Особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 01:08, курсовая работа

Краткое описание

Конвенции о правах ребенка закрепила самые важные и неотъемлемые права несовершеннолетних детей от момента их рождения до достижения ими 18-летнего возраста. Однако дети не могут иметь только права и при этом не нести никаких обязанностей и ответственности. Известно, что основание любой юридической ответственности является правонарушение, и к сожалению несовершеннолетние тоже иногда преступают требования закона.
Правонарушение - это посягательство субъекта права на установившийся в обществе порядок отношений между людьми, то есть нарушение правопорядка. Нарушением установленных правил субъект нарушает не только права других граждан, но всю структуру взаимоотношений в обществе. Именно по данной причине правонарушения имеют столь существенную роль и важны для изучения.

Содержание

Введение_ 3
Глава 1. Социально – правовые и психологические особенности несовершеннолетнего возраста 5
1.1. Особенности несовершеннолетнего возраста с точки зрения юридической ответственности по законодательству России 5
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 6
Глава 2. Психологическая характеристика несовершеннолетних правонарушителей 13
2.1. Причины противоправного поведения несовершеннолетних 13
2.2. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних 16
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Прикрепленные файлы: 1 файл

Особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя.doc

— 350.50 Кб (Скачать документ)

Отрочество — как иногда называют подростковый возраст — это время становления подлинной индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. Подростковый возраст — это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого образа «Я».

В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, включая в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека.

В средних классах школы вместо одного учителя появляется несколько новых педагогов, у которых обычно весьма различны стиль поведения и манера общения и требования к подросткам, что заставляет их индивидуально приспосабливаться к каждому новому учителю. В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к разным учителям: одних любят, других нет, к третьим относятся безразлично. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, ставят справедливые оценки, а также его умение правильно строить взаимоотношения с учащимися.5

Устанавливаются или санкционируются только государством (кроме делегированного правотворчества)

3. Применяются в т.ч. государством

4. Охраняются принуждением только государства

5. Содержат единство правомочия и обязанности (предписания или запрета)

6. Действуют многократно во времени

7. Действуют повсеместно на определённой территории (региона, конкретного государства, нескольких государств, всего мира)

8. Абстрактны (персонально неконкретны и носят общий характер)

9. Формально определены (по структуре, содержанию и т.д.)

10. Выражают определённое соотношение воли граждан данного государства

11. Сочетают внутреннее единство и специализацию

12. Должны руководствоваться или руководствуются определёнными принципами

13. Служат для нормального взаимодействия личности, общества, природы и мира вещей.

14. Выражены в НПА.

Данные признаки не исчерпывают определения понятия «право» хотя бы потому, что оно изменчиво во времени, т.е. носит динамико-диалектический характер (что можно тоже считать одним из признаков). Вообще при таком немалом количестве признаков целесообразно их группировать, к примеру, по отношению к правотворчеству, правоприменению и правоохране. Такая группировка оправдана тем, что эти основания для деления – сущность системы правовой политики государства.

В таком случае признаки права в широком понимании следующие:

1. Совокупность идеальных возможностей

2. Существуют независимо от посторонней воли у каждого человека

3. Должны приниматься, санкционироваться государством

4. Должны охраняться государством

5. Содержат идеалы свободы, справедливости, равенства, гуманизма и т.д.

6. Действуют независимо от времени

7. Действуют независимо от пространства

8. Формально не определены

9. Должны выражаться в позитивном праве

10. Служат для нормального взаимодействия личности, общества, природы и мира вещей.

Методология определения значения термина «политика» аналогична. Исторический опыт показывает, что представления об этом важнейшем понятии  существенно менялись на протяжении всей эволюции общества.

Аристотель рассматривал политику как совокупность морально-этических предпосылок разумной организации общества. При определении сущности этого явления философ склонялся к мысли об объединении людей для достижения блага государства и гражданина.

В парадигме политического реализма мыслил К. Шмидт, определяя политику как мир, существующий на основе реальных сил. В качестве определения критерия природы явления он предложил использовать дихотомию «друг-враг». Сущность политики, по мнению К. Шмидта, в войне между народами.

Определение политики как механизма контроля за ресурсами можно почерпнуть в работах Д. Хелда. При этом профессор уточняет, что она носит характер борьбы за организацию человеческих возможностей, предметом которой является власть.

В рамках герменевтической парадигмы интерпретации политики работал Дж. Мосс, по мнению которого современный мир – не что иное, как лингвистически структурированная реальность. Отсюда логично вытекает определение политики как средства коммуникации между членами общества, поколениями, представителями различных культур. При этом особое место отводится определенной системе символики.

Сторонники директивного подхода определяли политику как отношения по поводу государственной власти, её организации, а также направлений деятельности. В рамках такой концепции можно выделить две ветви: 1. консенсусную и 2. конфликтную. Первая разрабатывалась в учениях Т. Гоббса, считавшего политику деятельностью по выражению общего интереса. Вторая представлена в трудах Н. Макиавелли, К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Первый считал политику искусством борьбы за власть. С точки зрения марксизма, политика – сфера господства класса, подавления им других классов.

Психосоциологическая интерпретация политики М. Вебера сводит её к стремлению участвовать во власти, оказывать влияние на её распределение как между государствами, так и внутри, а также между группами людей. Особое место в трудах немецкого социолога занимает поиск мотивации: рациональной и иррациональной.

Институциональная концепция политики М. Дюверже определяет это понятие как пространство властных взаимодействий, упорядоченность которого достигается благодаря существованию политических институтов. Институт, по его мнению представляет собой единство его структуры и возникающих по этому поводу отношений. При этом существование конфликта и интеграции в любом обществе обусловливает постановку в центр всех политических институтов государство.

Бихевиористские концепции ставили на особое место неосознанное стремление к личной власти. В их рамках можно выделить силовую, рыночную и игровую парадигмы. Первая интерпретирует политику как процесс постоянного столкновения индивидуальных стремлений к власти, в котором одерживает верх сильнейший. Вторая отождествляет политику с рынком, перенося на неё закономерности его работы, при чём главный товар здесь – власть. Игровая парадигма Н. Боббио рассматривает политику как игру, естественная потребность в которой сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Психоанализ Г. Лассуэла рассматривает политику как сферу сублимации (замещения) конфликта между подавленным либидо и требованиями моральных норм. К. Хорни видит суть политической деятельности в избегании состояния страха, выделяя четыре основных невроза нашего времени: привязанности, власти, покорности, изоляции.

Американский социолог Э. Тоффлер рассматривает политику сквозь призму трёх волн цивилизаций: аграрной, индустриальной и информационной. Согласно современному уровню развития, политика рассматривается как сфера взаимодействия огромного числа дифференцированных социальных субъектов, при котором особое место занимает знание как фактор ограничения власти.

Обобщая вышеизложенные концепции, при этом соотнося их с современным пониманием значения термина «политика», мы приходим к выводу, что это понятие используется в науке и повседневной жизни в нескольких основных значениях.

1. Участие в деятельности политического актора конкретного индивида (микроуровень).

2. Деятельность субъектов политики (в т.ч. государства), направленная на реализацию определённых интересов путём использования политической власти (макроуровень).

3. Совокупность событий жизни общества, государства.

4. Стратегия действий социального субъекта, в т.ч. индивида.

Определения политики, отмеченные как «микро-» и «макроуровень» являются пониманием её как некой деятельности.  Так вот взаимодействие акторов при использовании ими политической власти, в т.ч. государственной, в большей степени имеет значение для теории государства и права, нежели поведение индивида внутри актора, т.к. это более имеет отношение к политической психологии и политической социологии,  изучающим деятельность отдельных индивидов на микроуровнях.

Понимание политики как деятельности на макроуровне ведёт к мысли о разделении её на подуровни, определяемые масштабами этой деятельности а также, характером субъектов (акторов), в ней участвующих. Такое деление, несмотря на условность, способствует более чёткому определению понятия, разграничению соотношения права и политики, более конкретному определению степени их взаимодействия.

1. Деятельность индивида в семейно-бытовых условиях, при этом понятие «актор»  в своём объёме содержит непосредственно одного этого индивида (вопросы ЖКХ, воспитание детей, обучение и т.д.).

2. Деятельность специально организованных (в количестве более одного индивида) субъектов политики: общественных организаций, ассоциаций, общественно-политических движений, партий, профсоюзов, мафиозных кланов, террористических организаций и др. – при использовании ими политической власти, в т.ч. в сфере влияния на государственную власть, а также борьбы за неё (давление, митинги, участие в выборах, революция и т.д.).

3. Деятельность государства, направленная на реализацию его внутренних функций (правовая, экономическая, социальная политика и др.).

4. Деятельность государства, направленная на реализацию его внешних функций (международная торговля, военно-политические конфликты, создание коалиций, блоков и др.).

Тем не менее хочется отметить, что на уровнях 2–4 может действовать лишь небольшая группа, которая может вершить дела от имени партии или государства, а фактически выражать только собственные (а также случайно совпадающие с ними чужие) интересы.  Подтверждений этому в истории немалое количество, взять хотя бы правление некоторых псевдомонархов, насильственно захвативших престол в результате войны, переворота (к примеру, Лжедмитрий).

Исходя из вышеизложенного, излагаем признаки политики как деятельности на макроуровне.

1. Деятельность определённого (в зависимости от подуровня) политического субъекта (актора),

2. Подчинена политическим нормам, в т.ч. должна быть подчинена нормам права, т.е. ограничена государством

3. Предмет деятельности – реализация определённых интересов путём использования политической власти (государственной и общественной)

4. Меняется по форме,  содержанию с течением времени

5. Распространена повсеместно на определённой территории (региона, конкретного государства, нескольких государств, всего мира)

6. Выражают определённое соотношение воли участников данного актора, общества в целом

7. Должна руководствоваться или руководствуется определёнными принципами

8. Служит для нормального взаимодействия личности, общества, природы и мира вещей

9. Выражена в политических действиях, поведении. участии.

 

На первый взгляд, сравнительный анализ понятий «право» и «политика» представляется затруднительным, т.к. определение, даваемое им через родовой и видовой признаки характеризует их как явления разноплановые (право – система, а политика – деятельность). Такое противоречие объясняется скорее неосновательностью подхода, нежели объективной методологической сложностью. Всё дело в том, что для сравнительного анализа таких сложных и неоднозначных понятий недостаточно сопоставить лишь один существенный признак. Для успешного результата нужно использовать множество оснований, которые бы характеризовали общее и особенное в праве и политике с максимальной глубиной, многогранностью. Такими основаниями служат: методы познания, сущность, форма (явление), ценность. В свою очередь, сущность как исходная внутренняя связь включает в себя отношение к времени и пространству и характер внутренних связей. Последнее подразумевает анализ принципов, норм, механизма и структуры предметов исследования. Явление заключается в проявлении вовне сущности и включает в себя время и место возникновения и отмирания, а также характер внешних отношений. Последнее подразумевает анализ характера соотношения предмета исследования с человеком, природой, обществом и вещным миром. Ценность как способность удовлетворить потребность заключается в целях (задачах) и функциях (назначении).

Такой порядок построения от анализа возможностей, способов познания к сущности, внутреннему миру понятий, затем к характеру внешних проявлений, взгляду извне, а в конечном счете – к ценности обусловлен как спецификой изучаемых предметов, так и логикой мышления. Ведь для того, чтобы что-либо изучать, сначала нужно знать, каким образом это делать. Вникнув в саму сущность предмета, необходимо дать характеристику его внешних проявлений, т.к. это будет способствовать соотнесению его с внешним миром, в т.ч. с человеческим восприятием, которое отразится в ценности. Данное в каком-то смысле кольцевое построение будет отражать три основных аспекта любого объекта изучения: 1. гносеологический (возможности, способы познания), 2. онтологический (сущность и явление), 3. аксиологический (ценность).

Методология исследования понятий «право» и «политика» имеет, несомненно, общие корни, т.к. само разделение государственно-правовой науки и политологии произошло сравнительно недавно, а особенно в нашей стране. Политическая теория выделяется в самостоятельную область знаний во второй половине XIX века.  До этого политика, право и государство изучались в рамках юридической науки. Недаром в отечественных вузах в настоящее время преподаётся история политических и правовых учений,  а также делаются попытки введения в школьный курс дисциплины «право и политика».  Взаимосвязь права и политики обусловила общность методов их изучения, среди которых

Информация о работе Особенности личности несовершеннолетнего правонарушителя