствии с Хартией об особом партнерстве. Кроме того, подтверждается План действий НАТО-Украина 2002 г., согласно которому необходимо принимать ежегодные целевые планы, в которых прописываются основные приоритеты сотрудничества на ближнюю перспективу [2].

 

12

Однако созданием  механизма конструктивного партнёрства следует считать принятие Декларации о дополнении Хартии об особом партнёрстве Украины и НАТО в 2009 г., которая является программным документом, регламентирующим цели и задачи, сферы приоритетного сотрудничества [7]. Согласно данному документу, уточняется роль Комиссии Украина-НАТО (КУН), которая провозглашается главным посредником взаимоотношений. Она должна проводить оценку развития отношений между НАТО и Украиной, анализировать и планировать будущую деятельность, а также давать рекомендации в отношении улучшения или дальнейшего развития сотрудничества [2]. КУН имеет и репрезентативные функции. В частности, в КУН представлены все страны-участницы НАТО и Украина [2]. Этот орган проводит заседания на регулярной основе на уровне послов и военных представителей, а также периодические встречи на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников штабов. Также вместо ежегодных целевых планов, КУН принимает «Ежегодные национальные программы сотрудничества Украина-НАТО» (РНП), которые создают правовую основу для развития конструктивного партнёрства в политической, экономической, военной, ресурсной и правовой сфере. На данный момент происходит реализация четвёртой РНП на 2012 г. [2].

Кроме того, для воплощения РНП в жизнь, в рамках КУН были созданы рабочие группы по вопросам военной реформы и консультаций по безопасности киберпространства, оборонно-технического сотрудничества, экономической безопасности, планирования в случае ЧС и сотрудничества по вопросам науки и окружающей среды [2]. Надо отметить, что конструктивное партнёрство не ограничивается военно-политической сферой, а охватывает широкий круг вопросов, что выгодно для Украины, не являющейся членом альянса, однако стремящейся реформироваться на примере развитых государств.

Соответственно, исходя из рассмотренного механизма реализации конструктивного партнёрства Украины и НАТО, следует проанализировать его практическую имплементацию в сферах обоюдного интереса.

13

Для начала следует рассмотреть военный аспект конструктивного партнёрства Украины и НАТО. Несмотря на то, что стороны не несут никаких обязательств друг перед другом, не исключается возможность взаимного дополнения в случае возникновения общих внешних угроз. Это достигается путём повышения совместимости ВС Украины с армиями стран-членов НАТО. Примером подобной формы сотрудничества является присоединение Украины, первой среди стран не членов альянса, к Силам быстрого реагирования НАТО (СБР) [3], [6]. В частности, в 2010 и 2011 гг. подразделения химических войск Украины и самолёт Ил-76 МД принимали участие в 15-й и 17-й ротациях СБР НАТО, состоящих из подразделений стран-членов. Силы быстрого реагирования Украины планируют достичь к 2015 г. аналогичного уровня подготовки СБР НАТО [3]. Совместно с другими странами не членами НАТО (Швеция, Австрия), Украина принимает участие в программе НАТО по обмену данными о воздушной обстановке. Проводится обмен информации между КП Воздушного командования Украины «Запад» и Центром Управления и оповещения НАТО на территории Венгрии (ASDE) [7]. Всё это говорит о возможности Украины не будучи членом НАТО реформировать свои ВС в соответствии с современными вызовами и угрозами.

Кроме того, конструктивное партнёрство с НАТО открывает  перед Украиной возможность избавиться от излишнего количества непригодных боеприпасов и вооружений при поддержке Трастового фонда НАТО/ПЗМ [3]. К примеру, несвоевременная утилизация боеприпасов привела к взрывам боеприпасов на армейском складе под Мелитополем, в нач. 2000-х гг. По данным СНБО Украины, в рамках подписанного 21 сентября 2011 г. имплементационного соглашения по техническому обслуживанию и снабжению, трастовая компания NAMSA планирует за 4 этапа, в течении 12 лет, утилизировать 1,5 млн. единиц оружия и 33 тыс. тонн обычных боеприпасов, не пригодных к эксплуатации и хранению [6].

Более того, не являясь членом альянса, Украина участвует во многих операциях и миссиях НАТО. На практике, об этом свидетельствует участие Украины в программе «Партнёрство ради мира» [3]. К примеру, в рамках ISAF в Афганистане

14

находится 13 украинских военных, в рамках KFOR в Косово 184 чел. в составе УКРПОЛБАТА. Кроме того, украинский корвет «Тернополь» принимал участие в операции НАТО «Активные усилия» в Средиземном море в 2010 г., а в 2011 г. участие в операции принимал первичный национальный Контактный пункт ВМС Украины [6]. В рамках программы «Промежуточное решение проблемы стратегических авиаперевозок» (SALIS), Украина предоставляет для перевозки военно-транспортных грузов НАТО своё воздушное пространство. Существует практика предоставления в аренду НАТО отечественных самолётов «Антонов» для осуществления стратегических авиаперевозок [4].

Важным моментом в реализации Украиной и НАТО конструктивного партнёрства является перспектива участия Украины в «разумной обороне» («smart defense»), принятой на Чикагском саммите НАТО 21 мая 2012 г. [8]. Об этом свидетельствует присутствие на саммите делегации Украины, несмотря на отсутствие членства Украины в альянсе [4]. Данная концепция предполагает новую форму финансового и оборонного сотрудничества в рамках альянса. Иными словами, государства-члены в относительно равной степени будут предоставлять финансовые средства из государственных бюджетов для формирования бюджета НАТО. В данном случае США решают сразу две задачи [4]. Во-первых, происходит экономия военного бюджета США за счёт увеличения взносов со стороны других государств-членов. К примеру, до принятия «разумной обороны», в 2011 г. бюджет НАТО составил 1,38 млрд. $ из которых доля США составляла 731,8 млн. $, а совокупная доля стран ЕС только 282,5 млн. Во-вторых, США, таким образом, смогут снизить финансирование ЕПБО, которая рассматривается как автономная система безопасности, альтернативная НАТО в Европе. Кроме того, концепция «разумной обороны» предполагает создание интегрированной в рамках НАТО трансатлантической системы ПРО [6]. Данная система ЕвроПро рассчитана на перехват одиночных тактических ракет, а её создание должно быть произведено до 2020 года. Известно, что обновлённый проект ЕвроПро будет включать в себя ракеты-перехватчики, которые планируется разместить на территории Румынии и

15

Болгарии, радиолокационный радар в Норвегии (с нач. 2000-х). Кроме того, в данную систему будет  задействован размещённый в Средиземном  море крейсер «Монтеррей», который  оснащён системой ПРО «Иджис» и который планируется передать под командование НАТО в Германии [7]. Более того, в отличии от раннего проекта ПРО на территории Чехии и Польши, система ПРО «разумной обороны» будет включать в себя и элементы воздушного слежения и обнаружения. Известно, что участники саммита подписали договор о покупки у США 5 беспилотных летательных аппаратов «Дрон», «Предейтор», которые будут совместно использоваться государствами-членами НАТО не имеющих подобных аппаратов либо неспособных купить их в одиночку [6]. Особый акцент делается на укреплении воздушного обнаружения над территорией стран Балтии, которые имеют границу с РФ, её эсклавом Калининградской областью, где по заявлению российских политических лиц существует потенциальная возможность размещения российских ракет-перехватчиков, что рассматривается США, странами «Новой Европы» (страны вступившие в ЕС в 2004, 2007 гг.), Великобританией как элемент давления на ЕС. Т. е. можно заметить создание новой системы наблюдения за поверхностью земли AGS («Alliance Ground Surveillance») в рамках НАТО как дополнение к ЕвроПРО [4].

Интересен механизм создания, поддержания и дальнейшей эксплуатации системы ПРО и AGS. Страны-члены  должны объединить свои финансовые средства на закупку вооружений, радиолокационных систем, систем пассивной обороны, а также беспилотных летательных аппаратов [6]. Также предполагается специализация ВПК отдельных стран-членов по поддержанию оборонного потенциала НАТО конкретными видами вооружений. По словам посла Украины при НАТО И. Долгова, оборонная промышленность и мощный ВПК Украины даёт возможность сотрудничества в рамках «разумной обороны» [4]. Об этом свидетельствуют консультации на уровне экспертов, касательно возможности обслуживания и дополнения продукцией ВПК Украины элементов ПРО и AGS. Следует отметить, что теоретически подобное сотрудничество Украины и НАТО вполне возможно за счёт наличия серийного производства отечественным ВПК

16

автоматизированных  станций пассивной радиотехнической разведки «Кольчуга», аналогов которой  не существует в странах-членах НАТО. Украинская «Кольчуга» позволяет с высокой точностью определять координаты наземных и надводных целей, маршруты их движения на расстоянии до 600 км в глубину территории и на 150 км по фронту, а для воздушных целей, летящих на высоте 10 км – до 800 км, в т.ч. и баллистические ракеты [4]. Кроме того, обнаружение данной системы с воздуха не возможно, т.к. она не излучает радиоволн. Соответственно, благодаря наличию уникальной радиотехнической продукции, Украина имеет реальные шансы участвовать в производственной кооперации в рамках «разумной обороны» для обслуживания ЕвроПРО, AGS. Кроме того, возможны поставки отечественных станций пассивной радиотехнической разведки в страны-ассистенты НАТО (Грузия, Македония, Черногория, Босния и Герцеговина), которые также будут участвовать в обеспечении «разумной обороны» НАТО. Кроме того, исходя из геополитического положения Украины, её участие в проекте является рациональным для НАТО, т. к. она блокирует выход РФ и ОДКБ к границам четырёх его стран-членов. Особенно важно блокирование Украиной выхода ОДКБ к границе с Румынией, где будут размещены ракетные комплексы ЕвроПРО. Кроме того, Украина выступает связующим звеном между граничащими с РФ странами Балтии, Польшей (граница с Калининградской областью) и Румынией, Болгарией, странами-партнёрами «разумной обороны» на Балканах. Иными словами, военно-техническое участие Украины в «разумной обороне» НАТО позволяет США осуществить идею «санитарного кордона» простирающегося от стран Большой Северной Европы, ЦВЕ, Балкан. «Санитарный кордон» позволит обеспечивать снижение влияния на европейском направлении не только России, но и Ирана, в случае вероятного обретения государством ядерного оружия. Кроме того, интересно и энергетическое значение «санитарного кордона». Усиление позиций НАТО в контексте «разумной обороны» на Балканах, может способствовать реализации перспективных газо- и нефтепроводов, альтернативных «Южному потоку» РФ. Среди данных трубопроводов существуют проекты «Южного коридора» («Набукко»,

17

«Трансбалканский  нефтепровод», нефтепровод «Влора –  Скопье – Бургас» (поставки ливийской  нефти в ЕС)), а также проект перспективного газопровода от месторождения  «Левиафан» в Восточном Средиземноморье  до ЕС через страны Балканского полуострова. Кроме того, произойдёт усиление влияния США в контексте НАТО на Балканах, которое заметно вытеснялось ЕС в последние годы. Об этом свидетельствует переход под командование ЕС миссии IFOR в Боснии и Герцеговине в 2004 г. (операция «Алтея»), стремление включить в ЕС Хорватию, где половину иностранных инвестиций (17,6 млрд. евро) составляют финансовые вложения ФРГ. Заметно, что Украина в данном «санитарном кордоне» сможет занимать позицию связующего звена между странами ЦВЕ и Балкан в рамках «разумной обороны». Кроме того, удобным является внеблоковый статус Украины, который гарантирует воздержание НАТО от размещения каких-либо элементов ПРО на национальной территории. В тоже время, внеблоковый статус даст возможность проводить экономическое и военно-техническое сотрудничество в рамках «разумной обороны», а именно даст возможность Украине реализовать поставки необходимого оборудования ВПК в государства НАТО и страны партнёры. Кроме того, Украина сможет использовать систему AGS для обеспечения безопасности воздушного пространства. Более того, участие Украины в «разумной обороне» сможет компенсировать незначительное участие Украины в ISAF (24 чел.), и тем самым расширить участие наших компаний в реализации энергетических проектов проходящих через территорию Афганистана. В частности, в рамках переговоров с украинской делегацией на саммите НАТО, прошли консультации касательно возможного участия компаний Украины в строительстве ГЭС, в прокладке участков газопровода ТАПИ на территории Афганистана, Туркменистана. Иными словами присутствие делегации Украины на Чикагском саммите НАТО, являлось не случайным – это демонстрация заинтересованности США в укреплении сотрудничества в случае признания Украиной ЕвроПРО, участия в «разумной обороне». Фактически можно выделить обоюдный интерес, как США, так и Украины в налаживании контактов. Для США, исходя из представленных

18

прогнозов, Украина  рассматривается как элемент  сдерживания сближения ЕС и РФ. В свою очередь, для Украины стратегическое партнёрство с США, является, прежде всего, альтернативой ухудшимся отношениям с ЕС, фактор сдерживания стремления РФ к поглощению Украины в рамках Таможенного союза. Таким образом, стратегия США на ограничение действий ЕС, его отдаление от РФ благодаря «разумной обороне», выгодна для Украины с целью ослабить давления со стороны РФ и попыток ЕС вмешиваться во внутреннюю политику («дело Тимошенко»). Хотя «дело Тимошенко» является не менее дискутируемым и в США, приглашение делегации Украины на Чикагский саммит НАТО есть свидетельством перенесения на задний план темы «прав человека», «прозрачности законодательства», «уровня демократии» для более эффективного ослабления ЕС и последовательного сдерживания РФ в регионе.

Информация о работе Конструктивное партнёрство Украины и НАТО