Болгарская культура в эпоху просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 03:40, реферат

Краткое описание

В конце XIV в. вся территория Болгарии вплоть до ее западных границ была покорена османскими завоевателями. Не стало болгарского государства, а появились земли восточной империи; вместо понятия «болгарин» возникло новое — «рая», что означало население, подвластное турецкому султану. Там, где были болгарские православные церкви, выросли мечети мусульман. Памятники болгарской письменности и истории безжалостно уничтожались, христиане насильственно обращались в мусульманскую веру. Материальной и духовной культуре и жизни болгарского народа был нанесен невосполнимый урон.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ПИСЬМЕННОСТЬ. 4
ТОРГОВЛЯ. ОБРАЗОВАНИЕ. 4
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 10

Прикрепленные файлы: 1 файл

Болгарская культура.doc

— 53.00 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«БОЛГАРСКАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Савина Н.К.

слушатель экономического факультета

группы 31

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2001г.

 

 

ПЛАН.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

В конце XIV в. вся территория Болгарии вплоть до ее западных границ была покорена османскими завоевателями. Не стало болгарского государства, а появились земли восточной империи; вместо понятия «болгарин» возникло новое — «рая», что означало население, подвластное турецкому султану. Там, где были болгарские православные церкви, выросли мечети мусульман. Памятники болгарской письменности и истории безжалостно уничтожались, христиане насильственно обращались в мусульманскую веру. Материальной и духовной культуре и жизни болгарского народа был нанесен невосполнимый урон.

И все же, несмотря на такую длительную и жестокую ассимиляторскую  политику восточных завоевателей, болгарский народ сохранил свою целостность, свой язык, этническое самосознание и культурные традиции. Более того, с середины XVIII в. стали пробиваться идеи национального самосознания, зрела мысль о необходимости для болгар роста знаний и просвещения. Это было связано, с одной стороны, с ростом торговых отношений па болгарских землях и появлением, хотя и малочисленного, слоя болгарских торговцев, с развитием в селах и городах различных ремесел, а с другой стороны, — с явным ослаблением Османской империи как твердыни восточного феодализма на Балканах. Правящие круги Порты начинали сознавать, что для удержания своего господствующего политического и социального положения в империи необходимы реформы, которые облегчали бы участь подвластных им христиан.

Процесс пробуждения  болгарского национального самосознания выразился прежде всего в повышенном внимании к образованию, к развитию родного языка, в интересе к своему историческому прошлому.

Внутри Болгарского  национального возрождения исследователи  с полным к тому основанием выделяют несколько исторических этапов со своими особенностями развития: вторая половина XVIII в. и самое начало XIX в., период 20—40-х годов XIX в. и 50—70-е годы. Иногда первые два этапа называют ранним Возрождением в отличие от последующего, когда социально-политические и культурные процессы протекали довольно интенсивно в условиях   нарастающего   национально-освободительного движения.

 

ПИСЬМЕННОСТЬ.

Несмотря на суровые  условия, в которых находилось болгарское население под чужеземным игом в XV— XVIII вв., развитие его письменности и культуры не прерывалось. Традиционный болгарский быт, обычаи и народная культура сохранялись прежде всего в селах. Очагами письменности и просвещения были монастыри и церкви. Они собирали церковные книги и рукописные сборники, в них трудились переписчики и изографы, поддерживались келийные школы, которые обучали молодых монахов чтению и письму. Высоко ценилось мастерство переписчиков. «Книжная работа в монастырях, — пишет болгарский исследователь, — приобретала известную святость и считалась за благочестивый подвиг, совершаемый переписчиками». По его подсчетам таких монастырей, в которых поддерживалась церковнославянская и болгарская письменность в XVII—XVIII вв., насчитывалось не менее 118. Наиболее крупными из них были Рильский, Бачковский, Этропольский монастыри.

 

ТОРГОВЛЯ. ОБРАЗОВАНИЕ.

В конце XVIII и первых десятилетиях XIX в. в болгарских землях заметно возросла и окрепла торговля, а в селах и городах стали развиваться ремесла как для удовлетворения собственных нужд, так и для продажи товаров на рынке. В конечном итоге это вело к развитию нового рационалистического мышления, к росту просвещения и пробуждению национального самосознания. Крупные болгарские торговцы, обосновавшиеся в Бухаресте, Браиле, Константинополе, Одессе и Москве, становились поборниками просвещения и своего рода меценатами отечественной культуры. Они материально поддерживали болгарскую молодежь, обучавшуюся за пределами Болгарии. Они содействовали изданию болгарских книг, учебных пособий, выделяли средства на строительство школ, содержание болгарских учителей. Развитие ремесел повлекло за собой образование крупных сел, перераставших в поселения городского типа, шел также интенсивный рост городов за счет притока сельского населения. В конце XVIII—начале XIX в. бывшие села Копривштица, Панагюриште, Сопот, Троян, Габрово, Трявна превращаются в города. Изменяется не только социальный, но и национальный состав населения болгарских городов. До конца XVIII в. греческое и турецкое население преобладало в таких городах, как Варна, Бургас, Пловдив. По преимуществу турецким было население в городах Силистра, Разград, Шумен, Севлиево, Плевен, Кюстендил, Чирпан, Хасково. Смешанным болгаро-турецким населением отличались София, Тырново, Враца, Самоков, Пазарджик, Стара Загора, Сливен. Болгарское население проживало, как правило, в селах на равнинах и в горной местности. Перемещение сельского населения в города привело к изменению бытовой культуры города. Новые горожане несли с собой исконно болгарские обычаи и традиции, которые теперь сосуществовали с мусульманскими и греко-православными. Происходило сложное взаимодействие различных культурных напластований. При этом следует иметь в виду, что в сфере производства болгаро-греческие отношения получили плодотворное развитие. Вместе с тем по мере роста болгарского населения возрастало национальное самосознание горожан-болгар, что нашло отражение в формирующейся новой культуре. К тому же рост ремесел в крупных болгарских селах и городах находил поддержку со стороны Порты и поощрялся ею, так как этим производством обслуживалась и османская армия и турецкое население. Официальная поддержка способствовала росту числа болгарских торговцев, крупных ремесленников и появлению в 20-х годах XIX в. первых болгарских фабрикантов. Возрастала и политическая роль нового зажиточного слоя, что выразилось в признании турецким правительством права городского населения иметь своих представителей местной власти (1839). Так, на месте ранее действовавших церковных общин появились болгарские гражданские общины, осуществлявшие национальное самоуправление, которое распространялось на хозяйственную и культурную жизнь населения.

Если во второй половине XVIII в. центрами болгарского просвещения  оставались, как в средневековье, монастыри, то в конце XVIII и в начале XIX в. общественно-культурная жизнь перемещается в города. Здесь зарождались новые формы культурной деятельности, ее светская направленность. Изменялся внешний облик городов благодаря новой планировке и строительству представительских общественных и частных зданий. В результате складывался новый тип болгарского возрожденческого города, о чем свидетельствовали преобразившиеся Коприв-штица, Пловдив, Тырново, Сливен, Русе, Карлово, Свиштов и другие города.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА.

Развитие болгарской художественной культуры в конце XVIII в. и в первые четыре десятилетия XIX в. протекало также довольно медленно, в мучительной борьбе со старыми средневековыми традициями. Литература все еще носила синкретичный характер: общественное и художественное сознание были неразделенными. Эмоционально насыщенные публицистические выступления проникали в литературные произведения, в филологические и педагогические трактаты. Учебная литература была подчинена идее утверждения народного образования, росту национального самосознания. Светское и религиозное сознание нередко представали вместе и также были составной частью национально-патриотического движения за духовную и церковную самостоятельность.

Изобразительное искусство  конца XVIII и первых десятилетий XIX в. сохраняло церковно-религиозный  характер. Оно было представлено главным образом иконами, резными иконостасами и стенописью. Работа художников протекала в монастырях и церквах. При этом следует заметить, что мастер стенописи или иконописи занимал как бы промежуточное положение между ремесленником и художником. Находился он в полной зависимости от заказчика — строителя (или реставратора) монастыря, церкви. По мере роста богатой прослойки болгар из торговцев и ремесленников все больше пробивалось в изобразительном искусстве светское начало как в способе изображения библейских сюжетов, так и в появлении светского портрета — сначала  это были дарители-ктиторы, лица которых воспроизводятся на стенах, а затем и самостоятельные портреты представителей духовенства, просветителей, меценатов, торговцев.

На раннем этапе национального Возрождения в Болгарии существовало несколько художественных школ со своими религиозными и локальными особенностями, с особыми иконописными традициями и со своими знаменитыми мастерами. Широкой известностью пользовались тревненские мастера, например, Тома Вишанов, и искусные резчики по дереву. Деятельность этих мастеров распространялась на северную часть Болгарии. Зрелый период в развитии тревненской живописи относится к первой половине XIX в., когда иконописцы начинают воспринимать человеческий образ более реалистически, а не так отвлеченно, как ранее. Более разнообразным становится колорит стенописей. В фоне икон появляется национальный пейзаж.

Другой популярной школой живописцев была Самоковская, мастера  которой жили и работали в южной  части Болгарии. Основателем ее считается известный иконописец X. Димитров, сложившийся как художник под влиянием святогорских мастеров Афона. Представители Самоковской школы расписывали монастыри и церкви в Пловдиве, на Афоне. Самостоятельную часть самоковского искусства представляли гравюры-штампы, распространившиеся в 40—50-е годы XIX в. (А. Карастоянов). В 30— 40-е годы мастера Самоковской школы стали создавать картины на светские и бытовые сюжеты. Одним из крупных живописцев этой школы был Захарий Зограф.

Кроме того, известностью пользовались Банская и Дебырская художественные школы, сложившиеся в юго-западной части Болгарии. Иконописцы и резчики по дереву оставили очень ценные художественные памятники раннего Возрождения: иконы, монументальные настенные росписи, а также гравюры, картины и искусно вырезанные алтари, резные царские ворота, потолки.

С развитием профессионального  искусства локальные художественные школы перестают функционировать, выполнив свою миссию в процессе перехода к искусству Нового времени. Наиболее характерной личностью той эпохи был живописец Захарий Зограф из Самокова, в творчестве которого переплетались старые традиции и новое понимание человека и его призвания.

Стремительное развитие художественной культуры в 30—40-е годы было вызвано  ростом национального самосознания, ростом образовательного уровня значительной части болгарского общества, а также усилением культурных контактов с другими народами — как славянскими, так и неславянскими. В результате формировалось новое отношение к прекрасному в области изобразительного искусства, литературы и прикладного искусства. Происходит распад синкретичного мышления и повышается роль эмоционального восприятия окружающей действительности человеком, наделенным уже новым представлением о своей родине, о своем предназначении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Болгарская культура в своем развитии со второй половины XVIII в. и до конца 40-х годов XIX в. проделала  большой путь: она отошла от средневековых  церковных традиций и наполнилась  новым гражданским, национально-патриотическим содержанием; она перестала быть явлением синкретичного плана, и разные формы культурной деятельности теперь приобретали все большую самостоятельность; развиваясь на базе ремесел, местных традиций, она все больше впитывала национальные идеи и достижения других народов, шла по пути становления художественных принципов. Это было началом формирования профессиональной художественной культуры болгарского народа.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

    1. Искусство стран и народов мира. Художественная энциклопедия.
    2. Грибушина Н. Г. «История мировой художественной культуры».
    3. Энциклопедический словарь юного художника.
    4. Ильина Т. В. «История искусств».
    5. Культура народов Центральной и Юго-Восточной Европы в эпоху просвещения. – М.: Наука, 1988г.

Информация о работе Болгарская культура в эпоху просвещения