Теоретические проблемы криминалистической взрывотехники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 00:08, реферат

Краткое описание

Криминалистическая взрывотехника – это криминалистическое учение, являющееся отраслью криминалистической техники, изучающее закономерности использования при совершении преступлений энергии химического взрыва с целью получения криминалистически значимой информации о взрывчатых веществах, средствах взрывания, взрывных устройствах и следах их применения, а также разрабатывающее научно-технические приемы, методы и средства их обнаружения, сохранения, фиксации, изъятия и использования для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Теоретические проблемы криминалистической взрывотехники.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

 

С нашей точки зрения, термин "криминалистическое взрывоведение" значительно шире по содержанию, чем "криминалистическая взрывотехника", и охватывает не только закономерности использования при совершении преступлений энергии химического взрыва, но и знания о криминалистических средствах, приемах и методах, которые входят в криминалистическую тактику и методику борьбы с данной категорией преступлений. Поэтому криминалистическое взрывоведение можно представить как новую частную криминалистическую теорию, которая, являясь теорией более высокого уровня общности, будет развиваться в рамках криминалистики и разрабатывать комплексную систему научно-методического обеспечения практики раскрытия и расследования преступлений, совершаемых с применением взрывных устройств. При этом криминалистическая взрывотехника станет составной частью данной теории.

 

По мнению Н. П. Яблокова, в криминалистике сформировалась новая отрасль криминалистической техники – криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения, состоящая из группы общепонятийных вопросов и трех таких подотраслей, как "криминалистическая баллистика", "криминалистическое исследование холодного оружия" и "криминалистическое исследование взрывных устройств и взрывчатых веществ". Обосновывая свою позицию, он отмечает, что у всех этих исследований много общего, в частности одни и те же задачи идентификационного и диагностического характера, общие моменты в методиках исследования оружия и взрывных устройств. С этой точки зрения, понятие "криминалистическое исследование оружия, взрывных устройств, взрывчатых веществ и следов их применения" по своей сути аналогично понятию "криминалистическое оружиеведение", в отношении которого мы уже высказали свою точку зрения. Но название "Криминалистическое исследование взрывных устройств и взрывчатых веществ", на наш взгляд, искусственно сужает предмет рассматриваемой отрасли и не в полной мере отражает ее содержание, так как помимо взрывчатых веществ и взрывных устройств исследованию могут быть подвергнуты их части, фрагменты (осколки), следы взрыва, пораженные объекты, материалы и инструменты, которые использовались для изготовления самодельных взрывных устройств, и т. д. Кроме того, все перечисленные объекты не только исследуются; в их отношении могут быть предприняты действия, направленные на обнаружение, закрепление, сохранение и изъятие, которые вытекают непосредственно из определения науки криминалистики, предложенного Р. С. Белкиным. Поэтому говорить об исследовании можно лишь как об одном из аспектов следственного познания, а не как о поисково-познавательной деятельности в целом.

 

Сторонники четвертой точки зрения предлагают именовать возникшую отрасль "криминалистической взрывотехникой". Анализ литературы показывает, что этого названия придерживается большинство ученых криминалистов. В основе его зарождения лежит, как мы уже отмечали, судебная взрывотехническая экспертиза. Оно наиболее полно и содержательно показывает суть новой отрасли. Это название прочно вошло в широкий обиход, оно отражает специфику дисциплины, которую представляет, понятно широкой массе судебных и следственных работников. Прилагательное "криминалистическая" давно стало общепринятым для многих отраслей криминалистики, а термин "взрывотехника" характеризует исследуемое явление в целом и определяет его место в системе криминалистики, поэтому анализируемую отрасль криминалистической техники и следует называть криминалистической взрывотехникой.

 

Введение в криминалистическую технику понятия "криминалистическая взрывотехника" (З. И. Кирсанов, Л. Летоштяк, 1982 г.) потребовало более глубокого анализа сущности и значения. После появления первых работ по данной проблеме были опубликованы статьи, учебные пособия, криминалистическая взрывотехника нашла отражение в учебниках по криминалистике. И тем не менее, несмотря на двадцатилетнее существование этого словосочетания, до сих пор отсутствуют фундаментальные исследования, в которых бы в достаточном объеме излагались сущность и содержание криминалистической взрывотехники, ее методология, понятийный аппарат и другие не менее важные вопросы, что необходимо для целостного восприятия вновь создаваемой частной теории .

 

Объяснить такое отставание можно рядом причин, но главной из них является то, что до конца 80-х гг. криминалистической взрывотехнике не уделялось должного внимания из-за незначительного количества в общем объеме регистрируемых деяний преступлений, совершаемых с применением взрывных устройств. Поэтому у следственной и судебной практики не было потребности в подобного рода исследованиях. А без предварительного создания теоретических основ немыслимо появление и развитие новой отрасли знаний.

 

Полагаем, что термин "криминалистическая взрывотехника" имеет два значения. Во-первых, это совокупность естественно-научных методов и технических средств, используемых при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных с применением взрывных устройств. Во-вторых, это учение, являющееся отраслью криминалистики, которое содержит научные положения и рекомендации по разработке и использованию при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных с применением взрывных устройств, естественно-научных методов и технических средств. Настоящий параграф посвящен понятию и задачам криминалистической взрывотехники как подсистемы криминалистики.

 

Первое научное определение криминалистической взрывотехники было дано З. И. Кирсановым и Л. Летошяком, которые писали, что это "отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности отражения и получения информации о происхождении и применении взрывных систем и разрабатывающая методы и средства обнаружения, закрепления, исследования материальных носителей информации в целях раскрытия и предупреждения преступлений" .

 

Е. Н. Тихонов внес уточнения в эту дефиницию, отметив, что криминалистическая взрывотехника есть "отрасль криминалистической техники, которая изучает закономерности отражения и получения информации о происхождении и применении взрывчатых веществ, взрывных систем, средств взрывания и разрабатывает технические приемы, методы и средства обнаружения, фиксации, сохранения, изъятия и исследования названных объектов и следов их применения в целях раскрытия и предупреждения преступлений". Е. Н. Тихонов, как и предыдущие авторы, говорит о том, что одним из основных объектов исследования криминалистической взрывотехники служат взрывные системы. Однако, как показала жизнь, понятие "взрывных систем" в дальнейшем не прижилось ни в научной, ни в практической терминологии.

 

В дальнейшем в литературе было сформулировано еще несколько определений криминалистической взрывотехники, во многом сходных между собой, но отличающихся по форме и содержанию. Это вызвано тем, что данное направление исследований находится на стадии становления и толкование обозначающих его терминов еще не устоялось в науке. Например, А. А. Топорков вначале рассматривал криминалистическую взрывотехнику как "отрасль криминалистики, изучающую применяемые в преступных целях взрывчатые вещества, взрывные устройства, следы их действий и на этой основе разрабатывающая специальные технические средства и методы обнаружения, изъятия, осмотра и исследования взрывных устройств и следов взрыва в целях раскрытия и предупреждения преступлений". Очевидно, что в данном определении место взрывотехники в системе криминалистики не конкретизируется.

 

Несколько позже ученый изменил свою точку зрения и заявил, что криминалистическая взрывотехника "изучает закономерности возникновения, получения и использования криминалистически значимой информации о взрывчатых веществах, средствах взрывания, взрывных устройствах, связанных с ними лицах и объектах в целях обеспечения деятельности по выявлению, пресечению и расследованию преступных взрывов соответствующими средствами, приемами, реконструкциями, методиками".

 

Спустя некоторое время А. А. Топорков называет данное направление криминалистическим взрывоведением, причем не объясняя, почему он изменил свою позицию, и дает следующее определение: "криминалистическое взрывоведение – это отрасль криминалистики, изучающая взрывчатые вещества, средства взрывания, взрывные устройства и следы их применения в целях раскрытия и расследования преступлений". В окончательной редакции рассматриваемая дефиниция выглядит у него следующим образом: это "отрасль криминалистики, изучающая закономерности возникновения, получения и использования криминалистически значимой информации о взрывчатых веществах, средствах взрывания, взрывных устройствах, связанных с ними лицах и объектах в целях обеспечения деятельности по выявлению, пресечению и расследованию преступных взрывов соответствующими средствами, приемами, реконструкциями и методиками". По сути дела, автор изменил название отрасли, сохранив ее прежнее содержание.

 

Несколько иной точки зрения придерживается В. М. Плескачевский. Он отмечает, что предметом криминалистического взрывоведения являются "закономерности конструирования взрывных устройств, их технические данные, закономерности взрыва и образование его следов, а также практика расследования преступлений, связанных со взрывами". Включая в предмет исследования практику расследования преступлений, связанных со взрывами, автор тем самым значительно расширяет границы отрасли, но рассматривает ее по-прежнему в разделе "криминалистическая техника". Но, как отмечали З. И. Кирсанов и Л. Летоштяк, "методы и средства криминалистической взрывотехники и методики производства взрывотехнической экспертизы не входят в предмет и задачи криминалистической тактики, методики расследования преступлений как отраслей науки криминалистики". Мы полностью согласны с таким высказыванием.

 

В отличие от авторов всех рассмотренных определений И. Д. Моторный представляет криминалистическую взрывотехнику в виде "частного криминалистического учения, в рамках которого изучаются закономерности возникновения, преобразования и использования криминалистически значимой информации о взрывчатых веществах, взрывных устройствах, их имитирующих предметах, связанных с ними лицах и объектах, и на этой основе разрабатываются научно-технические средства, приемы и методики поиска, обследования, обезвреживания, осмотра, фиксации, изъятия и исследования данных объектов и следов их применения в целях обеспечения уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной, административно-правовой форм деятельности правоохранительных органов и спецслужб по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию некоторых видов преступлений". Это определение наиболее точно, по нашему мнению, отражает содержание рассматриваемого направления, но оно довольно объемно по содержанию и изобилует излишествами. Мы считаем нецелесообразными попытки "втиснуть" в определение предмета отрасли все, кроме закономерностей, объектов исследования и целевого назначения.

 

Одно из последних определений криминалистической взрывотехники дано С. М. Колотушкиным. По его мнению, "это криминалистическое учение, являющееся отраслью криминалистической техники, изучающее взрывчатые вещества и взрывные устройства, явления и следы, сопутствующие их применению, а также методы и средства поиска, локализации и обезвреживания взрывоопасных объектов в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, связанных со взрывом".

 

Приведенными определениями их число не исчерпывается, что вызывает необходимость их системно-структурного анализа.

 

Общим для многих определений является то, что их авторы отмечают необходимость исследования и использования информации о взрывчатых веществах, взрывных устройствах и следах их применения в процессе раскрытия и расследования соответствующих преступлений. Во всех определениях говорится, что одним из самостоятельных объектов исследования являются взрывные устройства, взрывчатые вещества.

 

Развитие научных представлений о предмете криминалистической взрывотехники происходит вместе с развитием и трансформацией взглядов на предмет науки криминалистики в целом. На сегодня общепризнанно определение криминалистики, данное Р. С. Белкиным. Он писал, что это наука "о закономерностях возникновения, собирания, исследования, оценки и использования доказательств и основанных на познании этих закономерностей средствах и методах судебного исследования и предотвращения преступлений". Названные в определении Р. С. Белкина закономерности и основанные на них средства и методы судебного исследования и предотвращения преступлений – предмет познания всех разделов и отраслей криминалистики. В то же время каждая отрасль, в том числе криминалистическая взрывотехника, участвует в отражении предмета науки со своих позиций или имеет собственный предмет познания. Важно только правильно определить их характер, объем и направления исследования.

 

Большинство авторов единодушно отмечают, что криминалистической взрывотехнике присущи собственные закономерности, связанные с получением и использованием информации о взрывчатых веществах, взрывных устройствах и других объектах, имеющих значение для раскрытия и расследования преступлений, совершенных с применением взрывных устройств. Таким образом, закономерности, изучаемые криминалистической взрывотехникой, есть часть закономерностей, составляющих предмет науки криминалистики, и должны быть включены в определение.

 

Отметим также, что никто из перечисленных авторов не обозначил в своем определении криминалистической взрывотехники сути явлений, происходящих при использовании криминального взрыва в качестве способа совершения преступления.

 

Так, взрывы имеют физическую или химическую природу. В зависимости от этого проводятся различные исследования и назначается либо технологическая экспертиза, которая не имеет никакого отношения к предмету нашего исследования, либо взрывотехническая. Все разрешаемые криминалистической взрывотехникой вопросы охватываются двумя видами исследований. Одни из них осуществляются лицами, производящими расследование в рамках проведения отдельных следственных действий, другие требуют наличия специальных познаний и проводятся экспертами-взрывотехниками. И этот момент обязательно должен быть отражен в определении криминалистической взрывотехники. Далее, криминалистическая взрывотехника изучает различные объекты и разрабатывает научно-технические приемы и методы не только для идентификационных целей, но и для установления иных элементов механизма противоправного посягательства (предмета, орудия, жертвы и т.д.). Кроме того, она должна быть направлена не только на раскрытие и расследование преступлений, но и на предотвращение общественно опасных деяний, совершаемых с использованием взрывных устройствах.

Информация о работе Теоретические проблемы криминалистической взрывотехники