Функции деталей в творчестве Куприна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 15:23, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы данного исследования обусловлена неослабевающим интересом современного литературоведения к постижению концепции личности И.А.Куприна, мировоззрения и системы ценностей писателя.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое освещение вопросов, раскрывающих понятие «художественная деталь», в работах отечественных литературоведов 6
1.1. Изучение художественной детали в рамках литературоведческого подхода 6
1.2. Художественная деталь в истории русской литературы и творчестве писателей XIX – XX веков 17
Глава 2. Индивидуальные черты прозы И.А.Куприна сквозь призму функционирования художественной детали 25
2.1. Особенности художественного стиля А.И.Куприна 25
2.2. Роль художественных деталей в творчестве И.А.Куприна 31
Заключение 56
Литература 58

Прикрепленные файлы: 1 файл

Функция детали в художественном мире Куприна.doc

— 323.00 Кб (Скачать документ)

С учетом данных классификаций, можно выделить три структурных группы портретов: детализированные портреты, портреты-штрихи и обобщенные портреты.

Детализированный - портрет с подробным описанием внешности героя: лица, волос, роста, некоторых характерных индивидуальных признаков, рассчитанных преимущественно на зрительное впечатление. Детализированный портрет обычно охватывает все стороны внешности героя, вплоть до его костюма, характерной мимики, жестов. Обычно такой портрет дается при первом же появлении персонажа, сопровождается авторскими комментариями, в процессе развития сюжета на него накладываются лишь дополнительные штрихи.

Обобщенным называется в общих чертах очерченный литературный портрет. Описание внешности и характера представлено бегло и слишком общо, без прорисовки характерных мельчайших деталей, придающих неповторимость человеческому облику.

Под портретом-штрихом понимается легкий абрис внешности героя с указанием двух-трех черт. Таким образом, может описываться персонаж при первом своем появлении на страницах произведения, затем этот портрет дополняется и уточняется. В форме портрета-штриха даются описания второстепенных и эпизодических лиц. В их внешности отмечаются самые броские, выразительные черты.

2.Пейзажная  деталь.

Пейзажные детали не только открывают взору прелесть русской природы. Они несут и дополнительную функциональную нагрузку:

- отражают внутренний  мир героев;

- выполняют сюжетообразующую  функцию;

-будучи включенными в прямую речь героев, иллюстрируют доминантные черты их натуры.

3. Вещная деталь.

Вслед за А.П. Чудаковым понимаем под вещью «те  мыслимые реалии, из которых состоит изобразительный мир литературного произведения и которые располагаются в художественном пространстве и живут в художественном времени».11

Основными функциями  вещной детали являются:

- культурологическая, или культурно-историческая;

- психологическая;

- характерологическая;

- сюжетная;

- символическая.

4. Психологическая деталь.

а) деталь поведения;

Мы будем использовать определение, данное С.А.Мартьяновой: «Формы поведения – это тип воплощения внутренней жизни действующего лица в совокупности его внешних черт: в жестах, мимике, интонации, манере говорить, в положениях тела (позах), а также в одежде и прическе (в этом ряду и косметика). Выражение внутреннего во внешнем становится формой поведения, когда поведенческие черты героя устойчивы, соотнесены с духовным ядром личности и обладают характерностью».12

Таким образом, поведение является косвенной формой проникновения во внутренний мир героя, через внешние симптомы его душевного состояния. На наш взгляд, к деталям поведения следует добавить также поступки героев и оговорить, что поведение не всегда связано с характером персонажа, но может быть и социально обусловлено (так называемое, социальное поведение).

Функции деталей поведения:

- психологическая. Поведение выражает внутренне состояние героя, дает представление о его переживаниях. Оно оказывается более формативно, искренно, истинно, чем слова.

-характерологическая. Поступки, поведение героя непосредственным образом соотнесены с его личностью. А.Ф. Лосев писал: «Тело – живой лик души. По манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, не говоря уже о цельных поступках, я всегда могу узнать, что за личность передо мною».13

- культурно-историческая. Язык поведения формируется культурным фоном эпохи, страны, и тем самым отражает ее нормы и обычаи. Произведения писателя запечатлевают изменения норм поведения, выработку новых форм.

- социально-определительная. На поведение персонажа накладывает отпечаток тот социальный круг, в котором он вращается, оно позволяет судить о социальном статусе героя.

- сюжетная. Детали поведения нередко выдвигаются на авансцену произведения, служат завязке сюжета и предстают как источник конфликтных ситуаций.

- оценочная. По деталям поведения можно судить об отношениях героя к собеседнику или к присутствующему вообще, об оценке, которую дает ему самому автор.

б) речевая деталь.

Речь персонажа является одной из форм поведения, в то же время имеются основания для  выделения ее в отдельную группу деталей. «В отличие от слоя детализации предметной на уровне «речевой детализации» мы от произведения как системы «точек зрения» переходим к произведению как архитектонике голосов, как системе речевых характеристик, обращенных к нашему «стилистическому слуху».

Л.Гинзбург отмечает особое положение речи среди других средств  литературного изображения человека. «Только строя речь человека, писатель пользуется той де системой знаков, и средства изображения тождественны тогда предмету изображения (слово, изображенное словом). Прямая речь персонажей обладает возможностями непосредственного и как бы особенно достоверного свидетельства их психологических состояний».

Выделяя в качестве основных форм речи диалог, В.Е. Хализев пишет: «Они являются своего рода связующим звеном между миром произведения и его речевой тканью. Рассматриваемые как акты поведения и как средоточие мысли, чувства, воли персонажа, они принадлежат предметному слою произведения, взятые же со стороны словесной ткани, составляют феномен художественной речи».14

В художественном произведении выделяют обыкновенно две речевые  сферы: сферу речи автора и сферу  речи персонажей. «Промежуточным полем» (термин В.К. Фаворина) между ними является форма несобственной прямой речи, которая характеризуется «средоточием … двух взаимообусловленых и разнонаправленных процессов в языке повествовательной реалистической художественной прозы:

1) ассимилирующего воздействия  авторской речи на речь персонажа; 

2) обратного процесса: воздействия речи персонажа на авторскую речь. 

Под несобственной прямой речью понимают либо любые вкрапления «чужого слова» в авторский текст, либо используют этот термин для обозначения  «явления переходного между прямой речью и косвенной.

В качестве модификации  несобственной прямой речи В.Н. Волошинов выделяет замещенную речь.15 От несобственной прямой ее отличает лишь отсутствие  речевой интерференции. Т.е. в замещенной речи нет взаимовлияния, взаимодействия двух  различно направленных речей, а наблюдается унисонное звучание голосов, интонаций речи героя и речи автора и единство их сценок.

Детали могут различным  образом «распределяться» в тексте  - равномерно присутствовать на всем его  протяжении или сосредоточиваться в отдельных его частях и отсутствовать в других. Многое зависит от индивидуального стиля автора, но можно говорить и о некоторых общих закономерностях. Например, естественно, что детали более свойственны описанию, чем повествованию. Однако художественное решение описания может быть различно. Нужное впечатление достигается или с помощью одной-двух особо выразительных деталей, или с помощью прорисовки многих подробностей общей картины.

Если соотнести  детали с частями речи, с помощью которых они выражаются, и с основным значением этих частей речи, то можно сказать, что они могут быть представлены «деталями-предметами» и «деталями-признаками. Это наиболее распространенные виды деталей. Но могут быть и «детали-действия», особенно у писателей, в языке которых глаголу принадлежит большая изобразительная и выразительная роль.

Например, у А.С.Пушкина: Все бросили  карты, встали  изо стола. Всякий, докуривая трубку, стал считать свой или чужой выигрыш. Поспорили, согласились и разъехались (набросок «Наденька»).

В «Евгении Онегине» выразительны детали-глаголы во сне Татьяны, хотя бы в таких строках:

Он знак подаст - и все хлопочут;

Он пьет - все пьют и все кричат;

Он засмеется - все хохочут;

Нахмурит брови - все молчат;

Он там хозяин, это ясно <...>

При всей художественной значимости и композиционной ясности деталей отдельная деталь или многие детали, взятые сами по себе, вне связи между собой и другими средствами художественной изобразительности, не могут дать полного представления ни о стиле писателя, ни об особенностях словесного построения того или иного произведения. Деталь важна и значима как часть художественно целого.

При выборе классификации деталей мы в нашей работе придерживаемся следующих положений теории литературы: монтаж деталей в литературе является неотъемлемой частью композиции, состоящей в числе прочих речевых форм из описания и повествования; описание и повествование могут быть как динамическими, так и статическими; объектами изображения автора являются портрет, пейзаж, вещь, внутреннее состояние персонажа, самая малая единица такого изображения называется деталью. Схематично принятая нами классификацию можно представить следующим образом:

 

 

                                       

                                    ДЕТАЛЬ


 

 СТАТИЧЕСКАЯ           ДИНАМИЧЕСКАЯ


 

 

     


      ОПИСАТЕЛЬНАЯ                                  ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ

                            


                                                                     


                                                                                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ


 

            ПОРТРЕТНАЯ    ПЕЙЗАЖНАЯ           ВЕЩНАЯ

 

Художественная деталь имеет место только в собственно предметном (материальном или идеальном по природе), то есть метасловесном уровне произведения. Поэтические приемы, тропы, стилистические фигуры являются элементами художественной речи и обычно к художественной детали не относятся.

Деталь - лишь элемент портрета, пейзажа, вещи, комплекса  форм поведения, речи. Но, так как она почти всегда действует в рамках более крупного образа и хранит на себе отпечаток художественного целого, в рамках этого целостного образа будем ее рассматривать. Поэтому мы говорить будем не об отдельных портретных, пейзажных деталях, а рассматривать в произведениях писателя группы портретов, пейзажей, которые выделяем в зависимости от роли детали в их создании и общей идейной направленности и эмоциональной тональности входящих в них деталей.

Художественная деталь - одна из форм изображения мира - представляет собой неотъемлемую часть словесно-художественного образа. Именно поэтому она так любима многими писателями.

1.2. Художественная деталь в истории русской литературы и творчестве писателей XIX – XX веков

 

Рассмотрим конкретные примеры функционирования детали в художественных текстах русских писателей XIX – XX вв.

Особое развитие функция вещных деталей получает в реалистической литературе XIX в. Так, в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», характеристика героя через принадлежащие ему вещи становится едва ли не важнейшей. Вещь становится показателем изменения характера: сравним, например, два кабинета Онегина — петербургский и деревенский. В первом —

«Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале...»

В другом же месте  первой главы говорится, что полку  с книгами Онегин «задернул траурной тафтой». Перед нами «вещный портрет» богатого светского щеголя, не особенно занятого философскими вопросами смысла жизни.

Совсем другие вещи в деревенском кабинете Онегина: портрет «лорда Байрона», статуэтка Наполеона, книги с пометками Онегина на полях. Это прежде всего кабинет человека думающего, а любовь Онегина к таким незаурядным и противоречивым фигурам, как Байрон и Наполеон, о многом говорит вдумчивому читателю.

Действительная роль детали не всегда бывает очевидна, сразу заметна. Например, в «Шинели» Н.В.Гоголя читаем:

«Акакий Акакиевич  прошел через кухню, не замеченный даже самою хозяйкою, и вступил наконец  в комнату, где увидел Петровича, сидевшего на широком деревянном некрашеном столе и подвернувшего под себя ноги свои, как турецкий паша. Ноги, по обычаю портных, сидящих за работаю, 
были нагишом. И прежде всего бросился в глаза большой 
палец, очень известный Акакию Акакиевичу, с каким-то 
изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи 
череп. На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, 
а на коленях была какая-то ветошь». 

Моток шелку  и ниток на шее, ветошь на коленях, привычка сидеть на столе босиком по-турецки - это приметы профессии Петровича. У читателя может возникнуть вопрос: зачем писателю потребовался большой палец с изуродованным ногтем?

Обратимся к тому, что было сказано выше об Акакие Акакиевиче:

«Ни один раз в жизни не обратил он внимания 
на то, что делается и происходит всякий день на улице, 
на что, как известно, всегда посмотрит его же брат, молодой чиновник. Акакий Акакиевич если и глядел на что, видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки».

Зримый мир для Акакия Акакиевича был очень мал, 
и в этом крохотном убогом мирке большой палец Петровичевой ноги с изуродованным ногтем был заметным и очень известным Акакию Акакиевичу, смотревшему всегда вниз. Таким образом, эта деталь относится, по сути дела, к характеристике не столько Петровича, сколько Акакия Акакиевича.

Информация о работе Функции деталей в творчестве Куприна