Понятие преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

Преступность с исследовательской точки зрения – одно из наиболее сложных и интересных социально-правовых явлений. «Состояние преступности и проблемы борьбы с ней, - пишет в предисловии к книге В.В. Лунеева «Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции» академик В.Н. Кудрявцев, - всегда вызывали живой интерес не только специалистов, но и достаточно широкого круга читателей – непрофессионалов в этой области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3 стр.
Основная часть:
Понятие преступности………………………………………………..4 стр.
Теории преступности…………………………………………………9 стр.
Показатели преступности……………………………………………23 стр.
Изучение показателей преступности в практической деятельности правоохранительных органов………………………………………..25 стр.
Заключение……………………………………………………………….29 стр.
Список литературы……………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

криминология.docx

— 51.37 Кб (Скачать документ)

     Субкультурные группы делят часть элементов с господствующей культурной традицией (цивилизацией), но при этом сохраняют и собственные нормы поведения, и ценности, отличающиеся от ведущей цивилизации. В теориях субкультуры предпринимаются попытки объяснить подростковую преступность, и в особенности бандитизм.

     Теории Альберта Коэна (1955) и Ричарда Клоуарда и Ллойда Олина (1960), рассматривающие причины этого явления, подчеркивают значение конфликта между ценностями и целями преобладающего в обществе среднего слоя, с одной стороны, и возможностями подростков из низших слоев, неспособных придерживаться этих ценностей и преследовать эти цели, - с другой. В тоже время Уолтер Миллер (1968) отмечал, что подростковая делинквентность строится на системе ценностей низших слоев, на собственной, насчитывающей столетия традиции, отличающейся своей особой целостностью. Эти теории субкультуры связаны с особенностями определенных общественных слоев.

     По мнению Коэна, у делинквентного подростка существующая социальная структура вызывает реакцию отрицания и подростковая противоправность в отличие от преступности взрослых не имеет экономической направленности (кража вещей, которыми они не могут воспользоваться, отсутствие какого либо смысла в актах вандализма, ведение «бандитских воин», применение насилия в отношении всех и всего). Подростки совершают деликты для того, чтобы добиться определенного статуса, социального положения и престижа. Они создают собственную культуру, свою, отделенную от господствующей цивилизации, независимую субкультуру с целью получить статус среди сверстников. Эта реакция проявляется уже в школе. Как считают взрослые - хороший ребенок в школе должен быть прилежным, послушным и смышленым. Эти теории называются: «случайных структур», «неравных шансов», т.е. когда преграждается путь к легальным средствам (достижения своих потребностей) подростки обращаются (при наличии делинквентных задатков) к противоправным методам и средствам достижения этих целей.

     Одни субкультуры (их типы) добиваются материального достатка и характеризуются имущественными преступлениями; конфликтные субкультуры ищут способа добиться статуса в обществе с помощью насильственных преступлений; субкультуры «ухода от мира» (отказа) предпочитают обычным ролям и целям уход в наркоманию и алкоголизм. Наиболее типичным «уходом от мира» является «кошачья субкультура», сутью которой является постоянное стремление к «кику» (вызову), сенсации, удовольствию. «Кик» - это поиск экстатических переживаний, наслаждений, «улетов», «запредельных эффектов». Самым трудным делинквентным видом считается тот, в котором представлены подростки, не стремящиеся к статусу среднего слоя, но всеми средствами пытающиеся поправить свое экономическое (материальное) положение.

     С выше перечисленными теориями субкультур перекликается теория Уолтера Миллера (1968). Она также основана на расслоении общества, но в основу ее положено следующее положение, что системы ценностей и стиль жизни зависят от экономических факторов. То есть как человеку достаются деньги - получает он их откуда-то или (например, в наследство или по программе социальной помощи) либо зарабатывает их сам. С этим и связаны различные системы ценностей.

     В 1980 году Теодор Фердинанд разработал теорию субкультуры, которая не связана ни с расслоением общества, ни с экономикой. Он проводит различие между молодежными субкультурами развитых и развивающихся стран. Например, субкультуру развитых западных стран Фердинанд характеризует следующим образом: молодежь отстаивает свои радости в духе нарциссизма и отказывается от традиционного предусмотрительного регулирования своих чувств и эмоций; молодые люди не желают брать на себя тяготы обычной профессиональной карьеры, рождения и воспитания детей, исполнения семейных обязанностей. Они бросают вызов авторитету взрослых в семье, школе, общине; молодежь вырабатывает свою особую лексику, одежду и музыкальные увлечения; возникновение молодежной субкультуры не служит выражением отчуждения и изоляции, скорее она складывается на основе осознания подростками своего собственного статуса в мире взрослых; свое взросление молодежь переживает как угрозу и ограничение своих возможностей.

     Подросток делает то, что ему нравится, и наслаждается досугом. Молодые люди в развитых странах, решившие делать какую-либо профессиональную карьеру, должны потратить на обучение от 16 и более лет. Это вызывает у многих из них чувство безнадежности. Подросток говорит себе: «Меня не ждет ничего, ради чего можно было бы затратить столько времени и сил». Учиться скучно и трудно. И в конечном счете серьезная профессиональная карьера - это далеко не все, о чем мечтает человек; в конце концов, создание молодежной субкультуры - это реалистическое приспособление к изначально безнадежной ситуации.

     И последняя теория субкультуры - насилия, выдвинутая Марвином Фольфгангом и Франко Ферракути (1967) основывается на том, что насилие можно постичь, и эти знания и навыки, будучи зафиксированы в субкультуре, передаются из поколения в поколение. В этой системе ценностей и поведения у людей вырабатываются свои стиль жизни и взгляды, ориентированные в основном на насилие. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насилием, и для них оно не является ни запретным, ни вызывающим ощущение вины. Субкультура насилия накладывает на людей особые черты.

     Теории конфликта. Понятие “конфликт” пришло из латинского языка и означает столкновение, борьбу или спор. Проблемами конфликтов занимаются психологи (психоанализ), социологи и юристы.

     Первая теория конфликта (1938) была выдвинута Торстеном Селлином, которая называлась “конфликта культур”, где автор проводит различие между внешними и внутренними конфликтами ценностей. Например, противоречия между борющимися нормами поведения, присущими старой и новой культурами; разногласия между нормами поведения в сельской местности и в крупных городах; конфликты между нормами хорошо организованной общины и плохо организованным обществом. Примером конфликта культур является многолетний процесс иммиграции в Израиле, из-за которого происходит процесс постоянного пересмотра основных принципов и ценностей. Так, евреи - иммигранты из северной Африки имеют привычку решать споры с помощью насилия и в порядке самосуда. Евреи из Йемена не следуют запрету о многоженстве. Бедуины, для кого «городские законы» - это, прежде всего слухи, обращаются, как и прежде, к обычаю кровной мести, а уже о наших, «советских» иммигрантах и говорить не надо.

     В 1958 криминолог Джордж Волд разработал теорию «группового конфликта». По его мнению, человек живет в какой-то определенной группе, состоящей из трех или более человек, которые чувствуют себя связанными общими нормами и социальные роли которых четко замкнуты друг на друга. Группа обладает целой сетью социальных связей и имеет определенную внутреннюю структуру. Жизнь человека - это элемент и результат взаимодействий внутри группы и между группами. Лица, выступающие против мнения большинства и отказывающиеся следовать предписанным нормам поведения, непременно объявляются преступниками, и с ними поступают соответствующим образом. А уголовные наказания - это феномен, сопровождающий групповые конфликты в обществе: они возникают из политических движений протеста (наивысшими формами такого насилия является мятеж и революция). Так, например, если происходит революция, то члены правительства, еще недавно имевшие власть, превращаются в преступников; выборы в демократических странах иногда сопровождаются правонарушениями (акты подкупа, кражи документов, незаконное применение технических средств для подслушивания и подглядывания за своими оппонентами и пр.); много уголовных преступлений совершается в ходе споров между руководителями предприятий и бастующими рабочими; очень часто причиной преступности оказываются конфликты между группами, разделенными по расовым, национальным, религиозным признакам (Чечня, ЮАР и пр.)

     Эта теория объясняет преступность как феномен, обязательно сопровождающий социальные и политические конфликты, ведущиеся с целью удержания или улучшения позиций групп в борьбе за власть в обществе. Но она же не объясняет всех форм преступности.

     В Европе аналогичная теория была разработана немецким криминологом Карлом Шуманном (1974-1976). Согласно этой теории, правопорядок не сводится к системе неизбежных и необходимых норм, которые постоянно ставятся под сомнение антисоциальными типами, а всегда являет собой недостаточное приближение к порядку в процессе временных и нестабильных решений, в не соединении желаний и интересов. Преступление - не акт, совершаемый ненормальным человеком, а нечто, происходящее в процессе взаимодействия между различными лицами, включая законодателя, толкователя законов, их исполнителя и правонарушителя. С точки зрения этой теории вообще невозможно объяснить причины преступности и дать никаких удовлетворительных объяснений относительно неравномерного распределения преступности по разным социальным группам.

     Радикальные теории. Разобраться с этими теориями, на мой взгляд, очень трудно, особенно в настоящее время. Их создание датируется 70-мы годами (США и Западная Европа). Их сторонниками главным вопросом является конфликт между классами, т.е. господствующий класс криминализирует рабочий класс с помощью «классовой структуры» общества и «классовой юстицией». Многие представители этих теорий называют себя марксистами, но огораживаясь при этом от криминологии социалистических стран, считая, что СССР и бывшие страны соц. лагеря не социалистические, а государственно-капиталистические, бюрократически-коллективистические общества, которые вели свое монополистическое государственное хозяйство как капиталистическое предприятие. Эти (радикальные) теории очень сложно классифицировать, поэтому рассмотрим их все вместе. Едины они в одном - в отрицании традиционной криминологии. По мнению их сторонников: преступность – «негативное благо», которое урезает права и шансы, перераспределяет имеющиеся в обществе ресурсы; девиантность - это выражение разноликости, разнообразия людей; основной конфликт в капиталистическом обществе имеет место между господствующим и рабочим классом; преступность возникает из противоречий капитализма, которые все время растут; традиционная криминология - наука, которая не ставит под вопрос отношения господства, а пытается их оправдать; уголовное законодательство и его применение при капитализме рассчитаны на обеспечение господства капиталистов и их поддержку, а правопорядок - это система, созданная классом капиталистов для обеспечения своих интересов; инстанции социального контроля общества, т.е. полиция, суды, тюрьмы или исправительные учреждения, являются «органами набора рекрутов в каторгу девиантных элементов»; применение санкций к разным слоям населения обращено против цветных, бедных, политических и культурных меньшинств.

     Своей главной задачей радикалы видят - ликвидацию капиталистической системы. Естественно, что радикальные теории подвергаются критике по следующим основаниям: основные постулаты радикальных теорий преступности эмпирически недоказуемы; общества, называющие себя социалистическими, ни к коей мере не свободны от преступности и противоправности; радикальные теории полны морализаторства, т.е. обвиняют больше тех, кто живет в достатке и имеет власть (поиск «злодеев»); эти теории излишне переоценивают экономику; существует большая группа преступлений, которая совершенно не затрагивает интересы капиталистов; совершенно не затрагивается вопрос жертвы преступления и так далее.

     Социально-психологические теории преступности.

     Центральным понятием социально-психологических теорий преступности является социализация, целью которой служит адаптация и вживание индивида в принятые в обществе нормы поведения. Обратимся теперь к некоторым из криминологических теорий этого (социально-психологического) направления.

     Теория обучения. Она объясняет преступное поведение так: преступником может стать любой человек. Прирожденных преступников не бывает. Унаследовать можно лишь способность к обучению. Эта «предрасположенность» позволяет усваивать любые мыслимые формы поведения - как социально приемлемые так и девиантные, делинквентные и преступные. Первым, кто выдвинул эту теорию был Габриэль Тард. Он предложил три основные закономерности подражательного обучения: легче и лучше всего перенимают поведение друг друга индивиды, находящиеся в тесном контакте; подражание широко распространено в обществе, пронизывает его от самых верхних слоев до самых низших: молодые люди подражают взрослым, бедняки богатым и т.д. Преступность молодежи, пожилых людей и людей с низким статусом основана на стремлении стать вровень со взрослыми, богатыми и привилегированными соответственно; прежнее поведение человека при этом перекрывается новым, которое может либо усилить старое, либо целиком заменить его. Но при этом прежнее поведение являет собой переход к новому.

     Теория дифференциальной ассоциации. Эта теория изначально предназначена для объяснения индивидуального преступного поведения. Исследования в этой области проводились известными криминологами Клиффордом Шоу (1930), Эдвин Сазерленд (1939) и его ученик Дональд Кресси. Теория включает в себя восемь основных постулатов:

     1. Преступному поведению учатся, а не наследуют;

     2. Преступное поведение усваивается в ходе взаимодействия с другими людьми в процессе общения;

     3. Важнейшая часть обучения уголовному поведению совершается в группах, связывающих своих членов тесными личными отношениями. Внеличностные средства коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы, газеты и журналы) играют в процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль;

Информация о работе Понятие преступности