Судебная психиатрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 09:54, реферат

Краткое описание

Свобода воли — это способность личности определять свое поведение на основе познания объективной действительности, способность предвидеть последствия своих действий и оценивать их в соответствии с требованиями морали и права. Подлинная свобода заключается не в полной независимости от внешнего мира, а в способности принимать решения с учетом их социального значения. Вследствие этого психически больные, лишенные возможности правильно оценивать социальную сущность своих общественно опасных действий, уголовную ответственность не несут.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Понятие и виды невменяемости в судебной психиатрии……………………7
Дееспособность в судебной психиатрии……………………………………15
Судебно-психиатрическая экспертиза………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………27
Библиографический список…………………………………………………..28

Прикрепленные файлы: 1 файл

судебная психиатрия_реферат.docx

— 48.80 Кб (Скачать документ)

Судебно-психиатрическая  оценка основывается на определении тяжести (глубины) диагностированных болезненных расстройств психики, составляющих основу юридического критерия невменяемости, который сформулирован в законе как «невозможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими». Юридический критерий включает два признака: интеллектуальный (невозможность осознавать фактический характер своих действий (бездействия)) и волевой (невозможность руководить своими действиями), которые дают более полную, всестороннюю характеристику психических расстройств, выявленных у подэкспертного.

Судебно-психиатрическое  понятие вменяемости предусматривает способность к правильному суждению, понимание значения и свойств своих деяний и возможность свободного выбора мотива своих поступков. В. П. Сербский подчеркивал, что вторая половина этого критерия более важна, так как свобода выбора предполагает свободу суждения, но не наоборот. Отсутствие внешних нарушений поведения, дезориентации в окружающем, сохранность определенных профессиональных и бытовых навыков и представлений еще не позволяют делать вывод о вменяемости. Вменяемый должен прежде всего понимать противоправность своих действий и прогнозировать их результаты. Клинический опыт судебных психиатров показывает, что это особенно важно учитывать при проведении экспертизы лицам с интеллектуальной недостаточностью и личностным дефектом (при органических поражениях головного мозга, олигофрении, шизофрении). Психологически понятные, реально-бытовые мотивы правонарушений возможны и у невменяемого.

По мнению как классиков  судебной психиатрии, так и современных психиатров, наиболее сложным и в то же время значимым для судебно-следственных органов является соотнесение признаков медицинского и юридического критериев невменяемости, отражающих особенности состояния обследуемого в период правонарушения.

При многих психических расстройствах (олигофрении, последствиях травматического и сосудистого поражения головного мозга и др.) психопатологические проявления очень разнообразны, что еще больше усложняет диагностическую и экспертную оценку. В ряде случаев (в частности, при органическом поражении головного мозга сложного генеза) при экспертной оценке психических нарушений во время противоправного деяния клиническая конкретизация признаков юридического критерия должна проводиться путем установления синдромологического диагноза, а затем глубины и тяжести синдрома.

Возможно наличие медицинского критерия невменяемости при отсутствии обоих признаков юридического (например, при эпилепсии с редкими судорожными  припадками и незначительными изменениями личности), что свидетельствует о вменяемости. Отсутствие одного из признаков юридического критерия (достаточная сохранность интеллектуально-мнестических функций) при изменении способности руководить своими действиями (например, при психопатии) делает экспертное заключение особенно сложным. При неболезненных аномалиях психики отсутствует медицинский критерий невменяемости и, несмотря на наличие юридического критерия, выносится заключение о вменяемости.

Решение экспертных вопросов в случаях возникновения психического заболевания после совершения преступления предусмотрено ч. 1 ст. 81 УК РФ, согласно которой освобождается от наказания лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

В этих случаях медицинский  и юридический критерии оценки психических  расстройств несколько отличаются от таковых в формуле невменяемости ч. 1 ст. 21 УК РФ. Так, медицинский критерий состоит из одного признака «психическое расстройство», включающего хронические психические расстройства и временные психические расстройства. Указания на это имеются и в уголовно-процессуальном законодательстве в разделах, посвященных применению мер медицинского характера. Статья 442 УПК РФ предусматривает возможность развития душевной болезни после совершения преступления. При применении юридического критерия анализируется возможность обследуемого предстать перед следствием и судом, а не возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в период правонарушения, поэтому идентичные формулировки юридического критерия ч. 1 ст. 21 УК РФ предполагают различные экспертные решения и юридические последствия.

Применение ч. 1 ст. 81 УК РФ обусловливает необходимость повторной  судебно-психиатрической оценки состояния  обследуемого (после прекращения  принудительного лечения) для выяснения  степени редуцирования психопатологической  симптоматики и соответственно способности  к адекватной оценке материалов следствия, самостоятельному осуществлению права  на защиту, возможности отдавать себе отчет в своих действиях и  руководить ими.

Законодательством ряда зарубежных стран предусмотрена, кроме вменяемости  и невменяемости, так называемая уменьшенная вменяемость - снижение вины и ответственности лиц с  признаками психических аномалий, которые  не обусловливают невменяемости.

 

 

Дееспособность в судебной медицине

 

Одним из важных элементов  правового статуса граждан является их дееспособность (психическая способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их). Гражданская дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижению восемнадцатилетнего возраста и лишь в исключительных случаях раньше (со времени вступления в брак). При этом законодатель исходит из того, что с этого возраста человек достигает психической зрелости и приобретает достаточный жизненный опыт, чтобы правильно понимать и регулировать свои поступки и действия. В противном случае гражданин (например, несовершеннолетний или совершеннолетний гражданин с болезненным расстройством психики) теряет возможность правильно понимать и регулировать свое поведение и таким образом лишается способности осуществлять свои гражданские права и обязанности. Иными словами, дееспособность в качестве обязательного условия предполагает  в соответствии со ст. 21 ГК  РФ такое психическое состояние субъекта, которое обеспечивает ему способность понимать значение своих действий или руководить ими. Исходя из этого следует сделать вывод, что констатация у лица при конкретных его действиях (совершение сделки, подписание завещания и т.д.) или в определенный период времени обострения  психических расстройств в ряде случаев указывает на отсутствие у него дееспособности.

Правовое положение гражданина, как участника гражданских отношений, определяется такими его качествами, как правоспособность и дееспособность. Согласно закону правоспособность гражданина рассматривается как способность  иметь гражданские права и  нести обязанности (гражданская  правоспособность) и признается в  равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст. 17 ГК РФ).

Закон содержит примерный  перечень прав, входящих в понятие  правоспособности граждан: «Граждане  могут иметь имущество на праве  собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской  и любой иной, не запрещенной законом  деятельностью; создавать юридические  лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права» (ст. 18 ГК РФ).

Понятие правоспособности неразрывно связано с понятием дееспособности. Под дееспособностью закон понимает способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские  права, создавать для себя гражданские  обязанности и исполнять их (гражданская  дееспособность). Согласно закону, дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего  возраста (ст. 21 ГК РФ), когда человек  достигает психической зрелости и приобретает достаточный жизненный  опыт, что определяет его способность  правильно понимать и регулировать свои поступки. Дееспособность в отличие  от правоспособности связана с определенными  качествами гражданина: способностью понимать значение своих действий, руководить ими и предвидеть последствия  их совершения. Эти качества зависят  не только от возраста, но и от состояния  психики. При различных болезненных  нарушениях психики и у человека, достигшего психической зрелости, может  отсутствовать способность понимать значение своих действий и регулировать свое поведение. В подобных случаях  возникает вопрос о возможности  такого гражданина осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности, т.е. о его дееспособности.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может  понимать значения своих действий или  руководить ими, может быть признан  судом недееспособным в порядке, установленном законом. Над ним устанавливается опека. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека (ст. 29 ГК РФ). Таким образом, в законе сформулированы критерии недееспособности: медицинский — психическое расстройство и юридический — неспособность понимать значение своих действий или руководить ими. Понятие «психическое расстройство» обобщенно, суммарно объединяет многообразные по своей клинической картине формы психических заболеваний. Симптоматика болезненных психических расстройств может быть различной по своей выраженности, глубине и тяжести. Также разнообразны варианты течения психических заболеваний. В ряде случаев отмечается замедленный темп его развития, при котором психические изменения нарастают постепенно, длительное время не влияя на способность самостоятельно осуществлять свои гражданские обязанности. В других — имеет место неблагоприятная динамика с быстрым формированием глубоких и стойких личностных расстройств, которые определяют нарушения социальной адаптации и невозможность таких больных самостоятельно осуществлять свои гражданские права.

Поэтому установление диагноза психического заболевания еще не определяет решения о невозможности  понимать значение своих действий или руководить ими. Решающее значение имеет установление степени, глубины и тяжести диагностированных психических расстройств, определяемых юридическим критерием. Таким образом, для признания лица неспособным понимать значение своих действий или руководить ими и самостоятельно осуществлять свои гражданские права и обязанности необходимо совпадение медицинского и юридического критериев.

Понятия недееспособности и  невменяемости имеют много общего, но отождествлять их нельзя. На это  указывал еще В.П. Сербский (1895), который  подчеркивал, что дееспособность и  способность ко вменению неидентичны. На практике эти критерии могут совпадать, в основном только в тех случаях, где речь идет о хроническом, неблагоприятно текущем душевном заболевании, сопровождающемся глубокими, необратимыми изменениями психики. Однако в последние десятилетия при широком применении активной терапии психических заболеваний наметилась общая тенденция к более легкому их течению с формированием стойких ремиссий и социальной адаптацией больных. При этом особенно отчетливым становится положение о том, что не всякое невменяемое лицо является недееспособным, и наоборот. Прежде всего следует подчеркнуть различие содержания медицинского критерия этих двух понятий. Так, медицинский критерий невменяемости включает хроническое психическое расстройство, временное психическое расстройство, слабоумие и иное болезненное состояние психики, в то время как содержание медицинского критерия недееспособности ограничивается обобщенным понятием «психическое расстройство».

В уголовном процессе при  решении вопроса о вменяемости  оценка психического состояния лица производится ретроспективно применительно  к определенному совершенному им противоправному деянию. В гражданском  процессе при решении вопроса  о возможности понимать значение своих действий или руководить ими  в ряде случаев также необходима ретроспективная оценка психического состояния (например, при совершении какой-либо сделки), однако этим задачи экспертизы не ограничиваются. По делам  о признании лица неспособным понимать значение своих действий или руководить ими при назначении опеки, решении вопроса о возможности поддерживать брачные отношения, принимать участие в воспитании детей и т.д. возникает необходимость оценки психического состояния лица в настоящем и определения прогноза на будущее.

Недееспособность совпадает  с невменяемостью только при хронических  психических заболеваниях, характеризующихся  неблагоприятным, безремиссионным течением и сопровождающихся нарастающими глубокими и стойкими личностными изменениями.

Временное психическое расстройство (реактивный, интоксикационный соматогенный психоз и др.), если в этот момент больной совершил противоправное деяние, исключает его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, т.е. вменяемость. Однако при этом не исключается способность лица понимать значение своих действий или руководить ими. Не совпадают эти два понятия и при состояниях обострения или приступа при благоприятно текущем психическом заболевании. При совершении общественно опасного деяния в период приступа исключается способность осознавать фактический характер своих действий либо руководить ими. Однако по миновании состояния обострения или приступа, не влекущего каких-либо последующих личностных изменений у такого больного, не утрачивается способность осуществлять свои гражданские права и нести гражданские обязанности. Существенно различаются и меры медицинского характера, применяемые в отношении лиц, признанных судом недееспособными или невменяемыми.

В отношении лица, совершившего общественно опасное деяние и  признанного невменяемым, экспертное заключение должно содержать рекомендации о применении мер медицинского характера, основывающихся на анализе его общественной опасности в зависимости от его психического состояния и характера совершенных общественно опасных действий.

В отличие от этого к  лицам, участвующим в гражданском  процессе (истцам и ответчикам), законом  не предусмотрено применение мер  медицинского характера.

Исключение составляют лишь те больные, которые по своему психическому состоянию представляют особую общественную опасность и подлежат неотложной госпитализации в соответствии с показаниями, предусмотренными законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (ст. 29). В этих случаях эксперт в своем заключении должен обосновать необходимость неотложной госпитализации, которая осуществляется психиатрами по месту жительства больного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судебно-психиатрическая  экспертиза

 

Судебно-психиатрическая  экспертиза проводится по постановлению  судебно-следственных органов. Она  может проводиться как в амбулаторных условиях, так и в стационаре. Основанием для назначения экспертизы является сомнение в психической  полноценности гражданина.

Психическое заболевание  может привести к беспомощности  больного, невозможности обслужить  себя, отсутствию критического отношения  к себе и окружающей его обстановке. Такой человек не может выполнять  свои обязанности, пользоваться своими гражданскими правами, оценивать свои поступки. Оценить наличие и степень  таких изменений в человеке может  только врач-психиатр в процессе судебно-психиатрической  экспертизы.

Информация о работе Судебная психиатрия