Коллизии законодательства в области наследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Расширение всесторонних связей в политической, экономической и иных сферах жизнедеятельности людей значительно облегчило переезд из одного государства в другое и трудоустройство на новом месте. Миллионы людей, обладающие гражданской гражданством одной страны или имеющие место постоянного проживания на территории этой страны, получают право жить и работать за ее пределами. Очевидно, сто среди прочих проблем, которые возникают в связи с этим, немаловажное место занимают вопросы правового регулирования наследственных отношений международного характера. Целью исследования является рассмотрение коллизий законодательства в сфере наследования.

Прикрепленные файлы: 1 файл

международное право.docx

— 57.98 Кб (Скачать документ)

Законы штатов Нью-Джерси, Нью-Йорка, Массачусетс и др. "о  выгоде, пользовании и контроле" предоставили судам право отказывать в разрешении на выплату находящимся  за рубежом наследникам и помещать их в депозит суда, если суд придет к заключению, что зарубежный наследник не получит от наследства "выгоды или пользы" или не приобретет контроля в отношении наследства. Применение этих и подобных им законов в ряде случаев ограничивало права граждан СССР на получение причитающихся им наследственных сумм.

В судебной практике на основе законов этих штатов доказывалось, что наследники в Советском Союзе не могут получать имущество, которое им остается по наследству, открывшемуся в США, ибо все это имущество якобы отбирает советское государство. Следует иметь в виду, что специальных ограничений в получении наследственных сумм из-за границы для советских граждан не было. Они получали соответствующие суммы, но в соответствии с применявшимися тогда правилами о валютных операциях.

В соответствии с действующим  российским законодательством возможность ограничений наследственных прав иностранцев не исключена, поскольку в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 62) из принципа национального режима возможны исключения, если они установлены федеральным законом.

Стремлением не допустить  ограничений наследственных прав своих  граждан, когда эти права должны возникнуть или осуществляться в другом государстве, объясняется включение в двусторонние договоры России о правовой помощи специальных условий о безоговорочном применении в сфере наследования национального режима.

Приведем в качестве примера  положения договора о правовой помощи с Польшей. Согласно ст. 38 этого договора "1. Граждане одной Договаривающейся Стороны могут получать на территории другой Договаривающейся Стороны имущество и другие права путем наследования по закону или по завещанию на тех же условиях и в том же объеме, как и граждане этой Стороны.

Граждане одной Договаривающейся Стороны могут давать распоряжения на случай смерти в отношении имущества, находящегося на территории другой Договаривающейся Стороны".

Аналогичное правило о  принципе равенства содержится и  в ряде других договоров о правовой помощи, действующих для России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Коллизионное регулирование наследственных отношений международного характера

 

 

3.1 Понятие и общая  характеристика коллизий в сфере  наследования  

 

Под статутом наследования обычно понимается определяемое на основании  коллизионной нормы право (закон  страны), которое подлежит применению ко всей совокупности наследственных отношений, осложненных иностранным  элементом, или, по крайней мере, к  основной их части (А.Л. Маковский).

Статут наследования определяет решение как общих вопросов –  об основаниях перехода имущества по наследству (закон, завещание, наследственный договор, дарение на случай смерти и др.), о составе наследства (видах имущества, которое можно наследовать), условиях (времени и месте) открытия наследства, круге лиц, которые могут быть наследниками (включая решение вопроса о «недостойных» наследниках), так и специальных вопросов, касающихся наследования по определенным основаниям, - непосредственно на основании закона (по закону), по завещанию, в порядке наследственного договора и т.д. Этим статутом определяются как общие правила о наследовании любого имущества, так и специальные правила о наследовании отдельных видов имущества – земли, банковских вкладов, исключительных прав и др. В коллизионном праве большинства стран единственным, или основным, статутом наследования аконется личный закон наследодателя – закон страны его гражданства, или домицилия.

Так, согласно действующему законодательству Германии (ст. 25 Вводного закона к ГГУ) к наследованию применяется  право государства, гражданином  которого является наследодатель в  момент своей смерти (п. 1 ст. 25), однако для недвижимого имущества, находящегося внутри страны, наследодатель в завещании может выбрать германское право (п. 2 ст. 25). В то же время в Германии в отношении наследственных дел принимается обратная отсылка и отсылка к третьему закону.

Для ряда государств исходным коллизионным принципом в области  наследования является принцип домицилия, под которым обычно понимается постоянное место жительства наследодателя (Швейцария, Франция, Великобритания, США, другие страны англо-американской системы права).

Так, Закон Швейцарии о  международном частном праве 1987 г. исходит из того, что к наследованию лица с последним местом жительства в Швейцарии должно применяться  швейцарское право, а к наследованию лица, последним местом жительства которого было иностранное государство, должно применяться право, к которому отсылает коллизионное право государства последнего места жительства наследодателя (ст. ст. 90, 91).

В Великобритании и США  к наследованию недвижимого имущества применяется закон места нахождения недвижимости, а к наследованию движимого имущества – закон последнего домицилия наследодателя, т.е. закон его местожительства.

При определении домицилия  проводится различие между домицилием происхождения или домицилием по месту рождения (domicil of origin) и домицилием, приобретенным или избранным (domicil of choice).

Приведем пример. Великая русская балерина Анна Павлова родилась в России, но прожила более 15 лет в Великобритании. После ее смерти в Лондоне возникло дело о наследстве. Британские власти рассматривали наследодательницу как домицилированную в СССР, хотя после 1917 г. она ни разу в СССР не приезжала.

Суд исходил из презумпции в пользу домицилия по месту рождения и считал, что нет доказательств в пользу приобретения А. Павловой нового домицилия.

Согласно правилам Гражданского кодекса Франции, находящаяся в  стране недвижимость подчинена французскому закону, т.е. закону страны места ее нахождения. Что же касается движимого имущества, то в отношении него в судебной практике применяется обычно личный закон наследодателя, под которым понимается закон домицилия1.

Великий русский певец  Федор Шаляпин умер в 1938 г. во Франции, будучи советским гражданином. После  его смерти остались пять детей от первого брака и трое внебрачных детей, мать которых впоследствии стала его второй женой.

В состав наследства Ф. Шаляпина входили, в частности, земельные  участки во Франции. В 1935 г. он составил завещание, согласно которому 1/4 имущества наследовала его жена, а каждый из восьми детей – по 3/32.

Апелляционный суд в Париже исходил из того, что по советскому законодательству, действовавшему в 1938 г., наследодатель мог распределить наследство между детьми в равной степени. Однако в отношении земельных участков должно было применяться французское право, по которому дети, рожденные вне брака, не могли быть наследниками ни по закону, ни по завещанию.

В КНР в отношении движимого  имущества должно применяться право  места жительства наследодателя  на момент его смерти, а в отношении  недвижимого имущества – право места нахождения недвижимого имущества (ст. 149 Общих положений гражданского права КНР 1986 г.).

Если статут наследования определяет регулирование всей совокупности наследственных отношений гражданско-правового  характера, имеет место единство статута. Чаще, однако, из единого статута  делаются изъятия относительно наследования определенных объектов. Иногда эти исключения бывают настолько существенны, что позволяют, как отмечал А.Л. Маковский, говорить о двойственности статутов наследования в праве одного государства.

Согласно Закону о международном  частном праве Эстонии 2002 г. к  наследованию применяется право государства последнего местожительства наследодателя (ст. 24).

Лицо может в завещании  или в договоре о наследовании определить, что к его наследству применяется право государства  его гражданской принадлежности. Такое определение утрачивает силу, если лицо утратило к моменту своей смерти гражданство соответствующего государства (ст. 25).

Кроме обычно устанавливаемых  в законах правил о применении права к форме и способности  к составлению и отмене завещаний  этот закон устанавливает также особые правила о праве, подлежащем применению к договорам о наследовании и к взаимным завещаниям.

К договору о наследовании применяется право государства  местожительства наследодателя на момент заключения договора, а в случае, указанном в ст. 25 Закона, - право государства гражданской принадлежности лица. Применимое право определяет допустимость, действительность, содержание и обязательность для исполнения договора о наследовании, а также наследственно-правовые последствия.

Взаимное завещание должно в момент его составления соответствовать праву государств местожительства  обоих завещателей или праву совместно ими выбранного государства  местожительства одного из супругов.

Итак, коллизии законодательства в сфере наследственного права  возникают тогда, когда отдельные  вопросы наследования получают неодинаковое закрепление в праве различных  стран. Такие коллизии возникают  и в области наследственного  права. Речь идет о ситуации, порожденной  определением круга наследников  и порядка призвания их к принятию наследства.

Другая  серия  коллизионных вопросов обусловлена осуществлением наследования по завещанию (речь идет о вопросах завещательной дееспособности и неадекватной регламентации признания завещания действительным по форме и по содержанию).

К третьей группе относятся коллизионные ситуации, обязанные своим появлением различиям, которые существуют в сфере внутригосударственного правового регулирования наследования движимого и недвижимого имущества. А также коллизионные явления, возникающие в момент перехода наследственного имущества по праву представления и по праву наследственной трансмиссии. 

 

 

 

 

 

 

3.2 Коллизии наследования по закону 

 

Наследование по закону представляет собой наследование без завещания (intestate succession). В случае возникновения подобной ситуации действующее законодательство обязано точно определить круг лиц, имеющих право на получение спорного имущества, т.е. восполнить отсутствующую волю наследодателя. Вопрос о круге наследников является основополагающим в проблеме наследственного правопреемства. Поэтому прежде всего необходимо установить, право какого государства может регламентировать отношения по наследованию. Как правило, необходимый в таких случаях выбор основан либо на принципе гражданства наследодателя, либо на принципе домицилия (места постоянного проживания) наследодателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Перспективы развития института наследственного права в России и зарубежем

         Действующее российское законодательство  уделяет значительное  внимание  вопросам наследственного права.  Однако жизнь выдвигает насущное  требование дальнейшего развития  наследственного права. Изменения  в гражданском, семейном законодательстве  России, наличие большого количества  неразрешенных на законодательном  уровне проблем, связанных с  правом наследования, необходимость  во многих случаях подтверждать  очевидное в судебном порядке  в виду отсутствия соответствующих  норм закона - все это привело  к острой необходимости совершенствования  законодательства, регулирующего наследственные  правоотношения.

         В настоящее время на рассмотрении  Государственной Думы РФ находятся  проекты части третьей ГК РФ, содержащей раздел YI “Наследственное  право”. Проведя анализ указанных  проектов, можно прийти к следующим  выводам. 

Как признает сам руководитель авторской группы разработчиков  А.Л. Маковский, данный проект достаточно консервативен: “Это и понятно. Наследственное право тесно связано с отношениями  в семье, а в этой области крупные  законодательные новеллы опасны.”2

Очевидно, что при составлении  данного проекта разработчики прежде всего преследовали две цели:

  1. как можно больше внести уточнений и дополнений в уже существующие нормы наследственного права;
  2. создать качественно новые нормы права, которые регулировали бы вопросы права наследования, обойденные молчанием в прежнем законодательстве в силу своей новизны.

Именно поэтому раздел VI Части III ГК РФ получился очень  объемным по сравнению с существующим разделом ГК РСФСР 1964 года, содержащим нормы наследственного права.

Прежде всего, в отличие  от ГК РСФСР проект четко разделен на главы, содержащие нормы общих  положений о наследовании, нормы  конкретных видов наследования, а  также нормы, регулирующие порядок  приобретения наследства, и касающиеся особенностей наследования отдельных  видов имущества, что очень удобно и значительно упрощает работу с  законом.

Преимуществ разработанного проекта очень много. И в первую очередь это - четкие определения  важнейших понятий наследственного  права, данные в тексте. Если ранее, определяя для себя какое-либо понятие, необходимо было обращаться к справочной литературе и научным трудам, то теперь эта задача облегчается тем, что все эти понятия прописаны  в самом тексте закона.

Информация о работе Коллизии законодательства в области наследования