Российская Конституция и международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 22:34, доклад

Краткое описание

Конституция Российской Федерации, 20-летие которой будет отмечаться в декабре 2013 г., была сконструирована таким образом, чтобы обеспечить максимально активное участие России в делах мирового сообщества, содействовать проведению в стране демократических реформ. В этом смысле особого внимания заслуживает положение, согласно которому многонациональный российский народ принимает Конституцию, «сознавая себя частью мирового сообщества», как записано в преамбуле российской Конституции. Более того, принципиальная позиция по вопросам международного права выражена в ч. 4 ст. 15 Конституции, которая определила, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

коституция рф и международное право.docx

— 26.64 Кб (Скачать документ)

2. Там же. С. 57.

3. Постановление  Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 10 октября 2003 г. № 5.

Отметим особый статус международных норм о правах и свободах человека. Из положений ст. 17 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации следует, что Конституция не может ограничивать общепризнанные права и свободы, главным источником которых является международное право. Расширение комплекса общепризнанных прав и свобод на международном уровне влечет за собой соответствующие изменения в национальном праве. Национальное (внутригосударственное) право в таких условиях «обречено» соответствовать стандартам международного права, «догонять» тот уровень прав и свобод человека, который будет достигнут мировым сообществом на тот или иной момент времени.

Подобное положение говорит о новом, совершенно ином уровне взаимодействия международного и конституционного права Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции России каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются национальным правосудием.

Кроме указанных и другие статьи российской Конституции предписывают руководствоваться общепризнанными прин-ципами и нормами международного права, например при предоставлении политического убежища (ч. 1 ст. 63), при осуществлении юрисдикции на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ч. 2 ст. 67), при обеспечении гарантий прав коренных малочисленных народов (ст. 69.) Вместе с тем в других случаях, когда было бы уместно вспомнить о международном праве, оно обойдено молчанием. Так, это касается положений, определяющих совместное ведение Федерации и ее субъектов (ст. 72), равенство всех перед законом (ст. 19), основные направления внешней политики, определяемые Президентом (ст. 80), и др.

Конституционная норма ст. 17 в наиболее общем виде гарантирует права и свободы человека не просто в соответствии с Конституцией Российской Федерации, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Такое конституционное взаимодействие правовых гарантий в национальной правовой системе с правовыми гарантиями, провозглашенными в международных договорах, а также подключение с помощью Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. механизма судебной защиты Европейским Судом по правам человека, в который граждане вправе обращаться на основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, усиливает степень правовой защищенности индивида. В результате такого взаимодействия реально заработал конституционный механизм, обеспечивающий защиту человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности, как это провозглашено в ст. 2 Конституции Российской Федерации(1).

Более того, в конституционном праве в вопросе правового статуса личности наблюдается процесс унификации. Он особенно усилился в последние десятилетия, в том числе благодаря международным соглашениям о правах человека, принятым в рамках ООН, ОБСЕ и Совета Европы, в соответствие с которыми участники этих соглашений, да и не только участники, приводят свое национальное законодательство. С учетом действия этого механизма законодательное регулирование и судебная практика любого государства эволюционируют. Иными словами, и в отечественную правовую систему вводятся новые принципы и нормы, которые принято называть «международными (европейскими) правовыми стандартами».

Россия, приверженная универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы добиваться

Стр.35


1. Переплеснина  Е. М. Значение позиций Ев-ропейского  Суда по правам человека для  развития законодательства Российской  Федерации о правосудии. М., 2012. С. 7—12.

уважения прав и свобод человека путем конструктивного равноправного международного диалога с учетом национальных, культурных и исторических особенностей каждого государства, содействуя широкому участию российских институтов гражданского общества и неправительственных организаций в деятельности мировых экспертно-политологических форумов, в международном гуманитарном сотрудничестве, способствовать гуманизации социальных отношений в целях обеспечения прав и основных свобод человека(1).

Наиболее ярким показателем выполнения поставленных задач для России является принятие и постепенное повышение роли позиций Европейского Суда по правам человека для развития законодательства Российской Федерации о правосудии. Поскольку при этом, с одной стороны, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. обладает собственным механизмом, который включает обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека и систематический контроль за выполнением постановлений Суда со стороны Совета Европы. С другой стороны, все основные права и свободы, признанные и гарантированные Европейской конвенцией, провозглашены и гарантируются Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Вместе с тем выполнение постановлений, касающихся Российской Федерации, представляет определенные юридические сложности и предполагает, в случае необходимости, обязательство со стороны государства принять меры частного характера, направленные на устранение нарушений прав человека, а также меры общего характера, с тем чтобы предупредить повторение подобных нарушений со стороны государства. Суды в пределах своей компетенции должны действовать таким образом, чтобы обеспечить выполнение международных обязательств, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Обязательность для России решений Европейского Суда не означает, что этот Суд является для национальных судов вышестоящей инстанцией, которая вправе давать указания российскому законодателю или российским судам, как следует поступать в том или ином случае подтвержденного факта нарушения права индивида, гарантированного Конвенцией. Данные отношения следует рассматривать как партнерские, имеющие своей целью совместную работу в деле защиты прав и свобод граждан(2).

Суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. При исчислении указанных сроков по уголовным делам судебное разбирательство охватывает как процедуру предварительного следствия, так и непосредственно процедуру судебного разбирательства.

В связи с актуальностью проблемы соблюдения сроков рассмотрения дел в судах и сроков исполнения судебных решений был принят и с 4 мая 2010 г. вступил в силу Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ. Необходимость принятия данного Закона объясняется тем, что согласно европейской статистике вопросы о нарушенных сроках рассмотрения дел национальными судами и несоблюдение сроков исполнения судебных решений выделены Европейским Судом в разряд проблемных, требующих разрешения внутри российской правовой системы.

Все это свидетельствует о весьма существенном значении российской Конституции для регулирования взаимодействия международного и национального права, но этот вопрос является частью более сложной проблемы взаимосвязи политической системы государства с международно-правовой системой в целом.

 


Информация о работе Российская Конституция и международное право