А. Пушкин и А. Кунанбаев о назначении поэта и поэзии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 18:58, дипломная работа

Краткое описание

О с н о в н а я ц е л ь р а б о т ы – выявить, как раскрывается место и роль поэзии и поэта в творчестве А. Пушкина и А. Кунанбаева, то есть показать:
– выражение собственных принципов и взглядов поэтов на жизнь;
– проследить какими путями авторы шли к раскрытию проблемы;
– раскрыть художественно-изобразительные средства художников слова, тесную связь творчества русского и казахского поэтов.

Содержание

І. В B E Д Е Н И Е 3


ІІ. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Выражение поэтами собственных принципов
и взглядов на жизнь и общественные процессы 7

ГЛABA 2. Значение поэзии и поэта в раскрытии
общественных проблем 33


ІІІ. 3АКЛЮЧЕНИЕ 54


IV. БИБЛИОГРАФИЯ 57

Прикрепленные файлы: 1 файл

Дип.-А.Кунанбаев-и-А.Пушкин.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

Толстовское определение искусства не полностью раскрывает его назначение и задачи, но уже в нём содержится протест против того, чтобы на искусство смотреть как на источник наслаждения, утешения или забавы.

Л. Толстой как проповедник идей "непротивления злу насилием" в обязанность искусства вменяет борьбу против насилия. В задачу искусства великий русский писатель включал гуманную человеческую идею об "осуществлении братского единения людей". Он видел ключ к решению данной проблемы в возвеличивании религиозного сознания – христианства, "в том, чтобы установить на место царствующего теперь насилия то царство божие, то есть любви, которое представляется всем нам высшей целью жизни человечества".

Л. Толстой, хотя и был в чем-то близок к материализму, не создал  целостной и верной системы  понятий об искусстве, связывая ого назначение со служением религии [Толстой 1955, 15-17].

Материалистическое направление в эстетической мысли получило отражение и дальнейшую разработку в творчестве В. Белинского и                     Н. Чернышевского. В. Белинский правильно определил назначение и цель искусства.  "Изображать, воспроизводить в слове, в звуке, в чертах и красках идею всеобщей жизни и природы: вот единая и вечная тема искусства! – писал он. – Поэтическое одушевление есть отблеск  творящей  силы природы... Чем выше гений поэта, тем глубже и обширнее  обнимает он природу, и тем с большим успехом представляет нам её в её  высшей  связи с жизнью".

Н. Чернышевский в диссертации "Эстетическое отношение искусства к действительности",  развивая  мысль  В.Г. Белинского, даёт чёткое определение искусства и его назначения. Особенно он подчеркивает производность искусства от природы и жизни. "Природа и жизнь  выше  искусства", – писал  Н. Чернышевский. Назначение искусства видел он в воспроизведении природы и жизни, в объяснении жизни, в произнесении своего приговора над  изображаемыми.  Задача искусства, как он полагал,  состоит в  том,  чтобы «быть для человека учебником  жизни».

 Выдающийся  русский  демократ  правильно  определил  цель искусства. По его мнению, искусство – это воспроизведение  действительности, т.е.  средство  познания мира,  в том числе  специфическое, художественное  познание  природы  и жизни.  Искусство – это  объяснение  жизни,  средство  расширения познавательной способности человека. Художник, отображая  действитель-ность   жизни,  произносит  приговор от  имени  своей совести, во имя  интереса  народа всему тому, с чем он внутренне не согласен, что мешает  общественному  прогрессу. Искусство  является для людей  учебником жизни,  т.е. оно помогает  жить  и творить,  действовать и бороться  за высокие  идеалы.

Известный  русский критик  Д. Писарев  по-своему  своеобразно  подошел  к раскрытию  сущности  искусства  и поэзии. Он не видел  особого различия  между ремеслом  и художественным  творчеством.  На его взгляд, поэтом  можно стать  точно так же,  как адвокатом, профессором, публицистом, сапожником  или  часовщиком.  

По утверждению Д. Писарева, в основе  балета,  музыки,  живописи, скульптуры, архитектуры  лежит чувство, уже в силу  своей  иррациональности они  не могут содействовать «умственному  совершенствованию человечества», не могут служить  «орудием реализма»,  а потому  бесполезны. Более того, в обществе, где властвуют голод  и  нищета, они  безнравственные.  Другое дело – литература.  Литература может  учить людей  правильно мыслить. Её лучшие  представители  рисуют  «те стороны  человеческой  жизни,  которые  так необходимо  узнать  для того, чтобы  основательно  размышлять и действовать».

Как видно,  Д. Писарев  особо  отделяет  литературу  от других  видов искусства,  несколько  умаляя  их роль, но в то же время  верно рассуждает о назначении  литературы  как активной  эмоциональной  силы, способствующей  размышлению  и  действованию.  

Назначение  искусства  четко определил  и  Н.А.  Некрасов. Он называл  свою  музу  музой « мести и печали»:

Иди в огонь  за честь  отчизны,

За убежденье,  за любовь....

Иди и гибни  безупречно,

Умрёшь  недаром,  дело прочно,

Когда под ним  струится кровь. 

Будь гражданином!  Служа  искусству,

Для блага  ближнего  живи,

Свой  гений,  подчиняя  чувству

Всеобнимающей любви.

Поэт-гражданин, верный сын отчества Н. Некрасов писал, что «нет науки  для науки, нет искусства для искусства – все они существуют для общества, для облагораживания, для возвышения человека, для его обогащения знанием и материальными удобствами  жизни».

Мы привели достаточно  выдержек  из  произведений  выдающихся  представителей  прогрессивной  русской эстетической  мысли,  имевших  определенное  влияние  на формирование  мировоззрения Абая Кунанбаева. Однако  Абай,  вырабатывая  свой эстетические  идеалы,  не только  испытывал благотворное  воздействие  критический  демократической  русской культуры, но и критически  переработал  и творчески развил  всё то, что было  создано до него на местной  почве.

Немало художников, учёных-мыслителей  породила  казахская земля. В ХІІ – ХІІІ  веках  на его  территории  были созданы  поэтические  творения, воспевающие образ жизни  степняков  и их  религиозные  верования. Прав был  В. Белинский, когда писал о том, что «сознание  всех ...  народов, прежде  всего,  выражается  в поэзии, и поэтому  каждый народ  и каждое  племя  непременно имеет свою  поэзию, на какой бы... ступени  цивилизаций  и образования  ни  стояли  они.  Отсюда  не  исключаются  ни номады Средней Азии,  ни дикари океанийские.  Народ или  племя может не знать  искусства писания, но  не может  не иметь  поэзии».

Много было поэтов, сказителей, акынов  и  импровизаторов на казахской земле до Абая. Они  внесли  определённый  вклад  в развитие художественной культуры  казахского  народа,  в становление  казахской  поэзии.  Но большинство  из них  не понимало  истинной  сущности  духовной  культуры  или же  неверно  представляло  себе  общественную  роль  поэзии. Отрицая  или не до конца  понимая общественное  назначение  духовной  культуры, они  сводили  его  к  служению аллаху,  к проведи  религиозной  мистики, восхвалению  ханов  и их прислужников.  Цель и  обязанность поэта заключались, по их  представлению,  в том, чтобы  развлечь  аристрократов – баев, ханов и их прислужников, скучающих от безделья  и роскоши. Хорошими поэтами  считались  дворцовые  поэты, сочиняющие стихи  о мнимых  заслугах  ханов, биев.

История казахского народа сохранила немало имён творческих личностей, связавших свою судьбу с думами, мечтами и интересами своего народа. Поэты Ахмет Ясави (1094 -1167), Сулеймен  Бакыргани (1121-1186), Насриддин  Робугази ( жил в XIII веке), поэты-импровизаторы Мудрый Коркыт, Асан-печальник, Казтуган, Шалкииз, Бухар-жырау, Калкамула и другие старались отразить в своем творчестве настроение и думы народа, бичевали несправедливость и не представляя в чём же заключаются причины бед, не находя выхода из тупика, они зачастую погружались в грустные раздумья, пессимизма, религиозную мистику. Профессор Х. Суюншалиев отмечает, что литературные памятники IX – XII веков, наполненные средне-вековой религиозной схоластикой, не канули бесследно в прошлое, нашли отражение в культуре последующих эпох.

 «Хикметы» Ахмеда Ясави  имели определенное влияние на казахских поэтов и акынов XIX века, – пишет Х.Суюншалиев, – например, Майлыходжа, Мадеш ходжа, Майкот, Шортанбай, Мурат, Аубакир и ряд других поэтов, подражая ходже Ахмеду Ясави вступали на путь мистики, проповедовали загробную жизнь. Распространение получили проповеди ходжи и суфизма. Среди сторонников проповеди загробной жизни и мистики нашлись люди, не только подражающие хикметам ходжи Ахмеда Ясави по идейному содержанию, но и в выборе художественной формы стихосложения».

Поэт-бунтарь Махамбет Утемисов (1804-1846), живший в первой половине XIX века, впервые в казахской литературе положил начало "бунтарской поэзии". Будучи боевым другом предводителя народного восстания против казахских феодалов Исатая Тайманова, он влился в ряды народа, поднявшегося против несправедливости. эксплуататоров – ханов и баев. Боролся он и мечом, и пером. Назначение своей поэзии Махамбет видел в уничтожении ханов-эксплуататоров. Хан Жангир, желая использовать авторитет поэта в своих корыстных целях, хотел сделать Махамбета дворцовым поэтом. Но тот категорически отказался от унизительной для него миссии поэта-лизоблюда. Хан, разъярённый отказом, стал преследовать Махамбета, и поэт погибает.

Стихотворения Махамбета "Не оседлав коня натощак", "Что толку", "Камышовое озеро", "Исатаю", "На коней" и другие полны непримиримости к бедственным условиям жизни народа, они призывали народ ханов и тому подобных "биев толстобрюхих – обезглавить". Вся жизнь поэта и его поэзия насыщены духом борьбы за светлые идеалы грядущего. Он не теряет бодрости духа и веры в будущее даже в те дни, когда восстание под предводительством казахского батыра Исатая жестоко подавляется местными властями с помощью оружия царской России.

Девиз его жизни бил:  

Сын отчизны – за ярость ночей,

                                       За скрещение пик и мечей.

Гражданский долг каждого, по мнению поэта, заключается в борьбе за свободу человека:

Разве дождёшься пользы какой,

Если он в руки меч не возьмёт,

Если по следу отцов не пойдет?

Он ненавидел ханов, биев, ведущих праздный образ жизни. Какой от них толк, объявляет Махамбет, "если для немощных и бедняков нет справедливости, правды у них!" С нескрываемой ненавистью обращается Махамбет к султану Баймагамбету:

Ты – мой враг, и много поколений

Друг за другом мы следим с тобой,

Ты – потомок ханов белокостных,

Я тебя извечно ненавижу.

Враг заклятый другом стать не может,

Из полы не сделаешь халата...

Ты, султан Баймагамбет почтенный,

Мне один бы на один попался... –

Прикусив, тебя бы проглотил я,

Подавиться, не боясь костями!

Махамбет, поэтизируя подвиг и бесстрашие Исатая Тайманова, считал его жизнь образцом героизма, личной отваги, преданности своему народу:

Родного народа права

Растоптаны ханом жестоким.

Но клятва – не просто слова,

И в сердце надежда жива...

“Скачи по степям, Исатай,

И снова народ поднимай”.

Такой наказ даёт поэт своему боевому другу в дни, когда жестокий хан топил в крови народное восстание:

Пусть каждый, джигиты, батыром умрет, –

Запомнит могилу его народ. [Антология 1958, 127-129].

Бунтарское творчество Махамбета Утемисова стало одной из вершин романтической поэзии до Абая. Оно было направлено своим остриём против насилия, отстаивало интересы крестьян-бедняков, борющихся за социальную справедливость и счастливую жизнь.

Современники Абая – поэты Шортанбай и Дулат – иначе понимали суть и назначение поэзии. В противовес им, пессимистам, А. Кунанбаев выступал сторонником гражданской поэзии. Он впервые в казахской степи правильно понял и оценил эстетические принципы относительно предназначения поэзии и вообще духовной культуры в жизни народа. Он выразил свои мысли по этому поводу в поэтических образах:

Не для забавы я слагаю стих,

Не выдумками наполняю стих.

Для чутких слухом, сердцем и душой,

Для молодых я свой слагаю стих.

Кто сердцем прозорлив и чуток,  тот

Поймет, что в каждый я влагаю стих.

В этих строках чётко изложена позиция Абая о назначении и цели поэзии. «Не для забавы» и не для развлечения ханов и феодалов слагал он стихи. Его поэзия служила воспитанию людей, особенно молодёжи.

А. Кунанбаев верно трактовал отношение поэзии к действительности, знал, кому предназначаются его духовные наставления. Поэтическое творчество он не считал продуктом абстрактной фантазии  и выдумки, потому и писал: "Не выдумками наполняю стих". Как справедливо в своё время отмечал В. Белинский, "содержание даёт поэту жизнь его народа" [Белинский 1948, 44]. Абай идеи и мысли для своей поэзии брал именно из конкретной жизни народа.

Содержание всех его стихов составляет кипучая, противоречивая, многострадальная жизнь казахских аулов XIX века, полная несправедливости. Поэт стремился реалистически отразить окружающую его общественную среду, жизнь своих современников. Он высмеивает волостных управителей, правдиво описывает кочевой образ жизни казахов-скотоводов, показывая их связь с природой, меняющейся в разные времена года:

Мастерство и правда – в этом  цель певца.

Чтоб раскрыть не только очи, но сердца,

Дать примеры юным, просветить невежд.

Даже нет и в мыслях  забавлять глупца!

Так определяет цель поэзии и поэта А. Кунанбаев. И всю свою жизнь он придерживается этих поэтических принципов, никогда не отходил и не отступал от них, всегда остаётся верным своему идеалу служения народу.

Абай выступал за высокое идейное содержание поэзии, от неё требовал  глубокого отражения жизни. Он подвергал острой критике легковерных поэтов, называл их глупцами:

Иных  певцов глупцами нахожу –

Из мусора  стихи они слагали.

Поэт ясно сознавал, что подлинная поэзия невозможна без общественно значимого содержания и глубоких идей. Без этого, как считал Абай, поэзия не постигнет истины, не отразит реальной жизни.

В творчестве А. Кунанбаева можно найти и верные представления о самой природе поэзии. По утверждению поэта, духовная культура, искусство, поэзия не должны быть результатом прихоти отдельных людей, забавой для каприза праздных аристократов, игрой, выдумкой отдельных одарённых людей. Искусство и поэзия, по его мнению, заключаются в истинном, объективном отражении самой действительности, пропущенной через сознание художника.

Информация о работе А. Пушкин и А. Кунанбаев о назначении поэта и поэзии