Религия и естествознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:16, контрольная работа

Краткое описание

В прежние времена естествоиспытатель, желая рассказать широкому кругу лиц, состоящему не только из специалистов, о теме, относящейся к своей работе, был вынужден, для того чтобы пробудить у слушателей некоторый интерес, связывать по возможности свои рассуждения в первую очередь с наглядными, взятыми из жизни представлениями. Он должен был оперировать примерами из техники, метеорологии или биологии и, исходя из них, разъяснять те методы, посредством которых наука пытается продвинуться от конкретных частных вопросов к познанию всеобщих закономерностей. Теперь дело обстоит иначе.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ксе.doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

 

Естествознание и религия

 

Естествознание  и  религия являются открытыми системами, так как включают в себя в качестве определенных структур миропонимание, мироощущение, методологию познания, онтологию и другое, ибо не является раз и навсегда данным.  Вместе с тем они есть устойчивые структуры (подсистемы) в более глобальной системе,  имя которой - культура. Влияние этих двух мировоззрений и способов отношения к миру  на  человека, историю так велико, что есть смысл, еще раз определить их статусы и степень ценности в культурологическом контексте. Очень долгое  время религия выступала в качестве объединяющей силы в обществе;  она полностью господствовала в духовной культуре, определяла  формы  социального устройства, являясь своеобразным контролером всей системы общественных отношений. Человек всегда стремился к постижению целостности мира, а для этого ему необходимо было найти ту силу, которая бы объединяла все сущее; в философии это выразилось в проблеме субстанции. В обобщении  знания выявилась закономерность движения от частного к общему и от общего  к  всеобщему.

Последовательно  пройдя стадии фетишизма,  тотемизма, мифа и философии, как науки обо  всем человек пришел,  наконец, к  единобожию. Впервые было найдено  начало: основание  бытия -   всеобщее.  Всесилие творца и его трансцендентальность действительно объяснили многое,  в гносеологическом плане "успокоили" человека, дали для большинства окончательные ответы на смысложизненные вопросы.  Оформились устойчивые и полные картины возникновения мира, человека, общества, истории, смысла бытия, прошлого - настоящего - будущего.  В гносеологическом плане появление мировых религий можно считать прорывом в осмысление "восприятия мира":  целостность была найдена. Но онтологически религия накапливала,  если не в себе, то под своей эгидой,  те  силы,  которые неминуемо должны были взорвать устоявшееся мировоззрение.  И связано это, безусловно, с развитием естествознания.

Развитие естествознания ведет к повышению уровня  образованности, а  значит, все большее число людей отходят от религии.  Все чаще проводится разграничение между "церковностью" и религиозностью: первое есть дань традиции,  обыденности,  второе же вовсе не обязательно.  Образно говоря, в лаборатории астрофизика бог не нужен, дома же, для успокоения души, он не прочь обратиться к нему. Область религиозно-сакрального значительно сокращается,  что увеличивает рационализацию  мышления.

Интерес к сверхъестественному,  мистическому падает, усиливается интерес  к проблемам практического бытия,  решаемым не озарением  свыше,  а разумом. Религия в настоящее время перестала быть господствующим мировоззрением, и уже не является  той  силой, которая определяет характер культуры;  она есть лишь часть культуры. И в этом смысле естествознание явно противостоит религии,  более того  - именно  оно во многом детерминирует общий взгляд человека на мир и на самого себя,  усиливая момент научной рациональности.  Вместе  с тем, справедливым будет следующее замечание.  Как бы ни развивалась наука в обозримом будущем,  ответов на вопросы  "что  есть  мир  изначально?", "когда  и  как произошел мир?",  "что есть основание мира?" ожидать не приходится.  Невольно возникает согласие с позицией  инструментализма, по которой наука не может охватить мир в целом,  открыть "новый" мир в "старом" мире.  Она лишь должна анализировать наблюдаемые явления, избегая, пользуясь терминологией Ф.Бэкона, "конечных причин". С учетом этого, вполне резонна точка зрения, согласно которой естествознание занимается причинно-следственными связями вещей,  а религия - фундаментально-смысловыми связями мира в целом.  Как  утверждает Х. Ролстон, "наука ищет знания, а религия - мудрость". Дело в том, что религия уже давно дала ответы на вопросы о начале мира, его творении и творящей его силе; в этом смысле оно претендует на мудрость. Естествознание же таких ответов предложить не может. Религия, таким образом, отстаивает свою роль в культуре,  что далеко небезосновательно. Естествознание достигло колоссальных успехов в изучении и объяснении  мира.  Эти  успехи неизмеримо  расширили  горизонты человеческой мысли,  дали возможность по-новому относиться к миру.  В культурологическом плане это, безусловно, углубило процесс постижения человеком смысла бытия мира и самого себя.

Усиление естествознания обусловило секуляризацию религии,  что привело к потере ею роли единственного способа объяснения мира и человека.  Но религия является имманентным началом в культуре,  она близка человеку, более того - в нравственном плане она весьма ценна для него,  тем как, основываясь на общечеловеческих ценностях,  безусловно, является эффективным регулятором общественных отношений.  Естествознанию,  очевидно, религия не нужна, поскольку своими окончательными ответами ограничивает его.  Религии же естествознание,  очевидно,  нужно,  так как своими открытиями оно может,  при умелом  использовании попытаться  доказать всесилие и беспредельность бога. Естествознание, подрывая многие положения религии,  не может, однако, отвергнуть идею бога, идею существования бога:  это недоказуемо. Как, впрочем, недоказуемо теоретически и само существование бога. Вот почему религии необходима вера. Таким образом, естествознание и религия имеют свои места в системе культуры и, безусловно, являются, по степени влияния на человека, ее важнейшими элементами. Но если естествознание имеет большие перспективы в гносеологическом плане (познание мира,  открытие нового в мире), то религия,  очевидно,  в большей степени носит сейчас аксиологический характер:  она ценна как регулятор человеческих  отношений  и  в  этом смысле ближе к нравственности

 

Отличие взглядов религии и современной  науки на законы природы

 

Достаточно долгое время  существовало представление о неустранимой конфликтности науки и религии. Эта точка зрения получила свое развитие в эпоху Просвещения и достигла своего апогея в советское время. Религия рассматривалась как тормоз науки, который постепенно преодолевался.

Однако это мнение на современном этапе не может  играть роль аксиомы, поскольку нельзя в строгом смысле сказать, что основания науки являются религиозно индифферентными. Поскольку и наука, и религия не представляют собой единого концептуального монолита, то нет и однозначности в оценке их взаимоотношений.

На самом деле отношения  религии и науки были достаточно сложными и на разных этапах развития общества их позиции по отношению друг к другу были неоднозначны. Можно выделить несколько этапов их взаимоотношений:

-синкретический;

-конфронтационный;

-коэволюционный.

Синкретический этап характеризуется достаточно гармоничным сосуществованием протонауки и религиозных верований, поскольку спорен сам факт существования оформленной религии как института на раннем этапе развития общества. Технологии и протонаучные знания естественным образом были вписаны в традиционную культуру, имманентной составляющей которой и были религиозные верования.

Религиозные верования  оформляются в религиозную систему  в период древних цивилизаций. В  цивилизациях Египта, Индии, Китая, а  затем в эллинистическом мире научные знания были частью скрытого знания, хранимого жрецами. В эпоху эллинизма, когда все научные знания были еще облечены в философскую форму, все они включались в той или иной степени в систему религиозного комплекса, поскольку религиозная форма мировоззрения была на том этапе единственно возможной.

Конфронтационный этап начинает формироваться в эпоху  просвещения, когда наука становится самостоятельной формой общественного  сознания и отделяется от религиозной. Сама по себе идея эксперимента, т.е. повторения и одновременно проверки действий Творца, оппозиционирует науку религии. На этом этапе наука и религия исходят из противоположных посылок.

Религия подразумевает  наличие творца, некую замкнутую  и упорядоченную систему мироздания, принимаемые на веру положения, отсутствие необходимости в верифицируемости знания.

Наука этого периода  исходит из экспериментально-опытного начала, верифицируемости положений, она  перестает нуждаться в идее творца. Убеждение в универсальности  действия закона причинности делает идею о существе, способном вмешиваться в ход мировых событий, абсолютно невозможной. Бог и как идея первоначала мира, и как гарант существования моральных норм на данном этапе перестает быть обязательным атрибутом мировоззрения не только ученого, но и обычного человека. Естественно, что в этом классическом идеале науки не осталось места для религии, так как ее феномены непроверяемы эмпирически. Ученые стали сожалеть о печальном опыте построения астрономии, геологии, этнологии на Библии. Естествознание (химия, биология, физиология), активно развивающееся в это время, еще раз заставляет усомниться в истинности религиозных догматов.

Коэволюционный этап взаимоотношения науки и религии  достаточно сложен и возникает в  ХХ веке вместе с появлением неклассической науки1. Неклассическая и постнеклассическая наука с господством принципа относительности, идеей коэволюции и антропным фактором поколебали многие постулаты классической науки. Наука и религия начали выявлять синхронность некоторых позиций.

На отсутствие достаточных  оснований для противопоставления веры знанию, религии науке весьма убедительно указывал П. Фейерабенд6. Как вера содержит элементы знания, так и знание не обходится без веры. В самом деле, приступая к изучению внешнего мира, человек верит в его существование и в возможность его познания.

В то же время нельзя отрицать реальное различие между наукой и  религией. Наука и религия —  это действительно разные образования. Такие же разные, как наука и  искусство, мораль и право и т.п. Наука и религия, или разум  и вера, отличны друг от друга. Но отличие, разность и различие – это не всегда противоположность. Противоположность возникает там, где одну и ту же задачу пытаются решить взаимоисключающими способами. При этом сторонники одного из способов отрицают правильность другого. А наука и религия различны потому, что ставят перед собой и решают не одну, а разные задачи. Задача веры – богопознание, задача науки – попечение в поте лица своего о повседневных нуждах, о хлебе насущном. Познание внешнего мира – эффективное средство для достижения практической пользы и благоустройства земной жизни.

Некоторые ученые рассматривают  науку как своеобразную религию, поскольку наука основана, прежде всего, на вере в… науку, в реалистичность ее результатов, в ее безграничные возможности. В нее верят в силу ее многовековой истории, красоты ее построений, захватывающего поиска истины. Науку рассматривают как панацею, призванную решить все человеческие проблемы. Ее обоготворяют, ей приписывают сверхъестественные возможности.

Можно отметить, что и наука, и религия, и искусство – это формы не прямого, не непосредственно-физического, а духовно-интеллектуального отношения человека к миру. Этим замечанием мы отличаем, отделяем сферу их единства от области человеческой деятельности, направленной на обеспечение его физиологического (биологического) существования – добыча пищи, защита от природных стихий и т.д., или если говорить о современном обществе – от производственно-экономических отношений.

 

Заключение

 

Религии мира различаются  между собой по возрасту, распространённости, влиятельности, сложности и систематизированности. Некоторые из них побывали в роли государственных, другие были вечно гонимыми. Некоторые санкционировали существование целых цивилизаций, иные не выходили за пределы какой-нибудь затерянной деревни. Какие-то существуют на протяжении нескольких тысячелетий, какие-то - исчезли, не успев возникнуть. Некоторые приобрели богатую богословскую традицию и выразились во множестве великих произведений разных видов искусства, а другие остались среди народов, все силы которых ушли на выживание в жёстких природных условиях. Некоторые религии ведут к высокой нравственности и подвигам самоотречения, а некоторые - толкают человека на убийства. Одни зовут к войнам и революциям, другие не позволяют человеку выйти за пределы его частной жизни. Некоторые религии призывают к самоубийству, некоторые - предполагают достижение бессмертия.

И тем не менее все  религии равноценны. Нельзя сказать, что какая-то религия безусловно лучше, чем другая. В истории религии  нельзя отметить прогресса или регресса, эта история представляет собой настоящую мозаику, совершенно беспорядочное движение; секуляризация и наступление религиозности, переменный успех в борьбе язычества и теизма, интернационализация религий и их замыкание в этнических рамках, умирание религий и их возрождение, триумф и внезапное исчезновение - все эти процессы идут рука об руку, постоянно переходя друг в друга без всякой строгой последовательности и вне всякой целенаправленности.

Многообразие религий  охватывает всё многообразие возможных смыслов человеческой жизни. Не все религии живы сегодня - многие из них не располагают в наши дни последователями. Однако все смыслы живы и в любой момент могут сплотить вокруг себя немалое число людей. Именно это требует, чтобы внимание общества было обращено не только на второстепенные детали функционирования современных религий, но на условия обретения и утраты всех смыслов, которые когда-либо были открыты человечеством…

 

Список используемой литературы

 

1. Мчедлов М.П. Политика и религия. М.:Аванта,2003.

 

2. И.П. Фарман. Теория познания и философия культуры. М.: Наука, 1986.

 

3. Бутинова М.С.. Как возникла религия. М.: Современная Россия, 1997.

 

4. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. М.: Высшая школа, 1998.

 

5. Донини А. Люди, идолы и боги. Очерки истории религий. М.: Издательство политической литературы, 1966.

 

6. Доусон К. Г. Религия и культура пер. с англ., вступ. ст. и коммент. К. Я. Кожурина.-СПб.: Алетейя, 2000.

 

7. Зыбковец В. Ф. Человек без религии. У истоков общественного сознания. М.: Издательство политической литературы, 1967.

 

8. Квеннелл М. Первобытные люди. Быт, религия, культура пер. с англ. Т. М. Шуликовой.- М.: Центрполиграф, 2005

 

9. Мень А. В. История религии в 7 т. В поисках пути, истины и жизни. Т. 2. Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей.- М.: Слово, 1991.

 

10. Померанц Г. С. Великие религии мира.- М.: Унив. кн.: Per Se, 2001.

 

11. Радугин А А Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000

 

12. Тайлор Э. Б. Миф и обряд в первобытной культуре пер. с англ. Д. А. Коробчевского.-Смоленск: Русич, 2000.

 

13. Тейлор Э. Первобытная культура. М , 1980.

 

14. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1999.




Информация о работе Религия и естествознание