Молодежный экстремизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

Экстремистские движения стремятся использовать в своих интересах представители партий и движений, активно разыгрывающих «национальную карту» и пытающихся привлечь на свою сторону скинхедов и членов группировок футбольных фанатов. Как правило, данная категория молодых людей имеет хорошую физическую подготовку и навыки рукопашного боя, в том числе с применением холодного оружия и подручных средств (арматура, бутылки и т.п.).

Содержание

Введение
Глава I. Понятие молодежного экстремизма
1.1 Молодежный экстремизм: сущность, проблемы определения и разновидности
1.2 Экстремизм как тип девиантного поведения молодежи
1.3 Классификация молодежного экстремизма в России
Глава II. Криминологическая характеристика причин, условий и личности экстремиста
2.1 Детерминанты распространения молодежного экстремизма
2.2 Характеристика личности экстремиста
Заключение
Список источников и литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

готовая.docx

— 86.01 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 

Введение

Глава I. Понятие молодежного  экстремизма

1.1 Молодежный экстремизм: сущность, проблемы определения  и разновидности

1.2 Экстремизм как тип  девиантного поведения молодежи

1.3 Классификация молодежного  экстремизма в России

Глава II. Криминологическая  характеристика причин, условий и  личности экстремиста

2.1 Детерминанты распространения  молодежного экстремизма

2.2 Характеристика личности  экстремиста

Заключение

Список источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки молодежная среда является той частью общества, в которой наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала.  
 
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных разрушительному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих интересах. 

Экстремистские движения стремятся использовать в своих  интересах представители партий и движений, активно разыгрывающих  «национальную карту» и пытающихся привлечь на свою сторону скинхедов  и членов группировок футбольных фанатов. Как правило, данная категория  молодых людей имеет хорошую  физическую подготовку и навыки рукопашного  боя, в том числе с применением  холодного оружия и подручных  средств (арматура, бутылки и т.п.).  
 
При реализации негативного протестного потенциала, происходит развитие безнравственных взглядов и принципов, влекущие вред интересам лиц или целого общества, заключающиеся в разрушении общепризнанных норм морали и права. Совершению преступлений препятствующих становлению и развитию институтов демократии и гражданского общества и, как правило, это происходит на бессознательном уровне, то есть сознание индивида находится под контролем идеологии экстремистской деятельности, манипулированию организацией экстремистской направленности.  
 
Практически все экстремистские молодежные группировки носят, как правило, неформальный характер. Зачастую члены таких группировок не имеют представления об идеологической основе экстремистских движений, на них свое влияние оказывают громкие лозунги, внешняя атрибутика и другие аксессуары. Участие в экстремистских группировках воспринимается ими как приятное время препровождения в кругу сверстников. Группировки молодежи экстремистской направленности объединяются по, «сетевому» принципу, который предполагает большую самостоятельность ячеек образующих сеть (молодежных экстремистских группировок), которые действуя в обычное время автономно, в определенное время объединяются для проведения групповых противоправных действий, объединяются в большие группы для проведения противоправных действий.  
 
 
 
Наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).  
 
Использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).  
 
Обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).  
 
В этой связи при разработке методик профилактики экстремистской деятельности были учтены современные взгляды на явление экстремистской деятельности в обществе.

Актуальность данной темы заключается в том, что все действующие ветви российской власти в полной мере озабочены вспышками молодёжного экстремизма, расизма и ксенофобии и настроены на активное противодействие этим явлениям, вплоть до самых жёстких и радикальных мер. Одним из важных аспектов противодействия со стороны органов власти является совокупность различного рода действий, направленных на нейтрализацию или уменьшение влияния таких явлений, как молодёжный экстремизм. Это в первую очередь профилактическое и корректирующее воздействие в отношении сторонников различных разновидностей такой идеологии.

В борьбе с групповым молодежным экстремизмом важная роль отводиться общесоциальному и специальному предупреждению, а так же индивидуальной профилактике этих преступлений. При разработке предупредительных мер учитывались уголовно-правовая характеристика преступлений сопряженных с экстремизмом молодежи, данные криминологической характеристики экстремизма и лиц - совершающих преступления экстремистского характера, причинно-следственный комплекс.

Таким образом, цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного теоретического и практического  анализа основных понятий и субъектов  экстремизма, истории возникновения, современного состояния как аспекта, так и существующих мер противодействия ему, причин и условий возникновения экстремизма в молодежной среде усовершенствовать и доработать средства и методы предупреждения преступлений сопряженных с данным преступным деянием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие  молодежного экстремизма

1.1 Молодежный  экстремизм: сущность, проблемы определения  и разновидности

 

Понятие  «экстремизм» имеет  весьма давнее происхождение. В лексическую  терминологию зарубежных стран Европы данное слово попало из латинского языка в XVII в. В это время термин «extremus» обозначал понятия (край, конец). Теперь слово «extreme» принимает значение крайнего противоречия, чрезвычайности, противоположности.

Экстремизм — сложнейший социально-политический феномен, сопровождающий человечество на протяжении веков и, по-видимому, являющийся одним из наиболее негативных проявлений развития человеческой цивилизации. Специфика политических реалий современной России такова, что политический экстремизм как явление занимает заметное место в общественно-политической жизни России.

 

В политической и философской  литературе отсутствует строгое  и общепринятое определение политического  экстремизма. Первоначально употребление этого термина в прессе исчерпывалось  определением, данным в советской  энциклопедической литературе: «экстремисты — приверженцы крайних взглядов и мер» [5] Пистрякова С.А. Проблемы иммиграции: толерантность против ксенофобии и дискриминации. — М.: Академия, 2008. В середине 90-х гг. прошлого века экспертами Российской Академии наук было выделено и более широкое понятие политического экстремизма, отличительными чертами которого являются «пропаганда и использование насилия и других крайних средств для достижения любых политических целей» [3] Гречкина Е.Н. Молодёжный политический экстремизм в условиях трансформирующейся российской действительности. Диссертация… канд. политич. наук. — Ставрополь, 2006. По данным ГИАЦ МВД России, в период с 2006 по 2008 г. рост преступлений экстремистской направленности увеличился почти в два раза [11] Шакалова В.Г. Экстремизм, борьба и профилактика сквозь призму гражданско-правовых отношений // Проблемы противодействия экстремизму: материалы научно-практической конференции, 15 октября 2009 г. — Белгород: ООНИ и РИД БЮИ МВД России, 2009. — С. 117.  Однако особенно тревожно то, что в настоящее время значительная часть экстремистских проявлений касается области межнациональных и межрелигиозных отношений.

Актуальной с точки зрения изучения тенденций развития современного молодежного экстремизма сохраняется концепция "молодежной субкультуры". Современный и постсоветский мир стал полем деятельности новой разновидности антисистемной и внепарламентской политической оппозиции - молодежной субкультуры или контркультуры. Отдельные молодежные субкультуры определяются как экстремистские, если их агенты используют любые формы и средства политического насилия в целях реализации собственной политической субъектности в отношении государственных институтов или любых субъектов политической власти. Важным каналом кадрового пополнения молодежного экстремизма можно считать формирование среди неформальных молодежных движений "контркультурной оппозиции" левого и правого спектра. Контркультура связана с молодежными движениями протеста и экстремистскими молодежными движениями. Н.Б. Бааль полагает, что «проявления экстремизма в субкультурной активности молодежи обусловлены интергенерационными и интрагенерационными конфликтами конкурирующих поколений, представляющих спектр политических ориентаций лево- и правоэкстремистского толка, выступающих с интенсивными требованиями социальных изменений»1. Развивая данную концептуальную установку в духе постмодернизма, С.Н. Фридинский, отмечает, что парадоксальность социального бытия и сознания современной молодежи сформировала в молодежной субкультуре разветвленную сеть как ультралевых, так и крайне правых движений2. Отличительной чертой «постмодернистской волны» неформальных движений среди российской молодежи становится тенденция к интеграции контркультурных, эпатажно-агрессивных групп «классического неформалитета» в единую «неформальную» систему, не только сохранившую, но в значительной мере усилившую протестный потенциал субкультурных групп эпохи перестройки.

Как справедливо отмечает С.И. Левикова, для любой молодежной субкультуры характерна оппозиция к обществу, поскольку на данном этапе их развития молодые люди не могут получить от общества желаемого3. Данная трактовка субкультуры выражена в духе постмодернистской концепции «монадологии» Ж. Деиза и Ф. Гваттари, представлявших «монады» как племена кочевников, менее культурных, чем оседлое население, создавших «машину войны», способную сокрушить противостоящие им властные структуры общества и государства. С этой точки зрения «монадская субкультура» молодежи призвана разрушить мощное современное общество, выступает против единовластия государства и единообразия общества. Подобная оппозиционность обществу присуща всем политизированным молодежным субкультурам, поддавшимся идейно-мировоззренческим влияниям фрейдо-марксизма, постанархистского автономизма, постмодернистского шизоанализа, а также различных радикально-авангардистских, экологических теорий. В молодежном движении ряда стран Центральной и Восточной Европы проявляется тенденция усиления идеологии неофашизма и ультранационализма на субкультурном уровне, особенно среди молодежи4.

Стремительная трансформация России и начало ее демократизации в 1990-е  годы не только интенсифицировали демонтаж советской административной системы, но и, к сожалению, привнесли хаос и анархию во многие сферы жизни  общества, включая и политическую жизнь страны. Государство, руководствуясь псевдолиберальными лозунгами, ослабило идеологический контроль над обществом и частично отказалось от формирования совместно с основными социальными и политическими группами общества жизненно важных приоритетов и целей. Это способствовало усилению отчуждения общества и государства, развитию нелегитимных форм и способов решения групповых проблем и реализации потребностей и интересов социально-демографических, этнических, профессиональных, социокультурных общностей в постсоветской России. В стране все еще недостаточно реализуются важные и необходимые направления социальной политики в области социального обеспечения и здравоохранения, образования, реализации инфраструктурных проектов, сохранения общественного спокойствия и безопасности граждан, преодоления этнонациональных конфликтов.

Такая ситуация оказалась чревата  ростом напряженности в российском обществе, обострением социальных конфликтов, всплесками стихийных акций протеста и политического экстремизма. В  итоге не исключается и перспектива  нарастания оппозиционных настроений среди отдельных слоев населения, выбора ими сложных и весьма опасных  для общества способов разрешения проблем  на путях расширения политического  экстремизма и терроризма5. Не менее опасны и попытки целенаправленного и сознательного формирования структур, ориентированных на неконституционное, неправовое подавление неугодных, оппозиционных сил.

Составили эти движения представители  молодого поколения, которые не смогли или не захотели интегрироваться  в нестабильный социум страны, переживавшей кризисы инновационных социальных трансформаций. Повышению политической протестной активности молодых людей  способствовало также то обстоятельство, что определенная часть ее привыкла к экстремальным обстоятельствам повседневной, обыденной жизни и проявляла склонность к политической активности экстремистского свойства, втягиваясь в этнонациональные, религиозные, социокультурные и иные общественно-политические конфликты в регионах ее проживания. Не случайно ряд российских и зарубежных экстремистских организаций в 1990-е годы пытались сделать ставку на молодежь как свой новый социальный и политический ресурс.

Большинство право- и левоэкстремистских организаций, партий и групп осуществляют попытки политической вербовки молодежи. Часть молодежи в результате негативных социальных последствий либеральных  реформ 1990-х годов оказалась в  состоянии дезадаптации в новой системе жизни, что вызвало пессимизм, апатию, дезориентацию, асоциальное поведение, усиление социального протеста. Известно, что протестная энергия молодого поколения - величина непостоянная. Сила и направленность протестной энергии молодежи, несомненно, определяются кризисным состоянием, общей нестабильностью, расколом общества. В качестве определяющего социального фактора выступает социальный, экономический, духовный кризис современного общества, находящегося в состоянии неустойчивого равновесия. Это общесистемное качество и порождает многие социальные противоречия и конфликты. Серьезно сказывается рост имущественного расслоения, социальной дифференциации и маргинализации общества, отсутствие условий для социализации молодежи, разрыв в межпоколенческой преемственности. Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что парадоксальность сознания стала неотъемлемой частью современной жизни в России, проявляющейся в распространении многообразных форм протестного поведения в молодежной среде6. Нестабильность общественного бытия молодежи в «обществе риска» порождает парадоксальность ее сознания и поведения, имеющих нонконформистский характер7. Таким образом, парадоксальность социального бытия и сознания современного российского общества, объективно обусловленная обострением общественных противоречий, наиболее ярко проявляется в молодежной среде. Многочисленные исследования молодежного общества, в частности ВЦИОМ, отмечают сочетание в социальном портрете поколения агрессивности (50%) и цинизма (40%) с инициативой (38%) и образованностью (30%). Многолетние исследования социологов под руководством В.Т. Лисовского выявили разнобой в оценках типичных черт современного поколения: «равнодушное» (34%), «прагматичное» (20%), «циничное» (19%), «потерянных надежд» (17%), «протестующее» (12%), «скептическое» (7%)8.

В мониторинговых исследованиях Ю.Р. Вишневского и В.Т. Шапко противоречивость молодежного сознания проанализирована на основе динамики ценностных ориентаций молодежи, в основе которых на фоне традиционных ценностей усиливаются индивидуалистические установки, стремление к самостоятельности, автономности и независимости. Соответственно, в сознании молодежи повышается роль неформальных, межличностных отношений, утверждается связанный с этим противоречивый подход к институтам социального контроля. Заметно усиливается аполитичность, сочетающаяся с нарастающим негативизмом, социальным протестом. На этой почве растет влияние в молодежной среде идеологии и организации правого и левого радикализма, экстремизма9. Таким образом, все это способствовало развитию идей социального протеста в молодежной среде, а также созданию идеологических, организационно-политических структур, втягиванию части неформального молодежного движения в русло политического экстремизма.

Обратимся теперь к ситуации, сложившейся  в политической жизни части молодежи в 1990 - 2000 гг. Молодежный политический экстремизм создал в это время многоаспектную систему, включившую в себя комплекс организационных структур, общественные и военно-политические организации, историко-культурные общества, политические партии и объединения, а также экстремистские формирования; породил ряд идеологических доктрин, идеи социально-государственных систем и политические футурологические концепции. Сегодня в нашей стране наращивается тенденция формирования различного рода неформальных молодежных организаций. Так, только адепты и только движения планируют довести его общую численность до 200 - 250 человек НБП в каждом городе. Уже сейчас в этом движении появляются признаки четкой внутренней организации. Актив разбит на сектора: одни занимаются массовыми акциями, другие - аналитикой, третьи - силовым сектором (на базе последнего планируется создание молодежных отрядов правопорядка). В пригородных пансионатах проходят конференции, где будущих активистов тестируют, они участвуют в семинарах, тренировках и праздниках.

Среди подобных структур наиболее привлекательными для молодежи являются крайне правые и крайне левые экстремистские организации, дающие ощущение риска, романтики, возможности активных действий и не делающие упора на моральные и умственные качества индивида. Часть молодежи (очень незначительная) вступает в ряды официально признанных известных оппозиционных организаций, в основном левого толка. Но там могут удержаться лишь немногие, поскольку в этих структурах существует своего рода дисциплина и хотя зачастую и показные, но все же ясно различимые и внешне достаточно твердо соблюдаемые своеобразные морально-нравственные идеалы и принципы.

Информация о работе Молодежный экстремизм