Организованная преступность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:42, контрольная работа

Краткое описание

Цель предстоящей работы состоит в исследовании организованной преступности: ее историческое становление и современное состояние. Для достижения результата были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю организованной преступности в России.
2. Дать криминологическую характеристику организованной преступности.
3. Рассмотреть организованную преступность «новой» России.
Структурно работа состоит из введения, трех разделов и заключения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Организованная преступность в России история и современность.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

Сегодня в Российской Федерации возрастает активность и влияние «этнических» организованных преступных формирований, имеющих связи с диаспорой, криминальными группировками, чиновниками и т.п. в ближнем и дальнем зарубежье, а также коррумпированной частью российского государственного аппарата. Наибольшее количество организованных групп международной ориентации выявлено в Северо-Кавказском, Северном, Северо-Западном, Центральном и Уральском экономических регионах России. «Большинство таких групп (65%) имеют и поддерживают связи с аналогичными формированиями в странах ближнего зарубежья. Это в первую очередь Украина, Беларусь, Грузия, Армения, Азербайджан и Казахстан. Отмечаются устойчивые криминальные связи российской организованной преступности с преступными структурами в странах Прибалтики (18 - 20%). По данным МВД России на территории Российской Федерации действуют свыше 450 преступных сообществ и организаций, из них 76 этнических, 289 межрегиональных и 8 международных»13.

В деятельности иностранных организованных преступных группировок на территории России можно выделить определенные приоритетные направления, обусловленные как спецификой региона, так и сложившимися традициями. Например, «арабские преступные группировки занимаются контрабандой промышленных товаров, незаконным предпринимательством и миграцией; афганские и нигерийские – контрабандой и сбытом наркотиков; китайские и вьетнамские – незаконной миграцией, контрабандой сырья и промышленных товаров, незаконным предпринимательством, вымогательством и похищением соотечественников-бизнесменов»14. Наиболее негативной тенденцией является консолидация российских организованных преступных формирований с аналогичными зарубежными организациями (итальянской «Коза Ностра», американской мафией, китайскими триадами, японской «Якудзой», и др.), формирующая на территории России самостоятельный сегмент транснациональной организованной преступности

В числе международных преступлений, борьба с которыми объединяет усилия большинства стран и мирового сообщества в целом, особенно следует отметить деяния, которые представляют в настоящее время реальную угрозу национальной безопасности России. К таковым, в частности, относятся терроризм (в том числе международный), экстремизм, бандитизм, захват заложников, вербовка, финансирование и обучение наемников, незаконный оборот оружия, наркотических средств и психотропных веществ, легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, приобретенного преступным путем, контрабанда, торговля людьми, коррупция, рейдерство и незаконная миграция. Указанные преступления нередко имеют организованный характер и наносят многоаспектный ущерб общественным отношениям, охраняемым уголовным законом, – жизни и здоровью людей, конституционным и социально-экономическим основам российской государственности, международной репутации Российской Федерации, существующим межгосударственным и внешнеэкономическим связям и т.п.

В декабре 2010 года исполнилось десять лет принятия Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Конвенция (ратифицирована Россией в 2003 году) хоть и посвящена содействию в предупреждении международной организованной преступности, но, одновременно, в этом документе для каждой страны ставится задача «анализа тенденций в области организованной преступности на своей территории».

Можно долго и нудно перечислять успехи, достигнутые в деле борьбы с российской организованной преступностью. Между тем, то, что случилось 4 ноября 2010 года в станице Кущевской Краснодарского края, все эти победные реляции ставит под большое сомнение. Казалось бы, нас уже ничем плохим поразить нельзя. ТВ, СМИ, Интернет пестрят сообщениями о злодеяниях маньяков и бандитов. Но массовое убийство в станице Кущевской заставило содрогнуться даже людей бывалых: двенадцать трупов, среди которых четверо детей, в том числе и грудной ребенок.

В Кущевской аномалии, как в зеркале, отражается ситуация с организованной преступностью в стране. Во-первых, ясно, что она никуда не ушла. Во-вторых, бандиты никогда не становятся «цивилизованными» людьми. Привыкший убивать будет этим заниматься всегда! В-третьих, как говорят сами жители Кущевской, организованная преступная группировка (ОПГ) распоясалась после 2008 года – после ликвидации УБОПов (Управление по борьбе с организованной преступностью). Эта крупная политическая ошибка привела к потере ядра профессионалов – борцов с организованной преступностью, крушению оперативных позиций в преступной среде, уничтожению оперативных баз данных (как это, например, произошло в ряде регионов). «По неофициальной информации, Служба по борьбе с организованной преступностью, возможно, будет воссоздана в системе МВД России с 2012 года»15.

Кущевская аномалия не единственный пример сказанному. Организованная преступность имеет свойство проявлять себя самым неожиданным, часто резонансным образом. Уже в конце ноября 2010 года во многом схожая ситуация вскрыта в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области.

В феврале 2010 года в Хабаровском краевом суде присяжные заседатели в отношении организаторов и участников преступного сообщества «Общак» Хабаровского края вынесли обвинительный вердикт. Присяжные заседатели признали виновными семнадцать лиц, которые в период с марта 2002 года по ноябрь 2006 года на территории Хабаровского края принимали активное участие в деятельности преступного сообщества, созданного для совершения имущественных преступлений, а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

Четверым из обвиняемых вменено в вину организация и руководство деятельностью преступного сообщества, остальным четырнадцати лицам – участие в этом преступном сообществе. Каждому из членов преступного сообщества предъявлен различный объем обвинения, от двух до десяти составов преступлений, предусмотренных статьями 210 (организация преступного сообщества, 213 (хулиганство), 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), 228.1 (незаконное производство и сбыт наркотических средств), 163 (вымогательство) Уголовного кодекса РФ.

В обвинительном заключении особо подчеркивается влияние лидеров «Общака» на несовершеннолетних. С подростками велась продуманная наступательная идеологическая работа, внушались воровские понятия. Дети с малолетства вовлекались в совершение тяжких преступлений.

«По данным следствия, членами «Общака» в настоящее время являются

более четырех тысяч представителей криминального мира Дальнего Востока. В активную часть сообщества входят около четырехсот человек. «Воры в законе», представшие перед судом, осуществляли контроль за предприятиями и учреждениями через «смотрящих» и «положенцев» в каждом городе и населенном пункте»16. А те непосредственно руководили совершением преступлений, направляли главарям сообщества долю преступных доходов.

31 мая этого года Магаданский городской суд вынес обвинительный приговор одиннадцати бывшим организаторам и участникам известного дальневосточного организованного преступного сообщества (ОПС) «Общак», действовавшим в регионе. «Как сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе Управления внутренних дел (УВД) по Магаданской области, преступники приговорены к лишению свободы сроком от пяти до одиннадцати лет»17.

А сколько еще таких сообществ и организаций действует по стране…

Дальний Восток дает нам наглядный пример и транснационализации российской организованной преступности.

«В период январь-июнь 2011 года организованными группами или преступными сообществами совершено 9,3 тысяч тяжких и особо тяжких преступлений (-32,6%), их удельный вес в общем числе расследованных преступлений этих категорий снизился с 6,6% в январе – июне 2010 года до 5,2%»18. Но это только статистика…

Итак, для современной Российской организованной преступности характерны следующие особенности:

1. Широкая распространенность  и влияние на экономику и политику. Около 40-60% предприятий и 60-80% банков находятся так или иначе под контролем криминальных структур (представителями криминалитета называются и более внушительные цифры). Значительное число представителей криминалитета либо непосредственно входят во властные структуры всех уровней, либо имеют возможность лоббировать принятие тех или иных властных решений.

2. Очень высокий доход (сверхприбыль) преступного бизнеса.

3. Организованная преступность  принимает на себя выполнение  функций государства: обеспечение безопасности (как чисто криминальные «крыши», так и полукриминальные «охранные предприятия»), «арбитраж», «исполнительное производство» и т.п.

4. Тотальная     коррумпированность    властных    структур    и правоохранительных органов всех уровней, что облегчает деятельность преступных сообществ и их лидеров.

5. Широкая социальная база организованной преступности: безработица, низкая оплата труда в бюджетных организациях; незанятость подростков и молодежи; невозможность нормально развиваться легальному бизнесу («наезды» налоговых органов, коррупция, бюрократическая волокита и т.п.).

6. Распространение насильственных методов «решения конфликтов». Правда, последнее время масштабы видимого насилия сократились.

7. Использование современных технологий, компьютерной техники.

8. «Моральное оправдание»   криминальных   способов  обогащения. Общество, с одной стороны, выдвигает цели обогащения, успеха, «красивой жизни», а, с другой стороны, не предоставляет доступных легальных возможностей достижения этих целей. Существует огромный разрыв между доходами богатых и сверхбогатых «новых русских» и – подавляющим большинством бедняков (включая «бюджетников»).

10. Стремление к легализации криминальной деятельности; переход к легальной и полулегальной деятельности; проникновение в легальный бизнес и во властные структуры.

Сегодня процесс формирования и институционализации российской организованной преступности практически завершен, и ее развитие вступает в новую стадию, которая, скорее всего, будет связана с попытками установить свою гегемонию в мировом криминальном сообществе. Организованная преступность поразила все основные сферы мировой хозяйственной деятельности – отношения собственности, производство и распределение произведенного продукта, сферу обслуживания и далеко не в последнюю очередь финансовую и банковскую сферы. Поэтому одна из основных задач, стоящих сегодня перед мировым сообществом, – лишить организованную преступность доступа в сферу экономической и финансовой деятельности, возможность которого на сегодня обусловлена пробелами или недостатками в законодательстве, имеющимися в той или иной степени в любой стране.

К сожалению, законодательство, регулирующее противодействие организованной преступности в России, в настоящее время не в состоянии реализовать принцип неотвратимости наказания в отношении многих лидеров преступных группировок, их активных членов, а также обеспечить государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

Для борьбы организованной преступности необходимо осуществление в рамках единой государственной комплексной программы соответствующих политических, экономических, правовых, социальных, идеологических, административных мер. В борьбе с организованными преступными группами и сообществами требуются ежедневные, скоординированные усилия, а не действие по типу «пожарных» команд – то в Миассе, то в Березовском, то в станице Кущевской. Противодействовать можно только комплексно, не разделяя преступность на общеуголовную и экономическую. А главное, успех в борьбе достигается только тогда, когда работа идет не от конкретного преступления или конкретного экономического объекта, а от конкретной преступной организации, от информации, получаемой от внедренных в эти организации агентов и сотрудников полиции, действующих под прикрытием.

Нельзя же допустить ситуации, подобной той, что сложилась в Мексике. Там население целого города, спасаясь от мафии, вынуждено было собраться и выехать в соседние города.

Заключение

 

В ходе проведенного исследования были получены следующие выводы:

Организованная преступность – наиболее опасный вид противоправного поведения и потому чрезвычайно серьезная проблема сегодняшнего дня.  Как социально-правовое явление, организованная преступность является результатом длительного развития объективных процессов, прежде всего в экономике, а также социальной сфере и идеологии. Ее возникновение связано с развитием групповой преступности, ее трансформацией. Долгие годы проблема организованной преступности в стране замалчивалась, и наконец, в 1989 году была признана официально.

Под организованной преступностью понимается преступная деятельность, осуществляемая в широких масштабах преступными организациями (сообществами) и другими преступными группами, в целях получения прибыли и/или обладания властью, представляющую значительную опасность для общества в связи с оказанием существенного влияния на политику, экономику, политические или другие органы, юстицию, фирмы, союзы предпринимателей, профсоюзы, средства массовой информации и т.п. и применяющую для достижения своих целей насилие или иные средства запугивания либо угрозу применения таких средств.

В настоящее время организованная преступность активно эволюционирует, оказывая обратное негативное влияние на все сферы жизни общества. Происходит громадный шаг вперед по пути криминализации государства, то есть государство начинает функционировать не как организм, в которые проникли разные мафии, а как самая крупная мафия, которая хочет уничтожить мелкие, навести порядок и пополнить «общак». Государство преобразуется в соответствии с суровыми законами мафии, хотя и делает попытки противостоять этому социально-правовому явлению, которое является недостаточно изученным, в том числе в криминологическом аспекте.

Список используемых источников

 

Нормативно-правовые источники

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.05.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2011). – М.: АСТ, 2011. – 192 с.

2.  Постановление СНД СССР «Об усилении борьбы с организованной преступностью» от 23.12.1989 // Ведомости СНД и ВС СССР. – 1989. – № 29. – Ст. 576.

Учебники, монографии, брошюры

3.  Арестов А.И. Криминологические и уголовно-правовые меры борьбы с организованной преступностью: Монография // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – 2007.

Информация о работе Организованная преступность в России