Автобиография Бенджамина Франклина. Контент-анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 10:13, дипломная работа

Краткое описание

Автобиограия Бенджамина Франклина, великого просветителя – по признанию многих выдающихся деятелей культуры по обе стороны атлантического океана, - оказала колоссальное влияние на умы молодых людей. Конечно, в основном это были юные американцы. Так Марк Твен в ироничной форме журит Франклина за то, что тот так неосмотрительно посадил десятки тысяч детей на хлеб и воду и при этом заставил учить их астрономию. В его остроумном эссе «покойный Бенджамин Франклин» вся жизнь великого американца показана под новым углом: «Ловкач он был, герой нашего рассказа, - ловкач первейшей марки! Чтобы всех надуть и в воскресный день запустить воздушного змея, он подвешивал к хвосту его ключ и ловил на него в воздухе молнию.»

Прикрепленные файлы: 1 файл

Автобиография Бенджамина Франклина Контент-анализ.doc

— 262.50 Кб (Скачать документ)

Но все же, Бенджамин  Франклин в своих рассуждениях и  повествованиях чаще использует рациональный тип мышления – накопление опыта (эмпирику) и следующий из наблюдений логический вывод. Так например, он, описывая сговор со своим другом о том, что первый умерший из них оповещает другого – как у него дела на том свете, замечает, что его покойный друг его не оповевстил. Однако, ответ следует не сразу же… 

Поистине, мировоззрение  Франклина служит ярким олицетворением энциклопедизма, культа разума характерногоXVIII веку. Так например, он, задумав замостить улицы, издал статью с неоспоримыми доводами – пыль покрывает товар, покупатель охотно идет в лавку если перед ней нет зловонной грязи и т.д. Практически во всех случаях он пользуется выверенной до мелочей аргументацией.

Автор, кажется, сам не замечает, сколь часто в  своем труде он описывает научные  эксперименты. Впрочем научными их назвать сложно, скорее это лабораторные работы, и подопытными подчас становятся окружающие Франклина. Упоминания о таких предприятиях встречаются в тексте весьма часто. Вот один из них: «Я заверил его, что здоровье выдержит и что он будет себя даже лучше чувствовать. Он был большим обжорой, и мне хотелось доставить себе развлечение, поморив его голодом. Он соглашался попробовать, если только я составлю ему компанию; я был готов его поддержать, и мы питались три месяца подобным образом…»34. Далее Франклин замечает о выгоде такого образа жизни , что, возможно, проявляет его меркантилизм. Причем, автор указывает причину подобного эксперимента в чувствах относительно своего патрона, которого он характеризует как плута и необразованного человека. На основе такого тезиса, можно опять таки увидеть  «чувственное начало» многих из его экспериментов. Конечно, по большому счету, Франклин не руководствовался какой-либо целью, кроме как сэкономить и позабавится, но тем не менее за описанием его «лабораторной» работы следует вывод: «… Я с тех пор не раз соблюдал посты более строго, отказываясь для этого от обычной пищи, а потом сразу переходил на обычный стол без малейшего неудобства, на основании чего я полагаю, что совет делать такие переходы постепенно ни на чем не основан.» 35Как следствие, небольшое научное открытие об особенностях человеческого организма. Франклин также отмечает, что на него такая диета действовала весьма благотворно, в отличие от руководителя Кеймера. Часто автор использует, возможно неосознанно, дедукцию и индукцию, делая выводы из своих наблюдений.

Когда вскрывается  обман губернатора, его предательство  по отношению к юному печатнику, Франклин сначала дает волю своим  чувствам, укоряет его за подобную низость, а затем, несмотря на свою антипатию  отдает Кейсу должное как неплохому губернатору, издающему законы в интересах простого народа, и даже объясняет его неблаговидное поведение желанием всем угодить. Таким образом здесь разум не дает возобладать чувству обиды, хотя нужно делать поправку на то, что автор описывает события полувековой давности, и может судить о многом безпристрастно.

Количественный  анализ показал удивительную скурпулезность подсчётов Франклина. Создается  впечатление, что он не забывал никакие  свои траты и расходы , независимо от места его пребывания. Бостон, Филадельфия, Лондон, снова Филадельфия – он с фанатизмом упоминает о счетах за ренту квартир, взносы для коллективов, долги, ссуды и т.д. Вообщем все что связано с шиллингами, фунтами, пенсами и пистолями упоминается на страницах автобиографии. На основании чего можно сделать вывод, чт о автор явно скромничает, когда называет себя человеком далеко не математического склада ума. Можно предположить, что неосознанно, автор представил свою жизнь в качестве предмета для тренировки памяти, если вспомнить его упражнения юности: «Иногда я в беспорядке перетасовывал свои конспективные записи и через несколько недель пытался расположить их наилучшим образом, прежде чем составлять законченные Фразы и дописывать очерки. Это должно было научить меня упорядоченному мышлению.»36 Чтож, стоит отметить, что автор не лукавил по поводу упорядоченности своего разума.

Несоклько темных пятен на характер героя накладывает  сравнение двух смысловых единиц, которые касаются его же добродетели  – бережливости.«Я работал очень усердно, но большую часть своего заработка тратил вместе с Ралфом на театры и другие развлечения», в это время Франклин переезжает в дом к пожилой почтенной женщине, которая очень скромно питалась, и брала с него совсем небольшую плату, поскольку хотела иметь мужчину-защитника в доме. Однако, этого Бенджамину оказалось мало: «я заговорил о квартире, которая … была еще ближе к моей работе и стоила всего два шиллинга в неделю, что имело для меня большое значение, поскольку я решил экономить (выделено автором работы ), она попросила меня не думать об этом, ибо она будет в дальнейшем брать с меня на два шиллинга в неделю дешевле.»37 Прежде чем делать выводы в яром меркантилизме Франклина, стоит обратить внимание на следующую фразу, которая подводит итог восемнадцатимесячного пребывания Бенджамина в Лондоне: «я усердно работал по своей специальности и тратил на себя очень мало, если не считать посещения театра и приобретения книг. Мой друг Ралф держал меня в бедности, он задолжал мне около двадцати семи фунтов». Серьезная цифра, если учесть упоминание автора о старой католичке, которая жила на двенадцать фунтов в год… Усердные пересчеты, граничащие с мелочностью неожиданно сменяются огромной суммой, которую не расчитывая на возврат молодой печатник по маленьким частям передал другу. Определенно, здесь прослеживается христианская щедрость, поскольку слабостью характера Франклин явно не отличался. Почему же тогда автор не внес щедрость в свою таблицу максим? Отчасти внёс под видом справедливости – «не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.» Вероятно, автор дает себе отчет в том, что столь щедрые поступки никогда не позволят начать собственное дело. Надо отметить, что разум, с котором мы сталкиваемся в автобиографии, чаще всего принадлежит семидесятипятилетнему человеку, чья удивительная память в равной степени способна хранить цифры рядом с чувствами.

 

Ярым рационалистом предстает пред читателем Франклин,когда касается в  рукописи знакомства и отношения со своей супругой – Деборой Рид. Это, тем более странно, поскольку любой отец старается описать сыну мать в молодости во всей красе. Так почему же в тексте нет романтических эпитетов по отношению к матери адресата произведения? А между тем, он называет Дебору лишь другом и признается в собственном попустительстве во время путешествия в Англию. Можно проследить все упоминания автора о супруге. Это не представляет труда, так как их совсем немного. Их знакомство прошло все ступени: он впервые увидел ее (как и она его), когда шёл с тремя булками по одной из центральных улиц Филадельфии. Интересно что Франклин довольно живописно описал себя и свое платье, чего нельзя сказать о внешнем виде или хотя бы чертах будущей супруги, образ которой после прочитанного так и остался под покровом неизвестности. Так ли отец рассказывает своему сыну о первой встрече с мамой?

Следующий шаг  в их отношениях описывается в  чрезвычайно коротком абзаце: «я немного(выделено автором работы) ухаживал за мисс Рид. Я питал к ней глубокое уважение и привязанность и имел некоторые основания полагать, что и она испытывала ко мне такие же чувства; но поскольку я должен был отправиться в длительное путешествие и мы оба были еще очень молоды… …то ее мать решила, что благоразумнее помешать нам зайти слишком далеко…»38. Такая степень уважения мнения старших заслуживает уважения, и конечно автор намеренно делает ударения на подобные обороты, но поистине в этом удивляет спокойствие письма автора. И тем более парадаксален тот факт, что последующие две старницы (в 10 раз больше по объему) отпущены описанию общения с друзьями.

Если бы Франклин изначально «Автобиографию» не только для своего сына, но и для широкого круга читателей, то можно предположить, что как и в случае с масонской ложей он посчитал такой материал слишком личным, сокровенным. Но, во-первых, это произведение самим автором задумывалось в первую очередь для сына (хотя дальновидный разум отца-основателя конечно же мог углядеть, что автобиография станет одним из основных исторических источников по его эпохе), а, во-вторых, тем абсурдней упоминание о посещении женщин «легкого поведения». Очевидно, причину стоит искать в целях повествования – воспитании юного ума, если конкретно, привить ему добродетель «целомудрия».

 

Автобиография Бенджамина Франклина – одна из самых читаемых биографий. При этом биографы отца-оснавателя как правило берут ее за основу при написании своих трудов. Чтобы убедится в этом, достаточно взять книгу из серии «Жизнь замечательных людей». Таким образом множество людей, которые знакомятся с автобиографией или с биографией Франклина – оказываются под влиянием его мыслей и идей. Основным тезисом который выносит читатель из автобиографии, безспорно является знаменитые 13 добродетелей, которые автор предлагает в качестве пути к успеху каждого человека, причем этот путь на первый взгляд не переходит пути других. Такая система добродетелей сама по себе не может быть направлена во вред кому-либо, так как все же несмотря на религиозные воззрения автора, имеет вполне осязаемые христианские истоки протестантского толка.  

Контент-анализ показал что в тексте часто единицы смысл которых заключается в правильных знакомствах. Прежде всего это знакомства с людьми, которые обладают влиянием или могут быть полезными автору. Еще будучи двенадцатилетним учеником Франклин знакомится с учениками книготорговцев, что дало ему доступ к библиотекам их мастеров. Теперь ему больше не нужно было продавать книги, чтобы купить новые, как он делал это раньше.

К слову, о книгах, вскоре после того, как юных Бенжамин вступает на должность ученика печатника, он знакомится с предпринимателем Мэтью Адамсом: «Спустя некоторое время один купец, умный и здравомыслящий человек по имени Мэтью Адамс, имевший прекрасное книжное собрание и часто посещавший нашу типографию, обратил на меня внимание, пригласил "меня посмотреть его библиотеку и очень любезно предложил давать мне читать любые книги по моему выбору.»39 Не совсем очевидным является причина внимания купца к ученику типографа, но по тому как Франклин характеризует его как «умного и здравомыслющего» - их знакомство возникло на ниве литературы. Таким образом Бенджамин еще в детстве умел ладить с людьми, причем стремился к тем кто был в силу возраста и положения более эрудирован и богат.

Франклин весьма негативно отзывается о любом  приминении силы. Причем ему претит не просто ее проявление, а скорее довление одной личности на другой в принципе. Фактически для него есть лишь один авторитет, силе которого он не сопротивляется – его отец. Однако и здесь мы можем определить характер этой силы – это все та же сила разума. Отец не заставил насильно сына заниматся мыловарением, он терпеливо показывал ему профессии одна за другой и в конце концов, проанализировав увлечения сына выбрал наиболее подходящую для него профессию. Сила мысли, и как, следствие, сила слова – вот идеал к которому стремился сын все годы. Его упорный труд – самосовершенствование собственного слога, речи – вес было направлено на выработку силы. Можно возразить – если сила слова берет свое начала в мысли, то есть разуме, то надо прежде всего тренировать мышление. Да, именно мышление тренировал Франклин во время занятий по улучшению слога: «Иногда я в беспорядке перетасовывал свои конспективные записи и через несколько недель пытался расположить их наилучшим образом, прежде чем составлять законченные Фразы и дописывать очерки. Это должно было научить меня упорядоченному мышлению.»40 Возникает вопрос: как четырнадцатилетний мальчишка мог беспокоится об упорядоченность своего мышления? Здесь мы должны делать поправку на время – если рассуждать как человек VXIII века – то это может быть вполне иметь место – ведь жизнь заставляла человека взрослеть значительно раньше чем сейчас. Однако подлинный ответ кроется в другом: «Примерно в это же время я прочел сочинение Локка «О человеческом разуме» и «Искуство мышления», написанное гоподами из Поле-Рояля.»41 Вот откуда черпал идеи для самосовершенствования Бенджамин Франклин. Его усиленную работу по совершенствованию можно сравнить с тренировкой боксера. Как правило, юный спортсмен проигрывает, впервые выйдя на ринг и это задевает его самолюбие. Так и Франклин сразился с одним из своих приятелей – Коллинсом, у них разгорелся диспут по поводу «женского вопроса»: «Он был от природы более красноречив, обладал большим запасом слов, и иногда, как мне казалось, я бывал побежден не столько силой его аргументации, сколько словесным искусством.»42 С тех пор не мало часов прошло за самосовершенствованием левой и правой рук автора – речи и письма. Количество упоминаний Франклина о своих занятиях, чтении с трудом поддается подсчету.

Нет сомнений, что перед нами не просто мемуары. Он вел обширную переписку, дипломатическую и личную, и в совершенстве владел эпистолярным жанром. Франклин охотно пародировал популярные жанры колониальной беллетристики: рассказ путешественника ("Путешественник: Гигантский прыжок кита", 1765) и рассказ пленника (бурлескный "Отчет о пленении Уильяма Генри в 1755, его пребывании среди индейцев племени Сенека в течение 6 лет и 7 месяцев, пока он не сбежал от них", 1766). Вместе с тем сам он отнюдь не избегал популярности и предпочитал, как явствует уже из перечня его сочинений, преподносить моральные уроки в юмористической форме, обреченной на читательский успех. Таково и его стихотворное размышление о нравственной природе человека — 20 строк текста и три строки заглавия, гласящего: "В защиту молодого человека, содержащегося в тюрьме и в оковах за совращение старухи 85-и лет <...>, у которой был один только глаз, и тот красный".

Простое перечисление всех сочинений Б. Франклина заняло бы далеко не одну страницу, особенно если учесть не только его литературные произведения, но и литературную критику и многочисленные философские и научные трактаты, проекты технических изобретений и политические проекты. И поистине «лебединой песней» пера Франклина является автобиография. Как известно, она была писалась в последние годы отца-основателя и, естественно вобрала в себя все лучшие его наработки в области публицистики и слога с внешней стороны. А так как целью Бенджамина было передать своему сыну(и не только ему) все лучшее, мы можем встретить в «Автобиографии» множество мыслей, посвященных просветительской философии, теологическим воззрениям, понятию смысла жизни, рецепту достижения успеха в делах и т.д. 

Как и у любого филосовского учения  и мировоззрения  каким логичным и верным оно бы не казалось, есть и своя «темная  сторона луны». Для философии  разума таким подводным камнем можно  назвать откровенный меркантилизм. В XIX веке укореняется, поддержанный в особенности романтиками взгляд на Франклина как на проповедника «филистерской» морали и грубого апологета буржуазно-собственнического идеала. Карлейль называет Франклина «отцом всех янки», подразумевая под «янки» тип американского бессовестного буржуа-дельца. Ките с презрением говорит о «философствующем квакере, набитом скаредными поучениями». Эти суждения основываются, главным образом, на дидактических страницах «Автобиографии». Однако не только в этой главе можно найти пример его расчетливости. Например в первой части мы видим следующие строки: «Иногда человек, имея немного денег, бывает более щедрым, чем когда их у него много, возможно потому, что боится, как бы не подумали, что у него мало.» При этом в предыдушем абзаце Франклин отдает все свои наличные деньги гребцам, несмотря на то что сам внес в работу веслами не меньший вклад. Так что, если смотерь на описываемые события однобоко, пытаясь обнаружить в характере автора лишь меркантилизм, полной картины его характера увидеть не удастся. Расчетливый ум франклина соединяется с его же христианской добродетелью и щедростью.

Информация о работе Автобиография Бенджамина Франклина. Контент-анализ