Экономика и внешняя политика в период расцвета Урарту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Не так давно история Урарту изучалась в курсе истории отечества, так как некоторые области этого государства древнего Востока располагались на территории Армянской ССР и частично Грузинской ССР. Но распад СССР, отделение от него союзных республик привёл к тому, что история Урарту стала частью истории Армении и Грузии, но не России. Иными словами изучение Урарту (Биайнли) перестало быть приоритетной задачей российских историков, перестала быть актуальной.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
1. Проблема понимания периода расцвета Урарту………………………. 12
2. Экономика в период расцвета Урарту………………………………… 13
2.1. Типы хозяйств……………………………………………………. --
2.1.1. Царские хозяйства……………………………………………. --
2.1.2. Храмовые хозяйства…………………………………………. 15
2.1.3. Хозяйства свободных общинников…………………………. 18
2.1.4. Частные хозяйства……………………………………………. --
2.2. Экономический способ материального производства…………. 19
2.2.1. Класс эксплуататоров…………………………………………. --
2.2.2. Класс производителей………………………………………… --
2.2.3. Форма эксплуатации…………………………………………... 22
2.3. Отраслевое устройство экономики………………………………. 24
2.3.1. Сельское хозяйство……………………………………………. --
2.3.2. Ремесло………………………………………………………… 25
2.3.3. Торговля……………………………………………………….. 26
3. Внешняя политика в период расцвета Урарту…………………………. 28
3.1. Задачи внешней политики………………………………………… --
3.2. Внешняя политика Менуа………………………………………… --
3.3. Внешняя политика Аргишти I……………………………………. 29
3.4. Внешняя политика Сардури II……………………………………. 31
3.5. Внешняя политика Русы I………………………………………… 33
Заключение…………………………………………………………………... 39
Список литературы…………………………………………………………..

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Урарту.doc

— 287.50 Кб (Скачать документ)

На севере, в Закавказье, Менуа интересовали области верховьев Аракса и Куры, которые граничили с царством Диауэхи. Таким образом, Урарту предстояло столкнуться с ним. Царь Менуа завоевал Диауэхи, заставил правителя страны уплатить ему богатую дань: «Менуа говорит: завоевал я страну Диауэхи, … царь Диауэхи явился передо мной, … я отнёсся к нему милостиво, пощадил я его под условием выплаты дани; дал он мне золото, дал серебро…».28 

На севере Урарту отодвигает свои границы в сторону Аракса. При Менуа здесь на северных склонах горы Арарат была основана крепость Менуахинили, которая должна была служить отправным пунктом для дальнейших походов в Закавказье. Покорённые владения целиком не разоряются, а наоборот сохраняются при условии признания политической гегемонии Урарту и выплаты дани.

В правление Менуа появляется пышный титул урартского царя, который полностью копировал титул ассирийского владыки. М. В. Никольский в своей книге «Древняя страна Урарту и следы ассиро-вавилонской культуры на Кавказе» писал: «Повелитель Урарту принимает титул царя царей, обладателя мира. Менуа признаёт свою столицу вторым Ассуром, следовательно, третьим Вавилоном».

Таким образом, к концу правления Менуа, то есть к 778 г. до н.э., территория Урарту увеличилась почти в три раза. На востоке граница проходила восточнее озера Урмия, на севере – по верхнему течению Куры, на западе – по течению Евфрата. На юге Урарту граничило с Ассирией.

 

3.3. Внешняя политика  Аргишти I.

Около 780 г. до н.э. на престол Урарту вступает Аргишти I, сын Менуа. В начале своего правления он повторил поход отца на страну Диауэхи, частично обратив её в урартское наместничество, а, частично обложив данью золотом, медью, камнями, рогатым скотом. «… город Зуа, царский город страны Диауэхи, я сжёг; поставил надпись в городе Зуа, … царя Диауэхи я поработил, пощадил я его при условии [выплаты] дани».29 Окончательно это царство было сокрушено Аргишти лет на 15-20 позже.

  Позже, пройдя вдоль юго-западной  периферии Колхиды (в урартских  надписях – Кулха), Аргишти вышел  к верховьям реки Куры и  вернулся назад через долину  Аракса, минуя гору Арагац.

На западе своего царства Аргишти снаряжал военные экспедиции в верхне-евфратскую долину, на правобережье, в царство Мелитену (Хате). Здесь урартскому царю удалось установить свою гегемонию над верхнеевфратским участком «железного пути», по которому металл шёл в Ассирию. Позже им были завоёваны районы верховьев Куры и Аракса, озера Севан и севернее: «… победил он страну Этиуни, победил страну Кихуни, поверг их перед Аргишти. Аргишти говорит: завоевал я страну Кихуни, расположенную на берегу озера…».30Расположение Кихуни сейчас достоверно известно – северо-западное побережье Севанского озера.

В четвёртом году правления Аргишти была построена почти на месте позднейшего Еревана крепость Эребуни. Несколько позже урартский царь создаёт на левом берегу Аракса ещё более крупную крепость – Аргиштихинили, которая, должна была явиться административным центром всего Закавказья.

Именно при Аргишти I обостряются отношения с Ассирией. Начинаются урарто-ассирийские войны, которые велись между царствами за овладение областями Северной Месопотамии, Северной Сирии и озера Урмия. Выйдя через Мелитену (Хате) во фланг Ассирии с запада и, перерезав её коммуникации с важнейшими источниками сырья, Аргишти посвятил много лет тому, чтобы обойти Ассирию также и с востока. Основным объектом завоевания были территории к югу от озера Урмия и ещё южнее. Урартский царь, возможно, доходил даже до вавилонских пределов. В долине реки Диялы, далеко на юго-востоке, по существу, на вавилонской территории в 774 г до н.э. между урартами и ассирийцами произошло столкновение. Из чего следует, что урарты охватывают ассирийские владения с обоих флангов. Успехам Аргишти I, который неоднократно вторгался на собственно ассирийские территории, содействовала господствовавшая в Ассирии разруха, вследствие чего он часто имел дело не с царскими войсками, а с войсками полу самостоятельных наместников.

Таким образом, при Аргишти I Урартское царство вступило в решающую схватку с Ассирией за лидерство в Передней Азии. Правление Аргишти – зенит могущества Урарту. Недаром ассирийские тексты характеризуют его в выражениях, отражающих плохо замаскированный страх: « Аргишти, урарт, чьё название страшно, как тяжёлая буря, чьи силы обширны…».31Аргишти I сообщает даже о победе над войсками Ассирии. На юге он серией последовательных походов и заключением союзов осуществлял планомерный фланговый охват Ассирии. Урартские войска проникают в Северную Сирию, где местные правители склоняются на их сторону, а Ассирия остаётся отрезанной от торговых путей с запада. На юго-востоке урарты спускаются по горным долинам до бассейна Диялы, выходя на границы Вавилонии. В результате Ассирия оказывается охваченной с трёх сторон владениями Урарту и его союзников. На севере границы государства доходят до Колхиды (Калхи), правобережья Аракса, вплоть до озера Севан.     

  

3.4. Внешняя политика  Сардури II.

Завоевательную политику продолжал царь Сардури II, сын Аргишти, который вступил на престол около 760 года до н.э. В начале своего царствования Сардури проводит военную реформу. Основу вооружённых сил при нём составляет профессиональная армия, полностью находящаяся на царском довольствии и содержании.

По причине того, что стела с Анналами Сардури сохранилась не полностью, не можем судить о последовательности его завоевательных походов.

Сардури предпринял целый ряд походов в Закавказье. Из его летописи известно, что в 50-40 годы VIII в. до н.э. одним из объектов неоднократных набегов урартских войск были районы озера Севан: «… победил … Мурину, царя страны Уеликухи, победил он Циналиби… царя страны города Тулиху, победил он Ашшурнирари, сына Ададнирари, царя Ассирии, победил царя Арме».32Все перечисленные страны располагались на южном и юго-западном побережье озера Севан. Здесь урарты захватывали и разрушали крепости, сжигали поселения, угоняли скот, уводили население в рабство. На одни страны, правители которых изъявляли покорность, накладывалась дань, другие, вероятно, опустошались до конца, причём вместе с населением уводились в рабство и местные правители. Однако в источниках нет указаний на то, что урартские завоеватели уже в 50-40 годы VIII в до н.э. прочно закрепились на берегах Севана, нет в районе озера и урартских крепостей этого периода. Завоевание и прочное освоение денной территории даже для урартских войск, по своей организации и вооружению стоявших на высоком уровне, было делом нелёгким.

Тексты времени Сардури сообщают о неоднократных походах урартских войск против одних и тех же стран, что является ярким подтверждением  решительного и упорного сопротивления со стороны местного населения: «В том же году в третий раз послал я воинов на страну Эриахи, завоевали они страну, города сожгли и разрушили».33 Когда после очередного набега урартские войска уходили, местное население, получив некоторую возможность оправиться, вновь восстанавливало свою независимость, и урартам через некоторое время опять приходилось совершать поход против непокорных стран. Именно такое положение сложилось в присеванских областях. Самое большое чего смогли добиться здесь урарты во времена Сардури II, это признание со стороны отдельных местных правителей гегемонии Урарту и обязательство выплачивать дань.

При Сардури II юго-западное направление стало наиболее важным. Его войска дважды совершали поход в Кумаху (Коммагену), откуда простирался путь в Сирию: «Сардури говорит: Кушташпили, царь страны Кумаху был независим, ни один царь там не побывал. Я отправился, выступил я на страну Кумаху».34Он подверг Кумаху, расположенную на западе от реки Евфрат, нападению, разгрому, подчиняет её и налаживает отношения с Северной Сирией (городом Арпадом – около современного Алеппо). Влияние Урарту на этом направлении благодаря союзам распространилось до самого Дамаска.

Таким образом, походы Сардури II на первых порах повторяют основные оперативные направления Аргишти, нацеленные на фланговый охват Ассирии. Назрела решительная военная схватка за гегемонию в Передней Азии между Ассирией и Урарту, между Тиглатпаласаром III и Сардури II.

Известно, что с конца XI века до н.э. Ассирия переживает тяжёлое внутреннее положение, находясь в состоянии потрясений внутренними смутами, и потому вынуждена была мириться с всё возрастающей мощью Урарту. Переломным моментом в судьбе Ассирии оказалась смена династий. В результате переворота к власти пришёл основатель новой царской линии Тиглатпаласар Ш. Благодаря проведённым реформам ему удалось значительно усилить боеспособность ассирийского войска, а следовательно сразиться с Урарту. 

В это время урартский царь Сардури II заключает военные союзы с правителями северо-сирийских государств: Бит-Агуси (центр Арпад), Гургуном, Мелидом, Куммухом. Эта коалиция была направлена против всем им представлявшей опасность Ассирии.

В 743 году до н.э. обновлённая ассирийская армия вступает в решительное сражение у города Арпада с коалицией, которую возглавляло Урарту. Союзники терпят поражение, после чего Сардури II вынужден был бежать за Евфрат, оставив в руках ассирийцев весь свой лагерь. «В третьем году моего правления Сардури Урартский возмутился против меня и вступил в соглашение с Матиэлем из Бит-Агуси… Сулумаль Мелидский, Тархулара Гургумский и Кушташпи Куммухский положились друг на друга,… с ними я сразился, … устроил побоище… Сардури, ради спасения своей жизни ночью бежал, и не было найдено место его… Я преследовал его до моста через Евфрат, границы его страны». 35

В 735 г. до н.э. Тиглатпаласар Ш осуществляет поход в самое сердце Урартской державы, в район озера Ван. Ему удалось пройти вглубь Ванского царства, даже осадить столицу Тушпу, но взять цитадель города он не смог. « Я запер Сардури Урартского в его городе Турушпе и учинил большое побоище перед его воротами. Моё царское изображение я сделал и поставил напротив города Турушпа».36

Таким образом, в открытом военном противостоянии с Ассирией Урарту потерпело первое поражение, но схватка за лидерство ещё не была закончена.

 

 

 

    1. Внешняя политика Русы I.

Правление Русы I (735-713 г.г. до н.э.) было нелёгким. Центробежные силы Урартского государства, сдерживаемые до этого времени силой оружия урартских царей, получили теперь простор для действия. Местные царьки и даже наместники из высшей урартской знати отлагались от Русы I. Но он справился с Восстанием наместников, сохранив целостность Ванского царства, что позволило активизировать внешнюю политику.

Руса I продолжает расширять урартские владения в Закавказье. К северо-востоку от озера Севан он разбил 23-ёх царей, то есть владетелей. «… Руса, сын Сардури говорит: « Я эти страны за один поход захватил и поработил: страны Адахуни, Уеликухи, Луерухи, Аркукини, четырёх царей с этой стороны озера, (а также) страны: Гуркумели, Шанантуаини, Териуишаини, Ришуани, …зуаини, Ариаини, Замани. Иркиматарии, Элаини, Эриелтуаини, Аидаманиуни, Гуриани. Алзирани, Пируаини, Шилаини, Уидуаини, Атезаини, Эриа…ини, Азамеруини, 19 царей с той стороныы озера в горах высоких, всего 23 царя за один год всех я захватил…».37

При прочтении этой надписи перед историками встала проблема локализации этих 23-ёх стран. Упомянутые названия территорий чётко разделены на две группы. В первую входят Адахуни, Уеликухи, Луерухи, Аркукини. Благодаря найденным в присеванском районе местным урартским победным надписям было установлено, что это страны западной и южной части севанского побережья. Завоевав эту территорию, Руса I строит здесь крепости «город бога Халди» и «город бога Тейшибы», что свидетельствует о включении этих земель в состав Урартского царства. 

  Существенной проблемой историко-географического порядка является локализация 19 стран второй группы этой надписи. Установление точного местонахождения этих стран до сих пор вызывает затруднения.

   Имеется мнение, что эти 19 стран расположены к  востоку и северо-востоку от озера Севан, в горах Малого Кавказа, частично на территории Азербайджана. Приверженцы данной точки зрения особое внимание уделяют тому, что эти страны располагались «в горах высоких». Однако до сих пор, несмотря на поиски, в районах к востоку и северо-востоку от озера Севан присутствие урартов в VIII в. до н.э. не прослеживается.

Часть исследователей предлагают рассматривать надпись как сводную летопись урартских завоеваний по всему Закавказью, или даже, как сообщение обо всех походах в течение одного года правления Русы I. Но лексический анализ, предпринятый В. В. Шлеевым, вскрывает неубедительность данного предположения.38

Третьи предлагают помещать все 19 стран в районе Севана, считая их мелкими единицами, входящими в состав четырёх основных присеванских области. Однако и эта гипотеза имеет свои уязвимые места, особенно в свете предложенного И. Фридрихом, И. И. Мещаниновым, Г. А. Меликишвили перевода соответствующих мест надписи «по эту сторону озера» и «по ту сторону озера».39 

Окончательное решение данного вопроса, как мне представляется, зависит, во-первых, от прогресса в чтении урартских текстов и, во-вторых, от развёртывания широких археологических работ вокруг озера Севан.

Южное направление во внешней политике при Русе I не сохранило свою актуальность. Но активную политику в этом регионе затрудняло вторжение кочевников киммерийцев.

Киммерийцы впервые появляются в поле зрения известных нам письменных источников в конце VIII в. до н.э., в правление ассирийского царя Саргона II. Этот период киммерийской истории освещён шестью письмами из его царских архивов. Четыре из них, несомненно, сообщают об одном и том же событии, а именно о разгроме урартских войск при вторжении в область киммерийцев. Эти таблички входят в Куюнджикскую коллекцию Британского музея, они были найдены Г. Лейярдом в 1851 году. Три письма из четырёх принадлежат наследному принцу Синаххерибу. Они, очевидно, написаны с небольшими промежутками и отражают постепенное поступление к нему информации об урартских делах.

Информация о работе Экономика и внешняя политика в период расцвета Урарту