Александр Невский и его политика с Золотой Ордой и немецко-шведской агрессией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 21:07, реферат

Краткое описание

Князь Александр Невский (1220—1263) оставил яркий след в русской истории как незаурядный полководец, дипломат, государственный деятель. Однако далеко не все подробности его биографии, к сожалению, известны. Историки больше касались его военных свершений. Международная, геополитическая деятельность князя прояснена еще недостаточно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Гл.1. Юность Александра Невского…………………………………………………4
Гл.2. Войны с Западом…………………………………………………………………5
2.1 Невская битва…………………………………………………………………….6
2.2 Ледовое побоище………………………………………………………………...8
Гл.3. Политика князя Александра Невского в отношениях
с монголо-татарами…………………………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………………….20
Список использованных источников………………………………………………23

Прикрепленные файлы: 1 файл

История отечества.docx

— 51.29 Кб (Скачать документ)

 

2.2 Ледовое побоище

 

       Прошло немного больше месяца, как над Новгородом и Псковом  нависла новая угроза. Александру  сообщили, что немецкие крестоносцы,  собранные из всех крепостей  затеяли большой поход на Русь.  КК и прежний, он был подготовлен  дипломатами папской курии. На  него не жалели средств и  сил. Возглавил поход ливонский  вице-магистр Андреас фон Вильвен.16

       Положение сложилось опасно, и  меры для обороны нужны были  срочные и решительные. Рассчитывать  на большую помощь из разрозненной  татаро-монголами Владимиро-Суздальской  земли не приходилось. Александр  был человеком решительным, весь  в отца. Он пошел на риск. На  новгородское  боярство  опять  пли крупные расходы, для спешной  подготовки к войне. Однако  корыстные бояре упирались. После  Невской победы Александр должен  был показать им свою власть  в республике. Уладить несогласие  не удалось. Александр за многие  пребывание в Новгороде изучил  повадки боярства. Он прибегнул  к крайней мере: зимой 1240 года  с семьей и двором  уехал  к отцу в Переяславль. Не  зря Ярослав учил Александра  новгородской политике. Между тем  на севере опасность вторжения  возрастала. Рыцарские отряды чинили  разбой в Новгородской земле.  Шумное  новгородское вече отправило  посла к Ярославу Всеволодовичу  просить к себе Александра. Тяжелая рука Александра вновь легла на боярскую господу. В свои далекие расчеты он бояр не посвящал, а требовал денег и оружия. Но выбора не было - ведь Александр был отменным знатоком воинского наряда. Смелость, решительность – вот с чем считается противник. 17

       Придирчиво собрав войско из  новгородцев, ладожан, и ижорян, князь Александр выступил против  крестоносцев. Александр задумал  контрнаступление на врага. Своих  сил мало - нужна помощь из Владимира.  Ярослав отправил Александру  свои полки. Полки Александра  повернули на Псков. Неожиданно  ворвались они в крепость и  освободили от захватчиков этот  древний город.

       На западном берегу Псковского озера, продвигаясь севернее, к Чудскому войско остановилось и занялось « зажитием» - фуражировкой и сбором продовольствия, а дозоры разведывали, сколько немцев и где они. Князь словно чувствовал, что предстоит решающая схватка, и потому старался не углубляться в ливонские земли. Дозорный отряд под командованием Домаша Твердиславича и воеводы Кербета неожиданно наткнулся на главные силы рыцарей. Бой был неравный, большая часть отряда вместе с Твердиславичем погибла. Пускай с потерями, но численность наступающего врага выяснить удалось. Приближалась решительная битва, которой князь искал.18

       Гениальный полководец должен был понять, что противник теперь знает местонахождение его войск от пленных, которых по обычаям тех времен могли подвергнуть пыткам. Отсюда следует, что рыцари захотят проверить показания пленных, проведут разведку и атакуют. Именно в этот момент он должен был понять, что победа сама идет к нему, а для этого необходимо сделать все, чтобы рыцари знали его местонахождение. И он с войском встал лагерем... на западном берегу Чудского озера! Целый день спешно обследовал   Александр Чудское озеро, его берега, протоки. Наконец он нашел самое подходящее место для боя. Узмень - ныне Теплое озеро.

         Александр позволил немцам провести разведку своего лагеря на западном берегу Чудского озера. Русский лагерь должен был быть отчетливо виден издалека, а со стороны берега должно было быть заметно, что позади русских местами проступает вода. Князь рассчитывал, что немцы захотят сбросить новгородцев в воду, так как лед уже был непрочный. Князь Александр поставил свое войско на мелководном, промерзшем до дна  прибрежном участке Узмени. Его боевой порядок почти примыкал к лесистому восточному берегу. Правое крыло защищала покрытая слабым льдом Сиговица.  Перед левым был далекий ледяной обзор. Наступающее по открытому льду немецкое войско было видно как на ладони. Под ногами у русских прочно нужно было пропустить немцев, когда они двинуться с той стороны, чтобы уперлись в берег, а потом с двух сторон навалиться и опрокинуть на хрупкую и пористую Сиговицу.

 

 

 

       На рассвете 5 апреля 1242 года Александр  увидел, как вся масса немецких  войск устремилась на русских.  Устрашающе размерено  двигался  безликий железный клин.  Порядок этого построения известен; тупорылый клин, впервой шеренге три рыцаря, во второй — пять, в третьей — семь и далее увеличение шеренг на два всадника. Острие клина состояло только из конных рыцарей, пехота шла позади, защищенная со всех сторон конными рыцарями. Такое построение прикрывало легковооруженную пехоту от стрел, которыми могли засыпать клин при приближении к вражескому строю. В острие клина под знаменем находился весь командный состав армии — рыцарская честь не позволяла командирам идти позади, но и впервые ряды они не становились — там находились самые опытные и сильные рыцари.

       Приближаясь к врагу на расстояние полета стрелы, идущие с края пехотинцы опускали щиты, прикрывая просветы ниже бронированных крупов коней, тем самым, защищая строй от поражения стрелами в ноги и нижнюю часть тела, а идущие в центре поднимали щиты над головой, защищая весь строй пехоты от навесного обстрела вражескими лучниками. «Свинья» мгновенно превращалась в огромную бронированную «черепаху», заставляя противника лишь попусту тратить стрелы, не причинявшие ей никаких потерь. «Свинья» подходила к врагу шагом, иначе пехота не поспевала за всадниками и теряла бы в беге силы, необходимые для боя. Лишь за несколько десятков метров рыцари переходили на рысь, а пехота — на бег, чтобы с разгону протаранить боевые порядки врага. Этот неспешный подход в сочетании с неуязвимостью для стрел еще до боя оказывал на противника деморализующее воздействие, что имеет на войне очень большое значение!

       Чудское озеро. Минимум 450 конных рыцарей и 10-12 тысяч пехотинцев в составе «свиньи», Строй плотный как у конных, так и у пеших воинов. Один рыцарь в полном вооружении вместе с конем весил минимум 300 килограммов, один пехотинец примерно 80 килограммов. Численность пехоты в среднем — 11 тысяч. По льду Чудского озера компактным строем шла «свинья» живым весом в одну тысячу тонн!

       …Александр с возвышенного места  смотрел и ждал. Он уклонился  от обычного принятого встречного  удара, показной дружинной доблести  он предпочел мудрость. Выставив  ночью, заслон впереди, он велел  ему стоять как вкопанному, пока, весь рыцарский клин не втянется  в русские ряды. Заслон волю  Александра выполнил. А уж потом,  отбиваясь мечами, теряя воинов  и смыкая редеющие ряды, стал  медленно отходить. Наконец рыцари  смяли заслон и устремились  вперед. Но здесь их конница,  утратив и строй, и боевой  порыв, считая, что дело выиграно, оказались перед занесенным глубоким  снегом, непроходимым для нее  лесистым берегом Узмени.

       Теперь пора. Александр подал  знак, и внезапно на  рыцарей  устремились главные силы русских,  с одной стороны новгородцы  и псковичи, с другой стороны  суздальская рать. И Александр,  и каждый его соратник сердцем  чувствовали  победный исход  этой жаркой битвы. В тяжелые  удары своих мечей они вкладывали  все свое горе, всю боль за  пережитое Русью. Это была дотоле  невиданная битва.19

Замысел Александра удался вполне. Русские люди « кровь  свою прольша» не напрасно, цвет рыцарства  был разгромлен.20 Было убито одних только рыцарей 400, многие рыцари потонули в Чудском озере, а 50 попали в плен. Посрамленных пленных крестоносцев подводили к Александру.

       Победа Александра Невского над  шведскими  и немецкими феодалами  спасли Северо - Западную Русь  от порабощения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гл.3. Политика  князя Александра Невского в  отношениях с монголо-татарами

 

       На плечи Александра пало еще  одно тяжелое предназначение, неизбежность  которого он давно предвидел.  С годами все более грозную опасность для Русь приобретали действия ханов Золотой Орлы. Ордынцы, как и во времена Батыева похода, располагали силами, по численности во много раз превосходившими местные русские ополчения. Монгольская империя все более изощренно угнетала народы. Они с успехом осаждали крепости и  господствовали в полевом бою, отработав тактику стремительного наступления, окружения противника, заманивания его ложным бегством. Захватчики разоряли, и грабил не только города, но и целые области. Они периодически намеренно уничтожали население, угоняли в плен заложников и мирных жителей. Характерно, что, проводя массовые репрессии, ордынцы не заключали никаких договоров с побежденными, не давая никаких гарантий, что новых нападений не будет.

       В условиях постоянного натиска  завоевателей с севера и юга  князь Александр стремился поддерживать  мирные отношения с правителями  Золотой Орды. В 1243г. отец Александра  Невского великий князь Ярослав  Всеволодович получил от Батыя  ярлык на великое владимирское  княжение. Через год Ярославу  вновь пришлось ехать по вызову  хана в Орду, оттуда - в столицу  монгольской империи, где он  был отравлен (1246г.)21

       По определению А. Н. Насонова, татарская политика на Руси «выражалась не в стремлении создать единое государство из политически раздробленного общества, а в стремлении всячески препятствовать консолидации, поддерживать взаимную рознь отдельных политических групп и княжеств»22. Завоеватели ввели в практику раздачу ярлыков на княжение. В ставку татаро-монгольских ханов потянулись владетели русских земель для получения унизительной санкции на власть. Неугодные князья уничтожались, подобно тому, как в 1246 г. погиб великий князь Ярослав Всеволодович. Эта расправа была зловещим предзнаменованием для его сына Александра.

       Вторжение на Русь в 1237 г. татаро-монгольских полчищ круто изменило обстановку. Все более набиравшее ход экономическое и культурное развитие страны было прервано. Захватчики вели невиданную для той поры войну, основанную на тотальном истреблении народа. В 1238 г. пал Владимир, столица Северо-Восточной Руси. В течение февраля 1238 г. монголы взяли на Северо-востоке 14 городов, не считая слобод и погостов. 4 марта того же года за Волгой на р. Сяти было разгромлено русское войско и погиб великий князь Юрий. Завоевание Владимиро-Сузальского княжества было завершено. Монгольская армия двинулась дальше, не тронув Новгорода и Пскова.

       С трудом стали восстанавливаться разрушенные города. Но надежды на то, что захватчики ушли навсегда, не оправдались. Страну подстерегали новые беды. В те же годы военная угроза нависла над Северо-Западной Русью: шведские и немецкие феодалы, воспользовавшись разгромом большей части страны, открыли «второй фронт», чтобы завладеть землями Новгорода и Пскова.

       Посещение монголов должно было  многому научить Александра и  во многом изменить его взгляды.  Он познакомился близко с завоевателями  Руси и понял, с какой стороны  с ними ужиться, возможно. Свирепые  ко всему, что сопротивлялось  им, монголы требовали одного - раболепного  поклонения. Это было в их нравах  и понятиях, как и вообще у  азиатских народов. Чрезвычайная  сплоченность сил, безусловное  повиновение старшим, совершенная  безгласность отдельной личности  и крайняя выносливость - вот те  качества, способствовавшие монголам  совершать свои завоевания, - качества, совершенно противоположные свойствам  тогдашних русских, которые, будучи  готовы защищать свою свободу  и умирать за нее, еще не  умели сплотиться для этой  защиты. Проницательный ум Александра, вероятно, понял также, что покорность  завоевателю может доставить  такие выгоды князьям, каких  они не имели прежде.23

       Историки иногда ставят Александру  Невскому в вину его «протатарское»  поведение в 1257-1259 годах. Однако в сложившейся тогда обстановке был единственный выбор: или вынужденное согласие на дань, или военный разгром Северной Руси, на этот раз – включая Новгород и Псков. Пришлось выбирать наименьшее зло. Дать отпор беспощадному врагу военными средствами Русь не могла. Разрозненные очаги сопротивления на севере и юго-западе страны не изменяли обстановки. Брат Александра Андрей в соперничестве за велико-княжеский владимирский стол навлек поход ордынского царевича Неврюя. Восстановленные было города Владимир и Переяславль-Залесский подверглись новому погрому.24

       Смерть отца, действия брата, всесилие Орды вынудили Александра приспособиться к трудным обстоятельствам. Чтобы уцелеть и избежать карательных мер, он пять, раз ездил на поклон к монгольским ханам в Сарай и Каракорум. Ему пожаловали ярлыки сначала на великое княжение в Киеве и Русской земле (имеются в виду южные районы с городами Киевом, Переяславлем Русским и Черниговом), а затем в во Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской и Полоцко-Витебской землях. Своей столицей Александр избрал Владимир, несмотря на то, что этот город был более уязвим для набегов ордынцев, чем, например, Новгород и Псков. Северо-Восточная Русь еще в ХII в. стала выдвигаться в качестве объединяющего общерусского ядра. «На владимирских князей в первые годы ига продолжали смотреть как на защитников не только земель Ростово-Суздальской, Новгородской и Смоленской, и земель киевского юга»25. Правда, к середине ХIII в. Владимиро-Суздальское княжество было основательно разорено и обескровлено, чем и воспользовались ордынцы, но уже не в военных целях.

       В 1257 г. Александр Ярославич узнал о поголовной податной переписи населения Руси. Он не смог приостановить исчисление новгородцев, более того, в 1258 г. усмирил волнения горожан, поднявшихся против ожидаемых поборов. Кроме сбора дани русским угрожала еще иная тягость: помогать войскам татарам в их войнах с другими народами. С 1259 г. устанавливается регулярный сбор дани баскаками. Признание такой повинности далось, нелегко, но приходилось смириться перед военной угрозой. Ценой признания дани Александр Ярославич спас от неминуемого разгрома Новгородскую землю, ослабил давление на Северо-Восточную Русь. Баскаки, следившие за выплатой поборов, расположились в крупных городах, но в Новгороде и Пскове обошлось без них. Такую уступку ордынцев русским, скорее всего, можно поставить в заслугу великому князю.

       В 1263 году Александр спешил  в Сарай  по вызову хана  Берке. Тот готовился к войне  с иранским ханом и решил,  коль скоро непокорна Русь, пустить  в дело и русских. Александр  ехал с твердым намерением  избавить Русь от участия в  чужой  ей войне. Хан Берке  оказался более милостлив к  русским чем, можно было ожидать.  Он по просьбе Александра освободил  русских от обязанности идти  на войну. Александр, однако, прожил  тогда в Орде всю зиму и  лето и это заставляет предполагать, что не сразу удалось ему  приобрести такую милость для  своих соотечественников. Возвращаясь  от туда по Волге, больным,  он остановился в Нижнем Новгороде,  через силу продолжал путь  далее, но, приехав в Городец,  окончательно слег и, приняв  схиму, скончался 14 ноября 1263года. Было ему сорок три года.26

Информация о работе Александр Невский и его политика с Золотой Ордой и немецко-шведской агрессией