Контрольная работа по "Судебная психиатрия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:40, контрольная работа

Краткое описание

1. Гражданин М., 30 лет, обвиняется в попытке изнасилования.

В 20-летнем возрасте у М. появилась тревожность, он стал подозрительным, начал уединяться. Высказывал идеи преследования. Был помещен в психиатрическую больницу, где диагностировано психическое заболевание. В дальнейшем в связи с обострениями заболевания неоднократно лечился в стационаре с тем же диагнозом. Из материалов уголовного дела известно, что М., встретив 12.09.2008 г. на улице гражданку Онегину, нанес ей побои и пытался изнасиловать. Во время следствия М. тревожен, подозрителен, считает, что «все специально подстроено», вокруг него «заговорщики», ощущал, как «на полушария мозга оказывают воздействия». Однако вскоре состояние несколько улучшилось, исчезла тревога, стал понимать, что с ним происходило «что-то странное», «все это казалось». Ранее привлекался к уголовной ответственности, проходил судебно-психиатрическую экспертизу. Какое заболевание можно предполагать у гражданина М. Составить перечень медицинских документов, необходимых для проведения экспертизы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 161.50 Кб (Скачать документ)

Вариант № 3

1. Гражданин М., 30 лет, обвиняется  в попытке изнасилования. 

 

В 20-летнем возрасте у М. появилась  тревожность, он стал подозрительным, начал уединяться. Высказывал идеи преследования. Был помещен в  психиатрическую больницу, где диагностировано психическое заболевание. В дальнейшем в связи с обострениями заболевания неоднократно лечился в стационаре с тем же диагнозом. Из материалов уголовного дела известно, что М., встретив 12.09.2008 г. на улице гражданку Онегину, нанес ей побои и пытался изнасиловать. Во время следствия М. тревожен, подозрителен, считает, что «все специально подстроено», вокруг него «заговорщики», ощущал, как «на полушария мозга оказывают воздействия». Однако вскоре состояние несколько улучшилось, исчезла тревога, стал понимать, что с ним происходило «что-то странное», «все это казалось». Ранее привлекался к уголовной ответственности, проходил судебно-психиатрическую экспертизу. Какое заболевание можно предполагать у гражданина М. Составить перечень медицинских документов, необходимых для проведения экспертизы.

П р и м е р 
Обследуемый С., 26 лет, обвиняется в попытке изнасилования. В 20- летнем возрасте у гр. С. появилась тревожность, он стал подозрительным, начал уединяться. Высказывал идеи преследования. Был помещен в психиатрическую больницу, где диагностирована шизофрения. В дальнейшем в связи с обострением заболевания неоднократно госпитализировался с тем же диагнозом. Из материалов дела известно, что гр. С., встретив на улице гр. О., нанес ей побои и пытался изнасиловать. В первое время в период следствия гр. С. был тревожным, подозрительным, считал, что "все специально подстроено", вокруг него "заговорщики", ощущал, как "на полушария мозга оказывают воздействия". Однако вскоре состояние несколько улучшилось, исчезла тревога, стал понимать, что с ним происходило "что-то странное", "все это казалось". Он "мог, наконец собраться с мыслями" и "поэтому решил симулировать". 
При обследовании: демонстративно отказывается от пищи, на вопросы, либо не отвечает вообще, либо дает бессмысленные ответы, "стараясь произвести впечатление слабоумного". Несколько раз в присутствии врачей "устраивал припадки". Вместе с тем периодически становится тревожным, настороженным, подозрительным, по ночам встает с постели, старается незаметно подойти к окну, к чему-то прислушивается. С волнением рассказывает врачу о своих переживаниях, просит защитить его. При экспериментально-психологическом исследовании были выявлены неадекватность речевых реакций, явления соскальзывания, трудности смысловых дифференцировок. 
Заключение: Гр. С. страдает хроническим душевным заболеванием в форме шизофрении. Сюрсимуляция. Невменяем.

бследуемый С., 26 лет, обвиняется в  попытке изнасилования. В 20-летнем возрасте у С. появилась тревожность, он стал подозрительным, начал уединяться. Высказывал идеи преследования. Был помещен в психиатрическую больницу, где диагностирована шизофрения. В дальнейшем и связи с обострениями заболевания неоднократно госпитализировался с тем же диагнозом. Из материалов дела известно, что С, встретив на улице гр. О., нанес ей побои и пытался изнасиловать В первое время в период следствия С. был тревожным, подозрительным, считал, что «все специально подстроено», вокруг него «заговорщики», ощущал, как «на полушария мозга оказывают воздействия». Однако вскоре состояние несколько улучшилось, исчезла тревога, стал понимать, что с ним происходило «что-то странное», все это казалось». Он «мог, наконец, собраться с мыслями» и «поэтому решил симулировать». 
 
При обследовании: демонстративно отказывается от пищи, на вопросы либо не отвечает вообще, либо дает бессмысленные ответы, «стараясь произвести впечатление слабоумного». Несколько раз в присутствии врачей устраивал припадки». Вместе с тем периодически становится тревожным, настороженным, подозрительным, по ночам встает с постели, старается незаметно подойти к окну, к чему-то прислушивается. С волнением рассказывает врачу о своих переживаниях, просит защитить его. При экспериментально-психологическом исследовании были выявлены неадекватность речевых реакций, явления соскальзывания, трудности смысловых дифференцировок. 
 
Заключение: С. страдает хроническим душевным заболеванием в форме шизофрении. Сюрсимуляция. Невменяем. 
 
Данное наблюдение демонстрирует симулятивное поведение у больного шизофренией. Фрагментарность, непоследовательность, демонстративность предъявляемой симптоматики сочетаются с психопатологическими расстройствами, обусловленными шизофреническим процессом. Характерно, что в периоды обострения заболевания симулятивное поведение прекращается и возобновляется при улучшении состояния.

Юридическими  основаниями для проведения судебно-психиатрической  экспертизы является постановление (определение) о ее назначении, вынесенное лицом, производящим дознание, следователем, прокурором, судом, судьей единолично. Решение вопроса о назначении судебно-психиатрической экспертизы должно сопровождаться выполнением определенной последовательности следующих действий, стадии.

Если среди оснований фигурируют сведения о нахождении лица под наблюдением  психиатра, то необходимо истребовать медицинскую документацию из соответствующих психиатрических учреждений. Основным учреждением такого рода является психоневрологический диспансер (или кабинет) по месту жительства гражданина.

Диспансер обслуживает население определенной территории (района, города и т.д.), именно в него наиболее часто обращаются пациенты за психиатрической помощью. В диспансере имеются также данные об оказании гражданину, проживающему на обслуживаемой территории, психиатрической помощи другими психиатрическими учреждениями, включая стационарные. Это служит важным источником для дальнейших поисков медицинской документации, которая по возможности подлежит истребованию из всех учреждений, где данному лицу когда-либо психиатрическая помощь оказывалась.

Истребуется и предоставляется экспертам также медицинская документация из наркологических .учреждений, если имеются сведения, что данный гражданин проходил в них лечение от алкоголизма или наркомании. К наркологическим учреждениям относятся наркологические диспансеры (кабинеты) и наркологические стационары (больницы и отделения).

В отдельных случаях полезной для  психиатра-эксперта бывает медицинская  документация учреждений общесоматического  профиля (поликлиник, больниц, медицинских  пунктов и т.п.). Например, первичную психиатрическую помощь там, где нет поблизости психиатра, вынужден оказывать врач другой специальности. Его медицинские записи желательно предоставить экспертам-психиатрам.

Гражданин мог госпитализироваться в общесоматическую больницу в связи с различными заболеваниями головного мозга – энцефалитом, инсультом, травмой черепа и т.д. Записи врачей соответствующей специальности (врачей-непсихиатров) отражают обычно все сколько-нибудь значительные проявления болезни, в том числе нарушения психики.  
Истребованию подлежат подлинники медицинских документов в полном объеме (амбулаторная карта, история болезни и пр.). Копии этих документов, отдельные выписки из них истребуются лишь тогда, когда сам документ в силу объективных причин не может быть представлен.

Исключение из этого правила составляют лишь документы судебно-психиатрических экспертных отделений и комиссий. Здесь достаточно запросить копию акта судебно-психиатрической экспертизы. Подробное изложение в нем данных об испытуемом, экспертном исследовании и его результатах делает излишним обращение к другим материалам экспертного производства (именуемого в судебной психиатрии историей болезни).

При проведении экспертизы по уголовному делу предоставлению и изучению экспертом (экспертами) подлежат: 
 
1. постановление (определение) о назначении экспертизы (обстоятельства дела, вопросы, вынесенные для экспертного решения); 
 
2. заключения предыдущих экспертиз, как содержащихся в материалах дела, так и хранящихся в архиве государственного медицинского экспертного учреждения; 
 
3. протоколы допросов подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, родителей и членов семьи подозреваемого, обвиняемого, материалы проверки по заявлению или сообщению о преступлении, в том числе объяснения, и другие необходимые эксперту документы; 
 
4. рапорты сотрудников правоохранительных органов; 
 
5. протоколы осмотра места происшествия; 
 
6. протоколы медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя, наркотических и токсических средств и состояния опьянения; 
 
7. имеющиеся в деле медицинские документы; 
 
8. копии приговоров ранее судимых; 
 
9. характеристики исследуемого (производственные, из учебных заведений, из учреждений уголовно-исправительной системы, по месту жительства и другие); 
 
10. протоколы судебных заседаний; 
 
11. протоколы об административных правонарушениях; 
 
12. заключения медицинских судебных экспертиз; 
 
13. другие материалы и объекты исследований, характеризующие психическое состояние и поведение исследуемого до совершения им правонарушения, во время и после его совершения.

К медицинской документации, подлежащей исследованию экспертом (экспертами), относятся: 
 
1. индивидуальная карта амбулаторного больного из организации здравоохранения по месту жительства; 
 
2. индивидуальная карта амбулаторного больного из психоневрологического и наркологического диспансеров по месту жительства; 
 
3. медицинские карты стационарного больного из общесоматических, специализированных и психиатрических организаций здравоохранения; 
 
.4. документы медико-реабилитационных экспертных комиссий; 
 
5. врачебное свидетельство о смерти; 
 
6. другая медицинская документация. 

 

 

 

2. Гражданин П., 22 лет, обвиняется  в убийстве.

 

Наследственность не отягощена. В детстве перенес пневмонию, дизентерию в тяжелой форме. Отставал в психическом развитии. Был вспыльчивым, драчливым. В школе с 8 лет, дважды оставался на повторный курс в 1 классе, переведен во вспомогательную школу. На уроках неусидчив, расторможен. Дома груб, агрессивен по отношению к матери, часто убегал из дома, совершал мелкие кражи, в связи с чем состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Окончил 6 классов вспомогательной школы, работал кровельщиком. К работе относился недобросовестно, допускал прогулы, употреблял спиртные напитки. В алкогольном совершил убийство гражданки Е. Во время допроса: словарный запас ограничен, обьѐм знаний бедный, вместе с тем хорошо ориентируется в практических вопросах. Склонен к утяжелению своей интеллектуальной ограниченности. Правонарушение не отрицает, но ссылается на запамятование некоторых своих действий, пытается уверить, что у него в период правонарушения «что-то случилось с головой». Какое заболевание можно предполагать у гражданина П. Составить перечень медицинских документов, необходимых для проведения экспертизы.

Обследуемый И. 22 лет, обвиняется в изнасиловании. Наследственность не отягощена. В детстве перенес  пневмонию, диспепсию, корь, дизентерию в тяжелой форме. Отставал в психическом развитии. Был вспыльчивым, драчливым. В школе с 8 лет, дважды оставался на повторный курс в 1-м классе, переведен во вспомогательную школу. На уроках неусидчив, расторможен. Дома груб, агрессивен по отношению к матери, часто убегал из дома, совершал мелкие кражи, в связи с чем состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних с 14 лет находился под наблюдением психоневрологического диспансера с диагнозом: олигофрения в степени дебильности. Окончив 6 классов вспомогательной школы, работал кровельщиком. К работе относился недобросовестно, допускал прогулы, употреблял спиртные напитки. В 20 лет женился, имеет дочь. В алкогольном опьянении совершил изнасилование гр. А. 
 
Психическое состояние: во время беседы несколько развязен, не ощущает дистанции, раздражителен, обидчив. Сведения излагает последовательно, фиксирует внимание врача на том, что состоит на учете у психиатра. При этом старается показать себя «тяжелобольным», просит помочь ему. Словарный запас ограничен, объем знаний и представлений бедный, вместе с тем хорошо ориентируется в практических вопросах. Мышление конкретного типа, достаточно последовательное, логичное. Склонен к аггравации своей интеллектуальной ограниченности. Правонарушение не отрицает, но ссылается на запамятование некоторых своих действий, пытается уверить, что у него в период правонарушения «что-то случилось с головой». Вместе с тем, сожалеет о содеянном, понимает противоправность и наказуемость своих действий, озабочен исходом дела. В отделении склонен к нарушению режима, конфликтует с медперсоналом, но при замечании легко корригирует свое поведение. 
 
Заключение: олигофрения в степени легкой дебильности; вменяем. 
 
О. Е. Фрейеров подчеркивал, что при решении вопроса о вменяемости в случаях дебильности следует учитывать и характер совершенного преступления, и условия, в которых оно было совершено. Иногда больные понимают те требования закона, где не нужна сложная интеллектуальная оценка: нельзя воровать, убивать, поджигать и т. д. Положения, основанные на более сложных отношениях и умозаключениях, могут оказаться недоступными для их понимания, особенно в необычных или трудных условиях. Некоторые правонарушения непосредственно связаны с повышенной внушаемостью больных. 
 
Определение вменяемости — невменяемости при различных эмоционально-волевых расстройствах неодинаково. Так, мориоподобное (эйфорическое) и апатико-абулическое состояние свидетельствует о значительной глубине дебильности и влечет за собой признание невменяемыми. Дисфорические расстройства, если они аутохтонны, приближаются к органическим нарушениям сознания и также указывают на глубокую дебильность. В случаях явной зависимости дисфории от внешних влияний, истериформного их оформления больные могут признаваться вменяемыми. При эксплозивном, истероподобном и астеническом вариантах эмоционально-волевых расстройств приблизительно в половине случаев больные признаются невменяемыми; чаще это имеет место при астенических нарушениях, когда наиболее выраженной оказывается патологически повышенная внушаемость и подчиняемость. 
 
Иными словами, выраженные эмоционально-волевые нарушения, усугубляя интеллектуальную недостаточность, при обшей отрицательной динамике и неудовлетворительной социальной адаптации свидетельствуют о глубокой дебильности и дают основание считать обследуемых невменяемыми.

П р и м е р 
Обследуемый И., 22 лет, обвиняется в изнасиловании. Наследственность не отягощена. В детстве перенес пневмонию, корь, дизентерию в тяжелой форме. Отставал в психическом развитии. Был вспыльчивым, драчливым. В школе с 8 лет, дважды оставался на повторный курс в первом классе, переведен во вспомогательную школу. На уроках неусидчив, расторможен. Дома груб, агрессивен по отношению к матери, часто убегал из дома, совершал мелкие кражи, в связи с чем состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. С четырнадцати лет находился под наблюдением психоневрологического диспансера с диагнозом: олигофрения в степени дебильности. 
Окончив 6 классов вспомогательной школы, работал кровельщиком. К работе относился недобросовестно, допускал прогулы, употреблял спиртные напитки. В 20 лет женился, имеет дочь. В алкогольном опьянении совершил изнасилование гр. А. 
Психическое состояние: во время беседы несколько развязан, не ощущает дистанции, раздражителен, обидчив. Сведения излагает последовательно, фиксирует внимание врача на том, что состоит на учете у психиатра. При этом старается показать себя "тяжелобольным", просит помочь ему. Словарный запас ограничен, объем знаний и представлений бедный, вместе с тем хорошо ориентируется в практических вопросах. Мышление конкретного типа, достаточно последовательное, логичное. Склонен к аггравации своей интеллектуальной ограниченности. Правонарушение не отрицает, но ссылается на запамятование некоторых своих действий, пытается уверить, что у него в период правонарушения "что-то случилось с головой". Вместе с тем сожалеет о содеянном, понимает противоправность и наказуемость своих действий, озабочен исходом дела. В отделении склонен к нарушению режима, конфликтует с медперсоналом, но при замечании легко корригирует свое поведение. 
Заключение: олигофрения в степени легкой дебильности; вменяем. 
 
Определение вменяемости-невменяемости при эмоционально-волевых расстройствах неодинаково. 
Выраженные эмоционально-волевые нарушения, усугубляя интел-лектуальную недостаточность, при общей отрицательной динамике и не-удовлетворительной социальной адаптации свидетельствуют о глубокой дебильности и дают основания считать обследуемых невменяемыми.

Необходимо выяснить, нет  ли среди родственников случаев  психических заболеваний, тяжелого алкоголизма, аномалий психического развития. Очень важны сведения о том, как протекала беременность у матери, не было ли в это время у нее инфекционных заболеваний, не подвергалась ли она воздействию экзогенных вредностей (интоксикации, прием сильнодействующих лекарств, воздействие радиации), как она питалась, не употребляла ли в пищу продуктов с трансгенной активностью (пища, содержащая большое количество сои, бобов и др.). Не менее важны сведения о протекании родов (срочные роды, затяжные роды, время отхождения вод). Уточняются сведения о том, в каких условиях находился ребенок, как он питался, каким был сон. Если ребенок посещал детские учреждения, желательно иметь сведения о его поведении, характере общения, психическом развитии. При подозрении на олигофрению необходимо проводить всестороннее клиническое обследование с выявлением физических, неврологических, психических нарушений, особое внимание уделяется развитию интеллектуальных и речевых функций. Обязательным является проведение лабораторных исследований, психологического тестирования, генетических исследований при подозрении на ту или иную форму олигофрении.

Информация о работе Контрольная работа по "Судебная психиатрия"