География преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:39, контрольная работа

Краткое описание

География преступности (англ. geography of criminality) - в криминологии территориальная распространенность преступности.1 Г.п. определяется в результате криминологических исследований, соотносящих сведения о структуре населения определенной территории с соответствующими показателями преступности. Изучение географии преступности необходимо в целях определения мер предупреждения преступности и усиления борьбы с ней.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Влияние географии на преступность…………………………………………...5
География преступности в РФ…………………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………22
Список источников и литературы………………………………………………23

Прикрепленные файлы: 1 файл

криминология.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления и  безопасности предпринимательства


 

 

 

Кафедра права

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

вариант №13

 

 

по дисциплине: Криминология

на тему: География преступности.

 

 

Выполнил: студент

заочной формы обучения

направления (специальности)

___________ «юриспруденция»

        (код)        (наименование)

 

 

6 курса Ю (З-О) 61-08 группы        _____________ /___________________/

                    (индекс)                    (подпись)                (Ф.И.О.)

Преподаватель-рецензент

_____________ кафедры_____________  _____________ /_________________/

  (должность)                  (наименование)   (подпись)              (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

Октябрьский 2013г.

Оглавление:

 

  1. Введение………………………………………………………………………….3
  2. Влияние географии на преступность…………………………………………...5
  3. География преступности в РФ…………………………………………………13
  4. Заключение………………………………………………………………………22
  5. Список источников и литературы………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

География преступности (англ. geography of criminality) - в криминологии территориальная распространенность преступности.1 Г.п. определяется в результате криминологических исследований, соотносящих сведения о структуре населения определенной территории с соответствующими показателями преступности. Изучение географии преступности необходимо в целях определения мер предупреждения преступности и усиления борьбы с ней.

География преступности исследует пространственно-временные, социальные, экономические, демографические  и иные явления и процессы, и  криминологии, изучающей преступность в причинной связи с различными явлениями и процессами и результативность борьбы с ней. Первые сведения о территориальном распределении преступности (составлена карта распределения уровня преступности по территории) были получены во Франции в первой половине XIX в. (А. Кетле).

Территориальные различия преступности - факт, который уже давно привлекает внимание криминологов. Уровень и состояние преступности в различных регионах РФ различаются довольно существенно. Думается, что исследование территориального различия преступности дает возможность наиболее полного учета особенностей преступности и обуславливаемых ими предупреждения мер в региональных планах социально-экономического развития и в программах борьбы с преступностью. Это - практический, так сказать «прикладной» аспект подобного рода исследований. Теоретическая же их ценность заключается в том, что с их помощью можно детальнее изучить механизм детерминации преступности и ее изменений, выявлять какие-либо социальные, экономические, политические явления и процессы, которые либо формируют причины преступности, либо способствуют им в различных регионах.

До сих пор во всех исследованиях по данной теме превалировал взгляд: «социальное» через «географическое». На это указывает, в частности, А.И. Долгова, говоря о том, что «при изучении территориальных различий преступности и их причин не снимается необходимость учета специфики преступности на общесоциальном и социально-групповом уровнях, а также в разрезе основных сфер общественной жизни». Географические особенности того или иного региона при этом учитываются исключительно как дополнительные, неосновные. Они не проявляются в чистом виде, выступая не сами по себе, а будучи частью интегрированной совокупности всех социальных факторов. Тем не менее они полностью не поглощаются общественным, продолжая свою жизнь в территориальной специфике социального, будучи одной из причин ее возникновения и формирования. «Географическое - носитель социального», - утверждают Л.И. Спиридонов и А. Лепс. Этот тезис подкрепляется ими тем, что нельзя одними особенностями географического положения объяснить различие образов жизни и типов личности жителей различных регионов России. Специфика общественной формы отчасти объясняется и особенностями той территории, на которой эта форма возникла и развивалась. Следует заметить, что последнее предположение в известной мере противоречит сказанному выше.

С тех пор в различных  странах и в мире в целом (по обзорам ООН и Интерпола) в  той или иной мере изучается территориальное  распределение преступности и правонарушаемости.

При указании места совершения преступления география преступности переходит в топографию преступности.

На это указывает, в  частности, А. И. Долгова, говоря о том, что «при изучении территориальных  различий преступности и их причин не снимается необходимость учета  специфики преступности на общесоциальном и социально-групповом уровнях, а также в разрезе основных сфер общественной жизни».

Вышеизложенное дает нам основания сделать попытку определить элементы предмета географии преступности. Вот они:

1. Изучение влияния  экономического уровня развития страны (региона, административно - территориальной единицы) на преступность в лице ее показателей. Сюда включаются промышленный потенциал, уровень развитости производительных сил, существующая производственная база.

2. Изучение влияния  социально-культурных особенностей населения страны (региона) на преступность. Сюда включаются такие показатели как занятость населения, уровень доходов, наличие явной и латентной безработицы, разница в материальном положении населения («имущественное расслоение»), социальный состав, демографическая ситуация, наличие этнокоренных и этноприобретенных особенностей, традиций, обрядов, общий интеллектуальный уровень.

3. Изучение влияния  обеспеченности населения возможностями  реализации естественных и конституционных  прав и свобод на преступность. Сюда включаются наличие и количество образовательных, культурных, бытовых, досуговых учреждений, учреждение здравоохранения и науки.

4. Изучение влияния  политико-географических факторов  на преступность. Сюда относятся  размеры территории страны (региона), особенности ее (его) административного деления.

5. Изучение влияния  естественно-географических факторов  на преступность. Сюда относятся  минерально-сырьевые потенции страны (региона), климатические, ландшафтные  особенности, особенности флоры и фауны.

Таковы составляющие предмета географии преступности. Разумеется, речь может идти о гораздо большем  количестве факторов влияния географической среды на преступность. В частности, это уже такие упоминавшиеся  выше направления криминологических  исследований, как экология и топография преступности, сюда же можно отнести и отдельное изучение влияния геополитических, урбанистических, демографических, архитектурных, планометрических и т.д. особенностей на показатели преступности и на саму преступность. Известно, что преступность есть живой социальный организм, возникающий, развивающийся, изменяющийся, самовоспроизводящий себя по своим, особым, законам.

Однако законы эти  не могут стать таковыми без опосредованности их через окружающий мир – мир  многообразный и бесконечный.

 

 

 

Влияние географии  на преступность.

 

 

Обозначая новую грань  этой действительно сложной проблемы, следует сразу же определить: а  что же именно будет пониматься нами в дальнейшем под географией преступности? Нелишним в этой связи будет упомянуть, что подобного рода наименование не принадлежит отечественной криминологической науке. Российские криминологи и их коллеги из стран СНГ и Восточной Европы говорят о территориальных различиях преступности, что вполне объяснимо, ибо последние можно отнести к теории криминологической детерминации и считать их частью этой теории. Назвав же территориальные различия преступности географией преступности, мы, тем самым, по сути обособляем это направление криминологических исследований, придав ему самостоятельный предмет и придаем ему некую самостоятельность, разумеется в рамках криминологии в целом. Исключением здесь является, пожалуй, лишь работа А.А. Габиани и А.И. Гачечиладзе, в названии которой прямо говорится о географии преступности. Однако по сути и в ней речь идет лишь об опосредованном влиянии географического на социальное, в т.ч. и на преступность. Думается, что такой подход не случаен. Как известно, криминология в России не била самостоятельно оформившейся, обособленной, наукой до 60-х г.г. XX столетия. Этому способствовали различные исторические, политические, социоэтнические, экономические и ряд других факторов. Начиная же с 60-х годов криминология считалась (и считается) неким ответвлением уголовного права, имея при этом самостоятельный и явно несхожий с уголовно-правовым предмет исследования. Будучи т.о. наукой юридико-социального плана, т.е. гуманитарной, криминология не могла избежать значительной степени заидеологизированности. Это отразилось практически на всех составляющих ее предмета: классовый характер преступности, ее дальнейшее «отмирание», личность преступника - деклассированный элемент, ведущая роль КПСС в предупреждении преступности и т.д. Разумеется, вопросы детерминации преступности также разрешались исключительно с классовых позиций. Этим в большей степени и объясняется некое единообразие подхода к выявлению причинного комплекса преступности.

Выше нами говорилось о разнообразном подходе к  научной природе криминологии. Относительно причин и условий такого социального  явления как преступность, бесспорно, показателен американский подход. Множество теорий, посылок и мнений с одной стороны как бы затрудняют «высвечивание» истинных причин и условий преступлений, с другой стороны, вероятно именно при помощи самых разнообразных точек зрения, порой взаимоисключающих друг друга, и можно определить: а что же есть истинная причина конкретного преступления или группы преступлений и что есть истинные условия, которые совершению его (их) способствовали?

Поиск же причин и условий  преступности в целом, на так называемом глобальном, всеобщем уровне, бесспорно, представляется необходимым, но далеко не законченным. Тому множество примеров. Это и участившиеся в последние 10-15 лет серийные убийства, в т.ч. и на сексуальной почве, и коррумпированность власти сама по себе, и дикая, ужасающая жестокость преступлений на бытовой почве. Заметим, что все эти преступления совершаются самыми обычными людьми: не обездоленными во всех отношениях дегенератами, а вполне благополучно социализированными личностями, имеющими семью, дом, работу, друзей, а в случаях коррупции - так речь вообще идет о преуспевающих политиках и чиновниках. Так что же: сведем причины всех этих преступлений к искажению т.н. общественного сознания? А условия - к невыплате заработной платы и незапертой форточке? Вероятно, все это имеет место, но на уровне индивидуальном, единичном, что же касается масштабов города, области, региона, страны - причины, думается, недостаточно обозначить лишь как девиации. Пока эта проблема, на наш взгляд, остается открытой.

Советская криминология, как мы выяснили, не разрабатывала  учения о географии преступности. Термин этот был введен в обиход зарубежными криминологами. Под  географией преступности понимается самостоятельное  направление криминологических  исследований, занимающееся проблемами пространственно-временного распределения преступности в мире, отдельно взятом государстве, его частях или административно-территориальных единицах. Такое определение, в частности, дает географии преступности немецкий криминолог Г.-Й. Шнайдер. Он же определяет т.н. экологию преступности - учение о взаимодействии среды, климата, природного ландшафта, растительного и животного мира, структуры строительства - с одной стороны и преступности - с другой. Под топографией преступности он понимает виктимо- и криминогенность конкретного объекта: здания, квартиры, улицы, сквера и т.д..

Впервые уголовно-географические исследования провели французский  криминолог А.-М. Герри и бельгийский  социолог А.-Ж. Кетле в 1833-1835 гг.. Кетле, проанализировав собранный им уголовно-статистический материал за период 1825-1830 гг., нанес на карту Франции данные о примерном распределении преступности по стране. Различия в интенсивности преступности в различных ее районах он отнес за счет неодинаковой плотности населения, разницы в уровне жизни и образования народа.

Уголовно-экологическую школу основали американские криминологи К. Шоу  и Г. Маккей в 20-30 г.г. XX в. - авторы т.н. теории «концентрических кругов», разделившие  Чикаго на несколько зон по степени  их криминогенности или антикриминогенности, а также виктимогенности.

Впоследствии вопросами географии, экологии и топографии преступности занимались такие зарубежные ученые как Т. Моррис, Г. Фелис, Р. Уайт, К. Шмид, С. Лотье, Б. Лендер, С. Куинси и т.д.

Определяя значение термина «география преступности» для нашего исследования, попробуем несколько расширить его в сравнении с определением Г.Шнайдера. Представляется возможным, используя понятие географической науки, включить в него как вопросы экологии преступности, так и топографии ее. Дело в том, что экология - это наука о взаимодействии человека с окружающей средой. Нас же этот аспект интересует в связи с влиянием последней на такое социальное явление как преступность. Поэтому эколого-криминологические исследования вполне можно провести в рамках экономико-социальной географии. Что касается топографии, то именно в том контексте, в котором она будет использоваться нами в исследовании точнее, думается, будет именовать ее географией преступности в локальном смысле (в рамках города или района). Исследование же воздействия особенностей отдельного объекта на преступность в данной работе исследоваться не будет. Нелишне будет упомянуть и о том, что, говоря о географии преступности, нами будут исследоваться уровень, структура и динамика преступности с позиций прежде всего экономической географии и в меньшей степени - собственно географии.

Вышеизложенное дает нам основания  сделать попытку определить элементы предмета географии преступности. Вот  они:

1. Изучение влияния экономического уровня развития страны (региона, административно - территориальной единицы) на преступность в лице ее показателей. Сюда включаются промышленный потенциал, уровень развитости производительных сил, существующая производственная база.

2. Изучение влияния социально-культурных особенностей населения страны (региона) на преступность. Сюда включаются такие показатели как занятость населения, уровень доходов, наличие явной и латентной безработицы, разница в материальном положении населения («имущественное расслоение»), социальный состав, демографическая ситуация, наличие этнокоренных и этноприобретенных особенностей, традиций, обрядов, общий интеллектуальный уровень.

3. Изучение влияния обеспеченности  населения возможностями реализации  естественных и конституционных прав и свобод на преступность. Сюда включаются наличие и количество образовательных, культурных, бытовых, досуговых учреждений, учреждение здравоохранения и науки.

Информация о работе География преступности