Уроки Достоевскго

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Настоящая работа содержит основные результаты выполнения проекта, цель которого состоит в изучении и сравнении духовного облика преступников XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») и современных правонарушителей, выявлении общих и особенных черт молодёжной преступности прошлого и нашего времени.

Содержание

Введение
Обоснование выбора темы работы
Обзор литературы по теме
Методология исследования
Жизненная правда Родиона Раскольникова
Преступления прошлого и нашего времени
Выводы, заключение
Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

уроки Достоевского.docx

— 590.64 Кб (Скачать документ)

 

сердце  –   душа – свобода; - эта триада культурных концептов также имеет ключевое значение для раскрытия духовного мира героев и сущности романа.

Исследователи подсчитали, сколько раз встречается в романе слово «вдруг» (около 560 раз).  Слово  «странный, странно» встречается около 150 раз, но нет статистики, сколько раз встречается в этом произведении слово «сердце».  А ведь это слово несёт гораздо бо́льшую смысловую нагрузку в изображении внутреннего мира героев романа.

Достоевский акцентирует внимание на движениях сердца Раскольникова (и не только Раскольникова) в ключевых ситуациях своего произведения. Сердце и душа человека в романе Достоевского показываются практически неразрывными.

Так, например, с замиранием сердца и нервной дрожью подходит Родион к месту своего будущего преступления для проведения «пробы». [стр. 35].

А вот какие ощущения на сердце он испытывает после встречи со старухой:

 «…На какую грязь способно, однако, моё сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я целый месяц…» Чувство бесконечного отвращения, начавшее давить и мутить его сердце ещё в то время, как он только шёл к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей». В таком состоянии он возвращается от неё. [стр. 38]

Ощущение душевной свободы в романе Раскольников впервые испытает только после «страшного» сна, в котором он как наяву (об этом говорит авторская ремарка об усилении чувств во время таких снов) представил сцену убийства лошадки, виденную в детстве, после чего он как - будто отказывается от принятого решения.

«Он встал на ноги… Он был бледен, глаза его горели, изнеможение было во всех его членах, но ему вдруг стало дышать как бы легче. Он почувствовал, что и на душе его стало вдруг легко и мирно… Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода! Свобода!»  Однако, как окажется позже,  это была только мнимая свобода.

Сходные проблемы, связанные с душевной свободой, решает и сестра Раскольникова – Дуня. Ради благополучия семьи и в первую очередь своего брата, Родиона, Дуня принимает предложение Лужина выйти за него замуж. Раскольников хорошо знает свою сестру: «Ведь она хлеб чёрный один будет есть да водой запивать, а уж душу свою не продаст, а уж нравственную свободу свою не отдаст за комфорт». Для Раскольникова такая жертва является неприемлемой, он не может согласиться с тем, что ради него сестра жертвует собой. Однако и приемлемого выхода из сложившейся ситуации он не находит.  В условиях рыночных отношений, которые набирали силу в пореформенной России, всё было поставлено на продажу: «…Мы при случае и нравственное чувство наше придавим; свободу, спокойствие, даже совесть, всё, всё на толкучий рынок снесём. Пропадай жизнь!» [стр. 64]

После преступления, после впервые пережитого мучительнейшего ощущения Раскольников почувствовал, как «опустело его сердце». Эта метафора воспринимается не только негативно, но и трагично. Страшное одиночество ожидало героя. Однако вокруг него были люди, которые, не смотря ни на что, сохранили любовь к нему. Эта любовь остановила его при попытке самоубийства, она помогла ему выжить, воскреснуть, возродится.

Душевное состояние человека проявляется сильнее всего во взгляде. Во время первой мучительной встречи Раскольникова и Сони оно меняется несколько раз.

Сначала это смущение и «даже слёзы выступили на её глазах… Ей было и тошно, и стыдно и сладко…». Затем это страх: «Соня молча смотрела на своего гостя, так внимательно и бесцеремонно осматривавшего её комнату, и даже начала, наконец, дрожать в страхе…». Раскольников очевидно, понял эти чувства: «Он приветливо и почти с состраданием посмотрел на неё…». Новый поворот в разговоре, и «Бледные щёки её опять вспыхнули, в глазах выразилась мука…. Какое-то ненасытимое страдание … изобразилось вдруг во всех чертах лица её». Соня то с мольбой смотрит на Раскольникова, то с невыразимым укором,  то исподлобья, а то и «строго и гневно».  В один из ключевых моментов романа, перед тем как поклониться в ноги Соне и всему страданию человеческому, взгляд у Раскольникова «…был сухой, воспалённый, острый, губы его сильно вздрагивали… Он смотрел, как совсем сумасшедший». Меняется их взгляд, когда начинают они говорить о боге:

«– Что ж бы я без бога-то была? – быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами…». Раскольникову было удивительно видеть такое состояние Сони.  «С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в  это бледное, худое и неправильное угловатое личко, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнём, таким суровым энергическим чувством… всё это казалось ему почти невозможным». Ещё больше он убедился в чувствах веры Сони, когда она читала ему про воскресение Лазаря.

Вообще глаза играют особую роль в духовном облике героев романа. Так у Дуни они «почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время необыкновенно добрые». У Раскольникова «прекрасные тёмные глаза», и у Сони «замечательные голубые глаза». И эта красота глаз, выразительность взгляда являются залогом их скорого единения и воскресения.

    • познание  –  проникновение  –  преодоление, 

                                                     – отрицание,

                                                     – обновление,

                                                     – переделывание себя и мира.

 

Этот расходящийся сгусток культурных концептов завершает наш список и возвращает к исходной триаде: поиск –  заблуждения  –  сомнения.

Формально поиск приводит (должен приводить) к познанию исследуемого объекта или явления, проникновению мысли исследователя в сущность изучаемых предметов, явлений, что приводит к частичному или полному отрицанию отжившего, обновлению устаревших форм (в том числе жизненных). Отрицание, полное преодоление прежних форм жизни занимает определённое время в жизни общества и отдельных людей. Но в любом случае  они должны происходить своевременно, а не откладываться на потом. Экономические изменения должны сопровождаться соответствующими социальными трансформациями.  Эту аксиому не усвоили реформаторы XIX века. 

 

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОШЛОГО И НАШЕГО ВРЕМЕНИ

И в XXI веке современные реформаторы наступают на те же грабли: социальные реформы по своей сути и по содержанию не соответствуют экономическим. Об этом, в частности, свидетельствует статистика молодёжной преступности. Не секрет, что жизнеспособность и потенциальные возможности всего общества определяются лишь одной возрастной прослойкой. Зная, чем живут и дышат молодые люди от 17 до 23 лет, можно составить картину будущего этого общества. Пока эта вероятная картина не вызывает оптимизма. 6

Так, по сообщению Натальи Морозовой Россия заняла первое место в Европе по числу убийств  среди молодежи.7 И этот факт не случайное явление. Рост молодёжной преступности опережает рост общей преступности.  В нашу задачу не входит анализ статистики правонарушений. Но при этом следует заметить, что эта статистика отражает некоторые стороны отношений в обществе. Одна из главных причин роста современной преступности среди молодёжи, как и в XIX веке заключается в том, что у очень многих молодых людей просто нет интересной работы, соответствующей их способностям. Нет работы, значит, нет и собственных источников доходов. Однако, внушенный ТВ мираж богатства уже преследует молодого человека. Не достигнув желанного богатства, молодой человек считает, что жизнь для него теряет всякий смысл. И кидается он во всякие сомнительные предприятия, связывается с сомнительными компаниями. Ну, и, в конце концов, некоторые попадают в самую гущу криминального мира. Некоторых просто «втягивают» в преступную среду.

 К сожалению, в современных условиях приоритетное место среди известных способов перераспределения материальных благ у значительной части молодёжи действительно занимает примитивнейший: отобрать эти блага у другого, более слабого. Они учатся этому в мире взрослых. А чтобы сделать это наверняка, нужно объединиться в стаю себе подобных. Пусть самые лакомые куски достанутся вожаку и его окружению, но и вся стая не останется в накладе. Так возникают криминальные сообщества.

Социальные причины, очевидно, влияют на рост молодёжной преступности достаточно серьёзно. Однако гораздо более сильное влияние на мотивацию правонарушений оказывает моральный фактор. Ведь перед совершением преступления необходимо убедить себя в том, что преступление не есть преступление, а так, не более чем острое приключение (к чему стремился и раньше, забавляясь «стрелялками» в компьютерных играх), а также получить моральную поддержку ближайшего окружения.

Человек внутренне психологически готовит себя к тому, чтобы переступить запретную черту, стараясь заглушить голос совести, оправдать свои действия, отыскать в себе и ближайшем окружении некую точку опоры.

Как мы видим, многие моменты объединяют современных «криминальных героев» с Родионом Раскольниковым. Однако эти совпадения имеют больше чисто внешнее сходство. Проведём сравнение по важнейшим пяти позициям:

Во – первых, - это опора на некую идейную платформу. Правда, содержание этих платформ разное.  Стратегической целью Раскольникова являлось общее благо, у современных молодых преступников такие отдалённые цели отсутствуют. Для них более важной целью является стремление возвыситься среди себе подобных сверстников, т. е. цель сугубо тактическая.

Во – вторых, Раскольников выбрал свою жертву не случайно, а среди асоциальных элементов, по его мнению, только мешающих обществу.  Современный преступник о социальном статусе жертвы почти не задумывается. 

В – третьих, Раскольников после преступления, не сразу, но всё-таки пришёл в участок с повинной, а в современных условиях среди нынешних преступников – это очень большая редкость.

В – четвёртых, на поведение современного преступника огромное влияние оказывает криминальная среда. На Раскольникова больше́е влияние оказывала семья и настоящие близкие друзья, которые не только поддержали его в кризисный момент жизни, но и сумели помочь ему обрести более прочную опору в жизни.

В – пятых, Раскольникова отличает более богатый духовный мир. Современный преступник, как правило, не имеет хорошего образования (даже среднего), духовные запросы таких людей стали предметом насмешек в анекдотах. Круг их общения чрезвычайно ограничен,  характер их общения получил название фатического, т.е., примитивного.

Таким образом, сравнительный анализ современных молодых преступников с Раскольниковым показывает, что между ними существуют принципиальные различия. Главным из них является то, что Раскольников по общему уровню развития стоит гораздо выше многих современных преступников. Однако и это не стало фактором, удержавшим его от преступления. Что же является боле мощным фактором, сдерживающим рост преступности среди молодёжи? По этому вопросу проводился социологический опрос среди десятиклассников. Им был задан следующий вопрос:

«Что, по вашему мнению, больше удерживает людей от совершения преступления: строгость наказания, его неотвратимость или что-то ещё»? Большая часть  ответивших склонна считать, что наиболее действенным фактором, сдерживающим рост преступности является строгость наказания. Примерно треть участников опроса считает таким неотвратимость наказания. Среди ответивших иначе только 10% считает, что совесть человека, его моральная сила может удержать его от преступления. И наоборот, низкие моральные качества молодёжи подталкивают молодых людей к правонарушениям. К этому подталкивает и современная криминогенная ситуация в стране. Коррупция и блат не только разъедают общество в целом, но и развращают преступную среду, в том числе, что самое страшное, взращивают и молодежную преступность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Первый вывод, который можно сделать из романа Ф.М. Достоевского, состоит в том, что он, как и другие гениальные произведения   представляет собой открытую систему: он порождает бездну мыслей, не утоляет жажду читателя к собственным размышлениям, сопоставлениям своих мыслей с мыслями и чувствами автора. Многие из тех людей, которым Достоевский как писатель «не нравился», после внимательного прочтения «Преступления и наказания» становится, наконец, доступен.

Второй вывод состоит в том, что писатель своим произведением, написанным полтора века тому назад, помогает нам разобраться в современных проблемах. 

Главный вывод, который сделан по результатам работы, заключается в том, что только нравственное самосовершенствование человека, «нравственный императив», даёт надёжный иммунитет от участия в преступной деятельности.

Об этом свидетельствует в частности второй социологический опрос, который проводился после изучения школьниками романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Теперь среди ответивших на тот же вопрос о силе удерживающей молодых людей от преступной деятельности уже больше трети считают такой совесть человека, его нравственные качества. Меньше стало тех, кто убеждён, что такой силой является строгость наказания и несколько больше стало тех, кто считает неотвратимость наказания боле действенным фактором снижения молодёжной преступности.

ЛИТЕРАТУРА

1.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – Л.: «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА», 1977.

2.Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий/ под ред. Д.С. Лихачёва. – М.: Просвещение, 1984.

3.Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении. – Л.: Прсвещение,1977

4.Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка. – М.: Известия РАН. Сер. лит. и языков. – 1993. Т. 52. - № 1.

Информация о работе Уроки Достоевскго